5736 1

Организация труда водителей

23.10.10

В настоящее время практически каждый работодатель использует наемный труд водителей. В связи с этим знание правил организации труда данной категории работников является просто необходимым.О нюансах, касающихся установления режима работы, рабочего времени и времени отдыха, учета такого времени, а также присвоения классности водителям автотранспортных средств и пойдет речь в этой статье.

Людмила ТРОХИМЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Использованные документы

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 2344 — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Положение № 340 — Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденное приказом Министерства транспорта и связи Украины от 07.06.2010 г. № 340.

Постановление № 490 — постановление КМУ «О надбавках (полевом обеспечении) к тарифным ставкам и должностным окладам работников, направленных для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ, и работников, работа которых выполняется вахтовым методом, постоянно проводится в дороге или имеет разъездной (передвижной) характер» от 31.03.99 г. № 490.

Инструкция № 58 — Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58.

Классификатор профессий ДК 003:2005 — Национальный классификатор Украины. Классификатор профессий ДК 003:2005, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 26.12.2005 г. № 375.

Справочник (Выпуск 69) — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 69 «Автомобильный транспорт», утвержденный приказом Министерства транспорта и связи Украины от 14.02.2006 г. № 136.

Методрекомендации № 111 — Методические рекомендации по вопросам безопасности автомобильных перевозок, утвержденные приказом Государственного департамента автотранспорта от 19.09.2003 г. № 111.

Методрекомендации № 138 — Методические рекомендации по применению суммированного учета рабочего времени, утвержденные приказом Минтруда от 19.04.2006 г. № 138.

Согласно ст. 1 Закона № 2344 автомобильное транспортное средство — колесное транспортное средство (автобус, грузовой или легковой автомобиль, прицеп, полуприцеп), который используется для перевозки пассажиров, грузов или выполнения специальных рабочих функций.

Для профессии «водитель автотранспортного средства» предусмотрены определенные «трудоорганизационные» особенности. Рассмотрим их.

Наименование должности

Согласно п. 2.14 Инструкции № 58 записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, как в приказе (распоряжении) о приеме на работу, так и в трудовой книжке выполняются в соответствии с Классификатором профессий. На сегодняшний день действующим является Классификатор профессий ДК 003:2005.

В Указателе профессиональных названий работ по кодам профессий (приложение А к Классификатору профессий ДК 003:2005) профессиональное название «водительских» работ определяется различными кодами. Так, водитель автотранспортных средств — код 8322.2, водитель погрузчика — код 8334.2, водитель транспортно-уборочной машины — код 8290.2. Поэтому, зная о важности правильной формулировки в трудовой книжке, необходимо указывать ее в соответствии с Классификатором профессий ДК 003:2005, при этом выбирая подходящее по характеру выполняемых работ наименование.

Наименование профессии «водитель автотранспортных средств» согласно примечанию 2 к приложению В Классификатора профессий ДК 003:2005 может быть расширено терминами и словами, уточняющими место и выполняемые работы, сферу деятельности. Таким образом, в трудовую книжку указанное профессиональное наименование работы можно записать, например, так: «Водитель автотранспортного средства I класса, грузовой автомобиль», «Водитель автотранспортного средства I класса, автобус».

Присвоение квалификации водителям

Остановимся немного на присвоении квалификации водителям, иначе говоря — классности. Классность подтверждает квалификацию водителя.

Квалификация — это уровень общей и специальной подготовки.

Классы(III — самый низкий, II — средний, I — самый высокий) — это критерий оценки уровня профессионального мастерства водителей. Они зависят от сложности управления транспортными средствами, профессиональной подготовки и опыта (стажа) работы водителя.

Обязательным условием для установления водителям III, II и I класса квалификации является наличие в удостоверении водителя отметок, позволяющих управлять соответствующими категориями транспортных средств.

В удостоверении водителя III класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «В» или «С» илитолько «Д».

Порядок присвоения водителям квалификаций определен Справочником (Выпуск 69) и Методрекомендациями № 111, согласно которым водителю в процессе работы на автотранспорте может быть присвоена квалификация I или II класса после направления на переподготовку (повышение квалификации).

Для присвоения II класса в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «В», «С», «Е» или «Д» или же категории «Д» и «Е», а также непрерывный стаж работы водителем III класса не менее трех лет.

Для присвоения I класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «В», «С», «Д» и «Е», а также непрерывный стаж работы водителем II класса не менее двух лет на этом предприятии (учреждении, организации).

Кроме указанных требований, для присвоения квалификации II и I класса водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе, соблюдать трудовую и производственную дисциплину, а также не иметь нарушений правил дорожного движения, которые привели к дорожно-транспортным происшествиям или лишили прав водителя, нарушений правил технической эксплуатации, техники безопасности и рабочих инструкций.

Таким образом, водитель, который принимается на работу на предприятие, в учреждение, организацию, считается водителем III класса, а впоследствии ему может быть присвоена более высокая квалификация.

Присвоение водителям I и II классов осуществляется квалификационными комиссиями предприятия, учреждения, на котором они работают. В состав таких комиссий должны входить инженер по технике безопасности или работник службы безопасности движения. Желательно порядок присвоения классов закрепить в локальных актах предприятия.

Решение квалификационной комиссии (повышение или понижение класса квалификации) утверждается приказом руководителя предприятия, учреждения с внесением записи в трудовую книжку.

Следует отметить, что требования, предъявляемые к зачислению работника на рабочее место «водитель автотранспортного средства», предоставили Минобразования, МВД, Минтруда и Минтранссвязи в совместном письме от 19.02.2010 г. № 1/12-625, № 141/0/15-10/021, № 3184/14, № 869/05/14. Ведомства разъяснили, что право управления автотранспортным средством подтверждается удостоверением водителя, выданным в соответствии с Положением о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска к управлению транспортными средствами, утвержденным постановлением КМУ от 08.05.93 г. № 340. Для осуществления профессиональной деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, необходимым условием зачисления на соответствующее рабочее место, кроме удостоверения водителя, должен быть диплом квалифицированного рабочего или свидетельство о присвоении (повышении) рабочей квалификации.

Для лиц, которые были приняты на работу лишь на основании удостоверения водителя, необходимо принять меры по содействию в получении профессиональной квалификации водителя.

Медосмотры водителей

Водители принадлежат к той категории работников, состояние здоровья которых должно контролироваться перед началом каждой рабочей смены и после ее окончания, поскольку их работа требует повышенного внимания и напряжения.

Поэтому для работодателя очень важно помнить, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения водители подлежат регулярному медосмотру. Порядок и периодичность таких осмотров установлены Положением о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденным приказом Министерства здравоохранения от 05.06.2000 г. № 124/345. Подробнее об особенностях проведения и оформления ежедневного медосмотра водителей — см. на с. 22 этого номера газеты.

Рабочее время водителей

Следует обратить внимание, что автотранспортное средство является источником повышенной опасности. Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, с безопасностью дорожного движения.

По этой причине предусмотрены определенные особенности условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Как правило, для водителей устанавливается специальный режим работы. Ввиду определенной специфики трудовой деятельности рабочий график водителя может иметь индивидуальный характер. Исходя из этого, а также принимая во внимание еще и специфику деятельности предприятия, работодатель может организовывать работу водителей в соответствии с «производственной необходимостью». Однако при разработке и внедрении специальных водительских графиков необходимо помнить о следующем.

Любой вариант организации трудовой деятельности водителя должен соответствовать положениям КЗоТ. В первую очередь это касается продолжительности рабочего времени, ограничений по работе в ночное время, сверхурочных работ, а также соблюдения социальных гарантий.

Также необходимо руководствоваться нормами специального документа, регулирующего вопросы организации труда водителей, — Положения № 340*, вступившего в силу 04.10.2010 г. Положением № 340 устанавливаются особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (далее — ТС) и порядок учета такого времени. Требования Положения распространяются на автоперевозчиков и водителей, которые осуществляют внутренние перевозки пассажиров или/и грузов колесными транспортными средствами.

* Положение № 340 опубликовано в «Оплате труда», 2010, № 19, с. 9.

Под термином «автомобильный перевозчик» (далее — Перевозчик) следует подразумевать физических или юридических лиц, которые осуществляют на коммерческой основе или за собственные средства перевозку пассажиров или/и грузов транспортными средствами.

Положение № 340 не распространяется на перевозки пассажиров или/и грузов, которые осуществляются:

— физическими лицами за свой счет для собственных нужд без использования труда наемных водителей;

— во время стихийного бедствия, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

— для нужд МВД, Минобороны, Генпрокуратуры, СБУ, а также МЧС и Минздрава;

— сельскохозяйственными предприятиями или предприятиями лесного хозяйства, если эти перевозки осуществляются тракторами или другой техникой, предназначенной для местных сельскохозяйственных работ или работ в отрасли лесного хозяйства, и служат исключительно для целей эксплуатации этих предприятий.

Исходя из изложенного обратим внимание, что Положение № 340:

распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе и на бюджетную сферу (кроме МВД, Минобороны, Генпрокуратуры, СБУ, а также МЧС и Минздрава);

— не распространяется на водителей ТС, занятых на международных перевозках.

В соответствии с Положением № 340 под рабочим временем водителяследует понимать время, на протяжении которого водитель обязан выполнять свои обязанности, определенные трудовым договором.

Нормы продолжительности рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов в неделю. Исходя из норм Положения № 340 под термином «неделя» понимают не любые 7 календарных дней, а период времени от 0:00 часов в понедельник до 24:00 в воскресенье.

Продолжительность ежедневной работы (смены) для водителей, у которых установлена:

5-дневная рабочая неделя с 2-мя выходными днями — определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые утверждаются Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели. Следует отметить, что документом — предшественником Положения № 340 было установлено, что продолжительность ежедневной работы при таком графике не может превышать 8 часов;

6-дневная рабочая неделя с 1-м выходным днем — не может превышать 7 часов (накануне выходных дней — не может превышать 5 часов).

Как при 5-дневной, так и при 6-дневной рабочей неделе продолжительность работы водителей сокращается на 1 час накануне праздничных и нерабочих дней.

В ночное время (период суток с 22 часов до 6 часов) продолжительность работы (смены) сокращается на 1 час.

Если для водителей по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Необходимо отметить, что организационные моменты практического применения суммированного учета рабочего времени регламентируются положениями Методрекомендаций № 138.

В случае суммированного учета рабочего времени водителя нормальная продолжительность рабочего дня (смены) не может превышать 10 часов (п. 2.3 Положения № 340).

Если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает длительные простои, ожидания в ТС или на рабочем месте либо если водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, что время управления в течение дня (смены) не превышает 9 часов.

При установлении суммированного учета рабочего времени труд водителей регулируется графиками сменности водителей колесных транспортных средств (приложение 1 к Положению № 340 // «ОТ», 2010, № 19, с. 14). График сменности составляется на весь учетный период, им определяются начало и конец рабочей смены, продолжительность ежедневной работы (смены), рабочих дней (смены) и выходных дней.

График сменности на учетный период доводится до сведения каждого водителя не менее чем за 2 недели до начала учетного периода.

В случае суммированного учета рабочего времени норма рабочего времени за учетный период определяется путем умножения нормы продолжительности рабочего времени, установленной законодательством для водителей ТС, на количество рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, которые приходятся на учетный период, с учетом ее сокращения накануне праздничных, нерабочих и выходных дней (п. 6.5 Положения № 340).

Структура рабочего времени. Согласно п. 2.1 Положения № 340 в рабочее время водителя, за которое он имеет право на получение заработка, предусмотренного условиями трудового договора, включаются:

— сменный период управления — суммарная продолжительность периодов управления за рабочий день (смену);

— подготовительно-заключительный период — время для выполнения работ перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения;

— время простоев не по вине водителя;

— время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров);

— время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения;

— время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе);

— время охраны ТС с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем;

— половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на ТС, оборудованном спальным местом;

— другое время, предусмотренное законодательством Украины.

Каждый из элементов рабочего времени водителей имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Период управления. Необходимо отметить, что в Положении № 340 период управления ТС выделен в отдельный раздел III. Так, нормами п. 3.1 и 3.2 Положения № 340 установлено, что сменный период управления водителя, включая сверхурочные работы, не должен превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, и (или) крупногабаритных, и (или) опасных грузов — не может превышать 8 часов.

И только в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (техническая неисправность ТС, остановка движения ТС в рейсе (на маршруте), неблагоприятные погодные условия и т. д.) фактический сменный период управления может быть увеличен.

Продолжительность управления водителя за неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов (п. 3.4 Положения № 340).

На автобусные маршруты протяженностью свыше 500 км направляются два водителя, причем период управления каждого должен составлять половину общего периода управления (п. 3.5 Положения № 340). Отметим, что ранее действовавшим Положением предусматривалось, что в рейс направляются два водителя, если продолжительность рабочего времени водителя превышает 12 часов.

Подготовительно-заключительное время и время на проведение медосмотров. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и время на проведение медицинского осмотра водителя перед выездом на маршрут и после возвращения с него устанавливаются Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Время охраны ТС. Время охраны ТС с грузом или без него засчитывается водителю в рабочее время в размере 1/3 рабочего времени. Конкретная продолжительность времени охраны груза и ТС, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет ТС, при направлении в рейс двух водителей. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет ТС, при направлении в рейс двух водителей, засчитывается ему в размере не менее 50 % рабочего времени. Конкретная продолжительность такого времени, засчитываемого в рабочее время, устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

В связи с этим следует отметить, что дневное задание водителю (расстояние, на которое водитель может быть отправлен для выполнения задач в течение одного рабочего дня) должно определяться исходя из принятых Положением № 340 правил (необходимых элементов рабочего времени, средней скорости маршрутов движения и т. п.).

Перерывы, включаемые в рабочее время. В некоторых случаях в течение рабочего времени водителя предусматриваются перерывы для кратковременного отдыха от управления ТС, которые включаются в рабочее время водителя. Такие перерывы должны предусматриваться расписанием движения:

— на автобусных маршрутах общего пользования — не реже чем через каждые 2 часа управления продолжительностью не менее 15 минут;

— на автобусных маршрутах нерегулярных перевозок, при перевозке опасных грузов и для водителей, управляющих тяжеловесными или крупногабаритными ТС, — через каждые 2 часа 30 минут управления продолжительностью не менее 15 минут.

Если же водителю предоставляется перерыв для отдыха и питания, то перерывы для кратковременного отдыха не предусматриваются (п. 4.4 Положения № 340).

Время отдыха водителей

Перерыв для отдыха и питания. Каждому водителю на протяжении рабочей смены предоставляется перерыв для отдыха и питания не позднее чем через 4 часа после начала работы, продолжительностью не менее 45 минут и не более 2 часов. Такой перерыв не включается в рабочее время водителя, время такого перерыва водитель может использовать на свое усмотрение и может отлучаться с рабочего места.

В случае установления продолжительности ежедневной работы более 8 часов водителю могут предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.

Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). Время начала и окончания такого перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Ежедневный (междусменный) отдых. На протяжении любого 24-часового периода, считая от начала рабочего дня (смены), продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя должна быть не менее 10 последовательных часов (п. 5.5 Положения № 340).

Если в течение рабочей смены ТС управляют два водителя, каждый водитель должен иметь ежедневный отдых продолжительностью не менее 8 последовательных часов.

Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды может быть уменьшена до 8 последовательных часов в течение любого 24-часового периода, считая от начала рабочей смены, при этом рабочее время в течение учетного периода не должно превышать норму рабочего времени, установленную законодательством (п. 5.7 Положения № 340).

Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха суммируются и предоставляются водителю в виде дополнительных, свободных от работы в течение учетного периода часов в порядке, предусмотренном графиком сменности.

Еженедельный отдых. Продолжительность еженедельного отдыха водителя должна быть не менее 45 последовательных часов (п. 5.8 Положения № 340).

Обратим внимание также на новшество Положения № 340 относительно условий для ежедневного (междусменного) отдыха водителей (п. 5.10 и 5.11 Положения № 340). Такой отдых не может осуществляться водителем:

— в салоне автобуса, кроме случаев, когда автобусом управляют два водителя и в автобусе есть место для отдыха водителя (для водителей автобусов);

— в кабине грузового автомобиля, кроме случаев, когда в грузовом автомобиле имеется спальное место для отдыха водителя (для водителей грузовых автомобилей).

В течение ежедневного (междусменного) отдыха водители должны иметь надлежащие условия для отдыха:

— кровать или место для отдыха в салоне автобуса, если автобусом управляют два водителя (для водителей автобусов);

— кровать либо спальное место для отдыха в кабине грузового автомобиля (для водителей грузовых автомобилей);

— пользование туалетом, возможность питания горячими блюдами.

Особенности режима работы водителей

Ненормированный рабочий день. Водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день, то есть свыше нормальной продолжительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной, и переработанное время не подлежит дополнительной оплате. Количество переработанного времени при такой работе определяется в коллективном договоре (п. 2.10 Положения № 340).

В качестве компенсации за переработанное время водителям предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, проводится соответствующая оплата за выполненный объем работ. Данные договоренности, как правило, фиксируются в коллективном или трудовом договоре.

Отметим, что ранее действовавшим Положением предусматривалась возможность установления ненормированного рабочего дня также и для водителей других автотранспортных средств экспедиций и разведывательных партий, занятых на геологоразведывательных, топографо-геодезических и разведывательных работах в полевых условиях. В действующем Положении № 340 эта норма исключена.

Разделенный рабочий день. Согласно п. 2.9 Положения № 340для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может устанавливаться рабочий деньс разделением смены на две части при условии, что продолжительность этих частей не превышает 4 часов с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки.

При этом продолжительность перерыва между частями смены должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Режим разделенного рабочего дня (с перерывом в работе свыше 2 часов) сопровождается установлением доплаты. Перечень должностей работников, имеющих право на установление такого режима работы и конкретный размер доплаты определяется в коллективном договоре.

Работа в праздничные и нерабочие дни. Если приостановление работы невозможно из-за производственно-технических условий (непрерывно действующие предприятия), а также в связи с проведением работ, связанных с необходимостью обслуживания населения и выполнения ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ, то допускается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) работа водителей в праздничные и нерабочие дни (п. 5.9 Положения № 340).

При установлении суммированного учета рабочего времени предусмотренная графиком сменности работа в праздничные и нерабочие дни включается в расчет нормы рабочего времени учетного периода.

Сверхурочные работы. Привлечение водителей к сверхурочным работам осуществляется согласно ст. 62 — 64 КЗоТ.

Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (смены) (ст. 52, 53 и 61 КЗоТ).

Не следует забывать о предельных нормах применения сверхурочных работ (об ограничениях продолжительности сверхурочных работ) для водителей. Согласно п. 2.11 Положения № 340 сверхурочные работы для каждого водителя не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд или 120 часов на год, кроме случаев возникновения непредвиденных обстоятельств (неисправность ТС, неблагоприятные условия и т. д.), вследствие которых была увеличена фактическая продолжительность сменного периода управления.

Ранее действовавшим Положением предельные нормы сверхурочных для водителей составляли: 75 часов в год в случае применения суммированного учета рабочего времени или 100 часов в год в случае соблюдения еженедельной нормы продолжительности рабочего времени.

Разъездной характер работы. Ст. 13 КЗоТ предусмотрено, что коллективным договором устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений. То есть коллективным договором должно быть определено, считаются ли поездки водителей в другие населенные пункты служебной командировкой или такая работа носит разъездной (передвижной) характер.

Если коллективным договором, действующим на предприятии, определено, что поездки водителей — это работа, которая постоянно проводится в пути и имеет разъездной характер, то в соответствии с постановлением № 490 таким работникам устанавливается надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) в размерах, предусмотренных коллективным договором.

Если коллективным договором водители не включены в перечень профессий работников, постоянная работа которых проводится в пути и имеет разъездной характер, то поездки водителей в другой населенный пункт являются командировками, и в таком случае им должны выплачиваться суточные. Такие разъяснения предоставлены Минфином в письмах от 05.03.2007 г. № 31-18030-07-21/4528, от 03.10.2007 г. № 31-18030-07-10/20122 и Минтруда в письме от 17.11.2006 г. № 307/13/133-06.

Организация учета рабочего времени водителей

Согласно ст. 30 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР работодатель обязан обеспечить достоверный учет выполняемой работником работы. Поскольку выполнение работником трудовых обязанностей с соблюдением установленного правилами внутреннего трудового распорядка режима работы является существенным условием трудового договора, учет отработанного работником времени должен быть обеспечен работодателем при любых применяемых формах и системах оплаты труда.

Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля учета использования рабочего времени (п. 6.2 Положения № 340). Напомним, что новая типовая форма табеля (форма № П-5) утверждена приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489 и введена в действие с 1 января 2009 года (об особенностях заполнения формы табеля — см. статью «Табель учета рабочего времени» // «ОТ», 2009, № 21, с. 18 — 26).

Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно (п. 6.7. Положения № 340).

Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая учитывается в часах) (п. 6.8. Положения № 340).

Перевозчик, использующий водителей по найму, ежемесячно составляет график сменности водителей, ведет ведомость учета рабочего времени и отдыха водителя (приложение 2 к Положению № 340 // «ОТ», 2010, № 19, с. 15). В частности, в ведомости учета рабочего времени и отдыха водителя по каждой рабочей смене указываются плановые и фактические данные по маршруту, начало и конец рабочей смены.

Установка тахографов на автомобили

Следует отметить, что очень важным новшеством Положения № 340 является норма об установке на ТС тахографов. Так, в соответствии с п. 6.1 этого Положения автобусы, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью свыше 500 км, грузовые автомобили с полной массой свыше 3,5 тонны должны быть оборудованы специальными контролирующими приборами — тахографами. Это контрольные устройства, которые устанавливаются на ТС для отражения и регистрации информации о его движении (скорости ТС, пройденном расстоянии, периодах труда и отдыха водителя). Это означает, что отследить рабочий режим водителя можно будет с помощью тахографа, фиксирующего проведенное время за рулем и время отдыха водителя.

Водитель, управляющий ТС, не оборудованным тахографом, ведет индивидуальную контрольную книжку (п. 6.3 Положения № 340). В ней указываются: вид сообщения (город, пригород, межгород), начало и конец рабочей смены, продолжительность сменного периода управления и сменного перерыва. Форма этого документа представлена в приложении 3 Положения № 340 // «ОТ», 2010, № 19, с. 15.

Обратим внимание, что для требований об установке тахографов (п. 6.1 Положения № 340) предусмотрен особый порядок вступления в силу:

— для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью свыше 500 км, перевозок опасных грузов — с 01.06.2012 г.;

— для перевозок грузов колесными ТС с полной массой свыше 12 тонн — с 01.06.2013 г.;

— для перевозок грузов колесными ТС с полной массой от 3,5 до 12 тонн — с 01.06.2015 г.

Проверка соблюдения режима труда и отдыха водителей

Государственный контроль за соблюдением режимов труда и отдыха водителей осуществляется должностными лицами правительственного органа государственного управления по вопросам контроля на автомобильном транспорте — Главной государственной инспекцией на автомобильном транспорте Министерства транспорта и связи Украины (Глававтотрансинспекция) и ее территориальными органами (п. 7.1 Положения № 340).

Главный орган, на который возлагается обеспечение безопасности дорожного движения, — Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Украины (Госавтоинспеция) — осуществляет проверку установленного режима труда и отдыха водителей согласно действующему законодательству (п. 7.2 Положения № 340).

Отметим, что ранее действовавшим Положением предусматривалось осуществление государственного надзора и контроля по вопросам рабочего времени и времени отдыха водителей территориальными органами Госнадзортруда.

На этом заканчиваем рассмотрение нашей темы.

Самые актуальные вопросы, связанные с особенностями оплаты труда водителей автотранспортных средств: установление тарифных ставок (окладов), надбавок и доплат, оплаты труда за период простоя, за время выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, льготы и компенсации, связанные с трудовой деятельностью и т. д. мы рассмотрим в следующих выпусках газеты.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (1)
Евгений
01.06.2016
Я не знаю когда была написана статья .На сегодняшний момент 31.05.16.г этот вопрос режим труда и отдыха очень актуален. Но имеется маленький момент Дело в том что у нас нет стоянок для отстоя автотранспорта,вернее они есть но в очень маленьком количестве а если свернуть с главных трасс в сторону Львова от Умани или в право на Черкассы на Николаев то не охраны не стоянок там НЕТ. Поэтому следует что это нас будут терорезировать ШТРАФАМИ а мы будем откупатся ВЗЯТКАМИ.А Я БЫ НЕ хотелбы возвращятся в прошлое !