1005 0

ГОСБЮДЖЕТ-2012

16.01.12

Примечательно, что главный финансовый документ, которым является Закон о Госбюджете, был принят Верховной Радой вовремя, что, надеемся, позволит надлежащим образом организовать в 2012 году бюджетный процесс в Украине.

Как известно, основные правила организации бюджетного процесса базируются на требованиях БКУ, которым определены правовые основы функционирования бюджетной системы Украины, ее принципы, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений и ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Поэтому как в 2011 году, так и в 2012 году нет необходимости в регулировании этих вопросов Законом о Госбюджете.

Рассмотрим основные моменты, определенные БКУ и Законом о Госбюджете-2012, которые будут интересны бюджетным учреждениям в текущем бюджетном году.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о Госбюджете-2012 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» от 22.12.2011 г. № 4282-VI.

Закон № 2289 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.

Закон № 1768 — Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.

Закон о дошкольном образовании — Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77



Действительно, это очень удобно, когда требования по организации бюджетного процесса регулируются одним документом, которым является БКУ. В связи с этим основная часть требований к бюджетному процессу, которые ранее ежегодно определялись законами о Госбюджете, теперь предусмотрена непосредственно в БКУ, о чем есть соответствующие ссылки по тексту Закона о Госбюджете-2012.

Отметим, что при разработке Закона о Госбюджете-2012 были учтены основные задачи бюджетной политики, определенные постановлением Верховной Рады «Об основных направлениях бюджетной политики на 2012 год» от 13.05.2011 г. № 3358-VI.

Итак, остановимся на наиболее важных вопросах, урегулированных указанными документами.

 

СОБСТВЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

В соответствии со ст. 13 БКУ бюджетные учреждения имеют право получать дополнительно к средствам общего фонда бюджета собственные поступления, включаемые в специальный фонд бюджета. Этой же статьей определены группы собственных поступлений и направления их использования.

Одним из видов собственных поступлений бюджетных учреждений является арендная плата, которая относится к третьей подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Согласно п. 12 ст. 4 Закона о Госбюджете-2012 в состав доходов специального фонда Госбюджета относятся 50 % арендной платы за пользование другим имуществом, принадлежащим бюджетным учреждениям, которые содержатся за счет государственного бюджета. Что касается остальных 50 % арендной платы, то такие суммы подлежат зачислению в состав общего фонда Госбюджета (п. 24 ч. 2 ст. 29 БКУ).

Как и ранее, исключение касается платы за аренду военного имущества и имущества Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук, которая полностью зачисляется в доходы специального фонда их сметы.

Необходимо отметить, что такой порядок распределения арендной платы касается только бюджетных учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета. Что касается учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов,то вопросы распределения арендной платы между учреждением и местным бюджетом регулируются соответствующими решениями местных советов.

Одним из видов средств, которые получают бюджетные учреждения, но не имеют права оставить полностью в своем распоряжении, являются средства, полученные за сданные в виде лома и отходов драгоценные металлы и драгоценные камни. Такие средства относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

И хотя Закон о Госбюджете-2012 не содержит никаких требований относительно необходимости распределения таких средств, напомним, что этот вопрос урегулирован в ст. 29 и 69 БКУ.

Так, в соответствии с п. 42 ст. 29 и п. 19 ст. 69 БКУ к доходам общего фонда соответствующего бюджета относится 80 % средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни и 50 % средств, полученных этими предприятиями, учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро. Таким образом, в распоряжении бюджетных учреждений остается соответственно 20 и 50 % таких средств, которые и являются собственными поступлениями. Соответственно 80 и 50 % полученных средств перечисляются в доход общего фонда того бюджета, за счет которого содержатся бюджетное учреждение или организация.

Что касается других собственных поступлений бюджетных учреждений, то они принадлежат им в полном объеме и зачисляются в специальный фонд сметы.

Отметим, что направления использования средств, зачисленных в состав доходов специального фонда Госбюджета, определены в ст. 9 Закона о Госбюджете-2012. Что касается собственных поступлений бюджетных учреждений, то в п. 13 ст. 9 Закона о Госбюджете-2012 дополнительно указывается, что такие средства направляются на мероприятия, определенные абз. 14 — 21 ч. 4 ст. 13 БКУ.

И еще несколько моментов, о которых следует помнить бюджетным учреждениям.

Так, во время расходования средств специального фонда сметы, к которым относятся и собственные поступления бюджетных учреждений, необходимо руководствоваться положениями пп. 23 и 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, согласно которым средства специального фонда используются в следующей последовательности:

1) по установленным направлениям использования (направления использования собственных поступлений определены п. 4 ст. 13 БКУ);

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций учреждения, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда.

Как предусмотрено п. 4 ст. 23 БКУ,расходы специального фонда бюджета имеют постоянное бюджетное назначение, что дает право осуществлять их исключительно в рамках и за счет фактических поступлений специального фонда бюджета.

Если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о Госбюджете (решением о местном бюджете), распорядитель бюджетных средств предусматривает направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, стипендий, коммунальных услуг и энергоносителей.

Если такой задолженности нет, распорядитель бюджетных средств направляет:

50 % средств на мероприятия, осуществляемые за счет соответствующих поступлений;

50 % средств на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, но не обеспеченные средствами общего фонда бюджета по соответствующей бюджетной программе.

В таком случае распорядитель бюджетных средств осуществляет перераспределение объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду бюджета для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда бюджета.

 

ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ПОПОЛНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА ГОСБЮДЖЕТА

К числу новых источников формирования специального фонда Госбюджета добавлен судебный сбор (п. 33 ст. 4 Закона о Госбюджете-2012). Напомним, что с 01.11.2011 г. вступил в силу Закон Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 г. № 3674-VI, которым существенно изменены ставки судебного сбора.

Отметим, что целью предупреждения потерь общего фонда Госбюджета и повышения эффективности исковой работы органов исполнительной власти в соответствии со ст. 5 этого Закона от уплаты судебного сбора освобождены Минфин, местные финансовые органы, Государственная налоговая служба, Государственная таможенная служба, Государственная казначейская служба, Государственная финансовая инспекция и их территориальные органы, Государственная служба финансового мониторинга и НБУ при их обращении в суд для защиты интересов государства по делам, связанным с вопросами, касающимися полномочий этих органов.

В соответствии с п. 46 ст. 9 Закона о Госбюджете-2012 поступления от судебного сбора направляются на обеспечение осуществления правосудия, укрепление материально-технической базы судов, включая создание и обеспечение функционирования Единой судебной информационной системы, веб-портала судебной власти, компьютерных локальных сетей, современных систем фиксирования судебного процесса, приобретение и обслуживание компьютерной и копировально-множительной техники, внедрение электронной цифровой подписи.

Среди источников формирования специального фонда Госбюджета на 2012 год в части финансирования, определенных ст. 7 Закона о Госбюджете-2012, есть поступления от приватизации государственного имущества сверх объемов, установленных приложением 2 к этому Закону. Такие поступления подлежат направлению на формирование Государственного фонда регионального развития и капитальные расходы.

Необходимо отметить, что разговоры о необходимости финансирования стратегических проектов регионального развития и межрегионального сотрудничества через отдельный фонд — Государственный фонд регионального развития начались еще в начале прошлого года. Но только в конце октября 2011 года в Верховной Раде зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины по созданию государственного фонда регионального развития» от 31.10.2011 г. № 9363. Таким образом, и до сих пор законодательно не определена судьба Государственного фонда регионального развития, но средства на формирование такого фонда уже запланированы Законом о Госбюджете-2012.

 

ИСТОЧНИКИ ПОПОЛНЕНИЯ ОБЩЕГО ФОНДА ГОСБЮДЖЕТА

Учитывая, что в ч. 2 ст. 29 БКУ определены постоянные источники поступлений в общий фонд Госбюджета, то вполне логично, что в ст. 2 Закона о Госбюджете-2012 не приведен весь перечень указанных поступлений, а только указано, что состав доходов общего фонда Госбюджета определен в упомянутой статье БКУ.

Обращаем внимание на то, что согласно Закону Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 06.10.2011 г. № 3828-VI в 2011 году были внесены некоторые изменения к БКУ, вступившие в силу с 01.01.2012 г.

Во-первых, расширены источники наполнения доходов общего фонда Госбюджета за счет зачисления в него:

платы за предоставление административных услуг;

— платы за предоставление государственных гарантий и кредитов (займов), привлеченных государством, и платы за пользование кредитами (займами), привлеченными государством;

— сборов за подготовку к государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся прав автора на произведение, и платы за получение контрольных марок;

— платы за выдачу разрешений на право ввоза на территорию Украины, вывоза с ее территории или транзита через такую территорию наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

— платы за оформление удостоверения зарубежного украинца.

Как известно, в 2011 году и в прошлых годах плата за предоставление административных услуг подлежала зачислению в специальный фонд Госбюджета, а начиная с 2012 года такие средства будут зачисляться в общий фонд (причем в полном размере).Напомним, что к административным услугам относятся государственные услуги, являющиеся результатом осуществления субъектом полномочий по принятию согласно нормативно-правовым актам по обращению физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и/или на выполнение лицом определенных законом обязанностей (получение разрешения (лицензии), сертификата, удостоверения и других документов, регистрация и т. п.).

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно действующей редакции п. 4 ст. 13 БКУ собственные поступления бюджетных учреждений (к которым, в частности, относятся поступления от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно законодательству (первая подгруппа первой группы собственных поступлений)) включаются в специальный фонд Госбюджета. Однако до сих пор соответствующие изменения в указанную статью БКУ не были внесены.

Во-вторых, обращаем внимание на то, что вступили в силу с 01.01.2012 г. еще следующие изменения к БКУ :

1) дополнен п. 12 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ в части того, что на период реализации Закона Украины «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве» от 07.07.2011 г. № 3612-VI:

— налог на доходы физических лиц, уплачиваемый (перечисляемый) согласно НКУ на территории городов областного значения пилотных регионов, как исключение из положений ч. 2 ст. 65 и п.п. 1 ч. 1 ст. 66 БКУ, будет зачисляться в размере 50 % в областные бюджеты и 50 % — в бюджеты городов областного значения;

— до завершения реорганизации заведений здравоохранения в пилотных регионах областной совет сможет передавать средства на осуществление расходов местных бюджетов по содержанию заведений здравоохранения районному, городскому (городу областного значения) совету в виде межбюджетного трансферта в соответствии с районным, городским (города областного значения) бюджетом;

— в случае несвоевременного принятия решения о местном бюджете в пилотных регионах положения ст. 79 БКУ будут применяться с учетом изменения разграничения расходов на здравоохранение между районными бюджетами, бюджетами городов областного значения и областным бюджетом;

2) исключен п. 13 розд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ, которым было установлено, что к расходам, осуществляемым из районных бюджетов, бюджетов городов областного значения, бюджета города Киева и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на первичную медицинскую помощь (центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи).

Также в ст. 2 Закона о Госбюджете-2012 указано, что к доходам общего фонда Госбюджета в 2012 году относятся поступления от продажи органами исполнительной власти легковых автомобилей. Введение этой нормы связано с запланированным осуществлением в 2012 году мероприятий по сокращению на 50 % лимита легковых автомобилей, обслуживающих органы исполнительной власти, путем продажи соответствующего автотранспорта. Напомним: количество легковых автомобилей, разрешенных для пребывания на балансе органов исполнительной власти, других государственных органов, учреждений и организаций или на балансе территориальных подразделений или нахождения в аренде (найме) их на предприятиях и в организациях, утверждено постановлением КМУ «Об установлении лимита легковых автомобилей, обслуживающих органы исполнительной власти, другие государственные органы, учреждения и организации» от 22.10.2008 г. № 954. Очевидно, пока достаточно трудно сказать, в каком размере ожидается получение поступлений от внедрения такой меры экономии бюджетных средств, но уже известно, что средства от продажи таких автомобилей будут зачисляться в общий фонд Государственного бюджета.

Отметим, что такое требование о зачислении указанных средств полностью соответствует положениям ч. 3 ст. 29 БКУ, а именно: если законом установлен новый вид дохода Государственного бюджета, его зачисление в общий фонд определяется законом о Государственном бюджете Украины на период до внесения соответствующих изменений в этот Кодекс.

В-третьих, как и в прошлых годах, в 2012 году к доходам общего фонда Госбюджета (ч. 2 ст. 29 БКУ), в частности, относятся:

— средства, полученные от предоставления участниками процедуры закупок обеспечения их предложения конкурсных торгов, не подлежащие возврату* этим участникам, в случаях, предусмотренных Законом № 2289, в части осуществления закупок за счет средств Государственного бюджета;

— средства, полученные от участника — победителя процедуры закупки во время заключения договора о закупке как обеспечение выполнения этого договора, которые не подлежат возврату участнику-победителю, в части осуществления закупок за счет средств Государственного бюджета.

* Перечень случаев, когда обеспечение предложения конкурсных торгов не возвращается, определен в ч. 3 ст. 24 Закона № 2289.

Если закупка осуществляется за счет средств местного бюджета, то в соответствии с ч. 1 ст. 69 БКУ упомянутые выше средства относятся к доходам общего фонда местного бюджета.

Добавим также, что к перечню доходов общего фонда Госбюджета относится плата за подачу жалобы в орган обжалования согласно ст. 18 Закона № 2289. Напомним: размер платы за подачу жалобы по поводу обжалования процедуры государственной закупки согласно постановлению КМУ от 28.07.2010 г. № 773 составляет:

5 тыс. грн. — в случае обжалования процедуры государственной закупки товаров или услуг;

15 тыс. грн. — в случае обжалования процедуры государственной закупки работ.

Информация о реквизитах счетов, на которые зачисляется плата за подачу жалобы в орган обжалования содержится на веб-портале Антимонопольного комитета Украины (http://www.amc.gov.ua) в разделе «Обжалование процедур государственных закупок». Также информацию о реквизитах счетов, на которые зачисляется плата за подачу жалобы в орган обжалования можно получить в региональных отделениях Государственной казначейской службы по месту регистрации.

 

ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

С целью повышения эффективности государственного управления в 2012 году запланировано продолжение мероприятий, предусмотренных Указом Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.2010 г. № 1085/2010.

В связи с этим ст. 19 Закона о Госбюджете-2012 установлено, что обеспечение деятельности государственных органов до завершения процедур ликвидации или реорганизации осуществляется в пределах расходов, предусмотренных вновь созданным государственным органам, которые определены правопреемниками или которым передаются функции ликвидируемых или реорганизуемых органов.

 

ОПЛАТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Рассмотрим те положения Закона о Госбюджете-2012, которые затрагивают вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций, а также социальной сферы.

Начнем с новых размеров минимальной заработной платы и прожиточного минимума, которые будут действовать в 2012 году. По традиции эти показатели в течение года будут меняться в сторону увеличения несколько раз.

 

Прожиточный минимум

Размеры прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц определены ст. 12 Закона о Госбюджете-2012. Приведем их в табл. 1 (см. с. 28).

 

Таблица 1

Категории лиц

Размер прожиточного минимума, грн.

01.01.2012 г. — 31.03.2012 г.

01.04.2012 г.— 30.06.2012 г.

01.07.2012 г.— 30.09.2012 г.

01.10.2012 г.— 30.11.2012 г.

01.12.2012 г.— 31.12.2012 г.

Дети в возрасте до 6 лет

893

911

917

930

961

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

1112

1134

1144

1161

1197

Трудоспособные лица

1073

1094

1102

1118

1134

Лица, которые утратили трудоспособность

822

838

844

856

884

Общий показатель

1017

1037

1044

1060

1095

Минимальная заработная плата

Размеры минимальной заработной платы на 2012 год установлены ст. 13 Закона о Госбюджете-2012. Приведем их в табл. 2.

 

Таблица 2

Период

Размер минимальной зарплаты, грн.

01.01.2012 г.— 31.03.2012

1073

01.04.2012 г.— 30.06.2012

1094

01.07.2012 г.— 30.09.2012

1102

01.10.2012 г.— 30.11.2012

1118

01.12.2012 г.— 31.12.2012

1134

 

В связи с увеличением размеров прожиточного минимума и минимальной заработной платы изменился предельный размер зарплаты для предоставления налоговой социальной льготы (НСЛ), а также размеры НСЛ.

Согласно п.п. 169.4.1 НКУ правом на НСЛ могут воспользоваться плательщики налога, размер заработной платы которых не превышает прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. Следовательно, в 2012 году предельный размер заработной платы, к которой применяется НСЛ, составит 1500 грн. (1073 грн. х 1,4). Для родителей, содержащих двоих и более детей в возрасте до 18 лет, предельный размер зарплаты, дающий право на применение НСЛ, определяется так: для одного из родителей кратно количеству детей, а для второго — на общих основаниях.

Размеры НСЛ установлены п. 169.1 НКУ и зависят от размера прожиточного минимума, установленного на 1 января отчетного налогового года. Так, размер общей НСЛ равен 50 % размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января отчетного налогового года. Согласно абз. 8 п. 1 раздела XIX «Заключительные положения» НКУ такой размер НСЛ будет применяться до 1 января 2015 года. Остальные виды льгот рассчитываются исходя из общей НСЛ: «повышенная» НСЛ предоставляется в размере, равном 150 % общей НСЛ, «максимальная» НСЛ — в размере, равном 200 % общей НСЛ (см. табл.3).

 

Таблица 3

Вид НСЛ (норма НКУ)

Размер НСЛ в 2012 году, грн.

Предельный размер зарплаты, дающий право на применение НСЛ в 2012 году

Обычная НСЛ
(п.п. 169.1.1 НКУ)

536,50(1073 х 50 %)

1500,00 грн.(1073 х 1,4, округленные до ближайших 10 грн.)

Обычная НСЛ на детей
(п.п. 169.1.2 НКУ)

536,50 х количество детей в возрасте до 18 лет

Для одного из родителей — 1500,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет;
для второго родителя — 1500,00 грн.

Повышенная НСЛ на детей (пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ)

804,75(536,50 х 150 %) х количество детей в возрасте до 18 лет

Для одного из родителей — 1500,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет;
для второго родителя — 1500,00 грн.

Повышенная НСЛ
(пп. «в» — «е» п.п. 169.1.3 НКУ)

804,75

1500,00 грн.

Максимальная НСЛ
(пп. «а» — «ґ» п.п. 169.1.4 НКУ)

1073,00(536,50 х 200 %)

1500,00 грн.

НСЛ применяется исключительно к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в виде заработной платы по одному месту ее начисления, которое плательщик налога определяет самостоятельно, со дня получения работодателем заявления плательщика налога о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы и документов, подтверждающих право на ее применение (п.п. 169.2.1, 169.2.2 НКУ). Порядок предоставления документов для применения налоговой социальной льготы утвержден постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1227. В следующих номерах газеты «Бюджетная бухгалтерия» мы подробно рассмотрим вопросы, связанные с предоставлением работникам НСЛ.

Увеличение минимальной заработной платыповлияет на размер минимального страхового взноса в Пенсионный фонд. Он рассчитывается как произведение минимального размера заработной платы на размер страхового взноса, установленные законом на момент получения заработной платы.

 

Должностные оклады госслужащих

Напомним, что ст. 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР предусматривает: оплата труда за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ) не может осуществляться ниже минимальной зарплаты. В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.

С целью соблюдения вышеуказанной нормы в свое время были приняты:

постановление КМУ от 20.05.2009 г. № 482, определяющее, что должностные оклады работников аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов прокуратуры, судов и других органов, определенные постановлением № 268, которые меньше минимальной заработной платы, должны устанавливаться на ее уровне;

приказ Минтруда от 06.04.2009 г. № 129, предусматривающий, что размеры месячных окладов (тарифных ставок) рабочих, определенные приказом № 77, которые меньше чем размер минимальной заработной платы, в штатных расписаниях устанавливаются на уровне минимальной заработной платы.

Следовательно, с увеличением минимальной заработной платы должностные оклады таких работников, которые меньше минимальной заработной платы, в штатных расписаниях необходимо устанавливать на ее уровне. Все доплаты и надбавки нужно рассчитывать уже исходя из нового размера оклада.

 

Должностные оклады по ЕТС

Подчеркнем, что Законом о Госбюджете-2012 не предусмотрено увеличение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, исходя из размера которого рассчитываются должностные оклады работников, определяемые на основе Единой тарифной сетки.

На данный момент известно, что Кабмин планирует повышение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда с 1 января 2012 года и поэтапно в течение года. Однако официального документа на момент подготовки этого номера еще нет, а значит, предметно по этому вопросу, а также о конкретных цифрах можно будет говорить только после его появления.

 

Индексация заработной платы

С увеличением прожиточного минимума изменился предел для проведения индексации заработной платы. Таким образом, в январе 2012 года заработная плата индексируется исходя из фактически начисленной ее суммы, но не более 1073 грн. Часть дохода, превышающая этот предел, не индексируется.

 

Стипендии

Подчеркнем, что Законом о Госбюджете-2012 не определен порядок установления размера минимальной ординарной (обычной) академической стипендии, как это было в предыдущие годы. Это может означать, что в 2012 году увеличения размера стипендий не будет. В то же время есть вероятность, что размеры стипендий будут повышены отдельным постановлением КМУ. Поживем — увидим.

 

Прочие государственные гарантии

1.Согласно ст. 14 Закона о Госбюджете-2012 уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения пособия в соответствии с Законом № 1768 устанавливается в процентном соотношении к прожиточному минимуму для основных социальных и демографических групп населения и составляет:

— для трудоспособных лиц — 21 %;

— для детей — 50 %;

— для лиц, которые утратили трудоспособность, и инвалидов — 80 %.

Приведем его в табл. 4 (см. с. 30).

 

Таблица 4

Категории

Уровень обеспечения прожиточного минимума для назначения пособия, грн.

01.01.2012 г. — 31.03.2012 г.

01.04.2012 г. — 30.06.2012 г.

01.07.2012 г. — 30.09.2012 г.

01.10.2012 г. — 30.11.2012 г.

01.12.2012 г. — 31.12.2012 г.

Дети в возрасте до 6 лет

446,50

455,50

458,50

465

480,50

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

556

567

572

580,50

598,50

Трудоспособные лица

225,33

229,74

231,42

234,78

238,14

Лица, которые утратили трудоспособность

657,60

670,40

675,20

684,80

707,20

Как и прежде, размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям не должен превышать 75 % уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи.

2.Статьей 23 Закона о Госбюджете-2012 предусмотрено увеличение на 2012 год уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях согласно Закону о дошкольном образовании в соответствии с увеличением прожиточного минимума.

 

Полномочия КМУ относительно установления размера социальных выплат

Пунктом 3 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2012 предусматривается, что в 2012 году Кабмин имеет право определять порядок и размеры ряда социальных выплат граждан, определенных законами, перечисленными в этим пункте, в зависимости от имеющихся финансовых ресурсов Государственного бюджета Украины и бюджета Пенсионного фонда.

Напомним, что аналогичная по содержанию норма была предусмотрена п. 4 разд. VII Заключительных положений Закона о Госбюджете-2011. Примечательно, что совсем недавно решением КСУ от 26.12.2011 г. она была признана конституционной.

Какие нововведения в отношении порядка и размеров социальных выплат произойдут в 2012 году и как будет работать п. 3 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2012, покажет время.

 




Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)