13871 1

Оплата работы в избирательной комиссии

27.09.10

Постановлением Верховной Рады Украины от 1 июля 2010 года № 2412-VI очередные выборы депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов назначены на 31 октября 2010 года.

В избирательном процессе важное место занимает работа избирательных комиссий. И конечно же труд людей, участвующих в работе таких комиссий, должен быть надлежащим образом учтен и оплачен.

О самых актуальных вопросах, касающихся оплаты труда членов избирательных комиссий по проведению местных выборов, и пойдет речь в этой статье.

Людмила ТРОХИМЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Использованные документы

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 2487 — Закон Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» от 10.07.2010 г. № 2487-VI.

Постановление № 966 — постановление Кабинета Министров Украины «Об условиях оплаты труда членов избирательных комиссий» от 28.07.2004 г. № 966.

Порядок № 251 — Порядок начисления и выплаты заработной платы и единовременного денежного вознаграждения членам окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам народных депутатов Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов, утвержденный постановлением Центральной избирательной комиссии от 20.01.2006 г. № 251.

Законодательство Украины предоставляет право работнику наряду с основной работой также временно привлекаться к работе в избирательных комиссиях на время выборов. Так, гражданин Украины может принимать участие в избирательном процессе по проведению местных выборов в статусе члена избирательной комиссии (территориальной или участковой).

Основным законом, который регулирует проведение выборов в органы местного самоуправления (далее — местных выборов), является Закон № 2487. Данный Закон определяет основные принципы, организацию и порядок проведения выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов (далее — депутаты местных советов) и сельских, поселковых, городских голов.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 2487 избирательный процесс начинается за 50 дней до дня очередных выборов. Таким образом, датой начала избирательного процесса по проведению местных выборов-2010 является 11.09.2010 г.

Для организации и проведения выборов в органы местного самоуправления создаются избирательные комиссии. Частью первой ст. 20 Закона № 2487 определено, что избирательные комиссии местных выборов являются специальными коллегиальными органами, уполномоченными организовывать подготовку и проведение соответствующих местных выборов и обеспечивать соблюдение и одинаковое применение законодательства Украины.

 

В состав избирательной комиссии могут входить граждане Украины, имеющие право голоса на этих местных выборах. Лицо может одновременно входить в состав только одной избирательной комиссии.

Согласно ч. 3 ст. 21 Закона № 2487 в состав избирательных комиссий, которые осуществляют подготовку и проведение местных выборов, не могут входить:

— кандидаты в депутаты;

— кандидаты на должность сельского, поселкового, городского головы, их доверенные лица, представители;

— уполномоченные лица местных организаций партий, которые выдвинули кандидатов в депутаты в многомандатном избирательном округе;

— официальные наблюдатели;

— должностные и служебные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— военнослужащие;

— судьи и работники правоохранительных органов;

— граждане, находящиеся в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах или имеющие судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.

Обратите внимание: в состав участковой избирательной комиссии специального избирательного участка не могут входить руководители соответствующего заведения (ч. 4 ст. 21 Закона № 2487).

 

Гарантии членам избирательных комиссий

Для лиц, которые являются членами избирательных комиссий по подготовке и проведению местных выборов, предусмотрены определенные гарантии.

В соответствии со ст. 119 КЗоТ на время исполнения государственных или общественных обязанностей, если согласно действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Эти нормы распространяются на членов территориальных и участковых избирательных комиссий.

Территориальные избирательные комиссии осуществляют свои полномочия с момента принятия решения о создании комиссии и до формирования на очередных местных выборах нового состава территориальной комиссии.

Полномочия участковой избирательной комиссии начинаются со дня принятия решения о ее создании и оканчиваются через 14 дней после дня голосования, если иное не установлено законом.

Члены избирательных комиссий приобретают свои полномочия после принятия избирательной комиссией вышестоящего уровня соответствующего решения (постановления). При этом члену избирательной комиссии выдается специальное удостоверение. Эти документы подтверждают статус члена комиссии. Предоставление их копий работодателю является подтверждением того, что работник предприятия, учреждения, организации исполняет государственные обязанности в территориальной или участковой избирательной комиссии.

Таким образом, членам избирательных комиссий, исполняющим обязанности в рабочее время, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка по основному месту работы на предприятии, учреждении, организации.

Частью 4 ст. 28 Закона № 2487 установлено, что член территориальной, участковой избирательной комиссии до окончания срока своих полномочий в комиссии не может быть уволен с работы, переведен на более низкую должность по основаниям, связанным с выполнением им обязанностей в избирательной комиссии.

Следует помнить, что в соответствии со ст. 21219 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. отказ в освобождении члена избирательной комиссии от исполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы на время выполнения им полномочий члена избирательной комиссии влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций от 20 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 340 до 850 грн.). Кроме того, увольнение члена избирательной комиссии с работы или перевод его на более низкую должность по основаниям, связанным с исполнением его обязанностей в избирательной комиссии, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 60 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1020 до 1700 грн.).

Также отметим, что на членов избирательных комиссий, которые осуществляют подготовку и проведение местных выборов, распространяются гарантии по возмещению ущерба, причиненного жизни, здоровью или имуществу члена территориальной, участковой избирательной комиссии в связи с исполнением обязанностей, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 662.

Согласно ч. 15 ст. 28 Закона № 2487 оплата труда в избирательной комиссии, в том числе в день голосования, дни установления итогов голосования и результатов выборов, не может быть основанием для отмены, ограничения или уменьшения любых видов социальных выплат, субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и т. п.

 

Документальное оформление освобождения работника от выполнения основной работы

Основанием для освобождения работника от основной работы в связи с исполнением им своих обязанностей члена избирательной комиссии являются его заявление и справка или выписка из решения избирательной комиссии о назначении его председателем, заместителем председателя, секретарем или членом избирательной комиссии на определенный срок. По предъявлении работником предприятия, учреждения, организации этих документов работодатель издает соответствующий приказ об освобождении работника от выполнения им производственных или служебных обязанностей.

Обращаем внимание на то, что согласно п. 5 ч. 5 ст. 28 и п. 4 ч. 6 ст. 28 Закона № 2487 члены избирательных комиссий (территориальных и участковых) освобождаются от исполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы только на время заседаний избирательной комиссии и выполнения поручений избирательной комиссии, т. е. на время, необходимое для осуществления обязанностей члена комиссии. Поэтому работодателю необходимо предоставить письменное уведомление за подписьюпредседателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии о созыве заседания комиссии или решение избирательной комиссии о привлечении члена комиссии к участию в других предусмотренных мероприятиях. Такие уведомления или решения должны содержать дату, время и запланированную продолжительность заседания избирательной комиссии или другого мероприятия.

Оплата труда членов избирательных комиссий

Вопросы начисления и выплаты заработной платы на период исполнения обязанностей членов территориальных и участковых избирательных комиссий регулируются Законом № 2487, постановлением № 966 и Порядком № 251.

Согласно ч. 9 ст. 28 Закона № 2487 работа члена территориальной, участковой избирательной комиссии, выполняющего свои полномочия на платной основе, оплачивается в размере и в порядке, установленных КМУ, за счет средств бюджета АР Крым, соответствующего местного бюджета, полученных как целевая субвенция из Государственного бюджета Украины.

Оплата осуществляется в соответствии с утвержденной Центральной избирательной комиссией единой сметой расходов территориальной избирательной комиссии.

Согласно п. 4 Порядка № 251 за счет фонда оплаты труда соответствующей избирательной комиссии, предусмотренного единой сметой расходов этой комиссии, осуществляются выплаты:

— по оплате труда членов избирательных комиссий, которые выполняют свои полномочия на платной основе (в территориальной комиссии — не более трех человек, в участковой комиссии — не более двух человек);

— по оплате труда членов избирательных комиссий в день выборов и дни установления итогов голосования;

— единовременного денежного вознаграждения членам избирательных комиссий в пределах общей экономии фонда оплаты труда.

 1. Оплата труда членов избирательной комиссии на постоянной (платной) основе

Отдельные члены избирательных комиссий исполняют свои обязанности в комиссии на постоянной основе и получают заработную плату за свой труд. Так, согласно ч. 3 ст. 28 Закона № 2487 по решению избирательной комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или в случае их отказа другие члены территориальной избирательной комиссии (общим количеством не более трех человек), участковой избирательной комиссии (общим количеством не более двух человек) в течение избирательного процесса могут выполнять свои полномочия в избирательной комиссии на платной основе. Указанные лица на этот период освобождаются от исполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы с сохранением стажа. Мы считаем, что поскольку на указанных лиц распространяются гарантии по ст. 119 КЗоТ, то за ними также на этот период по основному месту работы сохраняется еще и средний заработок.

Работа члена избирательной комиссии, который выполняет свои полномочия на платной основе, оплачивается в размере и порядке, установленных постановлением № 966. При этом размер заработной платы члена комиссии не может быть ниже от его средней заработной платы по основному месту работы.

Так, постановлением № 966 установлена месячная заработная плата членам избирательных комиссий, выполняющим свои полномочия в избирательной комиссии по проведению местных выборов.

С 01.02.2010 г. вступило в силу постановление КМУ от 27.01.2010 г. № 52, которым были внесены изменения в постановление № 966 (в новой редакции изложены приложения 1, 3 и 4). В соответствии с изменениями были повышены размеры месячной заработной платы членов территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам депутатов местных советов.

Приведем действующие на сегодняшний день размеры месячных заработных плат для членов избирательных комиссий по проведению местных выборов в табл. 1 и 2.

Таблица 1 (приложение 3 к постановлению № 966)

Месячная заработная плата членов территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов

Наименование территориальной избирательной комиссии

Месячная заработная плата, грн.

председателя

заместителя председателя

секретаря

члена комиссии

Областная, Киевская и Севастопольская городская

1265

1220

1190

1150

Городская (городов республиканского значения АР Крым, городов областного значения)

1190

1130

1070

1065

Районная

1150

1125

1045

1020

Городская (городов районного значения)

1100

1045

1005

990

Районная в городе

1130

1065

1025

1000

Сельская, поселковая

990

965

930

880

 

Таблица 2 (приложение 4 к постановлению № 966)

Месячная заработная плата членов участковых избирательных комиссий

Название должности

Месячная заработная плата с учетом количества избирателей на избирательном участке, грн.

до 500 человек

от 501 до 1500 человек

свыше 1500 человек

Председатель комиссии

930

945

980

Заместитель председателя комиссии

900

920

940

Секретарь комиссии

880

890

900

Член комиссии

870

880

880

 

В случае если месячная заработная плата, указанная в приложениях к этому постановлению, ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, заработная плата устанавливается на уровне соответствующего ее минимального размера (абзац третий п. 1 постановления № 966).

Минимальная заработная плата на 2010 год установлена ст. 53 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI. Месячныеразмеры минимальной заработной платы, которые будут действовать в сентябре — ноябре 2010 года, следующие:

— с 1 июля по 30 сентября — 888 грн.;

— с 1 октября по 30 ноября — 907 грн.

Следовательно, для членов избирательных комиссий, которые выполняют свои полномочия на платной основе, в случае если установленная приложениями 3 и 4 месячная заработная плата ниже минимальной, ее необходимо установить на уровне минимальной зарплаты, что в сентябре 2010 года составляет 888 грн., а в октябре — ноябре — 907 грн.

При установлении заработной платы членам избирательных комиссий необходимо помнить о существующих ограничениях. Согласно ч. 10 ст. 28 Закона № 2487 для членов избирательных комиссий, освобожденных от исполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы, размер заработной платы не может быть ниже их средней заработной платы по основному месту работы и не может превышать размера заработной платы соответствующего сельского, поселкового, городского головы или головы соответствующего совета.

Размер зарплаты члена избирательной комиссии, который является пенсионером или лицом, которое временно не работает, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного на момент ее начисления.

Согласно п. 13 Порядка № 251 член избирательной комиссии, освобожденный от исполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы на период осуществления им полномочий с оплатой труда в комиссии, для начисления и выплаты ему заработной платы подает в территориальную избирательную комиссию:

— копию паспорта;

— копию справки о присвоении идентификационного номера или заявление и засвидетельствованную соответствующим налоговым органом справку об отсутствии у него идентификационного номера;

— справку об освобождении от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы;

— справку с основного места работы о средней заработной плате за последние два месяца перед освобождением от исполнения производственных или служебных обязанностей, которая исчисляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Начисление заработной платы члену избирательной комиссии, выполняющему свои полномочия с оплатой труда в комиссии (на платной основе), осуществляется территориальной избирательной комиссией пропорционально отработанному времени на основании табеля учета рабочего времени, который ведется секретарем соответствующей избирательной комиссии или, по поручению председателя комиссии, другим членом избирательной комиссии (п. 11 Порядка № 251).

Выплата заработной платы осуществляется в установленном законодательством Украины порядке не реже чем два раза в месяц, в том числе путем перечисления через учреждение банка на личный карточный или другой счет на основании заявления члена избирательной комиссии (п. 24 Порядка № 251).

 

 2. Оплата работы членов избирательных комиссий в день голосования и дни установления итогов голосования

Частью 12 ст. 28 Закона № 2487 установлено, что работа членов избирательных комиссий (в том числе пенсионеров и лиц, которые временно не работают) в день выборов и в дни установления итогов голосования и результатов выборов оплачивается в размере и порядке, установленных КМУ.

Согласно абзацу второму п. 1 постановления № 966 и п. 18 Порядка № 251 работа членов избирательных комиссий (в том числе выполняющих свои полномочия не на платной основе) оплачивается в пределах расходов, предусмотренных на эти цели в сметах соответствующих избирательных комиссий, в размере не более 14 % минимальной заработной платы за каждый отработанный день (абзац второй п. 1 постановления № 966).

Как указано в ч. 2 ст. 71 Закона № 2487, подсчет голосов участковой избирательной комиссией начинается сразу после окончания голосования, осуществляется без перерыва и заканчивается после составления и подписания соответствующих протоколов о подсчете голосов избирателей на избирательном участке по всем избирательным округам (мажоритарным, многомандатным), по которым осуществлялось голосование на избирательном участке.

В соответствии с ч. 2 ст. 75 Закона № 2487 заседание территориальной избирательной комиссии начинается в момент поступления первых протоколов о подсчете голосов избирателей на избирательном участке и других избирательных документов участковой, территориальной избирательной комиссии и продолжается непрерывно до установления итогов голосования и (или) результатов местных выборов.

Процедура подсчета голосов избирательными комиссиями фиксируется протоколом.

Учитывая изложенное, сроком окончания установления итогов голосования, который принимается для определения размеров оплаты труда, является день составления протокола об итогах голосования в пределах территориального избирательного округа. При этом оплата труда членов избирательных комиссий осуществляется с учетом ограничений, установленных Порядком № 251. Так, оплата работы членов участковых и территориальных избирательных комиссий в день голосования и в дни установления итогов голосования осуществляется не более чем за два дня (п. 18 Порядка № 251).

Основанием для оплаты работы членов избирательных комиссий в такие дни является табель учета рабочего времени, в котором напротив фамилии каждого члена комиссии, который работал в эти дни, проставляется отметка «Р».

Необходимо помнить, что согласно п. 3 постановления № 966 заработная плата, начисленная за время работы в избирательных комиссиях, включается в фактический заработок по основному месту работы при исчислении пенсии и средней заработной платы в случаях, предусмотренных законодательством (для расчета отпускных, оплаты листков нетрудоспособности и т. п.).

3. Выплата единовременного денежного вознаграждения

Членам избирательных комиссий в пределах общей экономии фонда оплаты труда, предусмотренного сметой расходов соответствующей избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, может быть выплачено еще и единовременное денежное вознаграждение (ч. 11 ст. 28 Закона № 2487, п. 2 постановления № 966). Механизм исчисления и выплаты вознаграждения регулируется п. 19 — 22 Порядка № 251.

Такое вознаграждение не является обязательным и может быть начислено при наличии общей экономии фонда оплаты труда тем членам комиссии, которые принимали активное участие в ее работе независимо от того, на платной или бесплатной основе они работают в этой комиссии. Вознаграждение начисляется только один раз после установления итогов голосования и выплачивается не позднее чем через четыре дня после установления итогов голосования в соответствующем избирательном округе.

Размер единовременного вознаграждения члена комиссии определяется на заседании соответствующей комиссии по представлению ее председателя, зависит от личного вклада каждого члена комиссии в деятельность избирательной комиссии и не может превышать размера месячной заработной платы по должности, которую он занимает в соответствующей избирательной комиссии.

Решение участковой избирательной комиссии о выплате единовременного вознаграждения утверждается решением соответствующей территориальной избирательной комиссии.

 

Привлечение специалистов и технических работников

Согласно ч. 23 ст. 27 Закона № 2487 для организационного, правового, технического обеспечения осуществления полномочий Центральная избирательная комиссия и территориальные избирательные комиссии могут привлекать соответствующих специалистов, технических работников.

Привлеченными работниками не могут быть государственные служащие, должностные и служебные лица органов местного самоуправления, работники судов и правоохранительных органов.

С такими специалистами избирательной комиссией заключаются гражданско-правовые договоры. Форма таких договоров может быть аналогичной форме, утвержденной постановлением ЦИК «О порядке привлечения специалистов и технических работников для организационного, правового, технического обеспечения осуществления полномочий избирательных комиссий на время подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины» от 23.10.2009 г. № 189.

Для заключения гражданско-правовых договоров специалисты и технические работники должны предоставить в соответствующую комиссию копии следующих документов:

— паспорта;

— документа об образовании, если работа требует специальной подготовки или квалификации;

— справки о присвоении идентификационного номера или заявления, заверенную налоговым органом справку об отсутствии у него идентификационного номера.

Со специалистами, ответственными за сохранность материальных ценностей и денежных средств, составляется также договор о материальной ответственности.

Размеры оплаты труда специалистов и технических работников во время подготовки и проведения местных выборов определяются в пределах средств соответствующего местного бюджета, полученных как целевая субвенция из Государственного бюджета Украины и в пределах утвержденной сметы (ч. 13 ст. 28 Закона № 2487).

В заключение отметим, что исходя из практики работы избирательных комиссий подход к механизму распределения выплат между членами избирательных комиссий следующий.

На одном из первых заседаний каждая участковая комиссия устанавливает свое штатное расписание. Следует сказать, что на свое усмотрение комиссия вообще может не привлекать работников на платной основе, а впоследствии использовать весь фонд оплаты труда на выплату единовременного вознаграждения (премиальных), пропорционально вкладу каждого члена комиссии.

В округе могут быть комиссии, в которых работают один или два человека на платной основе, им выплачивается зарплата по количеству отработанных дней, а оставшаяся сумма распределяется между членами комиссии как денежное вознаграждение. Но могут быть и такие участковые комиссии, которые весь выделенный фонд оплаты труда распределяют между всеми членами комиссии, поскольку в их штатном расписании нет работающих на платной основе.

На этом закончим рассмотрение нашей темы. Надеемся, что наша статья поможет соблюсти все нормы и положения, установленные законодательством в части оплаты труда членов избирательных комиссий.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (1)
Денис
18.11.2015
Сколько ждать дней,на выплаты от государства членам комиссий,с дня выборов 15.11.2015