6036 0

ИЗМЕНЕНИЕ АДРЕСА — последствия для юридических и физических лиц

06.07.11
Субъекты предпринимательства иногда меняют свое местонахождение, а предприниматели — свое местожительство. Это приводит к необходимости проведения некоторых действий по перерегистрации адреса. На что повлияет изменение адреса субъекта предпринимательства, что при этом и в какие сроки должны сделать представители юридического лица и предприниматель, какими могут быть последствия фактического изменения адреса без его юридической перерегистрации? Обо всем этом расскажем в предлагаемой статье.

Что понимать под юридическим адресом предприятия

В нормативных документах имеются два разных определения этого понятия.

Согласно ст. 93 ГКУ с 1 января 2011 года местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности либо расположения офиса, из которого производится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществляются управление и учет. Такое определение введено Законом Украины от 02.12.10 г. № 2756-VІ.

Зато в ст. 1 Закона о госрегистрации названным выше Законом определение местонахождения юридического лица не изменено, поэтому в соответствии с этой нормой — это адрес органа либо лица, которые согласно учредительным документам юридического лица или закону выступают от его имени.

Как видим, определения этого понятия не являются тождественными. Так, понятие, приведенное в Законе о госрегистрации, допускает несколько вариантов толкования, в том числе допускающее, чтобы адрес органа либо лица, выступающего от имени юридического лица, не совпадал с расположением офиса, из которого производится ежедневное управление. Норма же ГКУ в своей обновленной редакции четко указывает на желание законодателя, чтобы так называемый юридический адрес предприятия (т. е. адрес, по которому оно зарегистрировано) совпадал с его фактическим местонахождением.

Так на какое из приведенных определений следует ориентироваться субъектам хозяйствования? На наш взгляд, хотя в ст. 1 Закона о госрегистрации сказано, что соответствующие термины применяются в значении, приведенном в данном Законе, преимущество все-таки следует отдать терминологии ГКУ, тем более, что и ранее законодательство не давало оснований воспринимать как подобающую ситуацию, когда предприятие не находилось по месту своей регистрации. По нашему мнению, имеет место исключительно законодательный недостаток (наверное, законодатель забыл внести изменения в Закон о госрегистрации). И в дополнение еще один аргумент: признанным в юридической практике является правило, в соответствии с которым если нормы разных законов противоречат друг другу, применяется тот из них, который имеет высшую юридическую силу, и/или принятый позднее. Например, согласно ч. 2 ст. 4 ГКУ, если субъект права законодательной инициативы подал в ВРУ проект закона, регулирующего гражданские отношения иначе, чем ГКУ, он обязан одновременно подать проект закона о внесении изменений в ГКУ. А у нас прямо противоположная ситуация. Изменения внесены в ГКУ, а не в Закон. По логике, следовало бы внести изменения одновременно и в Закон о госрегистрации. Это, в частности, говорит о следующем: при раскрытии такого понятия, как «налоговый адрес», которое используется в НКУ и под которым для юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) понимается местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в ЕГР, следует ориентироваться именно на ГКУ, а не на Закон о госрегистрации.

 

Принятие юрлицом решения об изменении местонахождения

Первый вопрос, который здесь возникает: кто может принять решение об изменении местонахождения?

Данный вопрос нормативными документами не урегулирован. Но и без этого понятно, что для выяснения соответствующей компетенции следует обратиться к уставу юридического лица (учредительному договору, другим учредительным документам).

Если местонахождение прописано в уставе, то нужно будет менять устав. А такие изменения осуществляются только по решению высшего органа управления юридического лица — общего собрания учредителей (участников).

Если местонахождение в уставе не прописано, нужно смотреть, к компетенции какого органа относится этот вопрос. Если исполнительного (дирекции и т. п.), то данное решение принимается этим органом. Если общего собрания учредителей — требуется соответствующее решение учредителей общего собрания (хотя такое распределение полномочий на практике встречается крайне редко).

Соответствующее решение целесообразно оформить протоколом (для общего собрания) или распоряжением, приказом (для дирекции). Хотя по большей части в тех случаях, когда определение местонахождения не является исключительной компетенцией общего собрания, решение отдельно не документируется. Происходит фактическое перемещение офиса или места ведения деятельности в другое место, на которое у юридического лица должны быть соответствующие права — то ли право пользования, то ли право собственности.

Однако принять решение — еще не значит переехать. Процесс переезда может растянуться на достаточно длительное время. Поэтому физически местонахождение не может считаться измененным на дату принятия решения.

Местонахождение считается юридически измененным со дня государственной регистрации изменений к уставу или внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГР.

 

Изменения в учредительных документах и уведомление госрегистратора

Изменения учредительных документов. Еще в 2005 году в ч. 2 и 4 ст. 57 ХКУ и ст. 88 ГКУ были внесены изменения (Законом Украины от 03.03.05 г. № 2452-IV), в соответствии с которыми сведения о местонахождении юридического лица не должны в обязательном порядке содержаться в учредительных документах. Таким образом, они могут быть внесены в учредительные документы разве что по желанию учредителей.

Однако эти изменения не затронули Закон о хозяйственных обществах, в ст. 4 которого указано, что учредительные документы общества должны содержать сведения о его местонахождении. Так неужели для хозяйственных обществ сведения о местонахождении обязательно должны указываться в учредительных документах?

По мнению Госкомпредпринимательства (см. письма от 27.10.08 г. № 9067, от 12.01.08 г. № 192, от 27.07.06 г. № 5460 и от 17.07.06 г. № 5190), нет, потому что изменения в ХКУ и ГКУ внесены позднее. То есть Госкомпредпринимательства применяет ту же логику при урегулировании правовых коллизий, о которой мы говорили выше.

Следовательно, для любых юридических лиц указание в учредительных документах местонахождения не является обязательным, но может быть указано по желанию учредителей.

В последнем случае при изменении местонахождения нужно будет вносить изменения в учредительные документы. Вносятся такие изменения решением общего собрания учредителей либо единолично учредителем, если он один. В дальнейшем такие изменения подлежат госрегистрации, о чем расскажем далее.

Здесь возникает еще один вопрос: когда следует вносить изменения в учредительные документы — до момента физического изменения местонахождения, во время такого изменения либо после него?

Логично, что во время такого изменения. Но на практике это не всегда можно сделать. Да и законодательно этот момент не прописан. Поэтому совет здесь такой: изменения в учредительные документы желательно внести как можно скорее после физического изменения местонахождения.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о госрегистрации для проведения госрегистрации изменений к учредительным документам юридическое лицо должно подать (направить заказным письмом с описью вложенного) следующие документы:

— заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица (форма № 3, утвержденная приказом Госкомпредпринимательства от 20.04.07 г. № 54);

— экземпляр оригинала или нотариально удостоверенную копию решения о внесении изменений в учредительные документы. Документ, подтверждающий правомочия принятия решения о внесении изменений в учредительные документы;

— оригиналы учредительных документов юридического лица с отметкой об их госрегистрации со всеми изменениями, действующими на дату подачи документов, или копию опубликованного в специализированном печатном средстве массовой информации уведомления об утрате всех или части указанных оригиналов учредительных документов;

— два экземпляра изменений к учредительным документам юридического лица в виде отдельных приложений или два экземпляра учредительных документов в новой редакции;

— документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение госрегистрации изменений к учредительным документам.

В течение трех рабочих дней с даты поступления документов госрегистратор должен провести госрегистрацию изменений и не позднее следующего рабочего дня должен выдать (направить заказным письмом с описью вложенного) заявителю один экземпляр оригинала учредительных документов в старой редакции с отметками госрегистратора о проведении госрегистрации изменений и в тот же день передать соответствующим органам статистики, ГНС, ПФУ сведения из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица.

Если новое местонахождение юридического лица расположено на территории другой административно-территориальной единицы, госрегистратор должен передать регистрационное дело госрегистратору по новому местонахождению юридического лица. Передача осуществляется в таком же порядке, какой мы описали для первой ситуации.

Возникает вопрос: в какой срок следует подавать документы госрегистратору для проведения госрегистрации изменений? Согласно ст. 7 Закона о хозяйственных обществах общество обязано в пятидневный срок уведомить орган, проведший регистрацию, об изменениях, произошедших в учредительных документах, для внесения необходимых изменений в ЕГР.

Итак, общее собрание общества принимает решения о внесении в устав изменений, связанных с изменением местонахождения, оформляя это протоколом. После этого в течение 5 дней (наверное, календарных) должны быть поданы документы госрегистратору.

А для других юридических лиц срок подачи документов не установлен. Считаем, что по аналогии закона (см. ч. 1 ст. 8 ГКУ) также должен применяться пятидневный срок.

Уведомление госрегистратора. Об изменении местонахождения юридическое лицо в любом случае должно уведомить госрегистратора, поскольку необходимо внесение изменений в сведения о юридическом лице в ЕГР.

В ситуации, когда местонахождение не указано в уставе (учредительных документах), лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица (исполнительного органа), подает (направляет заказным письмом с описью вложенного) государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела юридического лица заполненную регистрационную карточку о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГР, по форме № 4, утвержденной приказом Госкомпредпринимательства от 20.04.07 г. № 54 (п. 1 ст. 19 Закона о госрегистрации).

То есть даже если новое местонахождение юридического лица находится на территории другой административно-территориальной единицы, где есть свой госрегистратор, регистрационную карточку следует все равно подавать прежнему госрегистратору.

Не позднее следующего рабочего дня с даты поступления регистрационной карточки госрегистратор должен внести изменения в данные о местонахождениях юридического лица, содержащиеся в ЕГР. В тот же день госрегистратор должен уведомить о проведенных изменениях органы статистики, ГНС, ПФУ.

В то же время госрегистратор должен выдать (направить заказным письмом с описью вложенного) заявителю выписку из ЕГР.

Если новое местонахождение юридического лица расположено на территории другой административно-территориальной единицы, госрегистратор в течение 10 рабочих дней с даты госрегистрации изменения местонахождения обязан передать по описи регистрационное дело госрегистратору по новому местонахождению юридического лица. А этот последний госрегистратор обязан в течение 10 рабочих дней с даты приема регистрационного дела уведомить заказным письмом юридическое лицо об изменении местонахождения регистрационного дела.

Здесь снова возникает наш вопрос: а в какой срок с даты физического изменения местонахождения следует подавать госрегистратору регистрационную карточку? И снова о сроке в нормативных документах нет ни слова.

В ч. 11 ст. 19 Закона о госрегистрации сказано, что юридическое лицо обязано ежегодно в течение месяца, наступающего за датой государственной регистрации, начиная со следующего года, подтверждать сведения о себе, содержащиеся в ЕГР (подавая регистрационную карточку формы № 6-підтвердження).

Из этого мы можем сделать вывод, что регистрационную карточку следует подать, как минимум, до момента подачи формы № 6-підтвердження. Таким образом, теоретически такой срок может длиться год с момента фактического изменения местонахождения.

Но во избежание всяческих недоразумений, связанных прежде всего с данными об адресе для ГНС, мы советуем не затягивать с этим, а стараться проводить перерегистрационные процедуры как можно быстрее.

 

Статорганы, соцфонды

Новая статистическая справка. В связи с изменением местонахождения юридическое лицо должно будет получить новую справку из ЕГРПОУ, выдаваемую органами статистики по новому местонахождению.

Порядок получения справки регламентирован Положением № 386. Для этого следует подать (лично, направить по почте или другими средствами связи) запрос органам статистики на получение справки в произвольной форме.

Справка из ЕГРПОУ выдается органом статистики уполномоченному представителю юридического лица в пятидневный срок со дня получения запроса (п. 16 Положения № 118). Справка предоставляется за плату, размер которой устанавливается Госкомстатом.

Уведомление ГНС. Прежде всего отметим, что здесь будет идти речь об уведомлении ГНС об изменении адреса. Если же юридическое лицо является плательщиком НДС, ему отдельно нужно будет осуществить перерегистрационные процедуры плательщика НДС в порядке, предусмотренном Положением № 978.

Следовательно, при изменении местонахождения юридическое лицо должно уведомить об этом ГНС (п.п. 16.1.11 НКУ). При этом особенности зависят от того, где именно находится новое местонахождение юридического лица — на территории той же или другой административно-территориальной единицы.

Если на той же территории, то юридическое лицо продолжает учитываться в той же ГНС. А об изменении адреса ГНС уведомит госрегистратор, а орган ГНС на основании этих данных внесет соответствующие изменения в Единый банк данных юридических лиц. Само же юридическое лицо согласно п. 66.5 НКУ, п. 9.4 Порядка № 979 должно заменить справку по ф. № 4-ОПП. Для этого в течение 10 календарных дней со дня регистрации у госрегистратора изменений о местонахождении юридическое лицо должно подать в ГНС письменное обращение в произвольной форме с приложенным оригиналом справки по ф. № 4-ОПП. В обращении приводится причина замены справки — изменение местонахождения. Орган ГНС в течение двух рабочих дней выдает плательщику новую справку.

Если новый адрес предприятия — на другой территории, процедура перерегистрации более сложна, ведь плательщика нужно перевести на обслуживание из одного органа ГНС в другой. Регламентируется она разделом Х Порядка № 979.

Прежде всего, так же, как указано выше, плательщик меняет в «старой» ГНС оригинал справки по ф. № 4-ОПП, получая взамен временную справку, срок действия которой соответствует двадцатому дню, следующему за днем завершения срока пребывания на учете по старому местонахождению.

Затем в течение 10 календарных дней со дня регистрации у госрегистратора изменений о местонахождении юридическое лицо должно подать в ГНС по новому местонахождению заявление по ф. № 1-ОПП (предприниматели подают заявление по форме № 5-ОПП) с отметкой «Перерегистрация» и копию выписки из ЕГР.

В течение 10 рабочих дней со дня получения указанных документов новый ГНС направляет старому ГНС информационное письмо и копии таких документов.

Здесь следует напомнить норму ч. 8 ст. 45 БК: в случае изменения местонахождения субъектов хозяйствования — плательщиков налогов уплата определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода.

Следовательно, несмотря на подачу приведенных выше документов, плательщик налогов будет находиться на учете по старому местонахождению по крайней мере до конца текущего бюджетного года (п.п. 10.1.4 Порядка № 979).

Другими основаниями продления срока пребывания по старому местонахождению являются окончание документальной проверки и согласование ее результатов, возврат излишне уплаченных налогов, окончание процедуры судебного или административного обжалования сумм денежных обязательств.

В течение 5 рабочих дней после окончания указанного срока пребывания по старому местонахождению (конец текущего бюджетного года и т. п.), если он был больше месяца, или в течение месяца после получения приведенных выше документов (ф. № 1-ОПП и др.) старый орган ГНС направляет новому органу ГНС пакет учетных документов плательщика.

В течение пяти рабочих дней после поступления пакета документов новый орган ГНС ставит у себя плательщика налога на учет, оформляя три экземпляра уведомлений по ф. № 11-ОПП. Два из этих экземпляров направляются в старую ГНС. После поступления уведомления по ф. № 11-ОПП с указанием даты взятия на учет плательщика налогов по новому местонахождению старый ГНС в течение двух рабочих дней снимает с учета плательщика налогов и формирует и направляет в новый орган ГНС в электронном виде пакет учетных документов.

Напоследок в таком же порядке, как указано выше, плательщик сдает в новый орган ГНС временную справку по ф. № 4-ОПП и получает новую постоянную справку.

На этом перерегистрационные процедуры в ГНС заканчиваются.

До момента взятия на учет по новому местонахождению налоги уплачиваются и декларации подаются по старому местонахождению. После даты взятия на учет налоговые обязанности начинают выполняться по новому местонахождению.

Перерегистрация в ПФУ. Прежде всего отметим, что в соответствующих нормативных документах ПФУ речь идет о перерегистрационных процедурах только в связи с внесением изменений о местонахождении в учредительные документы (п. 2.5 Порядка № 21-6). Неужели, если изменения в учредительные документы не вносятся, перерегистрацию делать не нужно?

На наш взгляд, нужно. Видимо, налицо обычная невнимательность разработчиков таких нормативных документов. Логично, что во втором случае (изменения в учредительные документы не вносятся) следует поступать так же, как и в первом.

Следовательно, об изменении местонахождения госрегистратор уведомляет орган ПФУ.

Если новое местонахождение юридического лица расположено на территории той же административно-территориальной единицы, орган ПФУ, где юридическое лицо отчитывается и куда уплачивает единый взнос, не меняется. Не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления от госрегистратора орган ПФУ направляет юридическому лицу новое уведомление о взятии на учет по форме согласно приложению 1 к Порядку № 21-6 с примечанием «Изменения».

Если новое местонахождение расположено на территории другой административно-территориальной единицы, орган ПФУ по новому местонахождению не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления от госрегистратора направляет в старый орган ПФУ запрос на перевод. А последний в течение 5 рабочих дней передает новому ПФУ пакет учетных регистрационных документов юридического лица, снимая его у себя с учета (п. 2.7 Порядка № 21-6).

Логично, что в этом случае новый орган ПФУ также должен направить юридическому лицу новое уведомление о взятии на учет с примечанием «Изменения». Правда, в Порядке № 21-6 об этом прямо не сказано, хотя это следует из содержания. Не сказано также, в какой срок нужно направить такое уведомление. По аналогии можем допустить, что не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления от госрегистратора либо получения пакета учетных регистрационных документов от старого ПФУ.

В любом случае, согласно п. 3.5 Порядка № 22-2 отчет за отчетный период (с первого до последнего календарного числа отчетного периода), в котором изменяется местонахождение (как мы понимаем, это дата регистрации изменений госрегистратором), подается в орган ПФУ по новому месту взятия на учет. Как видим, юридическое лицо не должно подавать в ПФУ каких-либо заявлений на перерегистрацию. Это будет сделано ПФУ самостоятельно на основании уведомления госрегистратора. Однако проконтролировать такой перевод не помешает.

Перерегистрация в других социальных фондах. Что касается ФВПТ. В действующей на сегодняшний день Инструкции № 16 предусмотрены устаревшие нормы (пп. 2.13 и 2.14) при изменении адреса страхователя, предусматривающие получение ФВПТ уведомления от госрегистратора о проведении государственной регистрации изменений к учредительным документам. Однако необходимость такого уведомления соцфондов исключена из ч. 14 ст. 29 Закона о госрегистрации с 2011 года в связи с введением единого взноса. Вместе с тем изменение вашего адреса будет зафиксировано в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, в который сведения об изменении адреса внесет ПФУ после получения данных об этом от госрегистратора. С учетом этого страхователи, получающие пособия для своих работников из ФВПТ согласно Порядку № 26, смогут получать эти средства уже по новому местонахождению. Ведь п. 5 Порядка № 26 предусмотрена подача заявления-расчета в рабочий орган Фонда по месту учета в органе Фонда или по месту учета, указанному в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования (для зарегистрированных после 01.01.11 г.).

Кроме того, при подаче отчетности об использовании средств ФВПТ предусмотрена норма, согласно которой отчеты за тот период, когда изменилось местонахождение, подаются в Фонд по новому местонахождению (п. 4.4 Порядка № 4). При этом в отчете формы Ф4-ФСС з ТПП, подаваемой по новому местонахождению, может быть заполнена строка 2 или 7 таблицы I.

Что касается ФНС. В Порядке № 30 не содержится прямой нормы о проведении какой-либо перерегистрации в связи с изменением местонахождения. Однако следует помнить, что согласно п. 3.10 Порядка № 30 страхователи один раз в год до 25 января года, следующего за отчетным, подают в рабочие органы исполнительной дирекции ФНС по местонахождению (местожительству) ведомость распределения численности работников, годового фактического объема реализованной продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности (приложение 5 к Порядку № 30). Естественно, что в случае изменения адреса в пределах одной территории обслуживания Фонда после окончания календарного года этот отчет необходимо будет подать в то же отделение Фонда. Если же территория изменена, то отчет придется подать уже по новому местонахождению. Поэтому не урегулированные на сегодняшний день «переходные» нюансы рекомендуем согласовать в своем ФНС.

Что касается ФБ. На сегодняшний день не существует нормы о необходимости проведения перерегистрации в ФБ, поскольку согласно приказу Минтруда от 29.11.10 г. № 381 исключен раздел 3 Инструкции № 339, который до 01.01.11 г. регулировал вопросы регистрации страхователей. Однако тем страхователям, которые получают дотации из ФБ, следует помнить, что это возможно по месту пребывания работодателя на учете в качестве плательщика единого взноса (п. 11 Порядка № 1 и п. 3.5 Порядка № 82). А вот норма о подаче отчетности по вакансиям (ф. № 3-ПВ, ф. № 4-ПВ (план), ф. № 4-ПН (факт) и ф. № 5-ПН*) согласно приказу Минтруда от 19.12.05 г. № 420 не изменена — эти формы следует подавать в центры занятости по месту регистрации плательщиками страховых взносов. То есть при изменении местонахождения нужно отчитываться уже по новому адресу. Как практически реализовать переход, также рекомендуем уточнить в своем отделении ФБ.

* Подробнее о подаче отчета по форме № 5-ПН читайте в Почте недели «С 2011 года предусмотрена админответственность за неподачу формы № 5-ПН» // «БН», 2011, № 22, с. 33.

 

Последствия при расхождении юридического и фактического адресов юрлица

1. Юридическое лицо может быть прекращено по решению суда. Правда, для этого нужно выполнить соответствующую процедуру.

Как уже отмечалось, юридическое лицо должно ежегодно подтверждать сведения о себе, содержащиеся в ЕГР (ч. 11 ст. 19 Закона о госрегистрации). Если в установленный срок госрегистратор не получит такое подтверждение, он обязан направить юридическому лицу уведомление о необходимости предоставления госрегистратору указанной информации. Такие же действия он должен совершить при получении от органа ГНС уведомления об отсутствии юридического лица по его местонахождению.

2. Если в течение месяца с даты поступления уведомления госрегистратора юридическое лицо не предоставит подтверждение сведений о себе, госрегистратор должен будет внести в ЕГР запись об отсутствии подтверждения указанных сведений. При наличии в ЕГР такой записи юридическое лицо не сможет получить выписку из ЕГР (ч. 8 ст. 21 Закона о госрегистрации). А без такой выписки юридическое лицо будет лишено возможности осуществить определенные юридические действия, например, открыть счет в банке и т. п.

Если же госрегистратору будет возвращено заказное письмо, он должен будет внести в ЕГР запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению (ч. 14 ст. 19 Закона о госрегистрации). А это согласно ч. 2 ст. 38 Закона о госрегистрации и будет основанием для принятия судебного решения о прекращении юридического лица. Обращаться в суд имеет право орган ГНС (п.п. 20.1.12 НКУ). Хотя такой вывод можно назвать дискуссионным, поскольку в действующем законодательстве нет прямой нормы, которая бы уполномочивала налоговые органы обращаться в суд с иском о ликвидации юридического лица именно на основании установления его ненахождения по месту государственной регистрации.

Правда, Закон о госрегистрации не запрещает юридическому лицу предоставить госрегистратору подтверждающие сведения о себе после внесения госрегистратором в ЕГР таких «вредных» записей (письмо Госкомпредпринимательства от 08.09.08 г. № 7572). Это позволит юридическому лицу избежать неприятностей с его же прекращением и др. Подробная информация по данному вопросу содержится также в письмах Госкомпредпринимательства от 12.01.07 г. № 134 и от 08.09.08 г. № 7572.

3. Наличие в ЕГР записи об отсутствии юридического лица по его местонахождению или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице является также основанием для аннулирования свидетельства плательщика НДС (п.п. «ж» п. 184.1 НКУ). Конечно, если юридическое лицо — нарушитель является плательщиком НДС.

4. Отдельное внимание следует обратить на то, что негативные последствия для субъекта хозяйствования могут наступить не только в случае ненахождения по его «юридическому адресу», но и если перерегистрация местонахождения была осуществлена, однако плательщик налогов не уведомил об этом налоговый орган и не осуществил другие организационные действия, в частности, связанные с переоформлением разрешительных документов.

Так, согласно п. 117.1 НКУ при неподаче или несвоевременной подаче заявлений либо документов для регистрации изменения местонахождения на юридическое лицо налагается штраф в размере 510 грн. (на предпринимателей — 170 грн.). А в случае неустранения этого нарушения или за те же действия, совершенные в течение года лицом, к которому были применены штрафы за такое нарушение, — штраф 1020 грн. (для предпринимателей — 340 грн.).

В зависимости от конкретной ситуации могут быть и другие неприятности. Например, при изменении местонахождения нужно вносить данные в полученную лицензию, если юридическое лицо осуществляет лицензируемые виды деятельности. Если этого не сделать, лицензия может быть аннулирована. Также необходимо внести изменения во все разрешительные документы, в которых значится адрес юрлица.

 

Изменение места жительства предпринимателя

В целом почти все описанное выше касается также и предпринимателя (кроме изменения учредительных документов, статистической справки, которых у предпринимателя нет, и т. п.). Хотя существуют и незначительные отличия, и мы остановимся только на таких отличиях. Во всех других аспектах, повторимся, применяются те же положения, что и для юридических лиц.

Перерегистрация трудовых договоров в центре занятости. При изменении местожительства физического лица — работодателя перерегистрация трудового договора с работниками (если трудовые отношения не прекращались) не осуществляется. В случае прекращения его действия снять с регистрации трудовой договор должно ответственное лицо центра занятости, в котором был зарегистрирован трудовой договор (письмо Минтруда от 17.10.08 г. № 328/06/186-08).

Понятие места жительства. В отличие от юридического лица, для которого ГКУ предусмотрено «местонахождение», у физического лица — предпринимателя используется адрес места жительства.

Согласно п. 1 ст. 29 ГКУ местом жительства физического лица являются жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т. п.), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно либо временно.

Физическое лицо может иметь несколько мест проживания (п. 6 ст. 29 ГКУ).

Интересная ситуация. А какой адрес выбрать для регистрации, если их несколько?

Для того чтобы это выяснить, обратимся к определению этого понятия из Закона о госрегистрации (ст. 1). Оно почти такое же, как в ГКУ, только дополнено следующим уточнением — это соответствующее место, находящееся по определенному адресу, по которому осуществляется связь с физическим лицом — предпринимателем.

То есть местом жительства для целей регистрации в качестве предпринимателя может быть только то место проживания, по которому можно связаться с предпринимателем.

Есть и еще одно определение, приведенное в ст. 3 Закона о свободе передвижения: место жительства — административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком более 6 месяцев в год. Причем место жительства подлежит регистрации в порядке, предусмотренном данным Законом. Физическое лицо должно зарегистрироваться в течение 10 дней после прибытия на новое место жительства. Следовательно, после физического изменения места жительства физическое лицо оформляет юридически изменение этого места — внесением сведений в паспорт.

Очевидно, что самое последнее место проживания и является тем местом, по которому осуществляется регистрация предпринимателя. То есть регистрироваться физическое лицо должно в том месте, в котором с ним можно связаться.

А для госрегистратора для установления места жительства физического лица — предпринимателя основанием являются сведения, внесенные в паспорт, а не фактическое место жительства физического лица (см. письмо Госкомпредпринимательства от 25.04.08 г. № 3697).

Уведомление госрегистратора. При изменении места жительства физического лица — предпринимателя это согласно ч. 3 ст. 4 Закона о госрегистрации подлежит обязательной государственной регистрации путем внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра в порядке, установленном данным Законом.

Для этого предприниматель подает госрегистратору лично либо направляет заказным письмом с описью вложенного (ч. 2 ст. 45 Закона о госрегистрации):

— регистрационную карточку на проведение государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (форма № 11, утвержденная приказом Госкомпредпринимательства от 20.04.07 г. № 54);

— документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за госрегистрацию изменений.

В течение двух рабочих дней с даты поступления документов госрегистратор вносит изменения в ЕГР и не позднее следующего рабочего дня уведомляет орган ГНС и ПФУ.

Срок, в который следует предоставить документы госрегистратору, опять-таки не установлен. Однако поскольку для перерегистрации в налоговой документы нужно подать в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений, можно предположить, что в такой же срок желательно предоставлять документы и госрегистратору.

Внесение изменений в ГРФЛ. Кроме внесения изменений в сведения плательщика налога как предпринимателя, нужно внести еще изменения в ГРФЛ.

Для этого в течение месяца со дня возникновения таких изменений физическое лицо подает в орган ГНС по новому месту жительства заявление по форме № 5ДР или по форме № 5ДРП согласно приложениям 10 и 11 к Положению № 954 соответственно (разд. ІХ Положения № 954). Налоговики вносят изменения в течение 10 рабочих дней.

В случае изменения места жительства регистрационный номер учетной карточки лица не меняется (п. 3 разд. ХІ Положения № 954).

 

Документы и сокращения статьи

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

БК — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.10 г. № 2456-VI.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г.
№ 436-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон о хозяйственных обществах — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Закон о госрегистрации — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Закон о свободе передвижения — Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» от 11.12.03 г. № 1382-IV.

Положение № 118 — Положение о Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины, утвержденное постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 118.

Положение № 386 — Положение о порядке и условиях пользования данными Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, утвержденное приказом Госкомстата от 28.11.05 г. № 386.

Положение № 954 — Положение о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов, утвержденное приказом ГНАУ от 17.12.10 г. № 954.

Положение № 978 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 22.12.10 г. № 978.

Порядок № 4 — Порядок формирования и подачи страхователями отчетности по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденный постановлением правления ФВПТ от 18.01.11 г. № 4.

Порядок № 21-6 — Порядок взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-6.

Порядок № 22-2 — Порядок формирования и подачи страхователями отчета по суммам начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-2.

Порядок № 979 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.10 г. № 979.

Порядок № 26 — Порядок финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением правления ФВПТ от 26.12.10 г. № 26.

Порядок № 30 — Порядок отнесения страхователей к классу профессионального риска производства с учетом вида их экономической деятельности и проведения проверок достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности (в том числе основной), утвержденный постановлением правления ФНС от 30.11.10 г. № 30.

Порядок № 1 — Порядок предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденный приказом Минтруда от 10.01.01 г. № 1.

Порядок № 82 — Порядок и сроки предоставления дотации работодателю для обеспечения молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом, утвержденный приказом Минтруда от 25.02.08 г. № 82.

Инструкция № 16 — Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденная постановлением правления ФВПТ от 26.06.01 г. № 16.

Инструкция № 339 — Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339.

ГНС — Государственная налоговая служба.

ГРФЛ — Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов.

ПФУ — Пенсионный фонд Украины.

ЕГР — Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

ЕГРПОУ — Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины.

ФВПТ — Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

ФНС — Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

ФБ — Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)