690 0

Дамоклова форма: проблемы отчетности по ф. 20-ОПП

17.12.11

В последнее время от бухгалтеров все чаще звучат вопросы по поводу ф. 20-ОПП, к которой налоговики начинают проявлять повышенное внимание при проверках. В статье В. Рябова «Неосновное место учета налогоплательщика» («El-бухгалтер» № 23/2011) мы уже касались этой формы отчетности. Теперь попробуем рассказать о ней подробнее.

Напомним, что Налоговый кодекс ввел требование регистрации (учета) налогоплательщиков в ГНИ по неосновному месту учета, то есть по месту нахождения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность. При этом определение понятий «объект налогообложения» и «объект, связанный с налогообложением» сформулированы предельно широко. Согласно п. 63.3 НКУ таковыми являются

«имущество и действия, в связи с которыми у плательщика налогов возникают обязанности по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу настоящего Кодекса».

И налогоплательщикам ничего не остается, как отчитываться перед фискальными органами, руководствуясь столь расплывчатыми критериями.

Не слишком много конкретики добавляет и Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979 (далее — Порядок № 979), хотя в нем порядку учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, посвящен целый раздел VIII, а также приведена та самая форма 20-ОПП, по которой налогоплательщик должен сообщать налоговикам обо всех таких объектах. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с этой формой.

1. Какие объекты следует фиксировать в ф. 20-ОПП?

Четкого перечня таких объектов не существует. Есть только примерный перечень, с которым можно ознакомиться на сайте ГНАУ по адресу http://sta.gov.ua/doccatalog/document?id=317423 или в вашей местной налоговой (где он, по идее, должен быть вывешен на информационном стенде). Перечень этот составлен, честно говоря, совершенно бессистемно. Например, в нем числятся такие объекты, как «колбасный цех», «кондитерский цех», «переплетный цех» и — просто «цех». Есть «паспортный стол», «стол заказов» и — просто «стол». Или, скажем, разными объектами считаются «автомобиль» и «автотранспорт». Встречаются и вовсе странные объекты. Например, «таможня» (интересно, у кого из налогоплательщиков имеется такой объект?), «батискаф» (!), «ремонт» и т. д.

В Единой базе налоговых знаний рекомендуется при заполнении графы «Тип объекта налогообложения» выбирать из справочника название типа объекта, который больше всего подходит по функциональному назначению.

Кстати, если вы будете искать подходящие типы объектов в файле, скачанном с сайта ГНАУ, то, скорее всего, вам придется воспользоваться функцией поиска в MS Excel или OpenOffice, поскольку перечень, состоящий более чем из четырехсот позиций, не отсортирован ни по смысловым критериям, ни по алфавиту. Так вот, имейте в виду: в этом файле вместо украинской буквы «і» почему-то используется латинская «i». Будьте внимательны при наборе поискового слова.

2. В какие органы представляется ф. 20-ОПП?

Если исходить из п. 8.4 Порядка № 979, то уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением, подается в орган госналогслужбы по местонахождению такого объекта. То есть по объектам, расположенным на территории основного места учета плательщика, ф. 20-ОПП направляется в его «родную» налоговую, а по объектам, расположенным в других местах, — в соответствующие ГНИ, в которых он зарегистрирован по неосновному месту.

Из Порядка № 979 не следует, что форму, отправленную по неосновному месту, нужно отправлять также и по основному. Тем не менее осторожные плательщики предпочитают отправлять в «основную» ГНИ копию формы, сданной в «неосновной» налоговый орган. Так, на всякий случай.

3. Какие сроки установлены для сдачи ф. 20-ОПП по вновь созданным (открытым) объектам и по тем объектам, которые существовали до 01.01.2011 г.?

Согласно п. 8.4 Порядка № 979 уведомление по ф. 20-ОПП подается в течение 10 рабочих дней после регистрации, создания или открытия соответствующего объекта.

Что касается объектов, существовавших до 01.01.2011 г., то никаких переходных указаний на этот счет нет ни в Кодексе, ни в Порядке № 979. ЕБНЗ по этому поводу сообщает лишь, что налогоплательщики начиная с 01.01.2011 г. обязаны сообщать обо всех объектах налогообложения, в том числе зарегистрированных, созданных или открытых до 2011 года.

Не исключено, что на этом основании налоговики будут пытаться штрафовать предприятия и физлиц-предпринимателей, которые сообщили о своих объектах налогообложения позднее, чем 18 января 2011 года (то есть позднее, чем в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу НКУ). На наш взгляд, от штрафов в данном случае есть шанс отбиться в суде, если ссылаться на то, что для «старых» объектов сроки подачи ф. 20-ОПП законодательно не определены и что по нормам Порядка № 979 уведомлять о них вообще нужно лишь в случае каких-либо изменений в статусе таих объектов.

Впрочем, со штрафами тоже не все так уж однозначно, но об этом — ниже.

4. Как сообщать в налоговую об изменениях в объекте?

Пункт 8.5 Порядка № 979 предлагает два способа уведомления об изменениях в объекте:

  • в случае изменения типа, наименования, местонахождения или состояния объекта налогоплательщик просто представляет ф. 20-ОПП с обновленной информацией;
  • в случае изменения назначения объекта налогообложения или его перепрофилирования (хотя в чем разница между этими понятиями?) информация о таком объекте подается двумя строками: в одной указывается информация о закрытии объекта, назначение которого меняется, в другой — о создании или открытии нового на основе закрытого.

Заметим, что никаких указаний насчет сроков сдачи таких уведомлений Порядок не содержит. То есть запоздание с подачей уведомления об изменениях первого типа, по идее, не должно штрафоваться. А вот сдавать форму с изменениями второго типа лучше все-таки в 10-дневный срок, поскольку налоговики, как видим, расценивают такие изменения как создание (открытие) нового объекта.

5. Можно ли отправлять ф. 20-ОПП по почте или средствами электронных коммуникаций?

К сожалению, существующая на сегодняшний день версия официальной программы сдачи электронной отчетности OPZ (версия 1.29.19) не предусматривает возможности оформить и отослать данное уведомление в электронном виде. Поэтому мы не рекомендуем пытаться сделать это даже в том случае, если используемая вами иная программа такую возможность дает. Есть риск, что налоговики просто не смогут принять ваше уведомление в связи с тем, что их сервер такой формы не понимает.

Возможно, оно и к лучшему, поскольку при заполнении бумажной формы можно самостоятельно исправить некоторые ее изъяны, например, дорисовать в поле «Регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов» недостающую клеточку (в этом поле почему-то предусмотрено всего 9 ячеек). В электронной форме такая манипуляция, скорее всего, будет невозможна.

Что касается использования услуг почты, то законодательных ограничений для этого нет. Такая возможность косвенно вытекает также из норм Порядка № 979, посвященных другим формам. Например, в отношении ф. 17-ОПП «Уведомление о постановке на учет, создании, внесении изменений в сведения, закрытии обособленного подразделения плательщика налогов» прямо сказано о возможности отправки ее по почте.

Так что проблем с ф. 20-ОПП не должно возникнуть, если вы отправите это уведомление заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения.

6. Какая ответственность грозит налогоплательщику и его должностным лицам в случае неуведомления или несвоевременного уведомления ГНИ об объектах налогообложения и т. п.?

ЕБНЗ, отвечая на подобный вопрос, однозначно говорит об ответственности по п. 117.1 НКУ, согласно которому налогоплательщик наказывается штрафом, в частности, за

«непредставление в сроки и в случаях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, заявлений или документов для постановки на учет в соответствующем органе государственной налоговой службы, регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные, непредставление исправленных документов для постановки на учет или внесения изменений».

Нарушителям-юрлицам это грозит штрафом в 510 грн (в случае неустранения таких нарушений или при повторном нарушении в течение года — 1020 грн), а самозанятым лицам — 170 грн (в случае неустранения или повторности — 340 грн).

Как видим, прямой нормы, которая устанавливала бы ответственность за неуведомление (несвоевременное уведомление) налоговых органов об объектах налогообложения или объектах, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, Кодекс не содержит. Но вряд ли это остановит налоговиков. Да и судей тоже. Ведь требование уведомления об объектах налогообложения установлено Кодексом не само по себе, а в связи с необходимостью постановки налогоплательщика на учет.

Так что в целом данное нарушение вписывается в формулировки п. 117.1 НКУ, пусть и с некоторой натяжкой. Поэтому шансы отбиться от этого штрафа у налогоплательщиков крайне невелики (если речь не идет об объектах, появившихся до 2011 года).(1)

А вот должностным лицам налогоплательщика административный штраф за такое нарушение почти наверняка не грозит. Даже самая подходящая из статей Кодекса об административных правонарушениях — ст. 1631 «Нарушение порядка ведения налогового учета, предоставления аудиторских заключений» — здесь однозначно неприменима.

Исключение составляет разве что случай, когда предприятие, получив от налоговиков предписание зарегистрировать какой-то объект, откажется это сделать. Тогда, конечно, его директору и/или главбуху грозит админштраф по ст. 1633 «Невыполнение законных требований должностных лиц органов государственной налоговой службы» КоАП (от 85 до 170 грн).

7. Должен ли подавать ф. 20-ОПП налогоплательщик, предоставляющий услуги (выполняющий работы) на территории нескольких административно-территориальных единиц или вообще на всей территории Украины?

Составителей ЕБНЗ аналогичный вопрос поставил в тупик, и они отделались своим традиционным: «Извините, на Ваш вопрос ответ в Единой базе налоговых знаний отсутствует».

Действительно, если принять во внимание крайнюю расплывчатость понятия «объект», о чем мы говорили в начале статьи, то при буквоедском подходе следовало бы требовать, чтобы такой налогоплательщик уведомлял все налоговые инспекции, на территории которых он работает-услуживает. Ведь он же осуществляет «действия, в связи с которыми <…> возникают обязанности по уплате налогов и сборов».

Однако совершенно очевидно, что такой подход абсурден. На наш взгляд, налогоплательщикам есть смысл ориентироваться в этом вопросе на тот примерный список объектов, который предлагают сами налоговики. Обратите внимание, что перечисленные в нем объекты, за редкими исключениями, можно отнести всего к двум категориям: это либо помещения (здания, сооружения и т. п.), либо объекты транспорта. Учет и того, и другого, как правило, связан с особыми процедурами: государственной регистрацией, нотариальным удостоверением, получением специальных разрешений и т. д.

Вот этот признак, наверное, и нужно принимать во внимание, и вписывать в ф. 20-ОПП преимущественно те объекты, о которых налоговики могут узнать из всевозможных реестров и других открытых (для них) источников, в первую очередь — объекты недвижимости.

8. Нужно ли уведомлять налоговую о наличии у предприятия помещений, в которых не осуществляются действия, приводящие к возникновению обязанностей по уплате налогов и сборов?

Лучше не рисковать. Попробуйте-ка доказать инспектору, что данное помещение не соответствует критериям «объекта» из п. 63.3 НКУ. Результат может оказаться прямо противоположным. Например, инспектор может заявить, что помещение, не используемое для получения налогооблагаемой прибыли (объект обложения!), однозначно является непроизводственным, а значит, должно быть переведено из состава ОС в непроизводственные фонды. А это — прощайте, амортизация и налоговый кредит!

С другой стороны, не забывайте, что данные из ф. 20-ОПП нередко служат налоговикам подсказкой, какой еще объект можно дообложить эконалогом. Кстати, фиксируя в этой форме какое-нибудь помещение, не забывайте, по крайней мере, издать приказ о запрете своим работникам мусорить в этом помещении. Говорят, во многих случаях помогает отбиться от эконалога по бытовым отходам.

9. Кто сдает ф. 20-ОПП по арендованному помещению: арендатор или арендодатель?

В ЕБНЗ вопрос об арендованных объектах оставлен без ответа. Однако на практике налоговики требуют соответствующего уведомления от обеих сторон. В свете сказанного выше — это логично, ведь и у арендатора, и у арендодателя это помещение участвует в хоздеятельности.


1. Хотя есть и другая зацепка для тех, кому грозит штраф: если проанализировать п. 117.1 НКУ, то становится очевидно, что он карает за непредставление документов «в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом». А поскольку срок подачи ф. № 20-ОПП установлен Порядком № 979, а никак не Кодексом, то формально и оснований для применения штрафа по п. 117.1 НКУ — нет.  



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)