1345 0

Заполнение расчета суммы транспортного сбора

26.05.13
Характерными особенностями Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств является то, что подавать его обязаны исключительно юридические лица, несмотря на то что плательщиками сбора могут быть и физические лица. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что уплата сбора предшествует подаче налогового расчета, что является уникальным случаем среди других налогов и сборов (обязательных платежей), предусмотренных действующим налоговым законодательством.


 

Кто? Где? Когда?

 

Согласно п. 239.2 НК юридические лица подают соответствующему органу ГНС Расчет суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 НК.

В приведенной ниже таблице сгруппированы основные сведения, необходимые для подачи такого расчета.

 

Вопрос

Ответ

Нюансы

1

2

3

Кто подает расчет

Юридические лица, осуществляющие первую регистрацию в Украине транспортных средств, которые в соответствии со ст. 232 НК являются объектами налогообложения

Физические лица, осуществляющие в Украине первую регистрацию транспортных средств, от подобной обязанности освобождены, в то время как для юридических лиц такая обязанность распространяется даже при наличии льгот, по условиям которых они полностью освобождены от уплаты сбора

По какой форме подается расчет

Форма расчета утверждена приказом Министерства финансов Украины от 21.12.2012 г.

Приказ, которым была утверждена новая форма расчета, вступил в силу 12.02.2013 г. Форма расчета является единой независимо от вида объекта налогообложения и статуса плательщика

Что прилагается к расчету

Копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, проводившим регистрацию транспортных средств

Виды регистрационных документов, а также органы, уполномоченные осуществлять регистрацию транспортных средств в тех или иных случаях, приведены в отдельной таблице на с. 37— 38. Копии регистрационных документов обязательно должны быть скреплены «мокрой» печатью соответствующего органа.

Следует отметить, что даже в случае подачи расчета в электронном виде указанные документы (в понятии главного налогового ведомства приложения) должны обязательно подаваться в бумажном виде («Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 5, с. 34). Объясняют налоговики это тем, что формат таких документов не поддерживает программа

Куда подается расчет

В соответствующий орган ГНС по месту своего нахождения и по месту регистрации транспортного средства

Таким образом, возможна подача:

1 расчета — в случае, если место нахождения юридического лица и место регистрации транспортного средства совпадают;

2 расчетов — когда место нахождения юридического лица и место регистрации транспортного средства не совпадают, например, когда транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения филиала предприятия (при условии, что такой филиал зарегистрирован не в том самом органе ГНС, что и главное предприятие)

Каков срок подачи расчета

Десятидневный срок после первой регистрации в Украине транспортных средств

Таким образом, в отличие от других налоговых деклараций, расчет подается после фактической уплаты сбора

Каким способом может подаваться расчет

Расчет может подаваться:

а) лично плательщиком сбора или уполномоченным на это лицом;

б) направляться по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством

То есть порядок выбора плательщиком сбора способа подачи расчета в орган ГНС аналогичен налоговым декларациям по другим налогам и сборам (обязательным платежам). Поэтому следует помнить, что согласно п. 49.4 НК плательщики налогов, относящиеся к крупным и средним предприятиям, подают налоговые декларации в орган ГНС в электронной форме, причем должны сделать это не позднее окончания последнего часа дня, в котором истекает такой предельный срок.

Подача расчета по почте не совсем удобна, ведь в таком случае плательщик должен осуществить соответствующее отправление не позднее дня проведения регистрации транспортного средства

 

В следующей таблице, как и обещали, мы привели перечень видов регистрационных документов и органов, уполномоченных осуществлять регистрацию транспортных средств.

 

№ п/п

Вид транспортных средств

Нормативно-правовой акт, регулирующий проведение первой регистрации

Орган, уполномоченный проводить регистрацию

Документ, подтверждающий факт регистрации

1

2

3

4

5

1

Автомобили, автобусы, самоходные машины, сконструированные на шасси автомобилей, мотоциклы всех типов, марок и моделей, прицепы, полуприцепы, мотоколяски, другие приравненные к ним транспортные средства и мопеды

Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388

Регистрационно-экзаменационные подразделения Госавтоинспекции

Свидетельство о регистрации

2

Трактора, самоходные шасси, самоходные сельскохозяйственные, дорожно-строительные и мелиоративные машины, сельскохозяйственная техника, другие механизмы

Порядок ведомственной регистрации и снятия с учета тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных и мелиоративных машин, сельскохозяйственной техники, других механизмов, утвержденный постановлением КМУ от 08.07.2009 г. № 694

Государственные инспекции сельского хозяйства в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе, районах

Свидетельство о регистрации машины или талон временного учета машины

3

Крупнотоннажные и другие технологические транспортные средства*, не подлежащие эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования

Порядок ведомственной регистрации и ведения учета крупнотоннажных и других технологических транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 06.01.2010 г. № 8

Территориальные органы Государственного комитета по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (Госгорпромнадзор)

Свидетельство о регистрации крупнотоннажного транспортного средства или другого технологического транспортного средства

* Крупнотоннажное и другое технологическое транспортное средство — это крупнотоннажный автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов, транспортировки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках или почвы на строительстве, а также другое механическое транспортное средство, в том числе оборудованное специальными устройствами или механизмами, или транспортное средство, предназначенное для движения только в сочетании с другим транспортным средством, управляемым машинистом (оператором, водителем) и используемым собственником для обеспечения производственных процессов при осуществлении им хозяйственной деятельности (изготовлении продукции, выполнении работ, предоставлении услуг), а также для перемещения обрабатываемого сырья (материалов) и отходов производства.

4

Транспортные средства, закрепленные за воинскими частями, заведениями, учреждениями и организациями, входящими в состав Вооруженных Сил

Порядок ведомственной регистрации и ведения учета транспортных средств Вооруженных Сил Украины, утвержденный постановлением КМУ от 30.09.2009 г. № 1032

Военная инспекция безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах и ее структурные подразделения

Технический талон транспортного средства Вооруженных Сил Украины

5

Торговые суда*, кроме:

— военных кораблей и судов;

— катеров, шлюпок и других плавучих средств, принадлежащих любому судну;

— спортивных судов, перечень видов которых утверждает МОНмолодежьспорта по согласованию с Мининфраструктуры;

— весельных судов, используемых без двигателя, длиной до 2,5 м.

Порядок ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.97 г. № 1069

Капитаны морских портов — морских судов;

Укрморречинспекция — речных судов и судов, не подлежащих надзору классификационным обществом;

территориальный орган Госрыбагентства по вопросам государственного надзора за безопасностью мореходности флота рыбного хозяйства — рыболовных судов, не подлежащих надзору классификационным обществом

Свидетельство на право плавания под Государственным флагом Украины (судовой патент)

* В соответствии со ст. 15 Кодекса торговой мореходности Украины от 23.05.95 г. № 176/95-ВР торговое судно означает самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое:

1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или другого морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей и судов, претерпевающих бедствие на море, буксировки других судов и плавучих объектов, осуществления гидротехнических работ или поднятия имущества, затонувшего в море;

2) для несения специальной государственной службы (охрана промыслов, санитарная и карантинная службы, защита моря от загрязнения и т. п.);

3) для научных, учебных и культурных целей;

4) для спорта;

5) для других целей.

6

Гражданские воздушные суда

Авиационные правила Украины, часть 47 «Правила регистрации гражданских воздушных судов в Украине», утвержденные приказом Министерства инфраструктуры Украины от 25.10.2012 г. № 636

Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации

Регистрационное удостоверение воздушного судна

7

Государственные воздушные судна**

Правила регистрации государственных воздушных судов Украины, утвержденные приказом Министерства обороны Украины 07.02.2012 г. № 63

Служба регистрации и сертификации государственных воздушных судов Украины

Регистрационное удостоверение государственного воздушного судна

** В соответствии с п. 31 ст. 1 Воздушного кодекса Украины от 19.05.2011 г. № 3393-VI государственное воздушное судно — воздушное судно, применяемое в военной, таможенной и пограничной службе, службе гражданской защиты, в органах внутренних дел. Остальные воздушные суда признаются гражданскими согласно п. 103 ст. 1 этого Кодекса.

 

Таким образом, мы выяснили, какие именно документы могут подтверждать государственную регистрацию транспортных средств разных типов, заверенные копии которых, напомним, должны подаваться в орган ГНС вместе с расчетом суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств.

Теперь перейдем непосредственно к заполнению расчета.

 

Заполняем вступительную часть

 

Вступительная часть расчета состоит из 6 полей и содержит сведения о плательщике сбора, виде расчета, объекте налогообложения и органе ГНС, в который подается такой расчет.

Рассмотрим последовательно заполнение таких полей в следующей таблице.

 

Поле вступительной части расчета

Графы

Какие данные вносятся

номер

название

1

2

3

4

01

Розрахунок суми збору за першу реєстрацію транспортних засобів1

Отчетный налоговый период

Год, в котором проведена первая регистрация транспортных средств

Вид расчета (Отчетный; Новый отчетный; Уточняющий)

Напротив соответствующего вида расчета необходимо поставить отметку «Х».

Расчет является отчетным, когда плательщик сбора декларирует сумму сбора за первую регистрацию во исполнение требований п. 239.2 НК (общий случай).

Расчет является новым отчетным, если после подачи расчета за отчетный период плательщик сбора подает новый расчет с исправленными показателями до окончания предельного срока подачи декларации за такой же отчетный период.

Расчет является уточняющим, если подается плательщиком сбора, который самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) обнаружил факт занижения налогового обязательства, отраженного в ранее поданном расчете после окончания предельного срока его подачи

Тип транспортных средств, по которым подается расчет (Колесные транспортные средства; Суда; Самолеты и вертолеты); К сведению2

Как указано в сноске 1 к расчету, расчет суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств подается отдельно по колесным транспортным средствам, судам и самолетам и вертолетам. Напротив соответствующего типа объектов налогообложения в расчете ставится отметка «Х».

Кроме того, в этой же части поля содержится графа «К сведению2». Она заполняется в том случае, если расчет подается по месту нахождения юридического лица (главного предприятия), на которого зарегистрировано транспортное средство, и это место отличается от места регистрации транспортного средства. При этом в расчете, подаваемом по месту регистрации транспортного средства, указанная графа не заполняется

Уточняемый отчетный налоговый период

Заполняется только при подаче уточняющего налогового расчета. В таком случае в этой графе указывается год, за который проводится уточнение. При подаче отчетного или нового отчетного расчета указанная графа не заполняется

02

Повне найменування платника збору

Указано в регистрационных документах предприятия полное его наименование. При этом сокращение организационно-правовой формы хозяйствования не допускается.

Напомним, юридическое лицо должно иметь свое наименование, которое содержит информацию о ее организационно-правовой форме (ст. 90 ГК). Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах и вносится в единый государственный реестр

03

Код платника податків згідно з ЄДРПОУ

Код ЕГРПОУ, присвоенный плательщику сбора согласно постановлению КМУ «О создании Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины» от 22.01.96 г. № 118

Код виду економічної діяльності (КВЕД)

Код основного вида деятельности плательщика сбора, определенный согласно Национальному классификатору Украины «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010», утвержденному приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457

04

Код організаційно-правової форми господарювання

Код, присвоенный организационно-правовой форме хозяйствования согласно приказу Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «Об утверждении национальных стандартов Украины, государственных классификаторов Украины, национальных изменений в межгосударственные стандарты, внесении изменения в приказ Госпотребстандарта Украины от 31.03.2004 г. № 59 и отмене нормативных документов» от 28.05.2004 г. № 97

Код за КОАТУУ

Код, присвоенный объекту административно-территориального устройства Украины, в орган ГНС которого подается расчет

05

Місцезнаходження платника

Местонахождение плательщика

Налоговый адрес юридического лица, которым в соответствии с п. 45.2 НК является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей

Почтовый индекс

Соответствующие сведения указываются по желанию плательщика сбора

Междугородный код

Телефон

Факс

E-mail

06

Найменування органу державної податкової служби, до якого подається Розрахунок2, за місцем реєстрації транспортних засобів

Наименование органа ГНС по месту регистрации транспортных средств. Если место регистрации транспортных средств не совпадает с местом регистрации плательщика сбора, кроме этой строки заполняется и следующая

Найменування органу державної податкової служби, до якого подається Розрахунок, до відома2

Наименование органа ГНС по месту регистрации плательщика сбора. Если место регистрации транспортных средств совпадает с местом регистрации плательщика сбора, эта строка не заполняется

 

Разобравшись со вступительной частью расчета, перейдем к правилам заполнения основной его части.

 

 

Сведения об объекте налогообложения и суммах сбора

Она представлена строками 7 и 8 расчета, при этом значение строки 8 соответствует значению колонки 11 строки 7. Это значение является конечным результатом исчисления суммы сбора. Какие именно сведения приводятся в строке 7, расскажет следующая таблица (см. на с. 41—42).

 

Колонка строки 7 основной части расчета

Какие данные вносятся

номер

название

1

2

3

1

№ з/п

Номер транспортного средства в расчете

2

Тип транспортного засобу3

В соответствии со сноской в этой колонке указывается тип транспортного средства, по которому установлены ставки сбора согласно ст. 234 НК. В этой статье выделены следующие типы транспортных средств (ставки сбора для которых отличаются):

— мотоциклы;

— легковые автомобили (кроме автомобилей, оборудованных электродвигателем);

— легковые автомобили, оборудованные электродвигателем;

— автобусы, в том числе микроавтобусы;

— трактора;

— грузовые грузопассажирские автомобили;

— седельные тягачи;

— автомобили специального назначения;

— другие колесные транспортные средства;

— суда, оснащенные стационарным или подвесным двигателем (двигателями);

— суда, не оснащенные двигателем;

— самолеты и вертолеты

3

Марка і модель транспортного засобу

Соответствующие данные, указанные в регистрационных документах транспортного средства. Перечень таких документов, напомним, приведен в таблице на с. 37—38.

4

Номерний знак транспортного засобу

5

Дата першої реєстрації транспортного засобу в Украї-ні

6

1) Об’єм циліндрів двигуна (см3)

2) Потужність двигуна (кВт)

3) Довжина корпусу (см)

4) Максимальна злітна маса (кг)

База обложения сбора в разрезе видов транспортных средств:

— объем цилиндров двигателя — для колесных транспортных средств, кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем;

— мощность двигателя — для легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, и судов, оборудованных двигателем;

— длина корпуса — для судов, не оборудованных двигателем;

— максимальная взлетная масса — для самолетов и вертолетов.

Соответствующие данные можно найти в документах, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств

7

Ставка збору у грн.:

1) за 100 см3

2) за 1 кВт

3) за 100 см

4) за 1 кг

Ставки сбора в разрезе типов транспортных средств.

Такие ставки установлены ст. 234 НК. В этой колонке указывают ставки без учета корректирующих коэффициентов, установленных п. 234.4 НК и приведенных в сноске 4 к колонке 8 строки 7 расчета

8

Сума збору (гр. 6 х гр. 7/100* х коефіцієнт4)

Определяется путем умножения базы налогообложения на ставку сбора и корректирующий коэффициент.

При этом для транспортных средств (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, судов, оборудованных двигателем, самолетов и вертолетов) предусмотрено деление полученного результата на 100, что объясняется тем, что база налогообложения установлена в единицах, которые в 100 раз меньше тех, на которые устанавливаются ставки налогообложения. В таблице на с. 42—43 приведены все данные в разрезе видов транспортных средств, необходимых для корректного исчисления суммы сбора

9

Сума пільги щодо збору

Значение колонки соответствует значению колонки 8 для тех субъектов, которые имеют право на налоговую льготу. Остальные плательщики сбора в этой колонке проставляют прочерк

10

Код пільги

Согласно Справочнику № 65/2 других налоговых льгот по состоянию на 01.04.2013, доведенному письмом ГНСУ от 29.03.2013 г., льгота в виде освобождения от уплаты сбора с транспортных средств домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов, детских домов-интернатов, пансионатов для ветеранов войны и труда, гериатрических пансионатов, реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, финансируемых из государственного и местного бюджетов, установленная п. 235.1 НК, имеет код 12030001

11

Сума збору, що підлягає сплаті (гр. 8 - гр. 9)

В эту колонку переносится значение колонки 8 при отсутствии льгот у плательщика сбора или же проставляется прочерк, если плательщик имеет льготу

 

Строка 8 расчета «Нараховано збору згідно з Розрахунком» содержит пояснение по его заполнению: к. 11 стр. 7 сведений об объекте. То есть фактически в нем приводится сумма, аналогичная итоговой сумме колонки 11 строки 7.

Определение этой суммы зависит от количества транспортных средств, по которым подается расчет, а по каждому из них — от базы налогообложения, ставки и коэффициента, установленного в зависимости от срока использования транспортного средства.

В следующей таблице приведем данные, которые понадобятся для определения суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств в разрезе их типов.

 

№ п/п

Тип транспортных средств

База налогообложения

Ставка сбора, грн.

Корректирующий коэффициент к ставкам

база и единицы ее измерения

значение

для новых ТС*

для ТС, бывших в употреблении**

до 8 лет

более 8 лет

1

2

3

4

5

6

7

8

Колесные транспортные средства

1

Мотоциклы

объем цилиндров двигателя, см3

до 500

3,53

1

2

40

501 — 800

5,88

более 800

11,75

2

Легковые автомобили (кроме автомобилей, оборудованных электродвигателем)

до 1000

3,53

1001 — 1500

5,88

1501 — 1800

8,22

1801 — 2500

11,75

2501 — 3500

29,38

3501 — 4500

47,00

4501 — 5500

52,88

5501 — 6500

64,63

более 6500

70,50

3

Легковые автомобили, оборудованные электродвигателем

мощность двигателя, кВт

любое

0,58

1

4

Автобусы, в том числе микроавтобусы

объем цилиндров двигателя, см3

5,88

1

2

40

5

Трактора

2,93

1

6

Грузовые грузопассажирские автомобили

 


до 8200

17,63

1

2

40

8201 — 15000

23,50

более 15000

29,38

7

Седельные тягачи

любое

17,63

8

Автомобили специального назначения

5,88

9

Другие колесные транспортные средства

5,40

Суда

1

Суда, оснащенные стационарным или подвесным двигателем (двигателями)

мощность двигателя, кВт

до 55 (включительно)

2,93

1

2

3

более 55

3,53

2

Суда, не оснащенные двигателем

длина корпуса судна, метров

до 7,5 (включительно)

8,22

более 7,5

16,45

Самолеты и вертолеты

1

Самолеты

максимальная взлетная масса, кг

любое

1,18

1

2

3

2

Вертолеты

* В соответствии с п.п. 14.1.124 НК новое транспортное средство — это транспортное средство, не имеющее актов государственной регистрации уполномоченных органов, в том числе иностранных, дающих право на его эксплуатацию.

** Транспортные средства, бывшие в употреблении, — это транспортные средства, на которые уполномоченными государственными органами, в том числе иностранными, выданы регистрационные документы, дающие право эксплуатировать такие транспортные средства (п.п. 14.1.251 НК).

 

Обращаем ваше внимание, что для колесных транспортных средств (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем) база обложения сбором определяется в см3, в то время как ставка сбора устанавливается в грн. за 100 см3. Поэтому для корректного определения суммы сбора необходимо сумму, найденную путем умножения базы налогообложения на ставку сбора и соответствующий коэффициент, разделить на 100. То же касается судов, не оборудованных двигателем: база налогообложения для них устанавливается в см, а ставка налогообложения — в грн. за 100 см.

Что касается «корректирующей» части расчета, то к ней относятся строки 9 — 14. Заполняются они в случае уточнения налоговых обязательств, что указано в сноске к строкам 9 — 11 расчета. При подаче отчетного и нового отчетного расчетов указанные строки не заполняются.

В свою очередь, в строке 15 «Доповнення до податкової декларації (заповнюється і подається відповідно до пункту 46.4 статті 46 глави 2 розділу ІІ Податкового кодексу Украї-ни)» указывается количество листов, на которых подается соответствующее дополнение. Согласно п. 46.4 НК плательщик налогов в случае необходимости может подать вместе с налоговой декларацией дополнения к такой декларации, составленные в произвольной форме, которые считаются неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с пояснением мотивов его подачи.

Важным вопросом также является ответственность за неподачу или несвоевременную подачу расчета. О нем пойдет речь далее.

 


Ответственность

 

За неподачу расчета

При неподаче или несвоевременной подаче расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств применяются правила начисления штрафных санкций, аналогичные неподаче/несвоевременной подаче налоговой отчетности по другим налогам и сборам. Установлены они, напомним, ст. 120 НК. Согласно п. 120.1 этой статьи неподача или несвоевременная подача плательщиком налогов или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов) — влекут за собой наложение штрафа в размере 170 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

Те же действия, совершенные плательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

То есть за повторное в течение года нарушение к юридическим лицам применяется штраф, размер которого в 6 раз превышает размер штрафа за первое нарушение.

ГНСУ в ряде ответов в ЕБНЗ указывает, что приложения к налоговой декларации (а следовательно, и к налоговому расчету суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств) являются ее (его) неотъемлемой частью. При этом к расчету обязательно прилагаются копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, проводившим регистрацию транспортных средств. Такие копии налоговики приравнивают к приложениям, хотя формально они такими не являются. Для избежания проблем с местными ГНИ советуем плательщикам сбора своевременно подавать расчет суммы сбора вместе с надлежащим образом заверенными копиями регистрационных документов на транспортные средства.

В случае неподачи надлежащих копий орган ГНС обязан предоставить такому плательщику сбора письменное уведомление об отказе в приеме его налогового расчета с указанием причин такого отказа. При этом штраф, предусмотренный ст. 120 НК, будет применен к юридическому лицу в случае, если в орган ГНС не будет подан в законодательно установленные сроки или подан с опозданием расчет суммы сбора за первую регистрацию транспортного средства с копиями регистрационных документов, заверенных соответствующим уполномоченным государственным органом Украины.

 

За недоплату при самостоятельном исправлении ошибок в расчете

В то же время штраф, наложение которого предусмотрено п. 120.2 этой же статьи НК, в размере % от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства (недоплаты) в случае невыполнения плательщиком налогов требований, предусмотренных абз. 2 п. 50.1 НК, об условиях самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность не может быть применен к плательщикам сбора. Дело в том, что в указанном абзаце речь идет о праве плательщика налогов не подавать уточняющий расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) выявлены. Такой возможности для плательщика сбора за первую регистрацию транспортного средства не предусмотрено, ведь налоговый расчет по этому сбору подается разово и не предусмотрена его периодическая подача.

Подтверждает это утверждение и форма расчета, установленная приказом № 1405. В ней есть упоминание только о штрафе в размере 3 % (см. строку 12 «Сума штрафу6 (нараховується платником самостійно) (стр. 10 х 3 %)» расчета), а не 5 %, как предусмотрено при исправлении ошибок через уточнение показателей декларации в составе налоговой декларации за следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

При существовании недоплаты неминуемым является начисление пени. В соответствии с п.п. 129.1.2 НК она начисляется в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или плательщиком налогов в случае выявления его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования).

Пеня, определенная п.п. 129.1.2 НК, начисляется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения.

Для отражения суммы начисленной пени в расчете предназначена строка 13 «Сума пені (нарахована платником самостійно відповідно до підпункту 129.1.2 пункту 129.1 статті 129 глави 12 розділу ІІ Податкового кодексу України)».

Так мы плавно перешли к следующему вопросу этого тематического блока.

 


Исправление ошибок

 

Ввиду особенностей администрирования сбора за первую регистрацию транспортного средства плательщики могут исправить ошибки, допущенные ими в расчете суммы сбора двумя способами.

 

Подача уточняющего расчета

Она должна сопровождаться уплатой суммы недоплаты (при наличии) и штрафа в размере 3 % от этой суммы до подачи такого уточняющего расчета.

При этом согласно п. 120.2 НК при самостоятельном доначислении суммы налоговых обязательств другие штрафы, предусмотренные гл. 11 разд. ІІ НК, не применяются.

При заполнении уточняющего расчета в соответствующей ячейке поля 1 указывается тип расчета «Уточнюючий розрахунок». Далее в основной части расчета заполняются исправленные данные. Таким образом, в строку 8 «Нараховано збору згідно з Розрахунком (к. 11 ряд. 7 відомостей про об’єкт)» попадает сумма сбора, исчисленная правильно.

В противовес ей в строке 9 «Нараховано збору за даними раніше поданого уточнюваного Розрахунку5 (ряд. 8 уточнюваного Розрахунку)» указывается ранее определенная сумма сбора, содержащая ошибку(и).

В результате сравнения строк 8 и 9 заполняют:

— строку 11 «Сума збору за першу реєстрацію транспортних засобів (переплата), що зменшує податкове зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки5 (ряд. 9 - ряд. 8), якщо ряд. 9 > ряд. 8» или

— строку 10 «Сума збору за першу реєстрацію транспортних засобів (недоплата), що збільшує податкове зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки5 (ряд. 8 - ряд. 9), якщо ряд. 8 > ряд. 9».

Если заполнена строка 10, т. е. существует недоплата сбора, это обязательно сопровождается заполнением строк:

12 «Сума штрафу6 (нараховується платником самостійно) (ряд. 10 х 3 %)» и

13 «Сума пені (нарахована платником самостійно відповідно до підпункту 129.1.2 пункту 129.1 статті 129 глави 12 розділу ІІ Податкового кодексу Украї-ни)».

 

Подача нового отчетного расчета

Плательщики сбора могут воспользоваться возможностью, предусмотренной абз. 6 п. 50.1 НК. Этим абзацем определено, что после подачи декларации за отчетный период плательщик налогов может подать новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока подачи декларации за такой же отчетный период. Штрафы в таком случае не применяются.

Отметим, что ранее налоговики в одном из ответов в ЕБНЗ отмечали, что путем подачи нового отчетного расчета можно исправить только ошибку, которая не влияет на определенную сумму налогового обязательства. Аргументировали свою позицию представители главного налогового ведомства тем, что право плательщиков исправить допущенные ошибки путем подачи отчетной (новой) декларации касается случаев, когда уплата налогового обязательства происходит после подачи декларации, а что касается сбора за первую регистрацию транспортного средства, этого сказать нельзя. Напомним: сначала уплачивается сбор, и только потом подается налоговый расчет.

Теперь нельзя сказать, что что-то принципиально изменилось в данном аспекте в налоговом законодательстве, однако интересующий нас ответ уже не действует. Хоть без появления новых разъяснений на эту тему ожидать изменения позиции налогового органа вряд ли придется.

Далее приведем условный пример заполнения расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств.

 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)