663 0

ОБЩИЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

В настоящем материале мы прокомментируем общие, а также переходные положения Налогового кодекса, которые «выходят за скобки» вопросов администрирования или отдельно взятых налогов.

КОДЕКС И ОСТАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Одной из главных задач, которые ставили перед собой авторы Кодекса, — это устранить существование множества законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты налогообложения и якобы мешающих налогоплательщикам воспринимать налоговое законодательство ясно и непротиворечиво, и этим самым увеличивающих объем налогового администрирования. Оставляя в стороне комментарии теоретического характера относительно верности данного тезиса, мы попробуем разобраться, что из этого получилось на практике.

 

Сделать так, чтобы НК закрыл собой все аспекты налогообложения — не получилось. Авторы вышли на задачу-минимум:

1) Налоговый кодекс охватывает и регулирует то, что можно назвать внутренним налогообложением;

2) в то же время налоги при импорте (НДС, таможенная пошлина, акцизный сбор) частично регулируются ТК, а частично — иными законодательными актами. Например, не отменен и продолжит действовать Закон об операциях с давальческим сырьем в ВЭД, хотя в НК есть нормы, касающиеся налогообложения этих операций, правда, скорее отсылочные на упомянутый Закон;

3) естественно, и мы к этому уже привыкли, вопросы обязательного социального страхования — поскольку они не входят в систему налогообложения — регулируются специальным законодательством. Здесь тоже прошла реформа, и 2011 год бухгалтеры начнут с новым Законом о ЕСВ, понимая, что общий объем налоговой нагрузки на зарплату они вычислят, сочетая информацию из этого Закона, Закона о Госбюджете (минимумы зарплаты и прожиточный) и из НК(НДФЛ);

4) наконец, законодательные акты, которые касаются деятельности органов налоговой службы по взиманию разнообразных штрафов за нарушения в сфере хозяйственной деятельности (например, Законы об РРОо правиле 180 дней,Декрет о системе валютного регулирования и валютного контроля) также продолжат действовать наряду с НК. Ну, и это объяснимо: эти штрафы, строго говоря, не являлись и не являются налогами;

5) еще один отдельный норматив в сфере налогообложения, который стал следствием политического компромисса. Упрощенную систему налогообложения оставили как есть, под Указом № 727, но Указ № 727 пообещали заменить Законом. Опять же, если делать эту замену грамотно, то обещанный Закон должен вносить дополнения в НК. Посмотрим. По этой же причине какое-то время будет действовать и часть ст. 14 раздела 4 Декрета о подоходном налоге с граждан (налогообложение частных предпринимателей);

6) кроме Указа № 727 и Декрета о подоходном налоге с граждан, в Украине сохранится часть законов в сфере налогообложения на переходный период. В частности, будет действовать Закон о налоге на прибыль, до 1 апреля полностью, а с 1 апреля по 1 января 2013 года — п. 1.20, посвященный правилам определения обычных цен (п. 2 и 23 главы XIX НК). Более подробно см. ниже;

7) кроме того, некоторые нормативы, содержащие налоговые нормы, авторы нарочно или нечаянно позабыли отменить. Например, ХК, который содержит в ст. 17 ряд правил, посвященных вопросам налогообложения, и которые содержательно не совпадают с положениями НК. Или же Закон о сборе на обязательное государственное пенсионное страхование, который содержит целый букет налогов (недвижимость, мобильная связь, ювелирные изделия, автомобили), которым не нашлось места в новой налоговой системе. Об этом мы уже говорили выше в статье «Налоговая система»;

8) ну, и, разумеется, кроме кодексов — НКТКХК, а также упомянутых Законов/ декретов, остаются международные конвенции, которые имеют приоритет над положениями кодекса, законов и внутреннего законодательства (п. 3.2 НК).

 

СРОКИ

 

В нарушение принципа стабильности налогообложения (п.п. 4.1.9 НК) основной массив норм вступит в силу с 1 января 2011 г. (п. 1 раздела XIX НК).

Исключения из этого правила предусмотрены для:

— нового налога на прибыль, который вступит в силу с 1 апреля 2011 года;

— налога на недвижимость, который вступит в силу с 1 января 2012 года.

Сбор на развитие виноградарства в будущем (с 1 января 2015 года) прекратит свое действие, хотя власти зачастую любят отложить отмену налогов на годик, а то и десятилетие.

Отметим, что некоторые специальные правила начала или окончания действия вводятся для отдельных элементов налогообложения. Не претендуя на исчерпывающий перечень, отметим следующие моменты, важные для бизнеса:

1) с 1 января 2018 года прекратят действие специальные правила налогообложения НДС сельхозпроизводителей. Но с 1 июля 2011 года прекращает применяться нулевая ставка при экспорте зерновых культур товарных позиций 1001 — 1008 и технических культур товарных позиций 1205 и 1206, что станет явным ударом по сельхозоптимизаторам;

2) до 1 января 2015 года откладывается налогообложение НДФЛ процентов на вклад (депозит) в банках и финансовых учреждениях;

3) до 1 января 2016 года будет существовать льготный режим по налогу на прибыль (0 ставка налога) для малых предприятий;

4) понижение ставок налога на прибыль и НДС:

 

 

с 01.04.2011

с 01.01.2012

с 01.01.2013

с 01.01.2014

Налог на прибыль

23 %

21 %

19 %

16 %

НДС

20 %

17 %

В качестве ложки дегтя: НДФЛ на фоне этой идиллии возрастет: с 1 января 2011 года вводится прогрессивная шкала 15 % — 17 % в зависимости от дохода;

5) новые правила применения обычных цен (для всех налогов, которые используют обычные цены в качестве базы), описанные в ст. 39 НК, вводятся с 1 января 2013 года. До этого момента применяется п. 1.20 Закона о налоге на прибыль. Наверное, эти новые правила можно оценить и хорошо, и плохо.

Хороши они тем, что — весьма разумно — вводят 20-процентный порог для любых ситуаций, когда применяются обычные цены. Сейчас это правило работает лишь частично в отношении НДС, и с 2011 года порог тоже присутствует фрагментарно (связанные лица по налогу на прибыль).

Плохи же они двумя вещами:

— вводятся новые методы определения обычных цен «расходы плюс», «распределения прибыли», «чистой прибыли», нюансы применения которых неясны и вообще напоминают эпопею с косвенными методами, которые «душили» всей страной в начале 2000-х годов;

— несколько перефразировано определение обычной цены вследствие публичного объявления цены продажи — проверенный налогоплательщиками метод. К тому же неясно, как он соотносится с другими, в том числе с новомодными, методами.

Так что в сухом остатке, оно, наверное, и неплохо, что все это не сейчас. По крайней мере, налогоплательщики до сих пор имели немного проблем с обычными ценами, даже и без 20-процентного порога;

6) до 1 января 2012 года отложили введение обязательного учета налоговых разниц, предусмотренных п. 46.2 НК:

«В составе финансовой отчетности плательщик налогов указывает временные и постоянные налоговые разницы по форме, установленной Министерством финансов Украины».

До этого времени учет налоговых разниц является правом налогоплательщика (п. 17.1.12 НК);

7) предвосхищая рост социальной напряженности, связанный с риском нарушения новых правил, введенных за месяц до фактической реализации, авторы НК решили дать поблажку по части применения штрафов за налоговые нарушения. В подр. 10 раздела XX НК читаем:

«5. В связи со вступлением в силу настоящего Кодекса штрафные санкции, которые могут быть наложены на плательщиков налогов за нарушение нормативных актов Кабинета Министров Украины, центрального налогового органа, положений, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, начинают применяться к таким плательщикам налогов по результатам налогового периода, следующего за налоговым периодом, в течение которого такие акты были введены в действие.

6. Не применяются финансовые санкции к плательщикам налога на прибыль предприятий и плательщикам налогов, перешедшим на общую систему налогообложения, за нарушение налогового законодательства по результатам деятельности во втором и третьем календарных кварталах 2011 года.

7. Штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение».

Последнее правило заставляет вспомнить методы, к которым прибегали налогоплательщики для оптимизации налогообложения бесплатных раздач. Казалось, зачем бы это придумывать государству, которому ни обычные цены, ни НДФЛ на «прощенные» штрафы вроде не грозят. А, с другой стороны, штрафы по 1 грн. заметно увеличивают налоговое администрирование, по сравнению с отсутствием штрафов как таковых... Мы нашли одно только разумное объяснение: для статистики нарушителей. Если какой-нибудь налогоплательщик наошибается на 10 грн. за квартал, то следует повнимательнее к нему присмотреться, к этому человечку. В конце концов, кроме финансовых санкций, у нас никто не отменял уголовную ответственность за УМЫШЛЕННОЕ уклонение от уплаты налога.

НОВИНКИ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Здесь мы попытаемся обратить внимание на некоторые новые моменты, помещенные в общие положения НК, которые на самом деле касаются любых налогов, но несколько выходят за привычные тематические рамки администрирования:

1) налоговые агенты. В п. 18.2 НК их приравняли к плательщикам налога. Применительно к разным налогам и ситуациям процесс их отождествления уже давно двигался в этом направлении. Теперь появилась глобальная норма;

2) представители плательщика налога (ст. 19 НК). Вроде бы новация, но в то же время признание уже сложившихся на практике реалий:

— могут представлять плательщика налога в налоговых правоотношениях: при общении с налоговиками, судами и т. п., на основании закона или доверенности;

— могут выполнять налоговую обязанность (попросту — заплатить налог) за плательщика налога:

«36.4. Выполнение налоговой обязанности может осуществляться плательщиком налогов самостоятельно или с помощью своего представителя либо налогового агента».

Так что принцип «один налогоплательщик не может заплатить налог за другого», актуальный лет 15 назад, окончательно канул в лету.

3) налоговые льготы. Вот здесь новация нешуточная! Чтобы не быть голословными, приводим некоторые нормы НК ниже:

«30.3. Плательщик налогов вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в течение всего срока ее действия.

30.4. Плательщик налогов вправе отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговые льготы, не использованные плательщиком налогов, не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачтены в счет будущих платежей по налогам и сборам или возмещены из бюджета.

30.5. Налоговые льготы, порядок и основания их предоставления устанавливаются с учетом требований законодательства Украины о защите экономической конкуренции исключительно настоящим Кодексом, решениями Верховного Совета Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом.

30.6. Суммы налога и сбора, не уплаченные субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, учитываются таким субъектом — плательщиком налогов. Учет указанных средств ведется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

30.7. Контролирующие органы составляют сводную информацию о суммах налоговых льгот юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и определяют потери доходов бюджета вследствие предоставления налоговых льгот.

30.8. Контролирующие органы осуществляют контроль за правильностью предоставления и учета налоговых льгот, а также их целевым использованием, при наличии законодательного определения направлений использования (по условным налоговым льготам) и своевременным возвратом средств, не уплаченных в бюджет вследствие предоставления льготы, в случае ее предоставления на возвратной основе. Налоговые льготы, использованные не по назначению или несвоевременно возвращенные, возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины.

30.9. Налоговая льгота предоставляется путем:

а) налогового вычета (скидки), уменьшающего базу налогообложения до начисления налога и сбора;

б) уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора;

в) установления сниженной ставки налога и сбора;

г) освобождения от уплаты налога и сбора».

Теперь давайте приложим процитированные выше нормы, скажем, к НДС:

«Статья 197. Операции, освобожденные от налогообложения

197.1. Освобождаются от налогообложения операции по...

197.1.14. поставке жилья (объектов жилищного фонда), кроме их первой поставки».

Получается, от льготы по НДС можно отказаться, что совершенно не стыкуется с прежним законодательством и практикой, когда льгота считалась, скорее, обязанностью, чем правом.

Зачем это нужно налогоплательщику — не нужно далеко ходить. В ситуации, когда некоторые льготы — та же для первой поставки жилья, выписаны настолько непонятно, что породили взаимоисключающие разъяснения ГНАУ, подчас легче отказаться от льготы, от греха подальше, получив взамен право на налоговый кредит и в целом нейтральные налоговые последствия для принятого решения.

Мы, впрочем, не исключаем, что фискальные органы, ГНАУ, например, могут не позволить свободно играться с этим, исключая ряд правовых ситуаций из категории льгот, и таким образом, отказывая в праве на отказ от льготы. Отметим, что такой подход противоречит текущей практике ГНАУ — достаточно заглянуть в классификатор льгот, которым пользуются для заполнения формы 1-ПП, чтобы убедиться, что ГНАУ считает льготами абсолютно все. Ну а что они будут считать льготами завтра — мы убедимся вскорости.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV

ТК — Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV.

Закон об операциях с давальческим сырьем в ВЭД — Закон Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» от 15.09.95 г. № 327/95-ВР.

Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о правиле 180 дней — Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

Закон о сборе на обязательное государственное пенсионное страхование — Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 06.06.97 г. № 400/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.

Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Декрет о системе валютного регулирования и валютного контроля — Декрет КМ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.

Декрет о подоходном налоге с граждан — Декрет КМ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)