998 0

Изменения законодательства, связанные с принятием нового Бюджетного кодекса Украины

12.10.10
В связи с принятием нового Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ), который вступит в силу в новом бюджетном году с 01.01.2011 г., Верховной Радой был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Бюджетного кодекса Украины» от 08.07.2010 г. № 2457-VI (далее — Закон № 2457), который вступит в силу вместе с новым БКУ. Закон № 2457 внес ряд изменений в нормативно-правовые акты. В этой статье рассмотрим основные из них.
Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Отметим, что Законом № 2457 изменяется ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КУоАП). В этой статье бюджетные правонарушения будут делиться по видам, за каждый из которых определена отдельная ответственность. Напомним, что действующая редакция ст. 16412 КУоАП предусматривает общую ответственность, т. е. за все виды бюджетных правонарушений установлен один диапазон размера штрафа.

Итак, рассмотрим основные виды бюджетных правонарушений и ответственность, которая за них предусматривается. Для наглядности приведем их в таблице.

№ п/п

Вид нарушения

Примечания

Ответственность

1

2

3

4

1

Включение недостоверных данных в бюджетные запросы, что привело к утверждению необоснованных бюджетных назначений или необоснованным бюджетным ассигнованиям

Согласно п. 3 ст. 35 и п. 4 ст. 75 БКУ главные распорядители бюджетных средств должны обеспечить своевременность, достоверность и содержание поданных в Минфин или местные финансовые органы бюджетных запросов

Штраф на должностных лиц от 30 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 до 850 грн.).
За повторное такое нарушение в течение года — штраф от 50 до 70 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 850 до 1190 грн.)

2

Нарушение требований БКУ при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты

В соответствии с п. 1 ст. 49 БКУ распорядитель бюджетных средств после получения товаров, работ и услуг в соответствии с условиями взятого бюджетного обязательства принимает решение об их оплате и предоставляет поручение на осуществление платежа органу Госказначейства, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством, определенным п. 5 ч. 1 ст. 4 БКУ.
Напомним, что на сегодня виды товаров, работ и услуг и допустимые сроки их предварительной оплаты определены постановлением КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404

3

Осуществление платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации, а также безосновательный отказ в проведении платежа органами Госказначейства

Согласно п. 5 ст. 48 БКУ Госказначейство осуществляет регистрацию и учет бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и отражает их в отчетности об исполнении бюджета. При регистрации и учете бюджетных обязательств осуществляется проверка соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы (при применении программно-целевого метода в бюджетном процессе).
Госказначейство осуществляет платежи по поручениям распорядителей бюджетных средств только в случае наличия у распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетных ассигнований (п.п. 3 п. 2 ст. 49 БКУ).
Согласно п.п. 4.8.1 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Госказначейства от 04.11.2002 г. № 205 (далее — Порядок № 205),органы Госказначейства осуществляют расходы на основании платежных поручений распорядителей и получателей бюджетных средств в случае наличия в учете соответствующего обязательства и финансового обязательства в пределах остатков средств на счетах распорядителей и получателей бюджетных средств.

Это же определено и в п. 12.3 Порядка обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, предоставленных за счет средств государственного бюджета, утвержденного приказом Госказначейства от 25.05.2004 г. № 89 (далее — Порядок № 89).
Напомним, что за правильность оформления и достоверность информации, приведенной в платежном поручении, отвечает распорядитель (получатель) бюджетных средств (п.п. 4.8.3 Порядка № 205, п.п. 12.7 Порядка № 89).
По поводу отказа органов Госказначейства в проведении платежа отметим следующее. Платежные поручения органы Госказначейства могут не принять к исполнению только в случаях, предусмотренных действующими нормативными документами. В частности, исчерпывающий перечень таких случаев приведен в п.п. 4.8.8 Порядка № 205 и п.п. 12.8 Порядка № 89.
Платежные поручения, не принятые к исполнению по причинам, указанным в упомянутых подпунктах соответствующих порядков, не позднее следующего рабочего дня возвращаются без исполнения органами Госказначейства распорядителям бюджетных средств, от которых они поступили, вместе с отказом в принятии к исполнению платежных поручений в письменной форме. Отказы обязательно регистрируются органами Госказначейства в журнале регистрации отказов

4

Нарушение требований БКУ при осуществлении расходов государственного бюджета (местного бюджета) в случае несвоевременного вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины (несвоевременное принятие решения о местном бюджете) на соответствующий год

Требования по осуществлению расходов при несвоевременном вступлении в силу закона о Государственном бюджете Украины определены ст. 41 БКУ

5

Взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований либо с превышением полномочий, установленных БКУ или законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год

В соответствии со ст. 48 БКУ распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами Госказначейства.

Бюджетные обязательства по специальному фонду бюджета необходимо брать исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета, соблюдая при этом требования ч. 2 ст. 57 БКУ

Штраф на должностных лиц от 50 до 70 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 850 до 1190 грн.)

За повторное такое нарушение в течение года — штраф от 70
до 85 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1190 до 1445 грн.)

6

Включение в состав специального фонда бюджета поступлений из источников, не отнесенных к таковым БКУ или законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год

Источники формирования специального фонда определены ст. 13 БКУ, п. 2 ст. 69 БКУ и законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год

7

Зачисление доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейского счета (за исключением средств, получаемых учреждениями Украины, функционирующими за рубежом), а также аккумулирование их на счетах органов, контролирующих взимание поступлений бюджета

Согласно п. 1 ст. 43 БКУ при исполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Госказначейство, действующее в составе Минфина, обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в НБУ.
Налоги и сборы (обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейский счет и не могут аккумулироваться на счетах органов, контролирующих взимание поступлений бюджета (за исключением учреждений Украины, функционирующих за рубежом) (п. 4 ст. 45 БКУ)

8

Зачисление доходов бюджета в иной, нежели определено БКУ или законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, бюджет, в том числе в результате осуществления распределения налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов между бюджетами с нарушением определенных размеров

Виды доходов государственного и местных бюджетов четко регламентированы. Они определены ст. 29, гл. 11 БКУ и законами о Государственном бюджете Украины на соответствующий год

9

Осуществление государственных (местных) заимствований, предоставление государственных (местных) гарантий с нарушением требований БКУ

Условия осуществления государственных (местных) заимствований определены ст. 16 БКУ

10

Принятие решений, которые привели к превышению предельных объемов государственного (местного) долга или предельных объемов предоставления государственных (местных) гарантий

Согласно п. 1 ст.16 БКУ государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в границах предельного объема государственного долга.

Государственные гарантии для обеспечения полного или частичного выполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования — резидентов Украины может предоставлять Кабмин исключительно в пределах, определенных законом о Государственном бюджете Украины (п. 1 ст. 17 БКУ).
Предельный объем государственного (местного) долга, предельный объем предоставления государственных (местных) гарантий определяются на каждый бюджетный период законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) (п. 1 ст. 18 БКУ)

11

Размещение временно свободных средств бюджета с нарушением требований БКУ

В соответствии с п. 8 ст. 16 БКУ министр финансов Украины по согласованию с НБУ имеет право в пределах текущего бюджетного периода осуществлять на конкурсных принципах
и/или путем проведения аукционов размещение временно свободных средств единого казначейского счета и средств валютных счетов государственного бюджета на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг с последующим возвратом таких средств до конца текущего бюджетного периода.
Такое право имеет и руководитель местного финансового органа в отношении средств местного бюджета.
Порядок осуществления таких операций определяется Кабмином

12

Создание внебюджетных фондов, нарушение требований БКУ по открытию внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств

В соответствии с п. 9 ст. 13 БКУ создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти АР Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается.
Открытие внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств (включая собственные поступления бюджетных учреждений) указанными органами и другими бюджетными учреждениями запрещается, кроме случая, предусмотренного ч. 8 ст. 16 БКУ, а также кроме размещения иностранными дипломатическими учреждениями Украины бюджетных средств на текущих счетах иностранных банков в порядке, установленном Кабмином, и размещения высшими и профессионально-техническими учебными заведениями на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право

13

Предоставление кредитов из бюджета или возврат кредитов в бюджет с нарушением требований БКУ и/или установленных условий кредитования бюджета

Условия кредитования бюджета определены в гл. 5 БКУ

14

Осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме или предоставление бюджетными учреждениями юридическим или физическим лицам кредитов из бюджета вопреки БКУ

Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствование в любой форме (кроме случаев, предусмотренных ст. 16 БКУ) или предоставлять юридическим или физическим лицам кредиты из бюджета (если не установлены соответствующие бюджетные назначения на предоставление кредитов из бюджета) (п. 4 ст. 16 БКУ)

15

Нарушение требований БКУ по выделению средств из резервного фонда бюджета

Согласно п. 2 ст. 24 БКУ решения о выделении средств из резервного фонда бюджета принимаются соответственно Кабмином, Советом министров АР Крым, местными государственными администрациями, исполнительными органами местного самоуправления

16

Осуществление расходов, кредитования местного бюджета, которые в соответствии с БКУ должны производиться из другого бюджета

Расходы и кредитование Государственного бюджета Украины включают бюджетные назначения, установленные законом о Государственном бюджете Украины на конкретные цели, связанные с реализацией программ и мероприятий согласно ст. 87 БКУ (п. 1 ст. 30 БКУ).
Расходы и кредитование местных бюджетов включают бюджетные назначения, установленные решением о местном бюджете, на конкретные цели, связанные с реализацией программ и мероприятий согласно ст. 88 — 91 БКУ (п. 1 ст. 70 БКУ).
То есть виды расходов, которые могут осуществляться из государственного бюджета и которые могут осуществляться из местного бюджета, четко регламентированы.
Расходование средств местного бюджета на расходы, которые должны осуществляться за счет средств государственного бюджета, и наоборот, не допускается

Штраф на должностных лиц от 70 до 85 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1190 до 1445 грн.)За повторное такое нарушение в течение года — штраф от 85 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1445 до 1700 грн.)

17

Осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки БКУ или закону о Государственном бюджете Украины на соответствующий год

В соответствии с п. 1 ст. 23 БКУ любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются только при наличии соответствующего бюджетного назначения

18

Нецелевое использование бюджетных средств

Согласно ст. 119 БКУ нецелевымиспользованием бюджетных средств является их расходование на цели, не соответствующие:— бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете);
— направлениям использования бюджетных средств, определенным в паспорте бюджетной программы (при применении программно-целевого метода в бюджетном процессе) или в порядке использования бюджетных средств;
— бюджетным ассигнованиям (росписи бюджета, смете, плану использования бюджетных средств)

19

Издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону

К нормативно-правовым актам, входящим в состав бюджетного законодательства, относятся как нормативно-правовые акты Кабмина, так и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (п. 1 ст. 4 БКУ).
Все эти нормативно-правовые акты должны отвечать требованиям БКУ, закона о Государственном бюджете Украины и другим законам, регулирующим бюджетные отношения

20

Осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки БКУ или закону о Государственном бюджете Украины на соответствующий год

В соответствии с п. 2 ст. 85 БКУ Совет министров АР Крым, местные госадминистрации, исполнительные органы соответствующих местных советов, сельские головы (если соответствующие исполнительные органы не созданы согласно закону) обязаны обеспечить осуществление расходов, определенных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 82 БКУ, из соответствующих местных бюджетов с соблюдением распределения этих расходов между бюджетами, определенного ст. 88 — 91 БКУ и законом о Государственном бюджете Украины. Запрещается планировать и осуществлять расходы, не отнесенные к местным бюджетам БКУ, а также осуществлять в течение бюджетного периода расходы на функционирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов, кроме случаев, когда такие расходы осуществляются по решению соответствующего местного совета за счет свободного остатка бюджетных средств или перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета при условии отсутствия задолженности такого бюджета по защищенным статьями расходов в течение года на любую дату.
Государство может передать Совету министров АР Крым или органам местного самоуправления право на осуществление расходов только при условии соответствующей передачи финансовых ресурсов в виде закрепленных за соответствующими бюджетами общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) или их части, а также трансфертов из госбюджета (п. 1 ст. 85 БКУ).
Кроме того, расходы на финансирование бюджетных учреждений из разных бюджетов могут осуществляться при выполнении соответствующих программ экономического и социального развития и государственных целевых программ

Кроме того, Законом № 2457 вносятся изменения в Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III
(далее — Уголовный кодекс), в частности, детализируются виды нарушений, за которые предусмотрена ответственность согласно ст. 210 Уголовного кодекса.

Так, ответственность по ст. 210 Уголовного кодекса предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств служебным лицом, а также осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки БКУ или закону о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах.

Ответственность за указанные нарушения остается неизменной. Такие деяния наказываются штрафом от 100 до 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1700 до 5100 грн.) или исправительными работами сроком до двух лет, или ограничением свободы сроком до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет или без такого.

Те же действия, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах или совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При этом крупным размером бюджетных средств считается сумма, которая в тысячу и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан, т. е. сумма, равная 17000 грн. и более.

Особо крупным размером бюджетных средств считается сумма, которая в три тысячи и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан, т. е. сумма, равная 51000 грн. и более.

Кроме того, изменениями к ст. 211 Уголовного кодекса детализировано, как именно изменяются доходы и расходы бюджета вопреки установленному законом порядку, что приводит к уголовной ответственности. Так, уголовная ответственность в соответствии со ст. 211 Уголовного кодекса предусмотрена за издание служебным лицом нормативно-правовых актов, которые уменьшают поступления бюджета или увеличивают расходы бюджета вопреки закону, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах.

Такие действия наказываются штрафом от 100 до 400 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1700 до 6800 грн.) или исправительными работами сроком до двух лет, или ограничением свободы сроком до пяти лет, или лишением свободы сроком до четырех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же действия, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах или совершенные повторно, наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ И ВОДОЙ

В соответствии с п. 1 ст. 32 Кодекса Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР (далее — Кодекс о недрах) платежи за добычу полезных ископаемых общегосударственного значения с 01.01.2011 г. направляются в бюджеты согласно распределению, установленному БКУ. До 01.01.2011 г. сумма средств за добычу полезных ископаемых общегосударственного значения направляется в государственный бюджет в полном объеме, т. е. в размере 100 %.

Отметим, что согласно ст. 14 Кодекса о недрах недрапредоставляются в пользование для:

— геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;

добычи полезных ископаемых;

— строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод;

— создания геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные заведения и др.);

— удовлетворения других нужд.

Согласно п. 2 ст. 29 БКУ с 01.01.2011 г. к доходу государственного бюджета относятся 50 % платежей за пользование недрами общегосударственного значения.

Остальные 50 % платежей за пользование недрами подлежат направлению в местный бюджет. Об этом свидетельствуют ст. 64 и 66 БКУ. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 64 БКУ к доходам, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся 50 % платежей за пользование недрами общегосударственного значения, зачисляемых в городские бюджеты гг. Киева и Севастополя. А в соответствии с п. 1 ст. 66 БКУ для обеспечения реализации общих социально-экономических и культурных программ АР Крым, территориальных громад к доходам бюджета АР Крым и областных бюджетов, учитываемым при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся 50 % платежей за пользование недрами общегосударственного значения.

Также соответствующие изменения вносятся в Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР (далее — Водный кодекс) в части распределения сбора за использование воды между государственным и местными бюджетами. Так, с 01.01.2011 г. в соответствии с изменениями, вносимыми в ст. 32 Водного кодекса, сборы за использование воды из водных объектов общегосударственного значения зачисляются не только в государственный, но и в местные бюджеты.

Сборы за использование поверхностных вод для нужд гидроэнергетики, рыбоводства и водного транспорта, а также за потери воды при ее транспортировке зачисляются в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты в размерах, установленных БКУ.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 29 БКУ к доходам государственного бюджета относятся 50 % сбора за специальное водопользование (кроме сбора за специальное водопользование местного значения).

Зачисление остальных 50 % сбора за водопользование в местные бюджеты предусмотрено ст. 64 и 66 БКУ аналогично сбору за пользование недрами, о котором шла речь выше.

ОБРАТНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ВИНОВНОМУ ЛИЦУ

Обратим внимание еще на одно важное изменение, вносимое Законом № 2457 в ст. 1191 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Так, с 01.01.2011 г. государство, АР Крым, территориальные громады, возместив ущерб, нанесенный должностным, служебным лицом в результате незаконно принятых решений, действий или бездействия соответственно органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, имеют право обратного требования к виновному лицу в размере выплаченного возмещения (кроме возмещения выплат, связанных с трудовыми отношениями и возмещением морального вреда).

Как определенно в п. 9 разд. VI БКУ по результатам служебного расследования органы государственной власти (органы власти АР Крым, органы местного самоуправления) и органы прокуратуры по представлению соответствующих материалов органами Госказначейства в месячный срок могут обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, нанесенных государственному или местным бюджетам, с предъявлением обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения к должностным, служебным лицам этих органов, виновным в причинении убытков (кроме возмещения выплат, связанных с трудовыми отношениями и возмещением морального вреда).

ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ

Изменениями, вносимыми Законом № 2457 в ст. 11 Закона Украины «О всеукраинском и местных референдумах» от 03.07.91 г. № 1286-XII,предусмотрено, что подготовка и проведение всеукраинских референдумов осуществляются за счет государственного бюджета, республиканских АР Крым и местных референдумов — за счет соответствующих местных бюджетов. Аналогичный порядок осуществления расходов на проведение всеукраинских референдумов предусмотрен также ст. 87 и 91 БКУ.

Также отмечено, что порядок финансового обеспечения подготовки и проведения всеукраинских референдумов определяется Кабинетом Министров Украины, республиканских АР Крым и местных референдумов — Верховной Радой АР Крым и соответствующими местными советами.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Как уже говорилось раньше, с 01.01.2011 г. изменяется порядок распределения средств, поступающих от сбора некоторых налогов и сборов.

Так, согласно изменениям, вносимым в Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII (далее — Закон № 1264), изменен порядок распределения средств от сбора за загрязнение окружающей природной среды (за исключением средств, взимаемых за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями). В частности, начиная с 01.01.2011 г. такие средства будут распределяться между местными (сельскими, поселковыми, городскими), областными и республиканским АР Крым, а также Государственным фондами охраны окружающей природной среды в соотношении соответственно 50 %, 20 % и 30 %. До этой даты эти средства распределяются в соотношении 20 %, 50 % и 30 % соответственно. При этом отметим, что порядок распределения средств между Киевским, Севастопольским городскими и Государственным фондами охраны окружающей природной среды и в дальнейшем останется без изменений (в соотношении 70 % и 30 %).

Также уточнено, что республиканский АР Крым и местные фонды охраны окружающей природной среды создаются в составе республиканского бюджета АР Крым и соответствующего местного бюджета по месту нанесения экологического вреда за счет части сборов за загрязнение окружающей природной среды согласно действующему законодательству. При этом Государственный фонд охраны окружающей природной среды будет создаваться за счет части сборов за загрязнение окружающей природной среды согласно действующему законодательству.

Напомним, что фонды охраны окружающей природной среды (Государственный и местные) создаются с целью финансирования природоохранных мероприятий и мероприятий, связанных с рациональным использованием и сохранением природных ресурсов.

При использовании средств местных республиканского АР Крым и Государственного фондов охраны окружающей природной среды необходимо учитывать, что начиная с 01.01.2011 г. их можно использовать только для целевого финансирования природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, в том числе научных исследований по этим вопросам, ведения государственного кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также мероприятий для снижения влияния загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения.

Отметим, что действующая в настоящее время редакция ч. 6 ст. 47 Закона № 1264 разрешает направлять такие средства также на стимулирование работников специально уполномоченных государственных органов в сфере охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, кроме лиц, имеющих статус государственных служащих, и общественных инспекторов по охране окружающей природной среды, которые выявили нарушения природоохранного законодательства и приняли необходимые меры для привлечения виновных к ответственности и предупреждения нарушений природоохранного законодательства. С 01.01.2011 г. расходовать такие средства на стимулирование работников уже будет нельзя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

Закон № 2457 вносит изменения в ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII, где определены права органов государственной налоговой службы.

Так, органы государственной налоговой службы в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины, будут иметь право взыскивать в государственный бюджет (местные бюджеты) суммы просроченной задолженности субъектов хозяйствования по кредитам (займам), привлеченным государством (АР Крым, соответствующей территориальной громадой) или под государственные (местные) гарантии, и по кредитам из бюджета (включая плату за пользование такими кредитами (займами) и пеню) в порядке, предусмотренном Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюдже-
тами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III
(далее — Закон № 2181)или другим законом.

Кроме того, необходимо обратить внимание на дополнение к Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV. В частности, появится отдельная норма (п.п. 8.1.5), согласно которой налоговый агент обязан подавать в орган государственной налоговой службы по месту его регистрации налоговую декларацию по налогу с доходов физических лиц за базовый налоговый период, равный календарному месяцу,по форме, установленной центральным налоговым органом, об общих суммах доходов, начисленных в пользу плательщиков налога, и общих суммах налога с доходов физических лиц, удержанных с этих доходов, а также объемах перечисленного налога в бюджет.

Как известно, в настоящее время налоговые агенты подают в налоговые органы налоговый отчет по форме № 1ДФ, не имеющий статуса декларации. Думаем, что до конца года у центрального налогового органа есть еще достаточно времени для того, чтобы своевременно утвердить новую форму налоговой декларации.

Также обратим внимание на следующие изменения: в соответствии с п.п. 7.1.1 Закона № 2181 источниками самостоятельной уплаты налоговых обязательств или погашения налогового долга плательщика налогов являются любые собственные средства, в том числе полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества и неимущественных ценностей, выпуска ценных бумаг, в том числе корпоративных прав, полученные взаймы (кредит), а также из других источников с учетом особенностей, определенных ст. 7 данного Закона. Начиная с 01.01.2011 г. этот подпункт будет дополнен новым абзацем, в котором определено, что налоговое обязательство или налоговый долг погашается исключительно средствами, вносимыми в соответствующий бюджет в гривнях.

ПЛАТА ЗА ЛИЦЕНЗИИ БУДЕТ ЗАЧИСЛЯТЬСЯ В МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Значительные изменения претерпели источники формирования местных бюджетов, определенные ст. 64 и 66 БКУ. Так, к доходам, закрепляемым за бюджетами местного самоуправления, относятся:

— плата за лицензии на производство спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий, зачисляемая в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя;

— плата за лицензии на право экспорта, импорта и оптовой торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, зачисляемая в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя;

— плата за лицензии на право экспорта, импорта алкогольных напитков и табачных изделий, зачисляемая в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории городов Киева и Севастополя.

В связи с этим соответствующие изменения вносятся в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP, согласно которым начиная с 01.01.2011 г. в местный бюджет (а ранее было — в государственный бюджет) зачисляется плата за выдачу указанных лицензий (в том числе за выдачу дубликата лицензии).

ИЗМЕНЕН ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Некоторые изменения вносятся в Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII (далее — Закон № 1251).

Так, во-первых, устанавливается, что порядок зачисления налогов и сборов (обязательных платежей) в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты и государственные целевые фонды устанавливается исключительно законом. Напомним, что до этого такое право было предоставлено Верховной Раде Украины, Верховной Раде АР Крым, сельским, поселковым, городским советам в соответствии с Законом № 1251 и другими законами Украины.

Во-вторых, Законом № 2457 из перечня общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) исключаются:

— налог на недвижимое имущество (недвижимость);

— сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;

— сбор в Государственный инновационный фонд;

— гербовый сбор.

При этом перечень местных налогов и сборов (обязательных платежей) дополнен налогом на недвижимое имущество (недвижимость), отличающееся от земельного участка.

Добавим, что соответствующие изменения внесены Законом № 2457 также в ст. 1 Декрета КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93, в которой приведен перечень местных налогов и сборов.

УСОВЕРШЕНСТВОВАНА СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

С целью укрепления финансовой основы местных бюджетов и повышения эффективности управления доходами и расходами местных бюджетов значительные изменения внесены в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Укажем наиболее существенные из них.

1. Состав доходов местных бюджетов определяется исключительно БКУ и законом о Государственном бюджете Украины.

2. Доходы местного бюджета зачисляются в общий или специальный фонд местного бюджета в соответствии с требованиями БКУ и закона о Государственном бюджете Украины.

3. Если доходы от закрепленных за местными бюджетами общегосударственных налогов и сборов превышают минимальный размер местного бюджета, государство изымает из местного бюджета в государственный бюджет часть излишка в порядке, установленном ст. 100 БКУ.

4. В составе поступлений специального фонда местного бюджета выделяются поступления бюджета развития, которые формируются в соответствии с требованиями ст. 71 БКУ.

5. Средства государственного бюджета, передаваемые в виде дотаций и субвенций, утверждаются в законе о Государственном бюджете Украины для каждого соответствующего местного бюджета.

Особенности передачи средств из одного бюджета в другой определены гл. 16 БКУ. В частности, как указано в ст. 97 БКУ,в Государственном бюджете Украины утверждается объем дотации выравнивания, субвенций, а также средств, передаваемых в государственный бюджет из местных бюджетов, отдельно для каждого из соответствующих местных бюджетов, если имеются основания для предоставления и получения соответствующих межбюджетных трансфертов. Порядок и условия предоставления субвенций из государственного бюджета местным бюджетам определяются Кабинетом Министров Украины.

6. Расходы местных бюджетов формируются согласно распределению расходов между бюджетами, определенному БКУ, для выполнения полномочий органов местного самоуправления.

7. В составе расходов специального фонда местного бюджета выделяются расходы бюджета развития. Средства бюджета развития направляются на реализацию программ социально-экономического развития соответствующей территории, связанной с осуществлением инвестиционной деятельности, осуществление других мероприятий, связанных с расширенным воспроизводством, а также на погашение местного долга.

8. Несколько изменен порядок использования свободного остатка средств местных бюджетов. Так, превышение остатка средств общего фонда местного бюджета над оборотным остатком бюджетных средств на конец бюджетного периода составляет свободный остаток средств местных бюджетов, который используется на проведение расходов местного бюджета согласно изменениям к решению о местном бюджете.

9. Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления полномочий органов исполнительной власти и выполнением решений органов государственной власти, осуществляется в следующем порядке: государство финансово обеспечивает осуществление органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий органов исполнительной власти в полном объеме за счет закрепления за соответствующими местными бюджетами источников доходов бюджета, предоставления трансфертов из государственного бюджета, а также передачи органам местного самоуправления соответствующих объектов государственной собственности.

10. Ограничено участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях: совет или по его решению другие органы местного самоуправления могут осуществлять местные заимствования и получать займы местным бюджетам согласно требованиям, установленным ст. 73 и 74 БКУ.

Органы местного самоуправления могут создавать коммунальные банки и другие финансово-кредитные учреждения, выступать гарантами кредитов предприятий, учреждений и организаций, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, осуществлять размещение временно свободных средств местных бюджетов на депозитах с соблюдением требований, установленных БКУ и другими законами Украины. Отметим, что ч. 9 ст. 13 БКУ запрещено создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти АР Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями. Открытие внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств (включая собственные поступления бюджетных учреждений) органами государственной власти, органами власти АР Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями запрещается, кроме случая, предусмотренного ч. 8 ст. 16 БКУ, а также кроме размещения иностранными дипломатическими учреждениями Украины бюджетных средств на текущих счетах иностранных банков в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, и размещения высшими и профессионально-техническими учебными заведениями на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

С целью надлежащего финансирования расходов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования и сельских дорог Украины, Законом № 2457 внесены изменения в Закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» от 18.09.91 г. № 1562-XII.

Как указано в обновленной ст. 4 данного Закона,в бюджете АР Крым, областных, городских, сельских и поселковых бюджетах ежегодно предусматриваются расходы на проведение работ, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Для этих целей в составе бюджета АР Крым, областных, городских, сельских и поселковых бюджетов создаются территориальные дорожные фонды.

В связи с этим вопрос формирования доходной части этих фондов начиная с 01.01.2011 г. определяется решениями Верховной Рады АР Крым, областных, городских, поселковых и сельских советов о бюджете на текущий год. Что касается использования средств территориальных фондов, то начиная с 01.01.2011 г. они направляются на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог в населенных пунктах, относящихся к коммунальной собственности,а также на нужды дорожного хозяйства по направлениям, определенным соответственно Верховной Радой АР Крым, областными, городскими, поселковыми и сельскими советами.

Видимо, с этой же целью претерпела соответствующие изменения ст. 3 Закона Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11.12.91 г. № 1963-XII, согласно которым начиная с 01.01.2011 г. налог с владельцев наземных транспортных средств уплачивается юридическими и физическими лицами по месту регистрации таких транспортных средств и зачисляется в местные бюджеты в порядке, определенном БКУ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 69 БКУ к поступлениям специального фонда местных бюджетов относится, в частности, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, который зачисляется в следующем порядке:

— в размере 30 % — в бюджет АР Крым и областные бюджеты и 70 % — в бюджет города Симферополя и бюджеты городов — областных центров в случае регистрации транспортных средств на территории этих городов;

— в размере 50 % — в бюджет АР Крым и областные бюджеты и 50 % — в городские, поселковые и сельские бюджеты в случае регистрации транспортных средств на соответствующей территории;

— в размере 60 % — в бюджет города Киева и 40 % — в областной бюджет Киевской области в случае регистрации транспортных средств в городе Киеве;

— в размере 100 % — в бюджет города Севастополя в случае регистрации транспортных средств в городе Севастополе.

С 01.01.2011 г. средства, поступающие от налога с владельцев наземных транспортных средств, направляются на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог в населенных пунктах, относящихся к коммунальной собственности, а также на нужды дорожного хозяйства по направлениям, определенным соответственно Верховной Радой АР Крым, областными, городскими, поселковыми и сельскими советами.

Перечень объектов и объемов бюджетных средств на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования государственного значения должен утвердить Кабмин.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Как известно, основным документом, определяющим правовые принципы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине, является Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон № 996), положения которого распространяются на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе и на бюджетные учреждения, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность согласно законодательству.

Со вступлением в силу Закона № 2457, т. е. с 01.01.2011 г., для бюджетных учреждений:

— порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности об исполнении бюджетов и хозрасчетных операций бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета по согласованию с Министерством финансов Украины;

— задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочия руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях определяются Кабинетом Министров Украины;

— формы финансовой отчетности бюджетных учреждений устанавливаются Министерством финансов Украины.

Отметим, что аналогичные нормы, касающиеся порядка ведения бухгалтерского учета и ведения отчетности бюджетными учреждениями, предусмотрены ст. 56 БКУ, где также определено, что регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов осуществляет Министерство финансов Украины, которое координирует деятельность Государственного казначейства Украины и согласовывает его нормативно-правовые акты по этим вопросам.

Отметим, что согласно ст. 8 Закона № 996 для обеспечения ведения бухгалтерского учета субъекты хозяйствования самостоятельно выбирают формы его организации: самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Однако следует иметь в виду, что эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, а также в бюджетных учреждениях.

ВОЗОБНОВЛЕНО ДЕЙСТВИЕ НЕКОТОРЫХ НОРМ

Закон № 2457 фактически возобновляет некоторые положения законов Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII (далее — Закон № 875) и «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите» от 24.03.98 г. № 203/98-ВР (далее — Закон № 203/98), ранее признанные неконституционными.

В частности, в ч. 1 ст. 10 Закона № 875 с 01.01.2011 г. будет указано, что финансовое обеспечение мероприятий по социальной защищенности инвалидов и детей-инвалидов осуществляется за счет средств государственного бюджета, в том числе Фонда социальной защиты инвалидов, местных бюджетов, а также органами местного самоуправления по местным программам социальной защиты отдельных категорий населения за счет средств местных бюджетов. А вот ст. 9 Закона № 203/98 будет предусматривать, что расходы, связанные с реализацией данного Закона, осуществляются за счет средств государственного бюджета, средств, учитываемых при определении межбюджетных трансфертов, и других источников, не запрещенных законодательством.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)