3435 0

Завершение бюджетного года

08.01.13
Вот и заканчивается еще один бюджетный год. Для бухгалтера наступил особый период — нужно как следует подготовиться к составлению годовой финансовой отчетности. Для этого необходимо выполнить определенную подготовительную работу: провести инвентаризацию материальных ценностей, расчетов и других статей баланса, отразить ее результаты, начислить износ на необоротные активы, завершить операции со средствами общего и специального фондов, оформить заключительные операции. Кроме того, целесообразно проанализировать деятельность учреждения за год. О том, каким образом необходимо все это сделать, мы и расскажем в статье.


 

Для бухгалтера бюджетного учреждения завершение каждого бюджетного года сопровождается проведением традиционных мероприятий, связанных с подготовкой к составлению годовой финансовой и бюджетной отчетности. Условно эту процедуру можно разделить на следующие этапы.

 


ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

При проведении инвентаризации бюджетные учреждения руководствуются Инструкцией № 90. Инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его местонахождения (в том числе незавершенное капитальное строительство, незавершенное производство) и все виды финансовых обязательств. В ходе проведения инвентаризации в обязательном порядке происходит констатация наличия объектов учета как по их местонахождению, так и по материально ответственным лицам. Материальные ценности, которые не принадлежат учреждению, но находятся в его распоряжении (арендованные, принятые на ответственное хранение и т. п.), также подлежат инвентаризации. Таким образом, годовая инвентаризация должна проводиться сплошным методом и охватывать все имущество учреждения.

Поэтому, учитывая масштабность такого мероприятия, необходимо установить такие сроки, чтобы инвентаризационная комиссия могла не только определить фактическое наличие имущества учреждения и выявить неиспользуемые материальные ценности, но и проверить соблюдение условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также проверить реальную стоимость материальных ценностей, учитываемых на балансе, сумм дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе по которой истек срок исковой давности.

Вопросам проведения годовой инвентаризации в минувшем году был посвящен целый номер нашей газеты (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 41), материалы которого являются актуальными и в этом году, потому мы не будем останавливаться обстоятельно на этом вопросе, а лишь посоветуем еще раз просмотреть материалы указанного номера и проверить, все ли вы правильно сделали.

 

Обращаем внимание на то, что в ходе проведения инвентаризации имущества комиссия устанавливает не только его фактическое наличие, но и состояние таких объектов. Не исключено, что могут быть выявлены объекты необоротных активов, которые непригодны к дальнейшей эксплуатации и не подлежат восстановлению. В этом случае инвентаризационная комиссия должна в первую очередь выяснить, совершались ли какие-либо действия по списанию или реализации таких объектов с учетом требований Порядка № 1314. На этот момент Госказначейство обращало внимание в письме от 27.05.2011 г. № 17-07/1389-7439 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011 № 27).

При проведении годовой инвентаризации инвентаризационная комиссия, как правило, вносит предложения по списанию с баланса непригодных для дальнейшего применения и морально устаревших и физически изношенных материальных ценностей. Поэтому необходимо учесть эти предложения и до завершения года списать непригодное для дальнейшего использования имущество.


СПИСАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Одним из ключевых вопросов, которому необходимо уделить внимание бухгалтеру в конце года при подготовке к составлению годовой отчетности, является состояние дебиторской и кредиторской задолженности бюджетного учреждения.

Прежде всего необходимо учитывать, что в начале каждого бюджетного периода задолженность учреждения (как дебиторская, так и кредиторская) должна быть приведена в соответствие со сметными назначениями на год. Должны быть определены источники погашения дебиторской и кредиторской задолженности. Объем бюджетных обязательств, взятых учреждением в течение бюджетного периода, должен обеспечить снижение уровня задолженности по бюджетным обязательствам прошлых периодов и недопущение возникновения задолженности по бюджетным обязательствам в следующем году.

Проверяя состояние задолженности, целесообразно обратить внимание, в частности, на:

— наличие задолженности подотчетных лиц. Напоминаем, что подотчетные лица должны своевременно подавать в бухгалтерию учреждения авансовые отчеты, а также возвращать остатки неиспользованных сумм;

— правильность и обоснованность сумм задолженности по недостачам и хищениям и принятые мероприятия по взысканию этой задолженности;

— правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности.

Также такая проверка проводится с целью контроля за сроками возникновения задолженности, ее состоянием, течением срока исковой давности и выявлением задолженности, срок исковой давности которой истек, а также принятием мер по взысканию дебиторской задолженности.

Как предусмотрено п. 11.2 Инструкции № 90, на счетах расчетов с дебиторами и кредиторами после инвентаризации должны остаться только согласованные суммы, т. е. подтвержденные актами сверок. Поэтому для соблюдения этого правила учреждения-кредиторы всем дебиторам должны передать акты сверки расчетов, составленные по данным своего учета. Дебиторы должны в течение 10 дней со дня получения акта подтвердить свою задолженность или заявить о своих возражениях. Подписание актов сверки расчетов является подтверждением проведения инвентаризации расчетов.

При этом если до конца года не удалось устранить возникшие расхождения или неустановленные расхождения, то расчеты с дебиторами и кредиторами показываются каждой стороной в своем балансе в тех суммах, которые числятся по данным бухгалтерского учета и признаны ими правильными.

Согласно п. 11.5 Инструкции № 90 дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности подлежит списанию с баланса бюджетного учреждения на результат исполнения сметы по решению руководителя учреждения (по дебету субсчетов 431, 432 и кредиту субсчетов 363, 364, 675). В этом случае разрешение вышестоящей организации на списание не требуется. Однако необходимо сообщить вышестоящей организации, что такое списание было произведено, например, в пояснительной записке к годовому отчету.

Отметим, что при наличии дебиторской задолженности, возврат которой вызывает сомнения, бюджетное учреждение должно принимать все возможные меры для ее взыскания (погашения). Чтобы такие меры в учреждении осуществлялись постоянно и имели регулярный характер, а не проводились хаотически, в первую очередь нужно правильно организовать ведение претензионно-исковой работы. О том, какие меры необходимо принимать учреждению по погашению дебиторской задолженности, разъяснял специалист Госфининспекции в консультации «Списание дебиторской задолженности с баланса учреждения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 13).

Кроме того, особое внимание следует уделить кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек. При ее списании следует соблюдать правила, установленные Порядком № 73.

В отличие от дебиторской задолженности для списания кредиторской задолженности за счет средств общего и специального фондов требуется разрешение вышестоящей организации. При этом основанием для списания такой задолженности является приказ вышестоящей организации.

Вместе с тем обратите внимание: решение о списании кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, которая возникла за счет собственных поступлений бюджетных учреждений, руководитель учреждения принимает самостоятельно. Списание просроченной кредиторской задолженности должно проводиться ежеквартально на основании приказа руководителя бюджетного учреждения. Информация о списании кредиторской задолженности за счет собственных поступлений доводится до сведения вышестоящей организации. Списание сумм кредиторской задолженности после окончания срока исковой давности осуществляется по дебету субсчетов 364, 675 и кредиту субсчетов 431, 432.

Также о списании задолженности, срок исковой давности которой истек, мы обстоятельно рассказывали в статьях «Списываем просроченную задолженность» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 24), «Кредиторская задолженность» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 9), «Учет дебиторской задолженности» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 15).

 


НАЧИСЛЕНИЕ ИЗНОСА

Традиционно следующий этап мероприятий, связанных с подготовкой к завершению бюджетного года, связан с начислением износа на необоротные активы бюджетного учреждения.

Основные положения, касающиеся начисления износа на необоротные активы, определены в разд. 7 Инструкции № 64 и заключаются в следующем:

 — начисление износа осуществляется только на необоротные активы, которые учитываются на балансе учреждений и находятся в эксплуатации, а также переданы в аренду. Износ не начисляется на необоротные активы, которые учитываются на забалансовых счетах и находятся в учреждении на ответственном хранении;

— на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации, ремонта необоротных активов начисление износа прекращается;

— сумма начисленного износа не может превышать 100 % стоимости необоротного актива. Износ, начисленный в размере 100 % стоимости необоротных активов, пригодных для дальнейшей эксплуатации, не является основанием для их списания;

— сумма износа определяется в целых гривнях без копеек за полное количество календарных месяцев нахождения необоротных активов в эксплуатации в отчетном году. Износ начисляется на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости необоротного актива.

Сумма износа объектов необоротных активов определяется в последний рабочий день декабря в гривнях за полное количество календарных месяцев их нахождения в эксплуатации в отчетном году согласно установленным нормам износа.

Месячная норма износа рассчитывается путем деления годовой нормы износа на 12.

Как известно, календарным месяцем является период с 1 по 30 (31, в феврале — 28 или 29) число каждого месяца включительно. Однако Госказначейство в письме от 27.05.2010 г. № 15-04/1239-9217 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 25) разъясняло, что в целях начисления износа на необоротные активы полным месяцем эксплуатации основных средств следует считать календарный месяц, который начинается с даты ввода объекта в эксплуатацию.

Следовательно, для того чтобы в конце года правильно определить сумму износа, нужно в течение всего года осуществлять контроль за движением объектов необоротных активов, поступающих в учреждение и выбывающих из него, и осуществлять расчет календарных месяцев по каждому объекту с даты ввода его в эксплуатацию.

Годовые нормы износа с учетом ориентировочного срока полезного использования необоротных активов приведены в приложении к Инструкции № 64. С целью практического использования этих норм приведем их в таблице (см. с. 8):

 

№ п/п

Субсчет

Название подгруппы

Срок полезного использования, лет

Норма износа к первоначальной стоимости в расчете на год, %

1

2

3

4

5

1

103 «Дома и сооружения»

Дома производственно-хозяйственного назначения (подгруппа 1):

из пленочных материалов, сборно-разборные, передвижные, киоски, ларьки, палатки и т. п.

10

10

деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, древесно-металлические, каркасно-обшивные и панельные, глинобитные, сырцовые, саманные и прочие аналогичные

20

5

без каркасов со стенами облегченной каменной кладки, железобетонными, кирпичными и деревянными колоннами и столбами, с железобетонными, деревянными и другими перекрытиями; деревянные с брусчатыми или сделанными из бревен рублеными стенами

25

4

с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими, другими долговечными покрытиями и прочие неклассифицированные

50

2

Дома, полностью или преимущественно предназначенные для проживания (подгруппа 2):

каркасно-камышитовые и прочие облегченные

15

7

сырцовые, сборно-щитовые, каркасно-засыпные, глинобитные, саманные

20

5

Прочие неклассифицированные

50

2

Водокачки, стадионы, бассейны, дороги, мосты, памятники, ограды парков, скверов и общих садов и прочие (подгруппа 3)

20

5

2

104 «Машины и оборудование»

Измерительные приборы, регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника, медицинское оборудование, прочие машины и оборудование (подгруппы 3 — 9)

10

10

Рабочие машины и оборудование (подгруппа 2)

15

7

Силовые машины и оборудование (подгруппа 1)

10

10

3

105 «Транспортные средства»

Подвижной состав железнодорожного, воздушного и другого транспорта (подгруппы 1, 2)

20

5

Корпуса и прицепы автомобилей (подгруппа 1)

10

10

Автомобили легковые с двигателем внутреннего сгорания объемом цилиндра
(подгруппа 1):

— до 2500 см куб.

7

15

— более 2500 см куб. и прочие

10

10

Автомобили грузовые (подгруппа 1):

— грузоподъемностью до 5 т

7

15

— грузоподъемностью от 5 до 20 т

7

15

— грузоподъемностью более 20 т и прочие

7

15

Автобусы с двигателем внутреннего сгорания объемом цилиндра (подгруппа 1):

— до 2800 см куб.

7

15

— свыше 2800 см куб. и прочие

10

10

Все виды гужевого, производственного и спортивного транспорта (подгруппы 3 — 5)

5

20

4

106 «Инструменты, приборы и инвентарь»

Линии электропередач, трансмиссии и трубопроводы со всеми промежуточными устройствами, необходимыми для трансформации (преобразования) и передачи энергии и для перемещения по трубопроводам жидких и газообразных веществ к потребителю (подгруппа 1)

20

5

Инструменты (подгруппа 2)

5

20

Производственный и хозяйственный инвентарь (подгруппы 3 — 4)

10

10

5

107 «Рабочие и продуктивные животные»

Животные зоопарков и подобных учреждений, служебные собаки (подгруппы 3, 4)

5

20

Рабочий, продуктивный и другой скот (подгруппы 1, 2)

7

15

6

108 «Многолетние
насаждения»

Культуры ягодные (земляника)

3

35

Культуры ягодные (кроме земляники), плодовые, овощные

10

10

Культуры эфиромасличные, лекарственные

10

10

Насаждения искусственные ботанических садов и других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей

20

5

Насаждения озеленительные и декоративные

25

4

Защитные и прочие лесные насаждения

50

2

Прочие долгосрочные биологические активы, не классифицированные

20

5

7

109 «Прочие основные средства»

Прочие основные средства (подгруппы 1, 3)

10

10

8

119 «Необоротные материальные активы специального назначения»

Необоротные материальные активы специального назначения

20

5

 

Перечень объектов необоротных активов, на которые износ не начисляется, приведен в п. 7.3 Инструкции № 64. К таким объектам относятся:

1) земельные участки (субсчет 101);

2) памятники культурного наследия национального или местного значения, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр недвижимых памятников Украины, уникальные документы Национального архивного фонда Украины, внесенные (подлежащие внесению) в Государственный реестр национального культурного наследия, которые хранятся в библиотеках согласно Закону Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» от 24.12.93 г. № 3814-XII (далее — Закон № 3814), и т. п. как объекты с неопределенным сроком полезного использования.

Как разъясняло Госказначейство в письме от 04.08.2010 г. № 17-04/1958-14531, износ не начисляется на памятники культурного достояния национального или местного значения, внесенные (подлежащие внесению) в Государственный реестр недвижимых памятников Украины, уникальные документы Национального архивного фонда Украины, внесенные (подлежащие внесению) в Государственный реестр национального культурного достояния и хранящиеся в библиотеках в соответствии с Законом № 3814, и т. п. как объекты с неопределенным сроком полезного использования.

При этом уникальным документом является документ Национального архивного фонда, который представляет исключительную культурную ценность, имеет важное значение для формирования национального самосознания украинского народа и определяет его вклад во всемирное культурное достояние.

В Государственный реестр национального культурного достояния Украины включаются особо ценные, редкие документы и коллекции с учетом требований Положения о Государственном реестре национального культурного достояния, утвержденного постановлением КМУ от 12.08.92 г. № 466, в частности документальные памятники — уникальные акты государственности, другие важные архивные материалы, кино- и фотодокументы, старинные рукописи, редкие печатные издания;

3) многолетние насаждения, не достигшие полного развития (возраста начала плодоношения, эксплуатационного возраста), которые учитываются на субсчете 108.

Отметим, что при определении эксплуатационного возраста многолетних насаждений можно воспользоваться показателями, приведенными в Правилах содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, утвержденных приказом Минжилкоммунхоза от 10.04.2006 г. № 105. Вопросы, касающиеся порядка учета зеленых насаждений, расположенных на территории учреждений, мы освещали в статьях «Если на территории учреждения имеются зеленые насаждения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 18), «Учет зеленых насаждений» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 36), «Особенности учета зеленых насаждений» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 23);

4) музейные ценности как объекты с неопределенным сроком полезного использования (субсчет 111, группа 1);

5) природные ресурсы (субсчет 116);

6) незавершенное капитальное строительство (счет 14);

7) документация по типовому проектированию независимо от стоимости (субсчет 109, группа 2);

8) подопытные животные (собаки, крысы, морские свинки и прочие) (субсчет 107, группа 5).

Таким образом, для начисления износа бюджетным учреждениям необходимо определить перечень основных средств, данные об их первоначальной (восстановительной) стоимости, начисленные суммы износа по каждому объекту на начало отчетного года (с учетом проведенной индексации), количество полных календарных месяцев эксплуатации основных средств, которые были введены в эксплуатацию, передавались для ремонта или модернизации, хранения на складе в течение текущего года.

Что касается начисления износа на модернизированные в течение отчетного года основные средства, такие суммы определяются исходя из восстановительной стоимости указанных объектов за весь период эксплуатации в течение текущего года.

На общую сумму износа в последний рабочий день декабря составляется бухгалтерская запись: Дт 401 — Кт 131-133. Общая сумма начисленного износа отражается в Мемориальном ордере № 17, данные которого заносятся в книгу «Журнал-Главная». Начисление износа осуществляется в Ведомости начисления износа на основные средства (типовая форма № ОЗ-12(бюджет)). Кроме того, суммы начисленного износа обязательно отражаются в инвентарных карточках учета необоротных активов типовых форм № 03-6 (бюджет) и № 03-8 (бюджет).

 


ЗАВЕРШЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ

В соответствии со ст. 57 БКУ и п. 7.1 Порядка № 758 Госказначейство не позднее 31 декабря закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде, и открывает их с началом нового бюджетного года, при условии определения соответствующих бюджетных учреждений распорядителями средств бюджета в установленном порядке.

Поэтому право бюджетных учреждений на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах текущего года, прекращается 31 декабря текущего года.

В связи с этим не советуем распорядителям бюджетных средств перечислять остатки средств со счета, создавая искусственную дебиторскую задолженность с целью дальнейшего их возврата в следующем году. Дело в том, что возврат в будущем году дебиторской задолженности текущего года все равно будет подлежать перечислению в доход бюджета как средства прошлого года.

По этому поводу Госказначейство в письме от 31.05.2011 г. № 17-04/1412-7555 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 30) указывало, что в случае поступления средств на регистрационный счет по общему фонду по КЭКР 0000 по операциям, проведенным в прошлых бюджетных периодах, полученные средства направляются в доход государственного или местного бюджета по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления».

Исключением являются средства специального фонда в части собственных поступлений, которые Госказначейская служба согласно ст. 57 БКУ хранит на счетах для покрытия соответствующих расходов в следующем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. В следующем бюджетном периоде счета специального фонда открываются с записью об остатке неизрасходованных средств предыдущего бюджетного периода.

Рассматривая вопрос о возможности использования в течение текущего бюджетного периода остатков бюджетных средств, образовавшихся на начало года на счетах специального фонда, Госказначейская служба в письме от 28.09.2012 г. № 17-08/2048-13965 обращала внимание на необходимость внесения изменений в смету согласно требованиям Порядка № 228.

Таким образом, учреждения имеют право использовать в течение текущего года остатки средств на счетах специального фонда с учетом требований, предусмотренных п. 49 Порядка № 228 и ст. 57 БКУ.

При этом особое внимание следует обратить на положения ч. 2 ст. 57 БКУ, согласно которым при отсутствии соответствующих бюджетных назначений на следующий бюджетный период остатки средств специального фонда должны быть перечислены в общий фонд бюджета. На этот момент обращал внимание и Минфин в письме от 25.02.2011 г. № 31-06030-15-24/5448.

Также в конце бюджетного года распорядители бюджетных средств должны привести зарегистрированные бюджетные обязательства по специальному фонду в соответствие с фактическими поступлениями в этот фонд.

Не погашенные в конце бюджетного периода бюджетные финансовые обязательства распорядителей бюджетных средств, не являющиеся кредиторской задолженностью, бюджетные обязательства и бюджетные финансовые обязательства получателей бюджетных средств снимаются с учета органами Госказначейства. О снятых с учета бюджетных обязательствах и бюджетных финансовых обязательствах органы Госказначейства уведомляют распорядителей бюджетных средств.

Обратите внимание: на конец бюджетного периода сумма бюджетных финансовых обязательств должна соответствовать сумме бюджетной кредиторской задолженности.

По итогу года в учете должна остаться исключительно бюджетная задолженность, которая будет отражена в годовом отчете по форме № 7.

Задолженность, не относящаяся к исполнению сметы учреждения (больничные – при условии наличия одновременно дебиторской и кредиторской задолженностей, выплаты чернобыльцам и др.), отражается в Справке о дебиторской и кредиторской задолженности по операциям, которые не отражаются в форме № 7д, № 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» (приложение 18 к приказу № 44).

Как предусмотрено п. 2.14 Порядка № 309, по мере принятия решения распорядителем бюджетных средств о погашении бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств, которые остались непогашенными на конец прошлого бюджетного периода, распорядители бюджетных средств осуществляют регистрацию таких бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств в текущем бюджетном периоде путем подачи Реестра и/или Реестра финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов.

Также упомянутым Порядком предусмотрено, что регистрация бюджетных финансовых обязательств по общему фонду, оставшихся непогашенными на конец прошлого бюджетного периода (бюджетной кредиторской задолженности), по бюджетным программам, по которым отсутствуют бюджетные ассигнования в текущем бюджетном периоде, осуществляется после принятия решения главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Минфином (местным финансовым органом). В этом случае должна быть определена бюджетная программа, за счет бюджетных ассигнований которой будут погашаться бюджетные финансовые обязательства, путем подачи Реестра и/или Реестра финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов.

 


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Для обобщения хозяйственных операций, отраженных бюджетным учреждением в течение бюджетного периода, а также для проверки правильности учетных записей и составления отчетности нужно провести обобщение по бухгалтерским счетам. С этой целью составляются оборотные ведомости, которые применяются для обобщения оборотов и остатков счетов за отчетный период, а также как средство связи между балансом и счетами.

Итак, следующий этап — составление оборотных ведомостей по субсчетам для проверки полноты бухгалтерских записей.

После этого осуществляются заключительные операции по годовому закрытию счетов и выведению результатов исполнения сметы путем списания доходов и расходов за бюджетный год заключительными оборотами на результат исполнения сметы (субсчета 431 и 432). При этом счета доходов (счета 70, 71, 72) и расходов (счета 80, 81, 82) закрывают по тем фондам, по которым они были получены и осуществлены, т. е. отдельно по общему и специальному фондам.

Приведем в таблице на с. 12 основные бухгалтерские проводки, связанные с заключительными операциями (окончательные обороты).

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

2

3

4

1

Списываются полученные за текущий год ассигнования из общего фонда бюджета

701 (702)

431

2

Списываются полученные за текущий год доходы по специальному фонду (поступления, которые получены учреждением согласно смете как плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно функциональным полномочиям; средства, получаемые бюджетными учреждениями от хозяйственной и/или производственной деятельности; плата за аренду имущества бюджетных учреждений; средства, получаемые бюджетными учреждениями от реализации имущества), которые согласно смете относятся к текущему году

711

432

3

Списываются доходы по прочим источникам собственных поступлений (поступления учреждения для выполнения отдельных поручений, а также гранты, подарки, благотворительные взносы, инвестиции, которые согласно действующему законодательству Украины получают бюджетные учреждения)

712

432

4

Списываются доходы по прочим поступлениям специального фонда

713

432

5

Списываются доходы, полученные от родителей за содержание детей в дошкольных учебных заведениях, за обучение в государственных школах эстетического воспитания и т. п.

714

432

6

Списываются доходы специального фонда, направленные на покрытие расходов общего фонда

715

432

7

Списываются доходы от реализации продукции, изделий и выполненных работ

721
(722, 723)

432

8

Списываются расходы текущего года, произведенные за счет средств
общего фонда бюджета

431

801 (802)

Расходы по незаконченным или законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам капитального строительства, которые производятся за счет бюджетных средств, заключительными оборотами за год не списываются.

9

Списываются расходы текущего года, произведенные за счет доходов специального фонда бюджета: расходы по средствам, полученным как плата за услуги, по прочим источникам собственных поступлений, по прочим поступлениям специального фонда

432

811
(812, 813)

10

Списываются расходы (производственных/учебных/мастерских, подсобных/учебных/сельских хозяйств, на научно-исследовательские работы по договорам, на изготовление опытных устройств, на заготовку и переработку материалов) по законченным и сданным работам

432

821
(822, 823, 824, 825)

Расходы по незаконченным или законченным, но не сданным работам, заключительными оборотами за год не списываются.

11

Списывается стоимость переоцененных запасов и материалов:

— дооценка

441

431 (432)

— уценка

431 (432)

441

Учреждения и организации, которые производили в течение года переоценку запасов, сумму дооценки или уценки, которая учитывалась по субсчету 441, должны списать.

12

Списывается начисленная курсовая разница:

— положительный результат

442

431 (432)

— отрицательный результат

431 (432)

442

Учреждения и организации, которые проводили в течение года операции в иностранной валюте и отражали курсовые разницы, списывают остаток по субсчету 442.

13

Списывается сумма дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек

431 (432)

363 (364)

14

Списывается сумма кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек

364 (675)

431 (432)

15

Списывается сумма депонентской задолженности, срок исковой давности которой истек

671

431 (432)

 


АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗА ГОД

В конце года целесообразно провести анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Такой анализ заключается в сравнении основных показателей деятельности учреждения, а именно: фактических и кассовых расходов с суммами полученных ассигнований и поступлений по соответствующим КЭКР по общему и специальному фондам.

Кассовые расходы отражаются в учете в момент фактического перечисления средств с регистрационного или специального регистрационного счета. Возмещение кассовых расходов отражается в момент зачисления соответствующих сумм на такие счета (например, получение средств от арендатора как возмещение стоимости оплаченных бюджетным учреждением — арендатором коммунальных услуг).

Фактические расходы — это действительные расходы учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, начисленной зарплате и стипендиям. Фактические расходы отражаются в момент их осуществления согласно актам списания, накладным, актам выполненных работ, приемки-передачи, счетам-фактурам и т. п.

Как правило, осуществление кассовых и фактических расходов не совпадает во времени.

Кассовые расходы будут соответствовать во времени фактическим при приобретении основных средств, поскольку стоимость приобретенных основных средств сразу списывается на фактические расходы. По другим КЭКР кассовые расходы опережают фактические или, напротив, осуществляются позже фактических. Так, при приобретении бензина, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, выдаче аванса на командировку и т. п. сначала происходит оплата по счету (кассовые расходы), потом — оприходование оплаченных ценностей, а уже затем — их списание (фактические расходы).

Вместе с этим отметим, что кассовые и фактические расходы неразрывно связаны между собой. Распределение и одновременно взаимосвязь позволяют при анализе расходов получить более четкую картину использования бюджетных средств, контроля за их целевым использованием.

Для проверки увязки между остатками средств, объемами полученного финансирования и кассовыми расходами применяется следующая формула:


Кр = Он + Пф - Ок,

где Кр — кассовые расходы за отчетный период;

Он — остаток средств на начало отчетного года;

Пф — полученное финансирование за отчетный период;

Ок — остаток средств на конец отчетного периода.

 

Аналогичным способом определяется размер кассовых расходов по каждому КЭКР.

Для проверки согласованности между дебиторской и кредиторской задолженностью на начало и конец года и фактическими и кассовыми расходами применяется следующая формула:


Кв = ДЗк - КЗк + Фр - ДЗн + КЗп - ОЗн + ОЗк,

где ДЗк дебиторская задолженность на конец отчетного периода;

КЗк — кредиторская задолженность на конец отчетного периода;

Фр — фактические расходы за отчетный период;

ДЗн — дебиторская задолженность на начало года;

КЗн — кредиторская задолженность на начало года;

ОЗн — остаток запасов на начало года;

ОЗк — остаток запасов на конец отчетного периода.

 

При анализе отклонений между финансовыми показателями учреждению необходимо обратить внимание на следующее.

В случае, когда фактические расходы превышают кассовые, это может свидетельствовать о погашении дебиторской задолженности, числящейся на начало отчетного периода, или о создании в связи с получением товаров, работ или услуг без предварительной оплаты кредиторской задолженности на конец отчетного периода.

Кроме того, по статьям расходов на питание, медикаменты, канцтовары, содержание автотранспорта, капитальный ремонт превышение фактических расходов над кассовыми может быть следствием списания в отчетном периоде материальных ценностей, которые имелись в наличии на начало этого периода и оплата по которым осуществлена в предыдущем отчетном году.

Если фактические расходы меньше кассовых, это может свидетельствовать о погашении кредиторской задолженности, числящейся на начало отчетного периода, или о неиспользовании приобретенных в течение года товарно-материальных ценностей, или создании дебиторской задолженности на конец отчетного периода в связи с проведением предоплаты.

Если фактические расходы превышают бюджетные ассигнования, это может свидетельствовать как о взятии бюджетных обязательств на сумму, превышающую бюджетные ассигнования, установленные сметой бюджетного учреждения (что является бюджетным правонарушением), так и об использовании имеющихся на начало отчетного периода товарно-материальных ценностей, резервов или дебиторской задолженности. В этом случае бухгалтеру следует детально определить, по каким КЭКР возникли такие превышения, ознакомиться с соответствующими первичными документами.

Если фактические и/или кассовые расходы меньше бюджетных ассигнований, это может свидетельствовать как об экономном и рациональном использовании бюджетных средств, так и о завышении потребности учреждения в бюджетных ассигнованиях и неэффективном использовании выделенных бюджетных средств. Осуществление расходов не в полном объеме может быть связано с невыполнением или ненадлежащим выполнением определенных мероприятий бюджетных программ. Вместе с тем в составе фактических расходов могли быть запланированы расходы, без которых можно было обойтись (непервоочередные), и противоречащие требованиям законодательных и нормативно-правовых актов. В таком случае также целесообразно проанализировать изменения в расчетах, происшедшие за отчетный период, и обоснованность накопления материальных запасов. Такое отклонение также может свидетельствовать о несвоевременном отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с фактическими расходами (выполненных работ, потребленных услуг, использованных запасов), или недостатках в осуществлении контроля за выполнением поставщиками (исполнителями) обязательств, взятых ими по заключенным с бюджетным учреждением договорам.

Если кассовые расходы превышают бюджетные ассигнования (в случаях бесспорного взыскания средств по решению суда и т. п.), это свидетельствует, как правило, о бюджетном правонарушении. Необходимо выяснить, по каким статьям КЭКР произведены такие расходы и как это повлияло на достижение задач бюджетных программ учреждения, определить причины и факторы, повлиявшие на них, получить исчерпывающие объяснения должностных лиц, поскольку такие нарушения могут повлечь за собой уголовную ответственность.

Для проверки согласованности между начисленными доходами и их фактическими поступлениями применяется такая формула:


Днач = Дкас - ДЗн + КЗн + ДЗк - КЗк,

где Днач – доходы, начисленные в отчетном периоде;

Дкас – доходы, поступившие в отчетном периоде;

ДЗк — дебиторская задолженность на конец отчетного периода в части КЭКР 0000;

КЗк — кредиторская задолженность на конец отчетного периода в части КЭКР 0000;

ДЗн — дебиторская задолженность на начало года в части КЭКР 0000;

КЗн — кредиторская задолженность на начало года в части КЭКР 0000.

Анализ показателей по отдельным видам собственных поступлений позволит избежать ошибок при составлении отчетов по формам № 4 и № 7.

При наличии указанных выше отклонений целесообразно выяснить причины этих расхождений. При анализе таких отклонений необходимо обратить внимание на положения пп. 5.9 — 5.11 разд. IV Методических рекомендаций № 90 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 5).

Таким образом, самопроверка позволяет учреждению контролировать состояние исполнения сметы доходов и расходов, расчетов с работниками, поставщиками, разными кредиторами и дебиторами, целесообразность использования выделенных ассигнований согласно их целевому назначению. Отметим также, что, увязывая кассовые и фактические расходы по всем КЭКР отдельно по общему и специальному фондам, можно не только получить представление о состоянии финансирования и исполнения сметы учреждения, но и выявить допущенные ошибки.

Надеемся, эта консультация пригодится вам и поможет как следует подготовиться к следующему ответственному для бухгалтера этапу — составлению финансовой и бюджетной отчетности.

 


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Порядок № 1314 — Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Порядок № 758 — Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758.

Приказ № 44 – приказ Минфина «Об утверждении Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств» от 24.01.2012 г. № 44.

Инструкция № 64 — Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64.

Инструкция № 90 — Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.98 г. № 90.

Порядок № 73 – Порядок списания кредиторской задолженности бюджетных учреждений, срок исковой давности которой истек, утвержденный приказом Госказначейства от 08.05.2001 г. № 73.

Порядок № 309 — Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

Методические рекомендации № 90 — Методические рекомендации по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденные приказом Госфининспекции от 14.12.2011 г. № 90.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)