557 0

Отсутствие налогоплательщика по местонахождению

08.07.11
Такое основание для аннулирования НДС-регистрации, как отсутствие налогоплательщика по его местонахождению, было и раньше. Однако в НКУ не обошлось без нововведений. Теперь дополнительным основанием для лишения статуса плательщика НДС может стать неподтверждение юрлицом сведений о себе. Рассмотрим, в каких случаях соответствующая угроза может приобретать реальные очертания.

Отсутствие по местонахождению: порядок установления

Такое основание для аннулирования НДС-регистрации, как запись об отсутствии юридического лица либо физического лица по его местонахождению в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, было включено в п. 9.8 ст. 9 Закона об НДС только в середине прошлого года Законом № 2275 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 50).

Несмотря на достаточно недавнее появление данного основания, налоговые органы поспешили им воспользоваться. Как свидетельствует анализ судебной практики, единственным надлежащим подтверждением наличия соответствующего основания для аннулирования НДС-регистрации выступают сведения из Единого госреестра: при обжаловании налогоплательщиком решения об аннулировании свидетельства плательщика НДС налоговый орган должен предоставить доказательства того, что на момент вынесения такого решения в Едином госреестре была запись об отсутствии юридического лица либо физического лица по его местонахождению. Любые другие доказательства отсутствия налогоплательщика по своему местонахождению (например, составленный налоговой милицией акт об отсутствии налогоплательщика по местонахождению) судами расцениваются как ненадлежащие (см. постановления Окружного административного суда г. Киева от 21.02.2011 г. № 2а-16895/10/2670, от 01.12.2010 г. № 2а-16474/10/2670, от 08.12.2010 г. № 2а-16184/10/2670, Житомирского окружного админсуда от 17.11.2010 г. № 2а-8233/10/0670, Одесского окружного админсуда от 21.10.2010 г. № 2а-9476/10/157 и др.).

Напомним: согласно ч. 11 ст. 19 Закона № 755 юридическое лицо обязано подавать (направлять) ежегодно в течение месяца, который наступает за датой государственной регистрации, начиная со следующего года, государственному регистратору для подтверждения сведений о юридическом лице регистрационную карточку о подтверждении сведений о юридическом лице. В случае непоступления в установленный срок регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице государственный регистратор обязан направить заказным письмом в течение 5 рабочих дней с даты, установленной для подачи регистрационной карточки, юридическому лицу уведомления о необходимости подачи государственному регистратору указанной регистрационной карточки.

В случае непредоставления юридическим лицом в течение месяца с даты получения им соответствующего уведомления регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр запись об отсутствии подтверждения указанных сведений. И только если заказное письмо возвращается госрегистратору с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу, госрегистратор должен внести в Единый госреестр запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению.

Запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению может появиться в Едином госреестре и по другому основанию, не связанному с необходимостью подтверждения сведений о юрлице. Так, уведомление об отсутствии юрлица по его местонахождению госрегистратору может поступить от налогового органа. В этом случае госрегистратор в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления должен опять же направить заказное письмо на адрес регистрации юридического лица с уведомлением о необходимости подачи регистрационной карточки. Если такое письмо не вернется к госрегистратору с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу, то запись о его отсутствии по местонахождению в Едином госреестре также не появится, а значит оснований для аннулирования НДС-регистрации не будет.

Впрочем, даже если субъект хозяйствования не смог предотвратить такую ситуацию и допустил внесение соответствующей записи в Единый госреестр, нужно учитывать еще один момент. У субъекта хозяйствования и в этой ситуации есть возможность обжаловать действия государственного регистратора по внесению соответствующей записи в Единый госреестр. В таком случае при наличии открытого производства по иску налогоплательщика суды признают решения налоговых инспекций об аннулировании НДС-регистрации противоправными (см., например, определение Донецкого апелляционного админсуда от 18.05.2011 г. по делу № 2а-7643/10/1270).

Возможна и другая ситуация. Если на момент принятия решения об аннулировании свидетельства плательщика НДС запись об отсутствии юрлица по его местонахождению была в Едином госреестре, даже в случае последующего подтверждения налогоплательщиком своего местонахождения по адресу регистрации, суды такой аргумент во внимание не примут. В подобных спорах в удовлетворении исков об отмене решения налогового органа об аннулировании НДС-регистрации суды отказывают (см. постановление Херсонского окружного админсуда от 11.05.2011 г. № 2-а-7368/10/2170).

 

Отсутствие подтверждения сведений о юрлице

Это новое основание для аннулирования НДС-регистрации, которого действовавшее до 1 января 2011 года законодательство не предусматривало.

Как мы уже указывали выше, поводом для направления государственным регистратором налогоплательщику заказного письма с уведомлением о необходимости подачи регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице, может стать ее непоступление в установленный Законом № 755 срок. Для каждого субъекта хозяйствования этот срок индивидуальный: как предусмотрено ч. 11 ст. 19 Закона № 755, подавать соответствующую регистрационную карточку юрлицо должно ежегодно в течение месяца, следующего за датой его госрегистрации. К примеру, если юрлицо было зарегистрировано 6 апреля 2010 года, подавать регистрационную карточку оно должно ежегодно до 6 мая.

В связи с этим субъектам хозяйствования следует внимательно отнестись к необходимости предоставления государственному регистратору регистрационной карточки по форме № 6-подтверждение (утверждена приказом Госкомпредпринимательства от 20.04.2007 г. № 54).

Обращаем внимание, что данное основание для аннулирования свидетельства плательщика НДС применимо исключительно к юридическим лицам, поскольку на физлиц-предпринимателей обязанность подтверждать сведения о себе не возложена. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)