1117 0

Сбор за первую регистрацию транспортного средства

26.10.11

Сбор за первую регистрацию транспортного средства (далее — транспортный сбор) — общегосударственный сбор, взимаемый за первую регистрацию в Украине транспортных средств, определенных разделом VII НК (п.п. 14.1.169 НК).

Использованные нормативные документы

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Порядок № 1388 — Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.

Порядок № 694 — Порядок ведомственной регистрации и снятия с учета тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных и мелиоративных машин, сельскохозяйственной техники, других механизмов, утвержденный постановлением КМУ от 08.07.2009 г. № 694.

Порядок № 8 — Порядок ведомственной регистрации и ведения учета крупнотоннажных и других технологических транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 06.01.2010 г. № 8.

Порядок № 1069 — Порядок ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.97 г. № 1069.

Правила № 67 — Правила регистрации гражданских воздушных судов в Украине, утвержденные приказом Государственной службы по надзору за обеспечением безопасности авиации от 31.01.2006 г. № 67.

Положение № 435 — Положение о порядке регистрации государственных воздушных судов Украины, утвержденное приказом Министерства обороны Украины от 02.12.98 г. № 435.

Приказ № 994 — приказ ГНАУ «Об утверждении формы Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств» от 23.12.2010 г. № 994.

 

50712.GIF

50713.GIF



Как известно, такой сбор является в некотором роде правопреемником налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (далее — налог с владельцев ТС). Об основных отличиях «новичка» от «старожила» мы писали на страницах нашего издания еще в начале этого года (см. «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 1, с. 42). Сейчас же поговорим более предметно.

 

Плательщики транспортного сбора

 

В соответствии с п. 231.1 НК плательщиками транспортного сбора являются юридические и физические лица, осуществляющие первую регистрацию транспортных средств (далее — ТС) в Украине. Вместе с тем круг плательщиков следует несколько уточнить (табл. 1).

 

Таблица 1

Плательщики транспортного сбора

Плательщики

Разъяснение

1

2

Физические лица, осуществляющие первую регистрацию ТС в Украине

Граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, осуществляющие первую регистрацию в Украине ТС, являющегося объектом налогообложения в соответствии с п.п. 232.1.1 НК (Научно-практический комментарий к НК*).

Обратите внимание: колесные транспортные средства (далее — КТС), принадлежащие физическим лицам — предпринимателям, регистрируются за ними как за обычными физическими лицами — непредпринимателями (п. 6 Порядка № 1388, п. 6 Порядка № 694, Порядок № 8)

Юридические лица, осуществляющие первую регистрацию ТС в Украине

Предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические лица, нерезиденты (в значении пп. «а», «б» п.п. 14.1.122 НК), которые зарегистрированы в установленном законом порядке и способны от своего имени реализовывать право на первую регистрацию в Украине ТС, являющегося объектом налогообложения в соответствии с п.п. 232.1.1 НК (Научно-практический комментарий к НК*).

Стоит отметить, что ранее юридические лица могли делегировать полномочия по уплате налога с владельцев ТС и подаче отчетности по нему своим обособленным подразделениям (п. 2.4 Методических рекомендаций о полноте охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденных приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784). Иными словами, ГНАУ официально признавала обособленные подразделения плательщиками налога с владельцев ТС. Сейчас же ситуация неоднозначная. Налоговики по этому поводу молчат. Однако если следовать логике авторов Научно-практического комментария к НК*, то, похоже, обособленные подразделения не могут выступать плательщиками транспортного сбора. Такой вывод основан на следующем:

— НК непосредственно оперирует понятием «юридическое лицо». Вместе с тем обособленные подразделения не являются юридическими лицами, а следовательно, не имеют права совершать регистрацию ТС от своего имени. Кроме того, они не подлежат государственной регистрации;

— в регистрационных документах, в частности на КТС, указывается именно юридическое лицо (собственник), которому принадлежат ТС, местонахождение такого лица и отдельно место стоянки ТС (постановление КМУ «Об утверждении образцов национальных и международного удостоверений водителей и документов, необходимых для регистрации транспортных средств» от 31.01.92 г. № 47).

Таким образом, за обособленные подразделения (филиалы и представительства) уплачивать сбор и подавать соответствующую отчетность обязано именно головное предприятие.

Кстати, в неофициальных консультациях налоговики на местах подтверждают этот вывод

* Науково-практичний коментар до Податкового кодексу України: в 3 т./ кол. авторів [заг. редакція М. Я. Азарова]. — К.: Міністерство фінансів України, Національний університет ДПС України. — 2010 р.

Юридические и физические лица, отчуждающие «льготные» ТС

В соответствии с п. 235.2 НК в случае отчуждения (продажи, дарения, передачи в наследство и т. д.) физическим или юридическим лицом «льготных» ТС такое лицо обязано уплатить сбор на общих основаниях.
Иными словами, если «льготное» ТС перестает использоваться «льготником» для собственных нужд, то действие льготы прекращается, и у продавца (дарителя, наследодателя) возникает обязанность уплатить сбор.
Кто имеет право на льготу и на какие ТС она распространяется, рассмотрено на с. 6

Как видите, собственник ТС становится плательщиком транспортного сбора только тогда, когда осуществляет первую регистрацию ТС в Украине.

 

Облагаемая операция — первая регистрация транспортного средства

 

Первая регистрация транспортного средства — регистрация транспортного средства, осуществляемая уполномоченными государственными органами Украины по этому транспортному средству в Украине впервые (п.п. 14.1.163 НК). Она осуществляется в случае приобретения:

нового ТС* отечественного производства;

— ТС (как нового, так и бывшего в пользовании**), которое ввезено из-за границы и не проходило в Украине регистрацию.

* Новое транспортное средство — транспортное средство, не имеющее актов государственной регистрации уполномоченных органов, в том числе иностранных, которые дают право на его эксплуатацию (п.п. 14.1.124 НК).

** Использовавшиеся транспортные средства — транспортные средства, на которые уполномоченными государственными органами, в том числе иностранными, выданы регистрационные документы, дающие право эксплуатировать такие транспортные средства (п.п. 14.1.251 НК).

Основную информацию, касающуюся регистрации отдельных ТС, приведем в табл. 2.

 

Таблица 2

Вид ТС

Нормативный документ, в соответствии с которым осуществляется
регистрация ТС

Орган, осуществляющий регистрацию ТС

Документ, подтверждающий регистрацию ТС

1

2

3

4

Автомобили, автобусы, самоходные машины, сконструированные на шасси автомобили, мотоциклы всех типов, марок и моделей, прицепы, полуприцепы, мотоколяски, другие приравненные к ним ТС, мопеды

Порядок № 1388

Подразделения Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины (МРЭО ГАИ)

Свидетельство о государственной регистрации транспортного средства (техпаспорт)

Тракторы, самоходные шасси, самоходные сельскохозяйственные, дорожно-строительные и мелиоративные машины, сельскохозяйственная техника, другие механизмы

Порядок № 694

Инспекции государственного технического надзора Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской горгосадминистраций (Инспекции гостехнадзора)

Свидетельство о регистрации машины или талон временного учета машины

Крупнотоннажные и другие технологические ТС, не подлежащие эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования

Порядок № 8

Территориальные органы Государственного комитета по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (Госгорпромнадзор)

Свидетельство о регистрации крупнотоннажного транспортного средства или другого технологического транспортного средства

ТС, закрепленные за воинскими частями, заведениями, учреждениями и организациями, которые входят в состав Вооруженных Сил Украины

Порядок ведомственной регистрации и ведения учета транспортных средств Вооруженных Сил Украины, утвержденный постановлением КМУ от 30.09.2009 г. № 1032

Военная инспекция безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах и ее структурные подразделения (подразделения военной инспекции безопасности дорожного движения)

Технический талон транспортного средства Вооруженных Сил

Торговые суда1

Порядок № 1069

Морских судов — капитаны морских портов;

речных судов и судов, не подлежащих надзору классификационным обществом, — Инспекция Главного государственного регистратора флота;

рыболовных судов, не подлежащих надзору классификационным обществом, — Госкомрыбхоз

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Украины

1 В соответствии со ст. 15 Кодекса торгового мореплавания Украины от 23.05.95 г. № 176/95-ВР торговое судно означает самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое:

1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или другого морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей и судов, подвергшихся крушению на море, буксировки других судов и плавучих объектов, осуществления гидротехнических работ или поднятия имущества, затонувшего в море;

2) для несения специальной государственной службы (охрана промыслов, санитарная и карантинная службы, защита моря от загрязнения и т. п.);

3) для научных, учебных и культурных целей;

4) для спорта;

5) для других целей.

Гражданские воздушные суда2

Правила № 67

Государственная служба Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации
(Госавиаслужба)

Регистрационное удостоверение воздушного судна

2 Кроме (п. 2.3 Правил № 67):

— воздушных судов, взлет которых осуществляется с помощью ног пилота (дельтапланы, парапланы, мотодельтапланы, мотопарапланы и т. п.);

— метеорологических пуль-пилотов, используемых исключительно для метеорологических потребностей, беспилотных воздушных судов, авиационных моделей и т. п.;

— беспилотных неуправляемых аэростатов без полезного груза.

Государственные воздушные суда Украины3

Положение № 435

Служба регистрации государственных воздушных судов Украины вооружения командования Военно-Воздушных Сил Украины

Регистрационное удостоверение

3 В частности,воздушные суда Министерства обороны, Министерства внутренних дел, других центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, имеющих статус государственных воздушных судов и не входящих в Государственный реестр гражданских воздушных судов (п. 1.4 Положения № 435).

Обратите внимание: транспортный сбор уплачивается не за все ТС, которые подлежат регистрации соответствующими уполномоченными государственными органами Украины. К примеру, мопеды согласно Порядку № 1388 подлежат государственной регистрации, однако транспортный сбор при этом не уплачивается (п.п. 232.1.1 НК). И это далеко не единственное исключение.

 

Облагаемые, необлагаемые, «льготные» транспортные средства

 

Перечень ТС, при первой регистрации которых уплачивается сбор, приведен в ст. 232 НК. Так, выделяют три группы объектов обложения сбором:

колесные транспортные средства (далее — КТС);

суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре Украины или в Судовой книге Украины;

самолеты и вертолеты, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины или в Реестре государственных воздушных судов Украины.

Вместе с тем практически из каждой группы есть исключения, т. е. ТС, первая регистрация которых не влечет за собой уплату транспортного сбора (табл. 3).

 

Таблица 3

Транспортные средства, которые не являются объектом обложения транспортным сбором и «льготные»

Вид «освобождения»

Перечень ТС

1

2

ТС, которые не являются объектами обложения транспортным сбором

из числа КТС (п.п. 231.1.1 НК):
— ТС и другие самоходные машины и механизмы, закрепленные на праве оперативного управления за воинскими частями, военными учебными заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных Сил Украины, а также за военными формированиями Министерства внутренних дел Украины и за подразделениями службы гражданской защиты, которые полностью содержатся за счет бюджета.

Обратите внимание: если в будущем перечисленные государственные структуры осуществят отчуждение таких ТС, транспортный сбор все равно уплачиваться не будет (см. ответ на вопрос из Единойбазы налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua, (далее — ЕБНЗ) на с. 19);

— ТС грузовые, самоходные, которые используются на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния (код 8709 согласно УКТ ВЭД);

— ТС скорой медицинской помощи;

— машины и механизмы для сельскохозяйственных работ (коды 8432 и 8433 согласно УКТ ВЭД);

— прицепы (полуприцепы);

— мопеды;

— велосипеды

из числа судов (п.п. 232.1.2 НК, п. 2 Порядка № 1069):

— военные корабли и суда;

— катера, шлюпки и другие плавучие средства, принадлежащие любому судну;
— спортивные суда, перечень видов которых утверждает Минсемьямолодежьспорт по согласованию с Минтранссвязи;

— весельные суда, используемые без двигателя, длиной до 2,5 метра.

Такие ТС не регистрируются в Государственном судовом реестре и в Судебной книге Украины, а значит, не являются объектом обложения транспортным сбором

из числа самолетов и вертолетов (п.п. 231.1.3 НК):

— самолеты и вертолеты Вооруженных Сил Украины и Министерства чрезвычайных ситуаций.

Обратите внимание! Из гражданских воздушных судов не подлежат государственной регистрации, а значит, не являются объектом обложения транспортным сбором (п. 2.3. Правил № 67):
— воздушные суда, взлет которых осуществляется с помощью ног пилота (дельтапланы, парапланы, мотодельтапланы, мотопарапланы и т. п.);
— метеорологические пули-пилоты, используемые исключительно для метеорологических потребностей, беспилотные воздушные суда, авиационные модели и т. п.;
— беспилотные неуправляемые аэростаты без полезного груза

«Льготные» ТС

легковые автомобили для инвалидов1 с объемом цилиндров двигателя до 1500 куб. см, приобретенные за счет средств государственного или местных бюджетов и/или бесплатно переданные инвалидам в соответствии с законодательством Украины;

ТС домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов, детских домов-интернатов, пансионатов для ветеранов войны и труда, гериатрических пансионатов, реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, финансируемых из государственного и местного бюджетов. При этом в данном случае под льготу попадают любые ТС.

Напоминаем, что в случае отчуждения указанными лицами таких «льготных» ТС, они обязаны будут уплатить транспортный сбор на общих основаниях

1 В соответствии с п. 4 разд. ХІХ НК Кабмину поручено внедрить механизм компенсации потери части доходов в связи с отменой налога с владельцев ТС и соответствующим увеличением ставок акцизного сбора с горючего для физических лиц, которые пользовались льготами по уплате налога с владельцев ТС в отношении одного легкового автомобиля (мотоколяски) с объемом цилиндров двигателя до 2500 куб. см или одного мотоцикла с объемом цилиндров двигателя до 750 куб. см или одной лодки моторной или катера (кроме спортивного) с длиной корпуса до 7,5 м, а именно лиц, указанных в:

— пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 14 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»;

— ст. 4 — 11 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;

— ст. 6 и 8 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине»;

— инвалидов независимо от группы инвалидности (в том числе детей-инвалидов по представлению органов социальной защиты). Пока такой механизм не внедрен.

 

Определение суммы транспортного сбора

 

В соответствии с п. 238.1 НК транспортный сбор рассчитывается по каждому ТС как произведение соответствующей базы налогообложения, ставки сбора и соответствующего коэффициента.

При этом в НК не сказано, кто именно должен рассчитывать сумму сбора: сам плательщик или регистрационный орган. На практике работают оба варианта.

Правда, регистрационные органы редко занимаются этим самостоятельно. Зачастую при них действуют службы (в народе их называют «Бюро добрых услуг»), осуществляющие сопровождение первой регистрации ТС, которое подразумевает подготовку бланков заявлений, квитанций, расчет суммы обязательных платежей, в том числе транспортного сбора, и т. д.

Однако в принципе плательщик вполне способен исчислить сумму сбора и самостоятельно (при наличии всех необходимых данных, разумеется).

Обратите внимание: если регистрационный орган или «сопровождающие» допустят в расчетах ошибку, исправлять ее придется плательщику. Поэтому в качестве «подстраховки» рекомендуем всем плательщикам быть в курсе данной процедуры.

Итак, для удобства читателей приведем формулу расчета транспортного сбора (она же пригодится юридическим лицам — плательщикам сбора при заполнении графы 8 строки 7 Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств):

Тс = Бн хСт хК,

где Тс — сумма сбора;

Бн — база обложения сбором;

Ст — ставка сбора;

К — коэффициент.

 

Ну а теперь расшифруем составляющие формулы (табл. 4).

 

Таблица 4

Шпаргалка по исчислению транспортного сбора

Объект обложения транспортным сбором — КТС

Вид ТС

База обложения транспортным сбором

Ставка сбора (грн. со 100 куб. см объема цилиндров двигателя, грн. с 1кВт мощности двигателя)

Коэффициенты к ставкам транспортного сбора

для
новых ТС

для ТС, бывших в эксплуатации

до
8 лет

более 8 лет

1

2

3

4

5

6

7

Мотоциклы

объем цилиндра двигателя, куб. см

до 500

3

1

2

40

501 — 800

5

свыше 800

10

Легковые автомобили (кроме автомобилей, оборудованных электродвигателем)

объем цилиндра двигателя, куб. см

до 1000

3

1

2

40

1001 — 1500

5

1501 — 1800

7

1801 — 2500

10

2501 — 3500

25

3501 — 4500

40

4501 — 5500

45

5501 — 6500

55

свыше 6500

60

Легковые автомобили, оборудованные электродвигателем

мощность двигателя, кВт

любая

0,5

1

В соответствии с пп. 234.4.2 и 234.4.4 НК применяются базовые ставки сбора без использования коэффициентов

Автобусы, в том числе микроавтобусы

объем цилиндра двигателя, куб. см

любой

5

1

2

40

Тракторы

объем цилиндра двигателя, куб. см

любой

2,5

1

В соответствии с пп. 234.4.2 и 234.4.4 НК применяются базовые ставки сбора без использования коэффициентов

Грузовые автомобили1

объем цилиндра двигателя, куб. см

до 8200

15

1

2

40

8201 — 15000

20

свыше 15000

25

1 Транспортный сбор для грузопассажирских автомобилей уплачивается в размерах, установленных для грузовых автомобилей (п.п. 234.1.6 НК).

Седельные тягачи

объем цилиндра двигателя, куб. см

любой

15

1

2

40

Автомобили специального назначения2

объем цилиндра двигателя, куб. см

любой

5

1

2

40

2 Как следует из ст. 1 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III, к автомобилям специального назначения относятся транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных рабочих функций (например, автокран, автобетономешалка, тракторы строительные, бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и т. п.).

Другие КТС

объем цилиндра двигателя, куб. см

любой

5

1

2

40

Объект обложения транспортным сбором — суда

Вид ТС

База обложения транспортным сбором

Ставка сбора (грн. с 1кВт мощности двигателя, грн. со 100 см длины)

Коэффициенты к ставкам транспортного сбора

для новых ТС

для ТС, бывших в эксплуатации

до
8 лет

более 8 лет

Суда, оснащенные стационарным или подвесным двигателем (двигателями)

мощность двигателя, кВт

до 55
(включительно)

2,5

1

2

3

свыше 55

3

Суда, не оснащенные двигателем

длина корпуса судна, м

до 7,5
(включительно)

7

1

2

3

свыше 7,5

14

Объект обложения транспортным сбором — самолеты и вертолеты

Вид ТС

База обложения транспортным сбором

Ставка сбора (грн. с 1 кг максимальной взлетной массы)

Коэффициенты к ставкам транспортного сбора

для новых ТС

для ТС, бывших в эксплуатации

до
8 лет

более 8 лет

Самолеты

максимальная взлетная масса, кг

любая

1

1

2

3

Вертолеты

1

1

2

3

Обратите внимание: ставка сбора для КТС и отдельных судов установлена в грн. за 100 куб. см объема двигателя и 100 см длины, следовательно, результат умножения базы налогообложения на ставку и коэффициент необходимо делить на 100. Результатом исчислений и будет сумма к уплате.

 

Когда уплачивается транспортный сбор?

 

Основные тонкости уплаты транспортного сбора рассмотрим в табл. 5.

 

Таблица 5

Транспортный сбор уплачивается:

Пояснение

1

2

единоразово, только при первой регистрации ТС в Украине (п.п. 14.1.169 НК)

В случае приобретения ТС, которое уже было зарегистрировано в Украине, уплачивать сбор не нужно. Как видите, приобретать ТС, которые уже были зарегистрированы на территории Украины (к примеру, подержанные автомобили), теперь выгоднее, ведь в этом случае никаких налоговых последствий не возникает

до момента регистрации ТС (п. 237.1 НК)

Согласно п. 236.1 НК базовый налоговый (отчетный) период равен календарному году. Однако на срок уплаты сбора и подачи отчетности это не влияет.

Так, в соответствии с п. 239.3 НК плательщики обязаны при первой регистрации ТС в Украине предъявлять регистрационному органу квитанции или платежные поручения об уплате сбора с отметкой банка о дате выполнения платежного поручения. Исключение составляют лица, освобожденные от уплаты сбора, — они подают соответствующий документ, который дает право на пользование такими льготами.

Вслучае отсутствия таких документов первая регистрация ТС в Украине не проводится

по ставкам, действующим на день уплаты (п. 239.1 НК)

В соответствии с п. 4 разд. XIX НК ежегодно, до 1 июня, Кабмину поручено вносить на рассмотрение в Верховную Раду Украины законопроект о повышении ставок транспортного сбора.

В то же время, к примеру, регистрация КТС осуществляется в течение 10 дней после приобретения, таможенного оформления, получения ТС (ст. 34 Закона о дорожном движении). При этом день приобретения, день уплаты сбора и день регистрации могут не совпадать во времени. Таким образом, вполне вероятна ситуация, когда на момент приобретения ТС ставки будут одни, а на момент уплаты — другие. Как видите, НК предписывает ориентироваться именно на день уплаты

по месту регистрации ТС (п. 239.1 НК). Дополнительно см. ответ на вопрос из ЕБНЗ на с. 20

В общем случае местом регистрации ТС юридического лица является местонахождение юридического лица (п. 21 Порядка № 1388, п. 9 Порядка № 694 и п. 7 Порядка № 8).

В то же время местом регистрации ТС может быть:
место стоянки или фактическое место эксплуатации ТС, если они расположены по местонахождению филиалов или представительств юридических лиц;

фактический адрес юридического лица, если он отличается от юридического. Напоминаем, что под фактическим адресом принято понимать адрес, где реально можно найти исполнительный орган предприятия.

В свою очередь, в соответствии со ст. 93 ГКУ местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета. При этом Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV определяет местонахождение юридического лица как место его государственной регистрации.

Иными словами, местонахождением юридического лица будет так называемый юридический адрес, т. е. адрес, по которому предприятие зарегистрировано и должно вести деятельность.

Местом регистрации ТС, принадлежащего физическому лицу, является место проживания (пребывания) такого лица (п. 24 Порядка № 1388, п. 9 Порядка № 694, п. 7 Порядка № 8)

 

Для плательщиков — физических лиц на этом обложение транспортным сбором заканчивается. По крайней мере, до следующей первой регистрации ТС. А вот юридическим лицам предстоит еще один рубеж — подача отчетности.

 

Отчетность

 

В соответствии с п. 239.2 НК юридические лица подают соответствующему органу государственной налоговой службы (далее — орган ГНС) Расчет суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств (далее — Расчет). Форма такого Расчета утверждена приказом № 994. А вот подробных инструкций относительно его подачи и заполнения не существует: налоговики ограничились п. 239.2 НК и несколькими «подсказками» в самой форме.

Для удобства читателей мы систематизировали необходимые сведения в табл. 6 и табл. 7.

 

Таблица 6

Нюансы подачи Расчета

Вопрос

Ответ

Примечание

1

2

3

Кто подает Расчет?

Только юридические лица

Обратите внимание: юридические лица, которые не уплачивают транспортный сбор согласно п. 235.1 НК, подают Расчет на общих основаниях. При этом в случае отчуждения «льготных» ТС они обязаны будут еще раз подать такой Расчет.

Физические лица об уплате транспортного сбора не отчитываются

По какой форме подается Расчет?

Форма Расчета утверждена приказом № 994

Такая форма является единой для подачи всех видов Расчетов

Что прилагается к Расчету?

Копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, проводившим такую регистрацию (п. 239.2 НК)

К Расчету прилагается копия регистрационных документов, указанных в табл. 2 на с. 4 Такие копии в обязательном порядке должны быть заверены «мокрой» печатью органа, проводившего регистрацию.

Обратите внимание: в ЕБНЗ налоговики отмечали, что плательщики, которые подают Расчет в электронном виде, должны предоставлять в соответствующий орган ГНС копию регистрационных документов в бумажном виде. И хотя действие такой консультации прекращено с 06.08.2011 г.1, поскольку новых консультаций и разъяснений не появилось, рекомендуем по-прежнему подавать копии регистрационных документов в бумажном виде. К слову, это подтверждают и налоговики на местах

1 Дата вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI, которым внесены изменения в НК.

Куда и в каком количестве подается Расчет?

В соответствующий орган ГНС по своему местонахождению2 и по месту регистрации ТС(п. 239.2 НК)

В том случае, если:

место регистрации ТС юридического лица и местонахождение самого юридического лица совпадают, подается только один Расчет — в орган ГНС по месту регистрации ТС. В частности, один Расчет подается, если и филиал, и головное предприятие находятся в пределах одного района, т. е. подчиняются одному органу ГНС и одному органу, уполномоченному осуществлять регистрацию ТС;

место регистрации ТС юридического лица и местонахождение самого юридического лица не совпадают, подаются два Расчета: один — в орган ГНС по месту регистрации ТС, другой — в орган ГНС по местонахождению юридического лица

2 Определения местонахождения юридического лица и места регистрации ТС приведены в табл. 5 на с. 9.

В какие сроки подается Расчет?

В течение 10 дней после первой регистрации ТС (п. 239.2 НК)

По всей видимости, речь идет о календарных днях

Какова периодичность подачи Расчета?

Один раз при первой регистрации ТС

Юридические лица не подают Расчет, если:

— ТС числились у них на балансе по состоянию на 01.01.2011 г. и были зарегистрированы ранее;

— приобретается ТС (например, подержанный автомобиль), которое уже было зарегистрировано на территории Украины

Способ подачи Расчета

Расчет может быть подан плательщиком транспортного сбора:
лично;
— отправлен по почте с уведомлением о вручении и описью вложения;
— отправлен средствами электронной связи в электронной форме
(п. 49.3 НК)

Расчет может быть подан любым из перечисленных способов на выбор плательщика. Однако это не касается крупных и средних предприятий: они подают Расчет только в электронном виде. При этом нужно помнить, что при отправке Расчета в электронном виде должны быть соблюдены условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

В то же время ограниченное применение имеет отправка Расчета по почте. Дело в том, что в соответствии с п. 49.5 НК Расчет должен быть отправлен по почте не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока его подачи. Иными словами, день регистрации ТС в этом случае является предельным сроком отправки Расчета по почте, что, согласитесь, не очень удобно

 

Таблица 7

Шпаргалка по заполнению Расчета

Строка Расчета

Что указывается

Примечание

номер

название

1

2

3

4

1

«Розрахунок суми збору за першу реєстрацію транспортних засобів»

год, в котором ТС впервые регистрируется в Украине

год, за который осуществляется уточнение

Такая информация указывается в графе «Звітний податковий період, що уточнюється», причем только в случае составления Уточняющего расчета. В остальных случаях графу не заполняют

вид Расчета («Звітний, «Новий звітний», «Уточнюючий розрахунок»)

Чтобы указать вид подаваемого Расчета, в соответствующей ячейке необходимо поставить отметку «Х».

Отчетный расчет составляется в общем случае, т. е. когда согласно п. 239.2 НК у юридического лица возникает обязанность отчитаться по впервые зарегистрированному ТС.

Уточняющий расчет составляется, если необходимо уточнить сведения (исправить ошибку) ранее поданного Расчета.

Обратите внимание: в ЕБНЗ налоговики отметили, что в случае выявления юридическим лицом занижения налогового обязательства за прошлые налоговые периоды форма Расчета предусматривает подачу только Уточняющего расчета. Иными словами, воспользоваться п.п. «б» п. 50.1 НК и исправить ошибку в Расчете за следующий налоговый период плательщики транспортного сбора не могут.

А вот составить Новый отчетный расчет можно в одном-единственном случае, если до истечения предельного срока подачи Расчета плательщик транспортного сбора самостоятельно обнаружит ошибку, которая не повлияла на сумму налогового обязательства. В противном случае — составляется Уточняющий расчет1.

Графа «До відома2» заполняется в том случае, если место регистрации ТС юридического лица и местонахождение самого юридического лица не совпадают.

Причем, как разъясняют в своих консультациях налоговики, Расчетом, подаваемым к сведению, будет именно Расчет, подаваемый по местонахождению юридического лица, т. е. головным предприятием. В основном Расчете, подаваемом по месту регистрации ТС, такая графа не заполняется.

Обратите внимание: в НК не говорится о подаче копии, т. е. и основной Расчет и Расчет, подаваемый к сведению, — подаются в оригинале

тип ТС, по которому подается Расчет («Колісні транспортні засоби», «Судна», «Літаки і вертольоти»)

Напоминаем, что Расчет подается отдельно по КТС, судам, а также самолетам и вертолетам. То есть если плательщик одновременно отчитывается о первой регистрации легкового автомобиля (КТС) и катера (водное ТС), то заполнить необходимо два разных Расчета: в Расчете по легковому автомобилю отметка «Х» проставляется в графе «Колісні транспортні засоби»; в Расчете по катеру — в графе «Судна».

Если Расчет подается по зарегистрированным ТС, относящимся к одному типу, например, грузовой и легковой автомобиль (т. е. только КТС), то подается один Расчет

1 По логике, если до истечения десятидневного срока, установленного п. 239.2 НК, плательщик транспортного сбора самостоятельно обнаружит ошибку в поданном отчетном Расчете, то составляться должен Новый отчетный расчет. При этом согласно п. 50.1 НК штрафные санкции в этом случае применяться не должны. Но! Такое правило работает, если налоговые обязательства определяются на основании налоговой отчетности, т. е. подача налоговой отчетности — первое событие.

В отношении транспортного сбора ситуация обратная. Согласно ст. 237 НК такой сбор уплачивается перед проведением первой регистрации ТС в Украине. Кроме того, плательщики транспортного сбора обязаны при первой регистрации в Украине предъявлять квитанции или платежные поручения об уплате сбора с отметкой банка о дате выполнения платежного поручения (п. 239.3 НК), причем в случае отсутствия таких документов первая регистрация в Украине не проводится (п. 239.4 НК).

Как видите, в случае с транспортным сбором первым событием будет именно уплата налоговых обязательств, а подача Расчета скорее формальность, посредством которой орган ГНС производит начисление ранее уплаченных сумм по лицевому счету плательщика.

Исходя из этого, если сумма сбора определена неправильно, к примеру занижена, то на момент подачи Расчета фактически существует недоплата. Несмотря на то что сумма сбора определяется соответствующим регистрационным органом, если последний допустил ошибку, то исправлять ее придется плательщику. Причем юридическому лицу «не отвертеться» ни от штрафа, ни от пени. В этом случае плательщик сначала должен заполнить обычный отчетный Расчет с «неправильными» показателями, а затем в специальных графах 9 — 14 Расчета уточнить данные ранее поданного Расчета. Как следует из сноски 5 Расчета, такие графы заполняются только в случае уточнения налоговых обязательств, т. е. в случае подачи Уточняющего расчета. Как видите, подать Новый отчетный расчет в данном случае не выход.

2

«Повне найменування платника збору»

— полное наименование юридического лица

«Копируется» из:

— Свидетельства о госрегистрации (для юрлиц, которые зарегистрированы до 07.05.2011 г. и не изменяли свои данные, содержащиеся в Едином госреестре, после указанной даты);

— выписки из Госреестра (для юрлиц, зарегистрированных после 07.05.2011 г. или которые вносили изменения о себе в Единый госреестр после указанной даты)

3

«Код платника податків згідно з ЄДРПОУ»

— код, присвоенный юрлицу согласно постановлению КМУ «О создании Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины» от 22.01.96 г. № 118

«Код виду економічної діяльності (КВЕД)»

— код вида деятельности согласно Классификации видов экономической деятельности ДК 009:2005, утвержденной приказом Госкомстата от 26.12.2005 г. № 375

Код можно найти в справке о включении в ЕГРПОУ, а также в Регистрационной карточке, утвержденной приказом Госкомпредпринимательства от 20.04.2007 г. № 54 (форма № 1).

Если видов деятельности несколько, то в Расчете указывается первый — основной

4

«Код організаційно-правової форми господарювання»

— код, присвоенный юрлицу согласно приказу

Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.05.2004 г. № 97

Такой код вписывается в Расчет из справки о включении в ЕГРПОУ

«Код КОАТУУ»

— код КОАТУУ, определенный постановлением КМУ от 04.05.93 г. № 326

Юридическим лицом при заполнении и подаче Расчета указывается код КОАТУУ административно-территориального устройства Украины того района, в который подается Расчет (см. дополнительно ответ из ЕБНЗ на с. 19).

Справочник кодов можно найти на сайте http://laboratory.hmarka.net/directories/koatuu

5

«Місцезнаходження платника»

— адрес, почтовый индекс, междугородный код, телефон, факс плательщика

«Копируется» из:
— Свидетельства о госрегистрации (для юрлиц, которые зарегистрированы до 07.05.2011 г. и не изменяли свои данные, содержащиеся в Едином госреестре, после указанной даты);
— выписки из Госреестра (для юрлиц, зарегистрированных после 07.05.2011 г. или которые вносили изменения о себе в Единый госреестр после указанной даты).

Обратите внимание: при наличии у юридического лица обособленных подразделений, указывается местонахождение головного предприятия

6

«Найменування органу державної податкової служби, до якого подається Розрахунок2 за місцем реєстрації транспортних засобів»

— наименование органа ГНС по месту регистрации ТС

Если место регистрации ТС юридического лица и местонахождение самого юридического лица не совпадают, то в первой строке указывается наименование органа ГНС по месту регистрации ТС, например, орган ГНС, где зарегистрирован филиал.

Кроме того, в этом случае заполняется и следующая строка Расчета

«Найменування органу державної податкової служби, до якого подається Розрахунок до відома2 »

— наименование органа ГНС по местонахождению юридического лица (если оно не совпадает с местом регистрации ТС)

Если же место регистрации ТС и местонахождение юридического лица совпадают, то эта строка не заполняется

7

«Відомості про об'єкт оподаткування та суми збору за першу реєстрацію транспортного збору»

— тип ТС (графа 2)

Указывается соответствующий тип ТС:
— мотоциклы;
— легковые автомобили;
— автобусы, в том числе микроавтобусы;
— тракторы;
— грузовые автомобили;
— седельные тягачи;
— автомобили специального назначения;
— судна, оснащенные стационарным или подвесным двигателем (двигателями);
— судна, не оснащенные двигателем;
— самолеты и вертолеты

— марка и модель ТС (графа 3)

Для заполнения граф берутся данные документа, подтверждающего государственную регистрацию ТС

— номерной знак ТС (графа 4)

— дата первой регистрации ТС в Украине (графа 5)

— база обложения сбором (графа 6)

В графе указывается:
— объем цилиндров двигателя (куб. см) — для КТС;
— мощность двигателя (кВт) — для легковых автомобилей, а также судов, оборудованных электродвигателем;
— длина корпуса (см) — для судов, не оснащенных двигателем;
— максимальная взлетная масса — для самолетов и вертолетов.

Необходимые сведения указаны в документе, подтверждающем государственную регистрацию ТС

— ставка сбора
(графа 7)

Ставки сбора указаны в ст. 234 НК и приведены на с. 8
Обратите внимание: ставка указывается без учета коэффициента, предусмотренного п. 234.4 НК

— сумма сбора
(графа 8)

Алгоритм заполнения данной графы приведен прямо в форме Расчета, а также рассмотрен нами на с. 7. Обратите внимание на следующие два момента:
— в графе 7 указывалась «чистая ставка» сбора, т. е. без коэффициента, предусмотренного п. 234.4 НК. Однако при исчислении суммы сбора в графе 8 этот коэффициент учитывается;
— ставка сбора для КТС и отдельных судов установлена в грн. за 100 куб. см объема двигателя и 100 см. длины, следовательно, результат умножения базы налогообложения на ставку и коэффициент необходимо делить на 100

— сумма льготы по сбору (графа 9)

Какие юридические лица имеют право на льготу, рассмотрено на с. 6. Именно они и заполняют эту графу путем переноса данных из графы 8 данной строки.
Остальные плательщики проставляют тут прочерк

— код льготы
(графа 10)

Согласно Справочнику № 58 льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов и сборов по состоянию на 01.07.2011 г., приведенному в письме ГНАУ от 30.06.2011 г. № 58, данный вид льготы указывается с кодом 1203001

— сумма сбора, подлежащая уплате (графа 11)

Льготники проставляют тут прочерк, остальные дублируют данные графы 8

8

«Нараховано збору згідно з Розрахунком (кол. 11 р. 7 відомостей про об'єкт)»

— сумма сбора, подлежащая уплате

Льготники проставляют тут прочерк, остальные указывают итоговую сумму по графе 11 строки 7

Строки 9 — 14 заполняются в случае заполнения Уточняющего расчета. При заполнении отчетного Расчета в этих строках проставляются прочерки. Отметим, что заполнение этих строк не вызывает трудностей: алгоритм действий плательщика представлен в самом Расчете

15

«Доповнення до податкової декларації...»

— количество листов, на которых приведено дополнение к Расчету

Такая строка заполняется только в том случае, если плательщик составляет дополнение к Расчету. Согласно п. 46.4 НК такое дополнение составляется по произвольной форме, считается неотъемлемой частью Расчета и подается с объяснением мотивов его подачи.

В остальных случаях в данной строке ставится прочерк

 

Обратите внимание! В соответствии с п. 46.1 НК Расчет считается налоговой декларацией. При этом согласно п. 120.1 НК за непредоставление или несвоевременное предоставление Расчета юридическому лицу грозит штраф в размере 170 грн. (1020 грн. — в случае повторного нарушения в течение года).

 

Пример. Курьерская организация в сентябре 2011 года приобрела:

 

Дата приобретения

Дата первой регистрации

Вид ТС

Характеристика

Количество приобретенных ТС

Особенности обложения транспортным сбором

1

2

3

4

5

6

01.09.2011 г.

06.09.2011 г.

Легковой
автомобиль
ВАЗ-2111

Объем цилиндров двигателя — 1596 куб. см. Ранее в эксплуатации не были

2

Облагается.

Уплачивается до 06.09.2011 г.

Предельный срок подачи Расчета — 16.09.2011 г.1

04.09.2011 г.

31.01.2008 г.

Легковой
автомобиль
ВАЗ-2111

Объем цилиндров двигателя — 1600 куб. см. В эксплуатации 3 года

1

Не облагается

05.09.2011 г.

12.09.2011 г.

Легковой автомобиль Skoda Octavia Tour

Объем цилиндров двигателя — 1595 куб. см. В эксплуатации 5 лет

1

Облагается.
Уплачивается до 12.09.2011 г.
Предельный срок подачи Расчета — 22.09.2011 г.1

12.09.2011 г.

02.02.2004 г.

Легковой
автомобиль
ВАЗ-2111

Объем цилиндров двигателя — 1595 куб. см. В эксплуатации 7 лет

1

Не облагается

12.09.2009 г.

Мопед Viper Active

Объем цилиндров двигателя — 49,5 куб. см. Ранее не эксплуатировались

8

Не облагается

1 Напоминаем, что Расчет подается в течение 10 календарных дней после первой регистрации ТС. Таким образом, если в течение месяца впервые регистрируется несколько ТС, то предельный срок подачи Расчета необходимо отслеживать по каждому такому ТС. Иными словами, ждать окончания месяца, чтобы подать сводный Расчет по всем ТС, впервые зарегистрированным в текущем месяце, — нельзя!

 

Исходя из имеющихся данных, заполненный Расчет будет выглядеть как показано на с. 17.

 


 

Ответы на вопросы*

 

* По материалам Единой базы налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua

 

Нужно ли уплачивать сбор за первую регистрацию транспортного средства, если автомобиль приобретен у воинской части и был зарегистрирован только в военкомате?

 

В соответствии с п. 231.1 ст. 231 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), плательщиками сбора за первую регистрацию транспортного средства являются юридические и физические лица, осуществляющие первую регистрацию в Украине транспортных средств, которые в соответствии со ст. 232 этого Кодекса являются объектами налогообложения. Согласно п. 237.1 ст. 237 НКУ сбор уплачивается физическими и юридическими лицами перед проведением первой регистрации в Украине транспортных средств. Учитывая вышеизложенное, при регистрации в МРЭО ГАИ автотранспортных средств, которые уже были зарегистрированы в Украине уполномоченными государственными органами — Военной автомобильной инспекцией Министерства обороны Украины, сбор за первую регистрацию транспортного средства не уплачивается, если транспортное средство приобретено у воинской части.

 

Может ли физическое лицо вернуть уплаченный налог с владельцев транспортных средств за 2011 — 2012 годы?

 

На основании п. 2 разд. XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), утратили силу с 1 января 2011 года:

Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III;

Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11.12.91 г. № 1963-XII.

Кроме того, в соответствии со ст. 9 и 10 НКУ не предусмотрен налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

Согласно подразд. 9 разд. ХХ НКУ возврат сумм налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, сбора за загрязнение окружающей природной среды, а также местных налогов и сборов, которые были уплачены до 1 января 2011 года ошибочно либо излишне, зачисление в бюджеты таких налогов и сборов, уплачиваемых в первом квартале 2011 года за последний отчетный (налоговый) период 2010 года, и сумм, уплачиваемых в счет погашения налогового долга, сформировавшегося по состоянию на 31 декабря 2010 года, осуществляются в порядке и на условиях, которые действовали до 1 января 2011 года. Условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств предусмотрены ст. 43 НКУ.

Следовательно, с 1 января 2011 года не предусмотрен налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. В связи с этим физическое лицо, уплатившее налог с владельцев транспортных средств на 2011 и 2012 годы, может подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченного налога.

 

Какой код КОАТУУ указывается юридическим лицом при заполнении Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств: код КОАТУУ по местонахождению плательщика или по месту регистрации транспортного средства?

 

Согласно п. 231.1 ст. 231 разд. VII Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), плательщиками сбора за первую регистрацию транспортного средства являются юридические и физические лица, осуществляющие первую регистрацию в Украине транспортных средств, которые в соответствии со ст. 232 НКУ являются объектами налогообложения.

В соответствии с п. 239.2 ст. 239 НКУ юридические лица в десятидневный срок после первой регистрации в Украине транспортных средств подают соответствующему органу государственной налоговой службы по своему местонахождению и по месту регистрации транспортного средства расчет суммы сбора за такие транспортные средства по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 этого Кодекса. К расчету обязательно прилагаются копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, проводящим такую регистрацию.

Приказом ГНА Украины от 23.12.2010 г. № 994 «Об утверждении формы Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств» утверждена форма Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств. Юридическое лицо должно заполнить строки 2 — 6 этой формы и указать обязательные реквизиты в отношении плательщика сбора, в частности код плательщика согласно ЕГРПОУ, КВЭД, код КОАТУУ и код органа местного самоуправления. Государственный классификатор объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) является составной частью единой системы классификации и кодировки технико-экономической и социальной информации. КОАТУУ разработан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 4 мая 1993 года № 326 «О концепции построения национальной статистики Украины и Государственной программе перехода на международную систему учета и статистики».

КОАТУУ предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости, целостности и автоматизированной обработки информации в различных разрезах всех видов экономической деятельности. КОАТУУ состоит из кодов и названий всех административно-территориальных объектов Украины, сгруппированных по признакам территориальной общности, исторических, экономических, географических, этнических и культурных особенностей. Объектами классификации в КОАТУУ являются единицы административно-территориального устройства Украины: Автономная Республика Крым; области; районы; города; районы в городах; поселки городского типа; сельсоветы; поселки; села.

Следовательно, юридическим лицом при заполнении и подаче Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств указывается код КОАТУУ административно-территориального устройства Украины того района, в который подается Расчет.

 

В орган государственной налоговой службы какого района необходимо уплачивать сбор за первую регистрацию транспортного средства для юридических лиц?

 

В соответствии с п. 239.1 ст. 239 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее — НКУ) сбор уплачивается по месту регистрации транспортных средств по ставкам, действующим на день уплаты. Согласно п. 239.2 ст. 239 НКУ юридические лица в десятидневный срок после первой регистрации в Украине транспортных средств подают соответствующему органу государственной налоговой службы по своему местонахождению и по месту регистрации транспортного средства расчет суммы сбора за такие транспортные средства по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 НКУ. К расчету обязательно прилагаются копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, проводившим такую регистрацию. Следовательно, юридическим лицом сбор за первую регистрацию транспортного средства уплачивается по месту регистрации транспортных средств по ставкам, действующим на день уплаты. Если местонахождение юридического лица и место регистрации транспортного средства не совпадают, то сбор за первую регистрацию транспортного средства по местонахождению юридического лица не уплачивается, поскольку он уплачивается по месту регистрации транспортных средств по ставкам, действующим на день уплаты.

 

Каким образом плательщик сбора за первую регистрацию транспортного средства должен предоставить копии регистрационных документов, если отчетность он подает в электронной форме?

(действует до 06.08.2011 г.)*

* По нашему мнению, ввиду отсутствия каких-либо других консультаций безопаснее по-прежнему учитывать именно это мнение налоговиков. Подробнее см. на с. 11.

 

В соответствии с п. 239.2 ст. 239 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), юридические лица в десятидневный срок после первой регистрации в Украине транспортных средств подают соответствующему органу государственной налоговой службы по своему местонахождению и по месту регистрации транспортного средства расчет суммы сбора за такие транспортные средства по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 НКУ. К расчету обязательно прилагаются копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, проводившим такую регистрацию. Согласно п. 1 приказа ГНА Украины от 23.12.2010 г. № 994 «Об утверждении формы Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств», зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.12.2010 г. под № 1423/18718, утверждена форма Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств. В соответствии с п. 49.3 ст. 49 НКУ налоговая декларация подается в орган государственной налоговой службы по выбору плательщика налогов, если иное не предусмотрено НКУ, одним из следующих способов:

а) лично плательщиком налогов или уполномоченным на это лицом;

б) направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Согласно п. 46.1 ст. 46 НКУ приложение к налоговой декларации является ее неотъемлемой частью. Следовательно, плательщик налогов — юридическое лицо может подавать Расчет суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств в электронном виде в налоговый орган по своему местонахождению и по месту регистрации транспортного средства с соблюдением требований Порядка по подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденного приказом ГНА Украины от 10 апреля 2008 года № 233. Поскольку копии регистрационных документов являются обязательными приложениями к Расчету, то плательщику налогов необходимо их подать в бумажном виде в соответствующий орган ГНС. В случае неподачи соответствующих копий отчетность будет признана неподанной.

 

Какой документ подтверждает использование транспортного средства и как рассчитывается период его использования при исчислении сбора за первую регистрацию транспортного средства?

 

Согласно п. 234.4 ст. 234 разд. VII «Сбор за первую регистрацию транспортного средства» Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), ставки сбора, установленные пп. 234.1 — 234.3 НКУ (мотоциклов, легковых автомобилей, автобусов (в том числе микроавтобусов), тракторов, грузовых автомобилей, седельных тягачей, автомобилей специального назначения, судов, самолетов и вертолетов), применяются:

— для новых транспортных средств — с коэффициентом 1;

— для транспортных средств (кроме транспортных средств, указанных в пп. 234.1.3 (для легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем) и 234.1.5 п. 234.1 этой статьи), использовавшихся до 8 лет, — с коэффициентом 2;

— для транспортных средств, указанных в п. 234.2 (судов) и п. 234.3 (самолетов и вертолетов) этой статьи, использовавшихся более 8 лет, — с коэффициентом 3;

— для транспортных средств, указанных в п. 234.1 (мотоциклов, легковых автомобилей, автобусов (в том числе микроавтобусов), тракторов, грузовых автомобилей, седельных тягачей, автомобилей специального назначения) этой статьи (кроме транспортных средств, указанных в пп. 234.1.3 (легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем) и 234.1.5 (тракторов) п. 234.1 этой статьи), использовавшихся более 8 лет, — с коэффициентом 40.

Новое транспортное средство — транспортное средство, не имеющее актов государственной регистрации уполномоченных органов, в том числе иностранных, которые дают право на его эксплуатацию (п.п. 14.1.124 п. 14.1 ст. 14 разд. I НКУ). Таким образом, если на транспортные средства уполномоченными государственными органами, в том числе иностранными, выданы регистрационные документы, дающие право их эксплуатировать, они считаются используемыми. Датой начала пользования (ввода в эксплуатацию) транспортных средств, которые были в пользовании и ввозятся на таможенную территорию Украины, считается дата их первой регистрации, определенная в регистрационных документах, выданными уполномоченными государственными органами и дающими право эксплуатировать эти транспортные средства на постоянной основе. В случае отсутствия регистрационных документов первой регистрации транспортных средств датой начала пользования считается календарная дата изготовления транспортного средства (день, месяц, год). Если календарную дату определить невозможно, то такой датой следует считать 1 января года изготовления, указанного в регистрационных документах.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)