888 0

Налог на «избушку»

22.02.13
Помните, как у В. Высоцкого: «…Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял…». От себя добавим, что с нового года в пользу шалаша добавился еще один плюс: с такого жилья не нужно платить налог, чего нельзя сказать о тереме или дворце. Итак, в сегодняшней статье поговорим о налоге на недвижимость, который физические и юридические лица должны уплачивать с 01.01.2013 г.


 

C 01.01.2013 г. введен налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее — налог на недвижимость).

Напомним, что начало взимания упомянутого налога неоднократно откладывалось — то из-за отсутствия нормативного акта, устанавливавшего механизм его администрирования*, то из-за внедрения нового порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество**.

* Налог на недвижимость формально существовал еще в «докодексный» период. В частности, о нем говорилось в ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII, который в настоящий момент утратил силу. Однако тогда законодатели ограничились только упоминанием о таком налоге: порядка взимания налога на недвижимость не было ни в Законе, ни в подзаконных актах.

** Соответствующие изменения были внесены в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV.

И вот намеченная дата «активации» осталась позади… Казалось бы, такие многочисленные тайм-ауты должны были обеспечить беспроблемный старт кампании по взиманию налога на недвижимость. Однако вынуждены сообщить, что воз и ныне там. К началу периода взимания нового налога законодатели подошли, увы, без должного внимания. А потому не имеем в настоящий момент ни подзаконной нормативки, ни официальных разъяснений. Да и консультации из Единой базы налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНСУ (http://sts.gov.ua), сводятся лишь к цитированию положений НК.

По всей видимости, и в этот раз практика администрирования налога будет формироваться налогоплательщиками путем проб и ошибок (причем штрафоопасных!). Ходят даже слухи об очередном переносе, однако официального подтверждения этому пока нет.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в данной статье представим читателям актуальную информацию, связанную с начислением и уплатой «новичка».

Прежде всего заметим, что правила взимания налога на недвижимость установлены ст. 265 НК. А вот размер его устанавливают местные советы***, опираясь на общие положения НК, поскольку такой налог относится к местным налогам (п.п. 10.1.1 НК).

*** Забегая вперед, отметим, что местные советы устанавливают ставки рассматриваемого налога только для плательщиков — физических лиц. Для юридических лиц ставка зафиксирована непосредственно в НК (подробнее об этом читайте далее).

Расскажем об остальных элементах налога.

 


Плательщики налога

 

В соответствии с п.п. 265.1.1 НК плательщиками налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются собственниками объектов жилой недвижимости.

Такое лаконичное, на первый взгляд, определение на самом деле охватывает довольно широкий круг плательщиков.

Категория
плательщиков

Примечание

1

2

Физические лица — резиденты

В соответствии с п.п. «в» п.п. 14.1.213 НК физическое лицо — резидент — это физическое лицо, которое имеет место проживания в Украине.
Заметим, что в п.п. 14.1.213 НК также приведены иные достаточные условия признания физлица резидентом.

В частности, если физлицо имеет место проживания также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если имеет место постоянного проживания в Украине.
Обратите внимание: если резидент владеет как отечественной, так и заграничной жилой недвижимостью, то под налогообложение будет подпадать только украинская.
Также отметим, что физические лица — предприниматели не являются плательщиками данного налога. Дело в том, что право собственности на имущество, используемое предпринимателем в хозяйственной деятельности, принадлежит ему как обычному физическому лицу. Следовательно, плательщиком налога будет именно гражданин, а не предприниматель

Физические лица — нерезиденты

К данной категории плательщиков относятся физические лица, которые не являются резидентами Украины (п.п. «в» п.п. 14.1.122 НК).
При этом нерезиденты платят налог только за жилую недвижимость, находящуюся на территории Украины.
Кстати, по всей видимости, налог уплачивается нерезидентом самостоятельно, т. е. без посредничества представителей (уполномоченных лиц)

Юридические лица — резиденты

Резидентами считаются юридические лица и их обособленные лица*, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Украины с местонахождением как на ее территории, так и за ее пределами (п.п. «а» п.п. 14.1.213 НК)

Юридические лица — нерезиденты

В соответствии с п.п. «а» п.п. 14.1.122 НК нерезиденты — это иностранные компании, организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализуемые) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения* с местонахождением на территории Украины.
В отношении плательщиков-нерезидентов заметим, что уплачивать налог они обязаны самостоятельно. Создавать постоянное представительство в этих целях не требуется

* Обособленные подразделения юрлиц правом самостоятельно декларировать и уплачивать этот налог не наделены. Следовательно, головному предприятию (собственнику жилой недвижимости) необходимо дополнительно зарегистрироваться по неосновному месту учета в органе ГНС по местонахождению объекта налогообложения, если такая недвижимость расположена в пределах другой административно-территориальной единицы.

 

Обратите внимание: плательщиком является именно собственник недвижимости. Лица, которым принадлежит, к примеру, право пользования имуществом (в частности, арендаторы), не являются плательщиками налога на недвижимость.

Важно отметить, что жилая недвижимость может находиться в общей долевой* или общей совместной** собственности. В этом случае определение плательщиков налога осуществляется по специальным правилам (п.п. 265.1.2 НК):

если объект жилой недвижимости находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то налогоплательщиком является каждое из этих лиц за надлежащую ему долю;

если объект жилой недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не разделен в натуре, налогоплательщиком является одно из лиц-собственников, определенное по их согласию, если иное не установлено судом;

если объект жилой недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц и разделен между ними в натуре, налогоплательщиком является каждое из этих лиц за надлежащую ему долю.

* Общая долевая собственность — это собственность двух или более лиц с определением долей каждого из них в праве собственности (ст. 356 ГКУ).

** Общая совместная собственность — это общая собственность двух или более лиц без определения долей каждого из них в праве собственности (ст. 368 ГКУ). При этом следует учитывать, что совладельцы имеют право на выделение в натуре доли из имущества, находящегося в общей совместной собственности (ст. 370 ГКУ).

Итак, с теми, на кого ложится дополнительное налоговое бремя, определились. Теперь выясним, с какой именно недвижимости платится такой налог.

 


Что попадает под налоговый пресс?

 

Выше мы уже акцентировали внимание на том, что объектом налогообложения является исключительно объект жилой недвижимости (п.п. 265.2.1 НК). При этом недвижимость должна находиться на территории Украины: за иностранное недвижимое имущество налог не платится.

В соответствии с п.п. 14.1.129 НК к объектам жилой недвижимости относятся строения, зачисленные в соответствии с законодательством в жилой фонд, а также дачные и садовые дома. При этом объекты жилой недвижимости делятся на следующие типы:

— жилой дом — здание капитального типа, построенное с соблюдением требований, установленных законом, другими нормативно-правовыми актами, и предназначенное для постоянного в нем проживания. Жилые дома подразделяются на жилые дома усадебного типа и жилые дома квартирного типа разной этажности;

— жилой дом усадебного типа — жилой дом, расположенный на отдельном земельном участке, который состоит из жилых и вспомогательных (нежилых) помещений;

— пристройка к жилому дому — часть дома, расположенная вне контура его капитальных наружных стен и имеющая с основной частью дома одну (или более) общую капитальную стену;

— квартира — изолированное помещение в жилом доме, предназначенное и пригодное для постоянного в нем проживания;

— коттедж* — одно-, полутораэтажное здание небольшой жилой площади** для постоянного или временного проживания с приусадебным участком;

— комнаты в многосемейных (коммунальных) квартирах — изолированные помещения в квартире, в которой проживают двое или больше квартиросъемщиков;

— садовый*** дом — дом для летнего (сезонного) использования, который в вопросах нормирования площади застройки, наружных конструкций и инженерного оборудования не соответствует нормативам, установленным для жилых домов;

— дачный*** дом — жилой дом для использования в течение года с целью загородного отдыха.

* Коттеджи не являются ни садовыми, ни дачными домами, а следовательно, могут получить статус «объекта жилой недвижимости» только в том случае, если они будут отнесены к жилому фонду.

** В письме от 20.12.2010 г. № 22-22/3620/0/6-10 Министерство регионального развития и строительства Украины попыталось расшифровать понятие «небольшая жилая недвижимость», однако конкретных рекомендаций так и не выработало.

*** Если один налогоплательщик является собственником более одного такого объекта. Однако за плательщиком сохраняется право не уплачивать налог на недвижимость за один из таких домов, а также возможность применения льготы к другим объектам налогообложения при их наличии (подробнее см. далее).

В то же время не являются объектом налогообложения (п.п. 265.2.2 НК):

— объекты жилой недвижимости, находящиеся в собственности государства или территориальных громад (их совместной собственности);

— объекты жилой недвижимости, расположенные в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, определенных законом;

— здания детских домов семейного типа;

садовый или дачный дом, но не более одного такого объекта на одного налогоплательщика;

— объекты жилой недвижимости, принадлежащие многодетным семьям и приемным семьям, в которых воспитывается трое и более детей, но не более одного такого объекта на семью;

общежития.

Таким образом, можно резюмировать, что с нового года выгоднее приобретать (строить) не жилые дома, а садовые и дачные домики, которые не являются объектом налогообложения. Ну, по крайней мере, «превратить» некоторые жилые дома в дачные — вполне реально.

 


Сколько платить?

 

Сумма налога рассчитывается как произведение базы налогообложения на ставку налога.

Базой налогообложения является жилая площадь объекта жилой недвижимости (п.п. 265.3.1 НК). При наличии у плательщика налога нескольких таких объектов база налогообложения исчисляется отдельно по каждому из них (п.п. 265.3.4 НК).

Стоит сказать, что действующее законодательство не содержит официального толкования термина «жилая площадь». Попытка дать определение такому понятию была сделана в проекте Закона Украины «О внесении изменений в статью 6 Жилищного кодекса Украинской ССР относительно определения жилой и общей площадей объекта жилой недвижимости» от 17.11.2011 г. № 8203. В частности, жилая площадь объекта жилой недвижимости определялась в данном документе как суммарная площадь жилых комнат без учета площади помещений, предназначенных для гигиенических или хозяйственно-бытовых нужд граждан (ванная, уборная, душевая, помещение для стирки, кухня, кладовая, прихожая, внутриквартирный холл, коридор, встроенный шкаф и т. п.). Однако такой законопроект был отклонен Верховной Радой Украины.

Заметим, что исходя из практики применения терминов, слов и словосочетаний в юриспруденции жилая площадь определяется как площадь жилых комнат квартиры. Такой же подход отражен и в абзаце пятнадцатом разд. 6 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимости, утвержденной приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 24.05.2001 г. № 127. Правда, там есть важное уточнение: жилая площадь определяется без учета площади встроенных шкафов.

Вместе с тем особо утруждаться с определением жилой площади недвижимого имущества плательщикам не придется. Дело в том, что в соответствии с п.п. 265.3.2 НК база налогообложения объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, исчисляется органом ГНС на основании данных Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, бесплатно предоставляемых органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Таким образом, для физлиц базу налогообложения определяют налоговики. Подробно о порядке начисления налоговых обязательств по этому налогу будет рассказано чуть позже, а пока обобщим: физические лица в определении базы налогообложения вообще не участвуют.

Что же касается юридических лиц, то согласно п.п. 265.3.3 НК такие плательщики исчисляют базу налогообложения исходя из жилой площади объекта налогообложения на основании документов, подтверждающих право собственности на такой объект. Как правило, такими документами являются договоры купли-продажи, дарения, наследования и т. д.

Кстати, поскольку базой налогообложения является жилая площадь, имеет смысл, к примеру, при строительстве жилого дома увеличивать площадь нежилых помещений и соответственно уменьшать площадь жилых.

Отметим, что п. 265.4 НК предусмотрены льготы по уплате налога на недвижимость в виде уменьшения базы налогообложения объектов жилой недвижимости или полного/частичного освобождения от уплаты налога.

В соответствии с п.п. 265.4.1 НК база налогообложения уменьшается:

— для квартиры — на 120 м2;

— для жилого дома — на 250 м2.

Однако воспользоваться льготой могут не все и не всегда. В частности, льгота применяется только (п. 265.4 НК):

физическими лицами (для юридических лиц послабления не установлены);

один раз за базовый налоговый (отчетный) период. В соответствии с п.п. 265.6.1 НК базовым налоговым (отчетным) периодом является календарный год. Таким образом, льгота может применяться раз в год. Иными словами, если в течение года физическое лицо продаст объект недвижимости, к примеру, квартиру, по которой применялась льгота, и купит новую, то с приобретенного жилья налог придется уплатить в полном объеме, даже если жилая площадь его будет в пределах льготируемых размеров;

на один объект недвижимости. Как правило, это объект жилой недвижимости, в котором физлицо зарегистрировано (прописано) в установленном законом порядке. Однако льгота может быть применена по выбору физлица к любому другому объекту недвижимости, находящемуся в его собственности. Правда, в свете отсутствия каких-либо подзаконных актов остается неясной процедура осуществления такого выбора. По всей видимости, как минимум нужны будут документы, подтверждающие право собственности физлица на объект налогообложения и его местожительство (регистрацию) (п.п. 265.7.3 НК). Кроме того, полагаем, плательщик должен будет написать соответствующее заявление или каким-то иным способом письменно уведомить орган ГНС о месте применения льготы.

Таким образом, если у физлица имеется:

— одна квартира площадью менее 120 м2 или один жилой дом площадью менее 250 м2, то такое лицо налог не уплачивает;

— одна квартира площадью более 120 м2 или один жилой дом площадью более 250 м2, то такое лицо уплачивает налог только с суммы превышения (т. е. с «лишней» жилплощади). Обратите внимание: если жилплощадь превышает льготируемые размеры и при этом принадлежит нескольким собственникам на правах общей совместной собственности, не поделенной в натуре, то уплату налога можно оптимизировать. В частности, для этого нужно выделить доли в натуре. В таком случае шансы получить льготу по уплате налога существенно увеличиваются.

Скорее всего, поможет в такой оптимизации и превращение общей совместной собственности в общую долевую. Однако полной уверенности в этом у нас нет. Дело в том, что формулировка п.п. «а» п.п. 265.1.2 НК («плательщиком налога является каждый из собственников в отношении принадлежащей ему доли») оставляет возможность для двоякого истолкования:

1) то ли налог платится за долю площади, принадлежащую каждому,

2) то ли общий налог, рассчитанный с целого объекта недвижимости, уплачивается каждым из сособственников пропорционально его доле.

Первый подход и справедливее, и логичнее и больше соответствует букве и духу гражданского законодательства и нашей правовой доктрине в целом. Однако в пользу второго подхода говорит тот факт, что в НК не назван такой объект налогообложения, как «доля в общей долевой собственности на объект недвижимости»;

несколько объектов жилой недвижимости, то воспользоваться льготой он сможет только в отношении одного объекта недвижимости (квартиры или жилого дома), даже если суммарно площадь этих объектов не будет превышать 120 м2 для квартир и 250 м2 для жилых домов.

Рассмотрим отдельные ситуации.

Условие

Решение

1. У физлица имеется в собственности одна квартира площадью 42 м2

Жилая площадь данной недвижимости не превышает 120 м2, следовательно, к ней может быть применена льгота. Таким образом, физлицо не платит налог на недвижимость

2. Физлицо имеет в собственности жилой дом жилой площадью 270 м2

Поскольку льгота распространяется на объекты недвижимости независимо от их жилой площади, то налог начисляется на сумму превышения фактической жилплощади (270 м2) над льготируемым размером (250 м2), т. е. на 20 м2 (270 м2 - 250 м2)

3. В собственности у физического лица имеются две квартиры площадью 48 м2 (место регистрации, т. е. прописки, плательщика) и 63 м2 (получена в качестве наследства и сдается в аренду)

Льгота применяется к одному объекту недвижимости. Следовательно, несмотря на то что суммарная площадь квартир не превышает 120 м2, площадь одной из них будет облагаться налогом в полном объеме, в то время как к площади другой будет применена льгота.
По умолчанию льгота применяется к квартире площадью 48 м2, поскольку она является местом регистрации физлица. На всю площадь другой квартиры (63 м2) будет начислен налог.
Однако в такой ситуации плательщику целесообразно выбрать в качестве объекта применения льготы квартиру большей жилой площади (скорее всего, для этого нужно будет подать в налоговую соответствующее заявление или каким-то иным способом письменно уведомить орган ГНС о месте применения льготы)

4. У физического лица имеются в собственности квартира площадью 100 м2 и дачный дом

Такое физлицо не уплачивает налог на недвижимость, поскольку:
— один дачный дом не является объектом налогообложения (п.п. 265.2.2 НК);
— к площади квартиры может быть применена льгота (она не превышает 120 м2)

5. Собственник, который воспитывает троих детей, проживает в квартире площадью 90 м2. Кроме того, владеет квартирами жилой площадью 63 м2 и 20 м2

В данном случае:
— один из объектов недвижимости не является объектом налогообложения на основании п.п. «ґ» п.п. 265.2.2 НК, поскольку принадлежит семье, которая воспитывает троих детей. К примеру, по выбору налогоплательщика это будет квартира площадью 63 м2;
— ко второму из объектов недвижимости (в частности, где собственник прописан) будет применена льгота;
— третий объект налогообложения (квартира жилой площадью 20 м2) подлежит налогообложению в полном объеме.
Обратите внимание
: в такой ситуации не обойтись без заявления (уведомления) о выборе недвижимости, к которой применяется льгота и которая не является объектом налогообложения, поскольку налоговики могут посчитать налог с наибольшей квартиры

6. Два физлица являются собственниками жилой квартиры площадью 180 м2. Их доли выделены в натуре и составляют соответственно 100 м2 и 80 м2. Другой жилой недвижимости эти лица не имеют

В этом случае физические лица не будут плательщиками налога на недвижимое имущество, поскольку площадь жилой доли каждого не превышает 120 м2.
В противном случае, когда доля каждого собственника не выделена в натуре, налогом должна быть обложена площадь превышения «нормы», т. е. 60 м2, причем первый собственник должен уплатить 5/9 от суммы налога (100 м2/180 м2), а второй — 4/9 (80 м2/180м2)

 

Что касается ставок налога, то они устанавливаются сельскими, поселковыми или городскими советами в расчете на 1 м2 жилой площади объекта в следующих размерах (п. 265.5 НК):

Объекты жилой недвижимости

Максимальная ставка
налога

Максимальная ставка налога в 2013 году, грн./м2

квартира, жилая площадь которой не превышает 240 м2

Не более 1 % размера минимальной заработной платы*, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года

Не более 11,47 (конкретный размер налога устанавливается местными советами)

жилой дом, жилая площадь которого не превышает 500 м2

квартира, жилая площадь которой превышает 240 м2

2,7 % размера минимальной заработной платы*, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года

30,97**

жилой дом, жилая площадь которого превышает 500 м2

* По состоянию на 01.01.2013 г. минимальная заработная плата составляет 1147 грн. (ст. 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» от 06.12.2012 г. № 5515-VI).
** Обратите внимание: такая ставка налога применяется ко всей площади жилой недвижимости, а не к сумме превышения.
К примеру, если юрлицо имеет в собственности жилой дом, жилая площадь которого составляет 550 м2, то налог на недвижимость рассчитывается следующим образом: 550 м2
х 30,97 грн./м2 = 17033,5 грн.
А вот такой вариант расчета суммы налога будет неправильным: 500 м2
х 11,47 грн./м2 + 50 м2 х 30,97 грн./м2 = 7283,5 грн.
В свою очередь, физлица к жилому дому указанной жилплощади могут применить льготу и уже сумму превышения обложить налогом по ставке 30,97 грн. Сумма налога в этом случае составит: (550 м2 - 250 м2)
х 30,97 грн./м2 = 9291 грн.

 

Для плательщиков — юридических лиц

 

Итак, мы познакомили вас с основными элементами налога на недвижимость. Теперь самое время перейти к порядку его начисления и уплаты, тем более что для юридических и физических лиц он существенно различается.

 

Плательщики налога — юридические лица самостоятельно* исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года (за период с 1 января по 31 декабря) и до 1 февраля этого же года представляют органу ГНС по местонахождению объекта налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы на равные доли поквартально (п.п. 265.7.5 НК).

* Напомним, что сумма налога определяется как база налогообложения (жилая площадь объекта жилой недвижимости), умноженная на ставку налога (см. выше). При этом льготы к юридическим лицам не применяются.

Тут стоит обратить внимание на два существенных момента. Во-первых, подать декларацию нужно было не позднее 31 января 2013 г. Во-вторых, количество деклараций и место их подачи зависят от местонахождения объекта налогообложения. Так, если объекты жилой недвижимости и само юрлицо расположены на территории одного сельского, поселкового или городского совета (код КОАТУУ один и тот же), то плательщиком может подаваться одна обобщенная налоговая декларация по месту расположения, которое будет совпадать с местом основной регистрации юрлица. Иными словами, в этом случае отчитываться необходимо только в «своей» налоговой.

Если же объекты жилой недвижимости находятся на территории различных административно-территориальных единиц (коды органов местного самоуправления по местонахождению объекта жилой недвижимости по КОАТУУ разные), то налогоплательщик обязан подать в налоговую инспекцию по местонахождению каждого объекта жилой недвижимости отдельную декларацию по налогу на недвижимость. Это потребует от юрлица — собственника жилой недвижимости регистрации по неосновному месту учета в органе ГНС по местонахождению каждого объекта жилой недвижимости (п. 63.3 НК).

Также отметим, что согласно п.п. 265.7.6 НК, в случае перехода права собственности от одного владельца к другому в течение календарного года, налог исчисляется:

— для предыдущего владельца — за период с 1 января до дня утраты права собственности на указанный объект налогообложения;

— для нового владельца — со дня возникновения права собственности на такой объект.

Такой же порядок расчета, а именно с учетом количества дней до конца отчетного года, следует применять юрлицам и при расчете налога на недвижимость по новосозданным (нововведенным) объектам жилой недвижимости (на это указывается в сноске 7 к графе 5 формы декларации).

Что касается формы декларации, то она утверждена приказом МФУ от 25.12.2012 г. № 1408. Такой приказ вступает в силу со дня опубликования. Заметим, что на дату передачи номера в печать приказ не был опубликован, однако налоговики на местах предлагали отчитываться именно по этой форме. Ознакомиться с формой декларации можно на сайте ГНСУ (http://sts.gov.ua) в закладке «Податкове законодавство» → «Накази». В частности, отчетность по налогу на недвижимость состоит из основной формы «Податкова декларація з податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки» и приложения «Відомості про наявні об’єкти житлової нерухомості». Заметим, что заполнять декларацию предлагается с помощью «подсказок», приведенных в многочисленных сносках к графам и ячейкам форм.

Уплата налога производится по месту расположения объекта жилой недвижимости (п.п. 265.9.1 НК) авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с отражением таких сумм в годовой декларации (п.п. «б» п.п. 265.10.1 НК).

Обратите внимание: предлог «до» означает, что фактически предельным сроком уплаты авансового взноса по налогу на недвижимость является 29-е число.

При этом нужно помнить, что в соответствии с НК сроки уплаты налоговых обязательств, если они приходятся на выходной или праздничный день, на первый рабочий день не переносятся, поэтому налог уплачивается накануне.

Таким образом, в 2013 график уплаты налога на недвижимость юрлицами будет следующий:

Квартал

Предельный срок уплаты налога на недвижимость

I квартал

29 апреля 2013 г.

II квартал

29 июля 2013 г.

III квартал

29 октября 2013 г.

IV квартал

29 января 2014 г.

 

Для плательщиков — физических лиц

 

Как уже отмечалось выше, для физических лиц сумму налога исчисляет орган ГНС по месту нахождения объекта жилой недвижимости (п.п. 265.7.1 НК). Порядок исчисления налога органами ГНС описан в п. 265.7 НК и рассмотрен нами выше, поэтому вы без проблем сможете проверить правильность начисления налога.

Заметим, что физлицу не нужно подавать декларацию или предоставлять в налоговую какие-либо правоустанавливающие или регистрационные документы. Сведения для расчета налога на недвижимость налоговики получат от органов регистрации прав на недвижимое имущество (п.п. 265.3.2 НК).

Обратите внимание: до 01.01.2013 г. сведениями о виде общей собственности (долевая или совместная), разделении собственности в натуре и размере жилой площади располагало БТИ. С указанной даты такой орган уполномочен проводить только техническую инвентаризацию недвижимых объектов. А вот оформление и государственную регистрацию права собственности и других вещных прав с 01.01.2013 г. осуществляет созданная при Министерстве юстиции Государственная регистрационная служба Украины (Укргосреестр). Следовательно, снабжать налоговые сведениями, необходимыми для начисления налога на недвижимость, уполномочен именно этот орган.

Это прямо предусмотрено п.п. 265.7.4 НК, в соответствии с которым органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также органы, осуществляющие регистрацию места жительства физических лиц, до 15 апреля 2013 года, а в следующих годах ежеквартально (в 15-дневной срок после окончания квартала) обязаны подавать органам ГНС сведения, необходимые для расчета налога, по месту расположения такого объекта недвижимого имущества. Порядок такого информирования органов ГНС утвержден постановлением КМУ от 31.05.2012 г. № 476.

О сумме налога, подлежащей уплате, орган ГНС уведомляет физическое лицо — плательщика налога. С этой целью до 1 июля* отчетного года плательщикам по местонахождению объекта жилой недвижимости органом ГНС направляется налоговое уведомление-решение, содержащее и платежные реквизиты (п.п. 265.7.2 НК).

* То есть предельный срок направления налогового уведомления-решения — 30 июня.

Заметим, что согласно п. 58.3 НК налоговое уведомление-решение считается отправленным (врученным) физическому лицу, если оно вручено ему лично или его законному представителю либо отправлено по адресу по месту жительства или последнего известного местонахождения этого физлица с уведомлением о вручении. В случае если почта не может вручить плательщику налогов налоговое уведомление-решение из-за отсутствия лица по местонахождению, его отказа принять налоговое уведомление-решение, ненахождения фактического месторасположения (местонахождения) плательщика налогов или по другим причинам, налоговое уведомление-решение считается врученным плательщику налогов в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

В этой связи, дабы не пропустить такое налоговое уведомление-решение, особенно бдительными нужно быть плательщикам, которые имеют несколько объектов недвижимости, размещенных в пределах разных административно-территориальных единиц, и в некоторых из них не проживают постоянно. В противном же случае оно все равно будет считаться врученным.

Уплатить налог физлицу необходимо по местонахождению объекта налогообложения в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (п.п. 265.9.1, п.п. «а» п.п. 265.10.1 НК). При этом плательщики налога могут обратиться в органы ГНС для сверки данных относительно площади жилой недвижимости, налоговых льгот, ставки и начисленной суммы налога (п.п. 265.7.3 НК). Для этого потребуются документы, подтверждающие право собственности физлица на объект налогообложения и места жительства (регистрации). Правда, пока непонятно такие документы необходимо только предъявить (т. е. показать) или все-таки предоставить (отдать) инспектору.

Кстати, в случае перехода права собственности на объект налогообложения от одного собственника к другому в течение календарного года налог исчисляется (п.п. 265.8.1 НК):

— для предыдущего собственника за период с 1 января этого года до начала месяца, в котором он утратил право собственности на указанный объект налогообложения. Интересная ситуация возникает в том случае, если жилье продается после истечения предельного срока уплаты налога, т. е. когда предыдущий владелец уже уплатил налог на недвижимость за весь календарный год. В этом случае налицо переплата по налогу, однако каким образом можно будет ее вернуть (и можно ли вообще), ст. 265 НК умалчивает. Хотя, по нашему мнению, в этом случае будут работать общие нормы, касающиеся возврата ошибочно или излишне уплаченных сумм налогов, предусмотренные ст. 43 НК;

— для нового собственника — начиная с месяца, в котором возникло право собственности. При этом орган ГНС направит налоговое уведомление-решение новому собственнику, но, разумеется, после получения информации от соответствующих органов о переходе права собственности (п.п. 265.8.2 НК).

Что касается вновь созданного (нововведенного) объекта жилой недвижимости, налог уплачивается физическим лицом — плательщиком начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект. Орган государственной налоговой службы направляет налоговое уведомление-решение указанному собственнику после получения информации о возникновении права собственности на такой объект (п.п. 265.7.2 НК).

В упомянутых случаях налог также уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения по месту расположения объекта налогообложения.

А вот как будет определяться момент начала уплаты налога, если право собственности возникает до завершения строительства пока не совсем понятно. По идее пока недвижимость не зарегистрирована, она не имеет статуса недвижимости, т. е. не является объектом налогообложения. Но налоговики у нас — такие выдумщики!

 

На сегодняшней день читатели вооружены всей имеющейся информацией о порядке начисления и уплаты налога на недвижимость. Обо всех изменениях, которые, по всей видимости, непременно произойдут, мы будем информировать вас на страницах нашей газеты.

 

Использованные нормативные документы

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)