6376 0

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

21.10.11

Поводом для написания статьи послужил такой вопрос нашего читателя: «В общеобразовательной школе работа учителей по проведению индивидуального обучения учащихся на дому оплачивается почасово за фактически отработанные часы. Аргументом для этого служит то, что эти часы не были протарифицированы на 1 сентября, и то, что не всегда учителя могут вычитать такие часы (в связи с тем, что дети периодически находятся на лечении). В каникулярный период такие часы не оплачиваются, потому что занятия не проводятся.

Правильно ли организовано начисление зарплаты учителям за проведение занятий на дому?
Целесообразно ли вносить часы обучения на дому в тарификационные списки на 1 сентября, ведь заключений врачебно-консультативных комиссий на эту дату еще нет?»

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Инструкция № 102 — Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Положение № 732 — Положение об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденое приказом Минобразования от 20.12.2002 г. № 732.

Приказ № 304 — приказ Минобразования «Об утверждении форм отчетности по вопросам общего среднего образования и инструкций по их заполнению» от 09.04.2008 г. № 304.

Перечень № 41 — Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Главного архивного управления при КМУ от 20.07.98 г. № 41

 

 

 

Сразу подчеркнем: при возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому оплата за проведение занятий не может осуществляться исходя из почасового расчета, поскольку это противоречит требованиям Инструкции № 102.

Прежде чем рассмотреть этот вопрос подробнее, расскажем о порядке организации индивидуального обучения на дому.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЕ

Согласно ст. 13 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется по групповой и индивидуальной формам обучения, положения о которых утверждает Минобразования.

Так, вопросы организации индивидуального обучения на дому урегулированы Положением № 732, в п. 1.7 которого указан перечень учащихся, имеющих право на индивидуальное обучение, а в п.1.6 разд. 2 — документы, необходимые для организации индивидуального обучения. Приведем эти данные в таблице:

 

Категории учеников

Документы, которые необходимы для организации
индивидуального обучения

общие (п. 1.6 Положения № 732)

дополнительные
(разд. 2 Положения № 732)

1) которые по состоянию здоровья не могут посещать учебное заведение (абз. 2 п. 1.7 Положения № 732)

1) заявление родителей или лиц, их заменяющих;
2) приказ директора учебного заведения;
3) согласование местного органа управления образования

Справка, заверенная печатью врачебно-консультативной комиссии и печатью лечебного заведения (далее — справка ВКК)

2) которым необходимо пройти лечение в лечебном заведении больше одного месяца (абз. 3 п. 1.7 Положения № 732)

3) которые имеют высокий учебный потенциал и могут ускоренно закончить школу (абз. 4 п. 1.7 Положения № 732)

Решение совета учебного заведения согласно индивидуальному учебному плану, утвержденному директором учебного заведения в начале учебного года (на один год)

4) которые проживают в селах и поселках (когда количество учеников в классе составляет менее 5) (абз. 5 п. 1.7 Положения № 732)

5) которые не успевают в течение 2 лет обучения в школе I степени (абз. 6 п. 1.7 Положения № 732)

Решение психолого-медико-педагогической консультации (далее — решение ПМПК)

6) которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного (психического) развития (если родители или лица, их заменяющие, отказываются направлять ребенка в соответствующую специальную общеобразовательную школу (школу-интернат)) (абз. 7 п. 1.7 Положения № 732)

Далее подробнее остановимся на порядке оформления документов для организации индивидуального обучения на дому лиц, указанных в абз. 2, 6 и 7 п. 1.7 Положения № 732.

 

Порядок оформления документов для организации обучения детей на дому

Устанавливается следующий порядок оформления документов для организации обучения детей на дому:

1. Согласно абз. 2 п. 1.6 Положения № 732 один из документов, являющихся основанием для организации индивидуального обучения, является заявление родителей или лиц, их заменяющих.

В связи с этим родители (лица, их заменяющие) должны предоставить заявление на имя директора учебного заведения с просьбой организовать для их ребенка, который по состоянию здоровья не может посещать учебное заведение, обучение по индивидуальной форме.

В заявлении обязательно указываются сроки организации обучения и дата подачи заявления. При этом начало занятий — не ранее чем через 2 — 3 дня с момента подачи заявления. Образец заявления приведен в приложении 1 к этой статье.

К заявлению обязательно прилагается справка ВКК или решение ПМПК.

2. Как предусматривает абз. 4 п. 1.6 Положения № 732, для организации индивидуального обучения учебному заведению необходимо получить согласование местного органа управления образования. Поэтому на основании заявлений родителей (лиц, их заменяющих) администрация учебного заведения обращается с ходатайством в местный орган управления образования. Пример составления ходатайства приведен в приложении 2 к этой статье.

3. Начальник управления образования на основании предоставленных учебным заведением материалов издает соответствующий приказ, пример составления которого (относительно заведений, обслуживающихся централизованной бухгалтерией) приведен в приложении 3 к этой статье.

4. На основании приказа управления образования директор учебного заведения издает приказ об:

— организации обучения учеников по индивидуальной форме, пример составления которого приведен в приложении 4 к этой статье. На учащихся, в отношении которых предоставлены документы после начала учебного года, приказ издается отдельно, с указанием конкретных сроков;

— утверждении персонального состава и распределении учебной нагрузки педагогических работников, которые будут осуществлять обучение учеников по индивидуальной форме. Пример составления приказа приведен в приложении 5 к этой статье.

Каждого ученика, обучающегося по индивидуальной форме обучения, заносят в списки учеников класса, к которому он прикреплен.

Подчеркнем, что при заполнении Отчета дневного общеобразовательного учебного заведения, утвержденного приказом № 304 (форма № ЗНЗ-1), ученики, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного (психического) развития, не входят в общее количество детей (графа 2 разд. I Отчета), а вписываются отдельно в графы 7 и 8 разд. I Отчета. В графу 6 разд. I Отчета вписываются все остальные учащиеся, которые обучаются индивидуально и включены в графу 2 разд. I Отчета.

 

Количество часов для организации индивидуального обучения

Согласно п. 4.2 Положения № 732 количество часов для организации индивидуального обучения в соответствии с количеством предметов инвариантной части учебного плана определяется приказом директора и утверждается соответствующим органом управления образования в таком объеме:

 

Классы

Количество часов на каждого ученика в неделю

Количество часов для организации индивидуального обучения учеников, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития*

1 — 4

5

10

5 — 9

8

14

10 — 12

12

16

* Согласно разъяснениям Минобразования, приведенным в письме от 11.01.2005 г. № 1/9-3, указанные нормы распространяются на следующие категории учащихся:
— имеющих статус ребенка-инвалида. Речь идет о детях-инвалидах с возрастным интеллектом, задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью, которые могут обучаться по программе общеобразовательной (с возрастным интеллектом, с задержкой психического развития) или специальной (с легкой умственной отсталостью) школ;
— нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития по рекомендации ПМПК и состоящих на диспансерном учете в детских медицинских учреждениях по рекомендации ПМПК. К этим категориям относятся учащиеся с возрастным интеллектом, задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью, имеющие соматические, хирургические, кожные, психоневрологические заболевания, указанные в Перечне заболеваний, по причине которых дети нуждаются в индивидуальном обучении на дому.

Согласно п. 2.7 Положения № 732 индивидуальное обучение осуществляется педагогическими работниками, которые имеют соответствующее педагогическое образование. Их состав утверждается приказом директора учебного заведения.

Расписание учебных занятий согласовывается (в письменном виде) с родителями (лицами, их заменяющими) учеников и утверждается приказом директора учебного заведения.

Обучение проводится по индивидуальному учебному плану, утвержденному приказом директора учебного заведения. Индивидуальные учебные планы составляются на основе типовых учебных планов, утвержденных Минобразования, в соответствии с количеством предметов инвариантной части учебного плана. Если ученик освобожден по состоянию здоровья от изучения отдельных предметов (согласно соответствующей справке и приказу по заведению образования), то в индивидуальном учебном плане рядом с этим предметом делается запись: «Освобожден. Приказ от __ № __».

Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение, на основании существующих программ и с учетом часов индивидуального учебного плана разрабатывают индивидуальные программы, составляют календарные планы и подают на согласование заместителю директора по учебной (учебно-воспитательной) работе.

Согласно п. 2.9 Положения № 732 выполнение индивидуального учебного плана и программ, а также достижения учеников в учебе фиксируются в отдельных журналах установленного образца.

Так, на каждого учащегося оформляется Журнал индивидуального обучения на дому, куда заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, содержание пройденного материала, количество часов. После проведения учителем урока родители (лица, их заменяющие) ставят свою подпись в Журнале (или в графе «Домашнее задание»).

В классном журнале напротив фамилии учащегося на дому делается запись: «Обучение на дому. Приказ от _______ № _______». Четвертные, триместровые, полугодовые, годовые, итоговые оценки переносятся из Журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (лицами, их заменяющими), в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из образовательного учреждения. В журнал класса, в котором есть обучающиеся на дому дети, вкладывается копия приказа.

В случае частичной порчи (полной утраты)Журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного Журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: дневник, тетрадь учащегося.

Напомним, что классные журналы, журналы индивидуального обучения на дому должны храниться в архиве учреждения 5 лет, как это предусмотрено позицией 623 Перечня № 41. Исчисление сроков хранения документов проводится с 1 января года, следующего за годом завершения их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, завершенных делопроизводством в 2011 году, начинается с 1 января 2012 года (п. 2.9 Перечня № 41).

 

ОПЛАТА ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Согласно п. 4 Инструкции № 102 ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются руководителями заведений и учреждений образования в ходе проведения тарификации. Тарификационные списки утверждаются по согласованию с профсоюзным комитетом не позднее 5 сентября и подаются в вышестоящий орган управления образования.

За часы индивидуального обучения оплата труда учителям также осуществляется по тарификации на общих основаниях. Другими словами, оплата должна производиться путем умножения ставки заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления этого произведения на установленную норму часов в неделю (18 ч). Часы, предусмотренные на индивидуальное обучение школьников, вносятся в тарификационный список.

Применять почасовую оплату труда за часы индивидуальных занятий нельзя. В соответствии с п. 73 Инструкции № 102 почасовая оплата педагогических работников учебного заведения допускается только при оплате труда за часы замены временно отсутствующих по болезни или другим причинам учителей.

Каникулы. Согласно п. 25 Типовых правил № 455 в этот период руководитель заведения образования привлекает педагогических работников к педагогической и организационной работе в пределах времени, которое не превышает их учебной нагрузки до начала каникул. Организация работы работников учебных заведений осуществляется согласно плану работы в каникулярный период.

Согласно п. 71 Инструкции № 102 за время работы в период каникул оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, которая предшествовала началу каникул.

Следовательно, тот факт, что в каникулярное время занятия не проводятся, не является основанием для невыплат заработной платы.

Болезнь ребенка. В случае болезни ученика, при которой проведение занятий на дому осуществлять невозможно (например, госпитализация), родителями предоставляется директору школы справка лечебного учреждения. Директором учебного заведения издается приказ о перенесении сроков обучения на другое время (например, на каникулярный период). Сроки перенесения обучения согласовываются с родителями в письменном виде.

Болезнь учителя. В случае болезни учителя администрация школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с больным учеником другим учителем. В это время заболевшему учителю выплачивается пособие по временной потере трудоспособности.

Часы работы учителя отражаются в Табеле учета использования рабочего времени типовой формы № П-5, утвержденной приказом № 489, буквенным обозначением «Р». При этом, поскольку оплата работы педагогических работников осуществляется согласно объему педагогической нагрузки, в Табеле должны проставляться часы педагогической работы согласно расписанию занятий (с учетом часов индивидуального обучения).

 

51012.GIF

 

51013.GIF

 

51014.GIF
51015.GIF

 

51016.GIF
51017.GIF

 

51018.GIF

 

 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)