583 0

НДС-регистрация при изменении системы налогообложения: что нового?

13.10.11
Как свидетельствует практика, изменение системы налогообложения всегда сопряжено с множеством неурегулированных вопросов. Объясняется это довольно просто: по сложившейся за многие годы «традиции» глубина проработки переходных моментов почти в любом налоговом законе всегда оставляла желать лучшего. Не стал в этом смысле исключением и НКУ, многие пробелы в котором, в том числе касающиеся порядка НДС-регистрации при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую и наоборот, пришлось срочно восполнять Законом № 3609 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 64). Обсудим в этой статье, что нового появилось в НКУ по указанной теме.

Перечень основных документов, используемых в статье

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 64).

Закон о хозобществах — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Законопроект № 8521 — проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)» от 16.05.2011 г. № 8521.

Положение № 978 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 978.

Порядок № 187 — Порядок внесения уполномоченными лицами в бюджет налога на добавленную стоимость с объектов налогообложения, возникающих в связи с поставкой предприятиями железнодорожного транспорта услуг по их основной деятельности, утвержденный постановлением КМУ от 02.03.2011 г. № 187.

Порядок № 969 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969.

Методрекомендации № 266 — Методические рекомендации по взаимодействию органов государственной налоговой службы при проведении проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость с учетом информации расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость в разрезе контрагентов, утвержденные приказом ГНАУ от 18.04.2008 г. № 266 (в редакции приказа ГНАУ от 30.12.2009 г. № 742).

Письмо № 4021 — письмо ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 17).



Переход с упрощенной системы налогообложения на общую

Очевидно, что вопрос о необходимости регистрации плательщиком НДС при таком направлении перехода касается тех бывших «упрощенцев» — юридических лиц, которые уплачивали единый налог по ставке 10 %, не предполагающей, как известно, отдельной уплаты НДС, а также физлиц-предпринимателей, которые решили отказаться или утратили право уплаты единого налога.

Заметим, что со вступлением в силу НКУ порядок перехода единоналожников на общую систему налогообложения был изложен в п. 183.4 и п. 18 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» этого Кодекса, а также в п. 6 разд. III Положения № 978. При этом совсем недавно первая из перечисленных норм НКУ была достаточно серьезно подкорректирована Законом № 3609, а вторая — вообще исключена (до внесения соответствующих изменений в Положение № 978 дело пока не дошло, поэтому на него будем в дальнейшем ориентироваться только в части, не противоречащей НКУ).

Учитывая сказанное, рассмотрим, что в новых условиях обязательно следует иметь в виду при расставании с упрощенной системой. Для лучшего понимания сути произошедших изменений опишем сначала, как обстояли дела с НДС-регистрацией у бывших «упрощенцев» ранее.

Итак, в первоначальной (до изменений, внесенных Законом № 3609) редакции п. 183.4 НКУ указывалось на необходимость НДС-регистрации при переходе на общую систему налогообложения. Такая регистрация должна была осуществляться при условии, что «перебежчики» соответствуют требованиям п. 181.1 этого Кодекса (имеются основания для обязательной регистрации) или требованиям его п. 182.1 (имеются достаточные основания для добровольной регистрации). В то же время таким лицам предписывалось считать 300-тысячный предел для обязательной регистрации, начиная с момента перехода на общую систему, т. е. «наперед» (см. п. 18 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ в исходной редакции).

Как указывалось в письме № 4021, между приведенными выше нормами НКУ никакого противоречия нет: считать «наперед» (с момента перехода на общую систему налогообложения) предел в 300 тыс. грн. следовало только тем «упрощенцам», переходящим на общую систему, у которых на момент перехода этот предел еще не был достигнут (превышен). А вот всем остальным единоналожникам, которые до перехода на общую систему налогообложения успели за последние 12 месяцев наработать 300 тыс. грн., предстояло в обязательном порядке зарегистрироваться плательщиками НДС согласно п. 183.4 НКУ. Кстати, до появления этого письма налоговики исходили из либерального прочтения обеих норм, считая, что даже в случае достижения 300-тысячного предела на момент перехода бывший единоналожник должен заново отсчитывать объем налогооблагаемых операций, начиная с периода перехода на общую систему (см. консультацию в ЕБНЗ под кодом 130.02 и сроком действия «до 14.02.2011 г.»).

А что же сейчас предусмотрено в НКУ в отношении регистрации лиц, переходящих с упрощенной системы налогообложения на общую? Новая редакция п. 183.4 этого Кодекса* в совокупности с исключением из Кодекса п. 18 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» дает основания заключить, что:

если на момент перехода единоналожник отвечает 300-тысячному критерию для обязательной регистрации, то он регистрируется в обязательном порядке;

если на этот момент соблюдаются условия добровольной регистрации, то он может зарегистрироваться плательщиком НДС добровольно;

— и в первом, и во втором случаях никаких подсчетов объемов «наперед» больше не будет — на соответствие критериям обязательного либо добровольного плательщика из пп. 181.1 и 182.1 НКУ соответственно «упрощенцы»,переходящие на общую систему, будут проверяться по общим правилам в обычном порядке, т. е. с оглядкой при этом на прошедший период работы.

* Кстати, после изменений, внесенных Законом № 3609 в НКУ, из п. 183.4 этого Кодекса исчезла норма о том, что датой перехода бывших «упрощенцев» на общую систему налогообложения будет считаться дата их регистрации плательщиками НДС, вызывавшая массу вопросов.

Кроме того, п. 183.4 НКУ теперь установлены сроки подачи регистрационного заявления отдельно для двух случаев, каждый из которых рассмотрим более подробно.

1. Переход происходит с начала календарного года. В этом случае регистрационное заявление должно быть подано не позднее 10 января календарного года. При этом абсолютно не важно, по какому основанию (добровольный отказ от упрощенной системы или вынужденное расставание с ней, которое, в свою очередь, возможно из-за превышения предельно допустимых размера выручки или численности работающих либо вследствие нарушения других ограничений, установленных Указом № 727 в отношении видов деятельности и формы расчетов за отгруженную продукцию) происходит такой переход.

Заметим, что если лицо, переходящее с «упрощенки» на общую систему, подлежит обязательной НДС-регистрации (объем в 300 тыс. грн. или более достигнут еще до момента перехода), то датой его регистрации, которая указывается в Свидетельстве, будет дата, соответствующая дате осуществления записи в Реестре плательщиков налога на добавленную стоимость о такой НДС-регистрации (п. 13 разд. III Положения № 978).

А вот если такое «переходящее» лицо регистрируется добровольно, то новой редакцией п. 183.5 НКУ ему предоставлено право указать в регистрационном заявлении желаемый (запланированный) день регистрации** в качестве плательщика НДС. В связи с этим обратим внимание на такой момент. Если у субъекта хозяйствования есть интерес начать НДСный период одновременно с переходом на общую систему, то следует подать регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ еще в декабре (что не противоречит сроку, содержащемуся в абз. первом п. 183.4 НКУ, — не позднее 10 января), указав в нем желаемым днем регистрации 1 января. В противном случае (если подать регистрационное заявление с 1 по 10 января) желаемым днем регистрации может быть 1 февраля (или более поздняя дата начала налогового периода (календарного месяца)).

** Заметим, что это право было закреплено в указанном пункте и раньше, а новизна нормы заключается в том, что отныне такой день должен соответствовать дате начала налогового периода (календарного месяца), с которого лицо будет считаться плательщиком НДС. До этого, напомним, такой строгой привязки к началу отчетного периода не было — налогоплательщик мог в качестве желаемого дня своей регистрации указать дату начала проведения операций.

2. Переход осуществляется в течение календарного года. В этом случае регистрационное заявление подается одновременно с подачей заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения.

Здесь стоит отметить, что согласно ст. 4 Указа № 727 заявление об отказе от «упрощенки» подается налоговому органу не позднее чем за 15 календарных дней до начала квартала перехода на общую систему налогообложения. Правда, такое заявление подают в случае ухода с единого налога и перехода на общую систему в добровольном порядке — по собственному желанию. Поэтому может возникнуть вопрос: а когда подавать заявление на НДС-регистрацию «упрощенцам», нарушившим условия пребывания на упрощенной системе и в связи с этим вынужденно ее покидающим в середине года (например, по причине превышения критериев выручки, численности работающих либо из-за применения бартерной формы расчетов или проведения какой-либо из запрещенных операций), ведь заявление об отказе они при этом не подают?

В таком случае, судя по всему, им предстоит ориентироваться на нормы п.п. 6.2 разд. III Положения № 978, которые, как уже было сказано, пока остались без изменений, но при этом не противоречат новым требованиям НКУ. Однако указанный подпункт устанавливает сроки подачи налоговому органу регистрационного заявления «на НДС» только в случае превышения предельного годового объема выручки:

а) для физических лиц — предпринимателей — не позднее 20 календарного дня с момента превышения выручки;

б) для юридических лиц:

не позднее чем за 15 дней до начала квартала перехода на общую систему — если превышение выручки произошло в 1-м или во 2-м месяце последнего квартала работы на едином налоге;

не позднее 20-го календарного дня после окончания последнего квартала работы на едином налоге — если превышение выручки произошло в 3-м месяце последнего квартала работы на едином налоге.

А как быть в том случае, если вынужденный переход осуществляется по иным основаниям (в связи с превышением среднеучетной численности работающих либо вследствие нарушения других ограничений, установленных Указом № 727 в отношении видов деятельности или формы расчетов за отгруженную продукцию)? Здесь возможны два варианта действий (уточним, что речь идет об обязательной регистрации «вынужденного перебежчика»).

Первый из них — в силу отсутствия прямой нормы действовать по аналогии, т. е. руководствоваться тем же п.п. 6.2 разд. III Положения № 978, предназначенным, правда, для другой из возможных причин вынужденного отказа от «упрощенки» (превышения выручки).

Второй вариант — в силу отсутствия специальных правил применять общую норму из п. 183.2 НКУ, т. е. подать регистрационное заявление в орган ГНС не позднее 10 числа первого месяца того календарного квартала, с которого должна будет применяться общая система налогообложения. Этот вариант, на наш взгляд, более обоснован.

В завершение раздела остановимся еще на одном важном вопросе, с которым столкнутся лица, переходящие не по своей воле с упрощенной системы на общую: как заполнить регистрационное заявление по ф. № 1-ПДВ, ведь среди причин НДС-регистрации, перечисленных в разд. 16 этого заявления, нет таких оснований для регистрации, как «превышение численности», а также других, о которых говорилось выше. В связи с этим мы рекомендуем им выбирать последнее основание, приведенное в этом разделе, — «підпункт 2 пункту 180.1 статті 180 розділу V Кодексу». При этом в соседней колонке после слов «особа підлягає обов'язковій реєстрації в інших випадках, передбачених законодавством (указати)» стоит расшифровать причину перехода на общую систему налогообложения.

Переход с общей системы на упрощенную

В этой части статьи будем говорить о лицах, которые, будучи на общей системе налогообложения, имели при этом достаточные основания не регистрироваться плательщиками НДС, однако, переходя на «упрощенку», избрали ставку единого налога в размере 6 % (которая, как известно, предусматривает уплату НДС в обязательном порядке).

Прежде всего отметим, что для лиц, осуществляющих такой переход с общей системы на упрощенную, в исходной редакции п. 183.4 НКУ вообще не было никаких норм относительно порядка их регистрации плательщиками НДС. Приходилось довольствоваться п.п. 6.3 разд. ІІІ Положения № 978, в соответствии с которым не зарегистрированное в качестве плательщика НДС юридическое лицо, которое переходит на упрощенную систему налогообложения и избрало ставку единого налога 6 %, согласно ст. 3 и 6 Указа № 727 подлежит обязательной регистрации в качестве плательщика НДС начиная с первого числа того отчетного периода (квартала), с которого осуществлен переход на упрощенную систему налогообложения.

Однако если такое лицо не подпадает под определение плательщика НДС согласно п. 180.1 НКУ и п. 5 разд. I Положения № 978 или имеются основания для аннулирования регистрации плательщика НДС в соответствии с п. 1 разд. V этого Положения, налоговый орган отказывает такому лицу в регистрации в качестве плательщика НДС и применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по ставке единого налога 6 %. Такие лица могут перейти на упрощенную систему налогообложения только по ставке 10 %.

Регистрационное заявление должно быть подано в налоговый орган одновременно с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 %, но не позднее чем за 15 дней до начала отчетного периода (квартала), с которого осуществляется такой переход.

На сегодня новой редакцией п. 183.4 НКУ закреплено, собственно, то же самое, что было установлено ранее подзаконным нормативным актом. Как и прежде, при смене системы налогообложения лицо зарегистрируют плательщиком НДС только при условии соответствия критериям «обязательного» либо «добровольного» плательщика НДС из пп. 181.1 и 182.1 НКУ соответственно, иначе в НДС-регистрации может быть отказано. А значит, выбрать, к примеру, единый налог по ставке 6 %, предполагающей уплату НДС, вновь созданный субъект хозяйствования сможет только при условии, что он при этом отвечает новому критерию добровольного плательщика НДС из обновленного п. 182.1 НКУ, а именно его уставный капитал или балансовая стоимость активов при госрегистрации предприятия превышает 300 тыс. грн.

В противном случае стать плательщиком единого налога по ставке 6 % юрлицо сможет, только проработав некоторое время на общей системе или 10 %-ном едином налоге, т. е. соответственно после достижения при этом общих критериев обязательной или добровольной НДС-регистрации.

Добавим, что и для перехода с общей системы на 6 %-ную «упрощенку» п. 183.5 НКУ предусматривается возможность указания в регистрационном заявлении желаемого (запланированного) дня регистрации в качестве плательщика НДС. При этом такая регистрация осуществляется не ранее даты изменения системы налогообложения. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)