2988 0

Туристический сбор

01.11.11
Завершим рассмотрение местных сборов третьим не лишним — туристическим сбором. С введением НК он пришел на смену курортному сбору. Хотя согласно решению городского, поселкового или сельского совета может оказаться, что этот сбор на определенной территории — все же лишний. Дело в том, что устанавливать его не обязательно, в отличие от, скажем, сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Подробнее о туристическом сборе — в нашем материале.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI

Закон № 3609 — Закон Украины “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и нкоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины” от 07.07.2011 г. № 3609-VI.

Приказ № 1014 — Приказ Государственной налоговой администрации Украины “Об утверждении форм налоговых деклараций сбора за места для парковки транспортных средств и туристического сбора” от 24.12.2010 г. № 1014.



ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРА

Плательщиками этого сбора являются:

граждане Украины;

иностранцы;

лица без гражданства,

которые прибывают на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении туристического сбора, и получают (потребляют) услуги по временному проживанию (ночлегу) с обязательством покинуть место пребывания в указанный срок.

Не могут быть плательщиками сбора лица, которые:

а) постоянно проживают, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор;

б) лица, прибывшие в командировку;

в) инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);

г) ветераны войны;

д) участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;

е) лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию Министерства здравоохранения Украины;

ё) дети в возрасте до 18 лет (курортный сбор не уплачивали дети в возрасте до 16 лет);

ж) детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения.

О документах, служащих подтверждением льготного статуса плательщика сбора, ГНАУ рассказала в письме от 29.04.2011 г. № 12291/7/15-0717 «О туристическом сборе».

Последний пункт вышеуказанного перечня, внесенный Законом № 3609, выглядит достаточно нелогичным, так как все другие пункты представляют физических лиц. Юридические лица могут выступать только в качестве налоговых агентов. Авторы Закона, скорее всего, имели в виду, что детские заведения не имеют права выступать налоговыми агентами и удерживать курортный сбор со своих отдыхающих.

Налоговики в свою очередь также обратили внимание на то, что не могут удерживать туристический сбор детские (спортивные, туристические, творческие и т. п.) лагеря, принимающие на отдых детей (см. с. 42).

Согласно решению сельского, поселкового и городского совета взимание сбора может осуществляться следующими налоговыми агентами:

а) администрациями гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другими заведениями гостиничного типа, санаторно-курортными заведениями;

б) квартирно-посредническими организациями, направляющими неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;

в) юридическими лицами или физическими лицами — предпринимателями, которые уполномочиваются сельским, поселковым или городским советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Определение налоговых агентов в соответствии с письмом ГНАУ от 23.12.2010 г. № 25388/7/15-0717М относится к полномочиям сельских, поселковых и городских советов.

ГНАУ в письме от 21.04.2011 г. № 4954/7/15-0716 обратила внимание на статус налоговых агентов в свете туристического сбора, отметив при этом, что положениями НК налоговые агенты по туристическому сбору определяются общей категорией лиц.

В соответствии со ст. 18 НК налоговым агентом признается лицо, на которого НК возлагается обязанность по исчислению, удержанию с доходов, начисляемых (выплачиваемых, предоставляемых) плательщику, и перечислению налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет средств плательщика налогов.

Согласно ст. 16 НК плательщики налогов обязаны стать на учет в контролирующих органах, вести в установленном порядке учет доходов и расходов, составлять отчетность по исчислению и уплате налогов и сборов, подавать в контролирующие органы в порядке, установленном налоговым и таможенным законодательством, декларации, отчетность и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, подавать контролирующим органам информацию в порядке, в сроки и в объемах, установленных налоговым законодательством.

Налоговые агенты приравниваются к плательщикам налога и имеют права и исполняют обязанности, установленные НК для плательщиков налогов.

Налоговые агенты взимают туристический сбор при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом), и указывают сумму уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание. В случае использования налоговым агентом РРО необходимости указывать отдельной строкой сумму сбора в кассовом чеке нет (см. с. 45).

Налоговый агент, имеющий подразделение без статуса юридического лица, которое предоставляет услуги по временному проживанию (ночлегу) не по месту регистрации такого налогового агента, обязан зарегистрировать такое подразделение как налогового агента туристического сбора в органе ГНС по местонахождению соответствующего подразделения. Об этом идет речь и в ЕБНЗ (см. с. 43).

 

БАЗА ВЗИМАНИЯ И СТАВКИ СБОРА

 

Базой взимания туристического сбора является стоимость всего периода проживания (ночлега) за вычетом НДС. При этом согласно п.п. 268.4.2 НК в стоимость проживания не включаются:

— расходы на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт и глажка одежды, обуви или белья);

— телефонные счета;

— оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз);

— обязательное страхование;

— расходы на устный и письменный переводы;

— другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда.

Ставка туристического сбора устанавливается в размере от 0,5 до 1 % к базе взимания сбора. А вот 0,5 или 1 — решать уже соответствующим местным советам.

 

ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ И СРОКИ УПЛАТЫ СБОРА

Сумма туристического сбора, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за отчетный (налоговый) квартал, уплачивается в сроки, определенные для квартального отчетного (налогового) периода, т. е. в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного для подачи налоговой декларации. При этом декларация подается в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. Следовательно, после окончания отчетного (налогового) квартала плательщик имеет приблизительно 50 календарных дней на то, чтобы оплатить исчисленную в соответствии с налоговой декларацией сумму сбора.

Форма Налоговой декларации туристического сбора утверждена приказом № 1014. Им же утверждена форма Перерасчета налогового обязательства туристического сбора. Такой перерасчет составляют в случае уточнения налоговых обязательств за прошлый налоговый (отчетный) период в составе отчетной или отчетной новой декларации и подают вместе с ней.

Обращаем ваше внимание на то, что подавать налоговую декларацию налоговые агенты обязаны независимо от наличия налогового обязательства в отчетном квартале, о чем в своей консультации в ЕБНЗ говорят и налоговики (см. с. 44).

Туристический сбор, как и сбор за места для парковки транспортных средств, только в августе прекратили уплачивать ежемесячно в виде авансовых взносов. Поэтому на примере продемонстрируем порядок заполнения Налоговой декларации туристического сбора и исчисления плательщиками суммы налогового обязательства по результатам III квартала 2011 года.

 

Пример

Гостиница «Жемчужина Слобожанщины» принимает посетителей в номерах разной ценовой категории. Городским советом установлена ставка сбора 1 %. В III квартале данные для заполнения декларации туристического сбора были следующими:

 

Категории номеров

Стоимость проживания, грн.

Стоимость проживания без НДС, грн.

Начислено сбора, грн.

Высшая

3600000

3000000

30000

Первая

7200000

6000000

60000

Вторая

54000

45000

450

Всего

10854000

9045000

90450

Заполненная на основании этих данных Налоговая декларация туристического сбора за III квартал 2011 года приведена ниже:

 

50717.GIF

50718.GIF

50719.GIF

 

В декларации не содержится значение налогового обязательства, подлежащего уплате. В IV квартале этого года оно и не нужно, однако по результатам III квартала могло бы понадобиться, ведь в июле плательщики сбора еще уплачивали авансовые взносы. Сумма сбора, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за III квартал, подлежит уменьшению на сумму фактически внесенного авансового платежа за июль, и в местный бюджет уплачивается разница между этими показателями.

Вот и все, что вы должны знать о туристическом сборе. О некоторых нюансах, связанных с этим сбором, будет идти речь в ответах из ЕБНЗ, в частности, отвечая на вопросы, налоговики обратили внимание на ответственность в случае несоблюдения налоговыми агентами сбора с его плательщиков (см. с. 45).

Также советуем ознакомиться с письмом ГНАУ от 29.04.2011 г. № 12291/7/15-0717 «О туристическом сборе», которое вместе с комментарием редакции помещен на с. 46 тематического выпуска.

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ*

 

* Ответы на вопросы подготовлены по материалам Единой базы налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНАУ www.sta.gov.ua

 

Детские лагеря, принимающие на отдых детей по путевкам, туристический сбор не удерживают

 

Нужно ли детским лагерям (спортивным, туристическим, творческим и т. п.), принимающим на отдых детей по путевкам, удерживать с них туристический сбор?

Статьей 10 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), определено, что к местным налогам и сборам относится, в частности, туристический сбор (далее — сбор). В соответствии с п. 10.4 ст. 10 НКУ местные советы в рамках полномочий, определенных НКУ, решают вопросы по введению сбора. Согласно п.п. 12.3.2 п. 12.3 ст. 12 НКУ при принятии решения об установлении сбора обязательно определяются объект налогообложения, плательщики сбора, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы, определенные ст. 7 НКУ, с соблюдением критериев, установленных ст. 268 разд. XII НКУ. При установлении сбора могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения (п. 7.2 ст. 7 НКУ). Следует отметить, что не разрешается сельским, поселковым, городским советам устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов (п.п. 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 НКУ). Статьей 268 НКУ определено, что плательщиками сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении сбора, и получают (потребляют) услуги по временному проживанию (ночлегу) с обязательством покинуть место пребывания в указанный срок. Взимание сбора может осуществляться согласно решению сельского, поселкового или городского совета, налоговыми агентами:

а) администрациями гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другими заведениями гостиничного типа, санаторно-курортными заведениями;

б) квартирно-посредническими организациями, направляющими неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;

в) юридическими лицами или физическими лицами — предпринимателями, которые уполномочиваются сельским, поселковым или городским советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Особенностью взимания сбора является указание налоговыми агентами суммы уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом). Плательщиками сбора не могут быть лица, которые, в частности, прибыли по путевкам и курсовкам в санатории и пансионаты. В соответствии с п. 30.1 ст. 30 НКУ налоговая льгота — предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение плательщика налогов от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 этой статьи. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу плательщиков налогов, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 ст. 30 НКУ). Таким образом, органы местного самоуправления решают вопросы по введению туристического сбора. При установлении туристического сбора налоговые льготы и порядок их применения могут предусматриваться только для определенной категории плательщиков сбора. При этом не разрешается устанавливать индивидуальные льготные ставки по взиманию туристического сбора для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты такого сбора.

 

Налоговый агент, имеющий обособленное подразделение, должен отчитываться в органе гнс по его местонахождению

 

В какой орган государственной налоговой службы налоговый агент, имеющий обособленное подразделение не по месту регистрации такого налогового агента, должен подать налоговую декларацию по туристическому сбору?

В соответствии с п. 268.1 разд. XII Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2011 года № 2755-VI,
с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), туристический сбор — это местный сбор, средства от которого зачисляются в местный бюджет.

Пунктом 268.5 ст. 268 разд. XII НКУ определено, что согласно решению сельского, поселкового и городского совета взимание туристического сбора может осуществляться налоговыми агентами, определенными п.п. 268.5.1 п. 268 ст. 268 разд. XII НКУ.

Согласно п. 268.7.2 п. 268.7 ст. 268 разд. XII НКУ налоговый агент, имеющий подразделение без статуса юридического лица, предоставляющего услуги по временному проживанию (ночлегу) не по месту регистрации такого налогового агента, обязан зарегистрировать такое подразделение как налогового агента туристического сбора в органе государственной налоговой службы по местонахождению подразделения.

Вместе с тем пунктом 7.1 разд. VII Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом ГНА Украины от 22.12.2010 г. № 979, определено, что если в соответствии с законодательством у плательщика налогов, кроме обязанностей по подаче налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/или начислению, удержанию или уплате (перечислению) налогов, сборов на территории административно-территориальной единицы по своему местонахождению, возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы, то такой плательщик налогов обязан стать на учет по такому неосновному месту учета в соответствующем органе государственной налоговой службы.

Пунктом 7.2 Порядка № 979 предусмотрено, что для постановки на учет по неосновному месту учета плательщик налогов обязан в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению либо связаны с налогообложением, подать в соответствующий орган государственной налоговой службы регистрационное заявление по ф. № 1-ОПП или ф. № 5-ОПП с отметкой «учет по неосновному месту учета». Данные заявления о постановке на учет по неосновному месту учета вносятся в Единый банк данных юридических лиц или Реестр самозанятых лиц.

Учитывая вышеуказанное, налоговый агент, имеющий обособленное подразделение, предоставляющее услуги по временному проживанию (ночлегу) не по месту регистрации такого налогового агента, обязан зарегистрировать такое подразделение как налогового агента туристического сбора, в органе государственной налоговой службы по местонахождению подразделения и подавать в такой орган государственной налоговой службы налоговую декларацию по туристическому сбору.

 

Пустым декларациям — да

 

Должны ли налоговые агенты подавать налоговую декларацию туристического сбора, если в отчетном периоде начисления такого сбора и предоставления услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом), отсутствуют?

В соответствии с п. 49.1 ст. 49 разд. II Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), налоговая декларация подается за отчетный период в установленные НКУ сроки органу государственной налоговой службы, в котором находится на учете плательщик налогов.

Подпунктом 268.7.3 п. 268.7 ст. 268 разд. XII НКУ определено, что базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу. Формы налоговой декларации туристического сбора и перерасчета налогового обязательства туристического сбора, составляемого в случае уточнения налоговых обязательств за прошлый налоговый (отчетный) период в составе отчетной или новой отчетной декларации и подается вместе с такой декларацией, утверждены приказом ГНА Украины от 24.12.2010 г. № 1014 «Об утверждении форм налоговых деклараций сбора за места для парковки транспортных средств и туристического сбора», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 12 января 2011 года под № 35/18773.

Согласно п. 49.2 ст. 41 разд. II НКУ плательщик налогов обязан за каждый установленный НКУ отчетный период подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является, в соответствии с НКУ независимо от того, осуществлял ли такой плательщик налога хозяйственную деятельность в отчетном периоде.

Таким образом, налоговая декларация туристического сбора налоговыми агентами за отчетный период подается независимо от наличия или отсутствия в течение такого отчетного периода начислений этого сбора или предоставления/непредоставления ими услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом).

 

С авансов, полученных налоговым агентом за бронирование мест проживания, туристический сбор не взимается

 

Предусмотрена ли уплата туристического сбора налоговым агентом при зачислении предварительной оплаты (аванса) за проживание и каким образом аванс учитывается при окончательном расчете туристического сбора?

В соответствии с п. 268.6.1 п. 268.6 ст. 268 разд. XII Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), налоговые агенты взимают туристический сбор при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом), и указывают сумму уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание. Пунктом 268.5.1 п. 268.5 ст. 268 разд. XII НКУ определено, что согласно решению сельского, поселкового и городского совета взимание туристического сбора может осуществляться:

а) администрациями гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другими заведениями гостиничного типа, санаторно-курортными заведениями;

б) квартирно-посредническими организациями, направляющими неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на правые пользования по договору найма;

в) юридическими лицами или физическими лицами — предпринимателями, которые уполномочиваются сельским, поселковым или городским советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Так, например, п. 3.6 Правил пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг, утвержденных приказом Государственной туристической администрации от 16.03.2004 г. № 19, с изменениями и дополнениями (далее — Правила), предусмотрено, что договор о предоставлении основных гостиничных услуг потребителю считается заключенным после оформления документов на проживание (заполнение анкеты, регистрации) и удостоверяется расчетной квитанцией или другим расчетным документом, подтверждающим заключение договора и содержащим в себе информацию, предусмотренную этим пунктом. Кроме того, следует отметить, что п. 3.2 Правил определено, что при бронировании номера (места) гостиница может запросить предоплату за предоставление гостиничных услуг. Предоплата учитывается в оплату гостиничных услуг при окончательном расчете, если иное не обусловлено заключенным с заказчиком договором.

Учитывая вышеуказанное, поскольку налоговые агенты взимают туристический сбор при предоставлении услуг проживания (ночлега) и факт предоставления таких услуг подтверждается соответствующими документами на проживание (заполненные анкеты, регистрация и т. п.), то из средств, полученных в виде предоплаты за проживание (бронирование места для проживания), туристический сбор не взимается.

 

Сумма туристического сбора отдельной строкой в кассовом чеке не отражается

 

Нужно ли субъекту хозяйствования, осуществляющему расчеты через РРО, отражать в кассовом чеке сумму уплаченного туристического сбора?

В соответствии со ст. 2 Закона Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» расчетный документ — документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) средств, купли-продажи иностранной валюты, напечатанный в случаях, предусмотренных данным Законом, и зарегистрированный в установленном порядке регистратором расчетных операций или заполненный вручную. Согласно пп. 3.1 и 3.2 раздела 3 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНА Украины от 01.12.2000 г. № 614, фискальный кассовый чек на товары (услуги) (далее — кассовый чек) — это расчетный документ, который напечатан РРО при проведении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) и должен содержать следующие обязательные реквизиты:

— название хозяйственной единицы;

— адрес хозяйственной единицы;

— для субъекта хозяйствования, зарегистрированного как плательщик НДС, — индивидуальный налоговый номер плательщика НДС, перед номером печатаются большие буквы «ПН»;

— для субъекта хозяйствования, не являющегося плательщиками НДС, — идентификационный код по ЕГРПОУ или идентификационный номер по ГРФЛ, перед которым печатаются большие буквы «IД»;

— если количество приобретенного товара (полученной услуги) не равно единице измерения, то количество, стоимость приобретенного товара (полученной услуги);

— стоимость единицы измерения товара (услуги);

— наименование товара (услуги);

— буквенное обозначение ставки НДС справа от напечатанной стоимости товара (услуги);

— обозначение формы оплаты (наличными, карточкой, в кредит, чеками и т. п.) и сумму средств по данной форме оплаты;

— общую стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) в пределах чека, перед которой печатается слово «СУМА» или «УСЬОГО»;

— для СХ, зарегистрированных как плательщики НДС, отдельной строкой — буквенное обозначение ставки НДС, размер ставки НДС в процентах, общую сумму НДС по всем указанным в чеке товарам (услугам), в начале строки — большие буквы «ПДВ»;

— порядковый номер кассового чека, дату (день, месяц, год) и время (час, минута) проведения расчетной операции;

— фискальный номер регистратора расчетных операций, перед которым печатаются большие буквы «ФН»;

— надпись «Фискальный ЧЕК» и логотип производителя.

Порядок уплаты туристического сбора предусмотрен ст. 268 раздела XIII Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-IV, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ). В соответствии с п.п. 268.6.1 п. 268.6 ст. 268 НКУ налоговые агенты взимают сбор при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом), указывают сумму уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание. Учитывая вышеизложенное, сумма уплаченного туристического сбора отражается исключительно отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание и не указывается в кассовом чеке.

 

Ответственность за неудержание туристического сбора

 

Какая ответственность предусмотрена за неудержание туристического сбора с плательщиков сбора налоговыми агентами?

Действует с 01.01.2011 г. Пунктом 10.4 ст. 10 разд. I Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее — НКУ) местные советы в рамках полномочий, определенных этим Кодексом, решают вопросы в соответствии с требованиями этого Кодекса по установлению, в частности, туристического сбора. В соответствии с п. 268.5 ст. 268 разд. XII НКУ согласно решению сельского, поселкового и городского совета взимание туристического сбора может осуществляться налоговыми агентами, определенными п.п. 268.5.1 п. 268 ст. 268 разд. XII НКУ. Согласно п. 268.6 ст. 286 разд. XII НКУ налоговые агенты взимают сбор с плательщиков сбора, определенных в п. 268.2 ст. 268 разд. XII НКУ, при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом), и указывают сумму уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание. В соответствии с п. 127.1 ст. 127 разд. II НКУ неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов плательщиком налогов, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика налогов, влекут за собой наложение штрафа в размере 25 процентов суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет. Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, влекут за собой наложение штрафа в размере 50 процентов суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет. Действия, предусмотренные частью первой этого пункта, совершенные в течение 1095 дней в третий раз и более, влекут за собой наложение штрафа в размере 75 процентов суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет. Ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга, возникающего вследствие совершения таких действий, и обязательство по погашению такого налогового долга возлагается на лицо, определенное этим Кодексом, в том числе на налогового агента. При этом плательщик налога — получатель таких доходов освобождается от обязанностей погашения такой суммы налоговых обязательств или налогового долга. То есть если на соответствующей территории местным советом установлен туристический сбор, то в случае неудержания туристического сбора с плательщиков сбора налоговыми агентами к таким налоговым агентам будет примененный штраф в размерах, определенных п. 127.1 ст. 127 разд. II НКУ.

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ

 

Документальное подтверждение «льготности» лиц, не являющихся плательщиками туристического сбора

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 29.04.2011 г. № 12291/7/15-0717

«О туристическом сборе»

 

Государственная налоговая администрация Украины (далее — ГНА Украины) в связи с многочисленными запросами, поступающими от плательщиков налогов и сборов, касающимися взимания туристического сбора, сообщает.

Статьей 10 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) определено, что к местным налогам и сборам относится, в частности, туристический сбор (далее — сбор).

В соответствии с пунктом 10.4 статьи 10 НКУ местные советы в рамках полномочий, определенных НКУ, решают вопросы по введению сбора.

Согласно подпункту 12.3.2. пункта 12.3. статьи 12 НКУ при принятии решения об установлении сбора обязательно определяются объект налогообложения, плательщики сбора, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы, определенные статьей 7 НКУ, с соблюдением критериев, установленных статьей 268 раздела XII НКУ. При установлении сбора могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения (пункт 7.2. статьи 7 НКУ).

Следует отметить, что не разрешается сельским, поселковым, городским советам устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов (подпункт 12.3.7. пункта 12.3. статьи 12 НКУ).

Статьей 268 НКУ определено, что плательщиками сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении сбора, и получающие (потребляющие) услуги по временному проживанию (ночевке) с обязательством оставить место пребывания в указанный срок.

Взимание сбора может осуществляться согласно решению сельского, поселкового или городского совета, налоговыми агентами:

а) администрациями гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другими заведениями гостиничного типа, санаторно-курортными заведениями;

б) квартирно-посредническими организациями, направляющими неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;

в) юридическими лицами или физическими лицами — предпринимателями, которые уполномочиваются сельским, поселковым или городским советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Особенностью взимания сбора является указание налоговыми агентами суммы уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночевкой).

Плательщиками сбора не могут быть:

а) лица, постоянно проживающие, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор;

б) лица, прибывшие в командировку;

в) инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);

г) ветераны войны;

ґ) участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

д) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории и пансионаты*.

* Закон № 3609 внес изменения в п.п. 268.2.2 НК, который цитирует это письмо, и сейчас п.п. «д» изложен в следующей редакции:

«д) лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию Министерства здравоохранения Украины».

Кроме того, п.п. 268.2.2 дополнен подпунктами «е» и «є» следующего содержания:

«е) дети в возрасте до 18 лет;

є) детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения».

В соответствии со статьей 1 раздела I Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-ХII постоянное место проживания — это место проживания на территории какого-либо государства не менее одного года физического лица, которое не имеет постоянного места проживания на территории других государств и намеревается проживать на территории этого государства в течение неограниченного срока, не ограничивая такое проживание определенной целью, и при условии, что такое проживание не является следствием выполнения этим лицом служебных обязанностей или обязательств по договору (контракту).

Статьей 759 параграфа 1 главы 58 Гражданского кодекса Украины определено, что по договору найма (аренды) жилья одна сторона — собственник жилья (наймодатель) передает или обязуется передать другой стороне (нанимателю) жилье для проживания в нем на определенный срок за плату.

Подпунктом 1.1 пункта 1 раздела I** Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу (с изменениями и дополнениями), утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13 марта 1998 года № 59, установлено, что направление работника предприятия в командировку осуществляется руководителем этого предприятия или его заместителем и оформляется приказом (распоряжением) с указанием: пункта назначения, названия предприятия, куда командирован работник, срока и цели командировки.

** Приказом Министерства финансов Украины «О внесении изменений в Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу» от 17.03.2011 г. № 362 указанная Инструкция структурирована по-новому и теперь аналогичные нормы содержатся в п. 1 подразд. II.

Приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 16 ноября 2007 года № 612 утвержден Порядок учета, хранения, оформления и выдачи удостоверений лицам, получающим государственную социальную помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам» (далее — Порядок) и утверждены приложением 1 к пункту 1.1 Порядка форма и содержание такого удостоверения.

Статьей 4 раздела II Закона Украины от 22 октября 1993 года № 3551 «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (далее — Закон № 3551) определено, что ветеранами войны являются лица, участвовавшие в защите Родины или в боевых действиях на территории других государств. К ветеранам войны относятся: участники боевых действий, инвалиды войны, участники войны.

Ветеранам войны вручаются удостоверения и нагрудные знаки. Порядок изготовления и выдачи удостоверений и знаков устанавливается Кабинетом Министров Украины и международными договорами, в которых принимает участие Украина (статья 18 Закона № 3551). Образцы удостоверений, выдаваемых ветеранам войны, утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1994 года № 302 «О порядке выдачи удостоверений и нагрудных знаков ветеранов».

Статьей 9 раздела II Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-XII «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (с изменениями и дополнениями) определены лица — участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — это граждане, принимавшие непосредственное участие в ликвидации аварии и ее последствий.

Статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подтверждается удостоверением участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца, который утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 20 января 1997 года № 51 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы» (с изменениями и дополнениями).

Путевка — это денежный документ, гарантирующий его собственнику получение услуг в санаторно-курортных заведениях, пансионатах, которые реализовали эту путевку. Форма путевки утверждена постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25 февраля 2009 года № 16.

Курсовка — это денежный документ, гарантирующий его владельцу амбулаторно-курортное лечение непосредственно на курорте, который является разновидностью путевок, дающих право на прохождение амбулаторно-курортного лечения и лечебное питание.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Украины от 28 октября 2002 года № 385 «Об утверждении перечней заведений здравоохранения, врачебных, провизорных должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в заведениях здравоохранения» санатории отнесены к перечню видов санаторно-курортных заведений.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2001 года № 805 утверждено Общее положение о санаторно-курортном заведении, в котором пунктом 1 определено, что санаторно-курортное заведение — это заведение здравоохранения, обеспечивающее предоставление гражданам услуг лечебного, профилактического и реабилитационного характера с использованием природных лечебных ресурсов курортов (лечебных грязей и озокерита, минеральных и термальных вод, рапы лиманов и озер, природных комплексов с благоприятными для лечения условиями и т. п.) и с применением физиотерапевтических методов, диетотерапии, лечебной физкультуры и других методов санаторно-курортного лечения.

Письмом Государственного Комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 20 ноября 2009 года № 14264 определено, что пансионаты отнесены к другим субъектам хозяйственной деятельности, которые предоставляют услуги по временному размещению (или проживанию), питанию, экскурсионным, развлекательным и другим туристическим услугам.

Следовательно, постоянное место проживания может быть подтверждено паспортом гражданина Украины или паспортным документом, выданным уполномоченными государственными органами Украины или другого государства либо уставными организациями ООН, документом, который подтверждает гражданство, удостоверяет личность предъявителя, дает право на въезд или выезд из государства и признан Украиной. А проживание на условиях договора найма — договором найма (аренды) жилья.

Пребывание лица в командировке подтверждается приказом или распоряжением предприятия о направлении работника в командировку.

Лица, относящиеся к категории инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов войны, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подтверждают свой статус соответствующим удостоверением, а лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего) — документом, удостоверяющим такую личность.

Наличие путевки или курсовки является основанием для предоставления льготы по уплате сбора.

С целью подтверждения правомерности предоставления льготы налоговый агент должен иметь копии соответствующих документов, подтверждающих принадлежность лица к льготной категории (путевки или курсовки могут быть в оригинале).

Лица, не предоставившие соответствующие документы, которые удостоверяют их принадлежность к льготной категории, являются плательщиками сбора.

Просим указанное довести до плательщиков налогов и подчиненных органов государственной налоговой службы для руководства в работе.

 

Заместитель председателя комиссии
 по проведению реорганизации ГНА Украины,
 заместитель Председателя ГНА Украины
 А. Любченко

 

Комментарий редакции

Главной ценностью комментируемого письма является указание документального подтверждения льготного статуса лиц, не являющихся плательщиками туристического сбора, в каждом конкретном случае. При этом налоговые агенты должны получить копии определенных документов для того, чтобы не удерживать туристический сбор с льготников (путевки и курсовки могут быть оригиналом). Приведем данные по видам документов, дающих право на льготы, в табличном виде:

 

Категория граждан-неплательщиков

Документальное подтверждение льготы

Лица, постоянно проживающие, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен туристический сбор

Постоянное место проживания должно быть подтверждено паспортом гражданина Украины или паспортным документом, выданным уполномоченными государственными органами Украины или другого государства или уставными организациями ООН документом, который подтверждает гражданство, удостоверяет личность предъявителя, дает право на въезд или выезд из государства и признан Украиной. А проживание на условиях договора найма — договором найма (аренды) жилья

Лица, прибывшие в командировку

Приказ или распоряжение предприятия о направлении работника в командировку

Инвалиды, дети-инвалиды

Удостоверение установленного образца

Лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более 1 человека)

Документ, удостоверяющий личность сопровождающего

Ветераны войны

Удостоверение установленного образца

Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС установленного образца

Лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию Министерства здравоохранения Украины

Соответствующие путевки или курсовки

Для детей в возрасте до 18 лет подтверждением может быть документ, удостоверяющий их личность, т. е. свидетельство о рождении или же паспорт. Считаем, что спорить с такими заключениями ГНАУ не будет.

 




Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)