647 0

ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ: до окончания 2010 года еще есть время, чтобы выполнить норматив

10.11.10
Близится к завершению 2010 год, а значит, самое время подумать, как можно поправить ситуацию в части соблюдения в этом году норматива по трудоустройству инвалидов. Сегодня мы напомним, как рассчитывается норматив, как определяется среднее количество штатных работников и какие условия нужно соблюсти, чтобы инвалид был принят в расчет. Спешите, ведь за два месяца ситуацию в этом вопросе можно изменить в корне. 

Наталия ЖУРАВЛЕВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

Главное о выполнении норматива

Таблица 1. Норматив трудоустройства инвалидов: экспресс-ответы

Вопрос

Ответ

1

2

1. При какой численности работников нужно трудоустраивать инвалида?

При наличии по основному месту работы 8 и более человек.Количество работников определяется по показателю среднеучетного количества штатных работников (СКШР) за отчетный год

2. Сколько инвалидов нужно трудоустраивать?

4 % от СКШР за год.
Обратите внимание:
при количестве штатных работников от 1 до 37 в штате нужно иметь 1 инвалида

3. Какие требования нужно выполнить, чтобы трудоустроенные инвалиды принимались в расчет?

Прежде всего, это место работы инвалида должно быть основным. Инвалиды-совместители и выполняющие работы (услуги) по гражданско-правовым договорам в расчет не принимаются.Инвалидность следует подтвердить такими документами (п. 1 письма Фонда от 26.03.07 г. № 1/6-172):
— копия справки МСЭК о группе и причине инвалидности;
— копия пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.
Обратите внимание: инвалиды, имеющие заключения МСЭК относительно их нетрудоспособности, не могут быть приняты на работу. Это подтверждает и Фонд в письме от 01.06.07 г. № 1204/19/71-07

4. Учитываются ли в расчете работающие инвалиды, достигшие пенсионного возраста?

Да, учитываются, если это место работы является для них основным (письма Фонда от 08.09.08 г. № 1/8-89/06, от 08.08.07 г. № 1/8-81)

5. Как определяется количество трудоустроенных инвалидов?

Показатель рассчитывается аналогично СКШР за год, но в расчет берутся только инвалиды

6. Нужно ли обязательно проводить аккредитацию рабочего места, чтобы работающий на нем инвалид принимался в расчет?

Нет, не нужно. Это подтверждает и Фонд (п. 3 письма от 03.08.09 г. № 1/6-377/06) и Минтруда (письмо от 12.03.07 г. № 804/0/10-07/19)

7. Предприятие имеет 3 филиала, количество работников в каждом из них превышает 8 человек. Нужно ли трудоустраивать по 1 инвалиду в каждом филиале?

Каким образом будет выполнен норматив (за счет головного предприятия или за счет обособленных подразделений), предприятие решает самостоятельно(письмо Фонда от 14.08.07 г. № 1/6-367). Главное, чтобы в целом по предприятию (включая его обособленные подразделения) 4 %-й «инвалидный» норматив был выполнен. Логично, что и для определения необходимого количества инвалидов, которых нужно обеспечить рабочим местом, в расчет нужно брать общее количество штатных работников в целом по предприятию

8. Распространяется ли требование о выполнении «инвалидного» норматива на плательщиков единого налога?

Да, распространяется в полной мере.При невыполнении норматива работодатель — плательщик единого налога (как физическое, так и юридическое лицо) уплачивает штрафные санкции

9. Какой размер санкций предусмотрен за нетрудоустройство нужного количества инвалидов?

Административно-хозяйственная санкция в размере средней годовой зарплаты у данного работодателя за каждое рабочее место, не занятое инвалидом.При количестве штатных работников от 8 до 15 человек включительно штраф составляет 50 % средней годовой зарплаты работников у данного работодателя.
Обратите внимание: штраф не налагается на предприятия, учреждения, организации, полностью содержащиеся за счет бюджетных средств (ст. 20 Закона о соцзащите инвалидов). В то же время к административной ответственности по ст. 1881 КоАП (от 170 до 340 грн.) должностные лица данных предприятий, виновные в нетрудоустройстве инвалидов, могут быть привлечены (письма Фонда от 16.05.08 г. № 1/6-155/06*, от 09.12.09 г. № 1/6-600/06)

* См. ком. «Фонд соцзащиты инвалидов: регистрация работодателей в региональных отделениях» // «БН», 2008, № 34, с. 10.

Правила расчета СКШР

Как видите, везде в расчетах задействован показатель СКШР за год, который, в свою очередь, рассчитывается на основании показателей СКШР за каждый месяц отчетного года, определяемых по формуле:

СКШРмес = (К1 + К2 + …. + КN) : N,

где СКШРмес — среднеучетное количество штатных работников за месяц;

К1, К2, КN — количество штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца (с первого по последнее число месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни). Количество работников в праздничные, выходные и нерабочие дни берется на уровне количества работников в предыдущий рабочий день;

N — количество календарных дней в отчетном месяце.

Работодатели, отработавшие не полный месяц (вновь созданные, ликвидированные в течение отчетного месяца, сезонные предприятия), суммируют учетное количество штатных работников за каждый день фактической работы в этом месяце и делят полученный результат на количество календарных дней в этом месяце.

Годовой показатель:

СКШРгод = (СКШРмес 1 + СКШРмес 2 + … + СКШРмес 12) : 12,

где СКШРгод — показатель среднеучетного количества работников за отчетный год;

СКШРмес 1…12 — показатели СКШР за каждый месяц отчетного года.

Работодатели, отработавшие неполный год (созданные или ликвидированные в отчетном году, сезонные предприятия) суммируют показатели СКШРза каждый отработанный месяц, но делят полученный результат не на количество фактически отработанных месяцев, а на 12. Это не касается предприятий, отработавших неполный месяц (год) в связи с простоем по решению руководства. Такие предприятия рассчитывают показатели СКШРза каждый отдельный месяц и за год в общем порядке, т. е. штатные работники, не выходящие на работу по причине простоя, учитываются в расчете за этот день как целые единицы.

В расчет СКШР принимаются только штатные работники*.

* Подробнее см. статью «Коммунальный налог: нюансы составления и предоставления Расчета» // «БН», 2009, № 44, с. 15 и консультацию «Заполнение Ведомости по форме приложения 13 для ФНС» // «БН», 2009, № 3 с. 31.

Правила округления

Прежде чем перейти к примерам, отметим, что немаловажную роль в расчетах играют правила округления, а здесь не все так просто.

Согласно п. 3.4 Инструкции № 42 для целей отражения в Отчете по ф. 10-ПІ данные относительно среднеучетного количества штатных работников учетного состава (строка 01), середнеучетного количества штатных работников, которым в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность (строка 02), и количества инвалидов, которые должны работать на рабочих местах (строка 03), отражаются в целых единицах. Если при вычислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого (если после запятой число 5 и больше, то оно округляется в сторону увеличения). Итак, при расчете указанных показателей применяется простое арифметическое правило округления: 2,49 ≈ 2; 2,5 ≈ 3; 3,5 ≈ 4.

В то же время согласно п. 3 Приложения к Инструкции № 286 округление результатов вычислений (в том числе и при расчете СКШР) для отражения в формах государственных статистических наблюдений по труду осуществляется по правилу «четной цифры». Это правило гласит: если последняя значимая цифра «5», ближайшая влево от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная, а четная остается без изменений. Например, 3,5 ≈ 4, 6,5 ≈ 6. Если последняя значимая цифра не «5» или после нее еще есть цифры, то такой результат округляется по простому арифметическому правилу (3,49 ≈ 3, 4,51 ≈ 5). Итак, расхождения между двумя правилами округления в тех случаях, когда результат вычисления содержит только одну цифру после запятой и эта цифра равна «5». Причем результат округления может иметь довольно принципиальное значение. Например, норматив — 3 инвалида, СКШР инвалидов за год (до округления) — 2,5 чел. При округлении по простому арифметическому правилу норматив будет выполнен (2,5 ≈ 3), а при применении правила «четной цифры» норматив не будет выполнен (2,5 ≈ 2).

Для того чтобы совместить эти два требования, не нарушая их, приходим к выводу, что округлять результаты нужно так (см. табл. 2).

Таблица 2. Правила округления при расчете «инвалидных» показателей

Показатель

Порядок округления

СКШРмес (общий по всем работникам и отдельно по инвалидам) (1)

По правилу «четной цифры»

СКШРгод по всем работникам (стр. 01 Отчета по ф. 10-ПІ)

По простому арифметическому правилу

СКШРгод по инвалидам (стр. 02 Отчета по ф. 10-ПІ)

Расчет норматива для трудоустройства инвалидов (стр. 03 Отчета по ф. 10-ПІ)

(1) СКШРмес по всем работникам приводится в Отчете по труду за месяц по ф. № 1-ПВ (строка 1040).

Примеры расчета

Пример 1. На предприятии по состоянию на 1 октября 2010 года числится 58 человек (из них два инвалида, работающих по основному месту работы), в том числе:

— 3 внешних совместителя;

— 5 человек, помимо основного места работы, работают на этом же предприятии по совместительству;

— 3 человека (охранники) имеют посменный режим работы;

— 5 сотрудников работают в режиме неполного рабочего времени (0,5 ставки).

Кроме того, 2 уборщицы выполняют работу на предприятии на основании договора подряда.

В течение месяца было такое движение работников:

— 4 октября на работу был принят инвалид (основное место работы);

— 5 октября работница ушла в отпуск по беременности и родам;

— 21 октября другая работница, находящаяся в отпуске по беременности и родам, ушла в отпуск по уходу за ребенком до трех лет;

— 25 октября один работник был уволен.

Рассчитаем показатель СКШР за октябрь (общий по всем работникам и по инвалидам). При этом отметим, что режим работы (неполное рабочее время, сменный режим работы и др.) не имеет значения для расчета этого показателя. Если работник находится в трудовых отношениях с предприятием и это место работы является для него основным, то он учитывается каждый день как целая единица. Кроме того, работники, не вышедшие в течение месяца на работу по причине болезни, нахождения в ежегодном, дополнительном, учебном отпусках, отпуске «за свой счет» и т. п., учитываются в расчете как целые единицы за каждый день отчетного месяца. Уборщицы, выполняющие на предприятии работы по гражданско-правовому договору (договору подряда), не участвуют в расчете показателя СКШР.

Число месяца

Количество работников, в том числе:

общее

не принимаемое
в расчет

принимаемое
в расчет
(гр. 2 - гр. 3)

инвалидов

1

2

3

4

5

1

58

4 (1)

54

2

2

58

4

54

2

3

58

4

54

2

4

59 (2)

4

55

3 (2)

5

59

5 (3)

54

3

6

59

5

54

3

7

59

5

54

3

8

59

5

54

3

9

59

5

54

3

10

59

5

54

3

11

59

5

54

3

12

59

5

54

3

13

59

5

54

3

14

59

5

54

3

15

59

5

54

3

16

59

5

54

3

17

59

5

54

3

18

59

5

54

3

19

59

5

54

3

20

59

5

54

3

21

59

5

54

3

22

59

5

54

3

23

59

5

54

3

24

59

5

54

3

25

58 (4)

5

53

3

26

58

5

53

3

27

58

5

53

3

28

58

5

53

3

29

58

5

53

3

30

58

5

53

3

31

58

5

53

3

Итого

1819

151

1668

90

(1) 4 = 3 внешних совместителя + 1 работница, находящаяся в отпуске по беременности и родам.

(2) 4 октября принят на работу инвалид.

(3) 5 октября работница ушла в отпуск по беременности и родам.

(4) 25 октября 1 работник уволен.

СКШРмеспо всем работникам = 1668 : 31 = 53,80645 ≈ 54 (чел.);

СКШРмес по инвалидам = 90 : 31 = 2,903226 ≈ 3 (чел.).

Итак, по итогам октября среднеучетное количество штатных работников составляет 54 человека, в том числе инвалидов — 3 человека. Обратите внимание: несмотря на то что третий инвалид был принят на работу не с начала месяца, по итогам месяца за счет округления он был засчитан как отработавший целый месяц.

Пример 2. Общее количество штатных работников на предприятии по итогам года (СКШРгод) 20 человек, т. е. предприятию нужно трудоустроить 1 инвалида. 11 марта 2010 на работу была принята женщина, имеющая заключение МСЭК об установлении ей инвалидности, а 16 августа 2010 года она была уволена. Других инвалидов на предприятии нет.

Рассчитаем показатели СКШР мес и СКШР годпо инвалидам:

СКШР март = 1 х 21 : 31 = 0,6774 ≈ 1 (чел.);

СКШРапрель= 1 х 30 : 30 = 1 (чел.);

СКШР май = 1 х 31 : 31 = 1 (чел.);

СКШР июнь= 1 х 30 : 30 = 1 (чел.);

СКШР июль= 1 х 31 : 31 = 1 (чел.);

СКШР август = 1 х 16 : 31 = 0,5161 ≈ 1 (чел.);

СКШР год= (0 + 0 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 0 + 0 + 0 + 0) : 12 = 6 : 12 = 0,5 ≈ 1 (чел.).

Как видим, инвалид из 12 месяцев отчетного года отработал на предприятии 4 полных месяца и два неполных, и этого оказалось достаточно, чтобы засчитать этого инвалида в годовой норматив.

Пример 3. На предприятии в среднем в течение года в штате состояло 10 человек, что требует выполнения норматива по трудоустройству 1 инвалида. В течение 2010 года на предприятии числилось в штате 3 работника-инвалида:

1) 1-й состоял в трудовых отношениях с 2006 года и был уволен 31 января этого года;

2) 2-й был принят на работу 12 апреля и уволен 30 июня;

3) 3-й был принят на работу 1 июня и уволен 1 августа.

Рассчитаем показатели СКШР меси СКШР годпо инвалидам:

СКШРянварь= 1 х 31 : 31 = 1 (чел.);

СКШРапрель= 1 х 19 : 30 = 0,6333 ≈ 1 (чел.);

СКШР май = 1 х 31 : 31 = 1 (чел.);

СКШР июнь= 2 х 30 : 30 = 2 (чел.);

СКШР июль= 1 х 31 : 31 = 1 (чел.)*;

СКШР август = 1 х 1 : 31 = 0,0322 ≈ 0 (чел.);

СКШР год= (1 + 0 + 0 + 1 + 1 + 2 + 1 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0) : 12 = 6 : 12 = 0,5 ≈ 1 (чел.).

* Несмотря на то что работник был уволен 30 июля (в пятницу — последний рабочий день месяца), он принимается в учет и в последующие за этим днем выходные дни (субботу 31 июля и воскресенье 1 августа) (п.п. 3.2.1 Инструкции № 286).

Таким образом, по итогам года предприятие выполнило норматив по трудоустройству инвалидов.

Выводы

Во-первых, если в каком-то месяце года количество штатных работников превысило 8 человек, то это не говорит о том, что предприятию нужно срочно нанимать на работу инвалида, а при его отсутствии — уплачивать штраф. Решающий показатель определяется только по итогам работы за год, и если превышение носило временный характер, то предприятие не выйдет за рамки 8 человек.

Во-вторых, инвалид, отработавший чуть больше половины месяца, за счет округления может быть зачтен в этом месяце как целая единица (1 чел. х 16 дн. : 30 дн. = 0,5333 ≈ 1 чел.). Обратите внимание, что здесь применяется правило «четной цифры», поэтому если показатель СКШР за отчетный месяц равен 0,5, то в этом месяце инвалид не будет учитываться в расчете (1 чел. х 15 дн. : 30 дн. = 0,5 = 0 чел).

В-третьих, для того чтобы выполнить норматив, необязательно, чтобы инвалид отработал целый год. Такой работник должен находиться в штате хотя бы 6 месяцев (иногда даже не полностью отработанных, как показано в примере 2 на с. 42).

В-четвертых, если предприятию нужно трудоустроить 1 инвалида, то для выполнения норматива можно нанять несколько инвалидов, которые отработают по несколько месяцев (например, 2 инвалида по три месяца или 3 инвалида по два месяца), как показано в примере 3.

Надеемся, что данная статья поможет вам провести предварительные расчеты, и вы успеете до окончания года исправить ситуацию. Согласитесь, ведь лучше нанять необходимое количество инвалидов на период ноябрь-декабрь на неполное рабочее время (например, на 0,25 ставки) или даже в режиме полной занятости и выполнить тем самым норматив, чем платить штраф в размере средней годовой зарплаты по предприятию за каждого нетрудоустроенного инвалида. Если найти и трудоустроить инвалида не получается, то нужно хотя бы попытаться обезопасить себя от штрафа, подав в центр занятости отчеты о наличии вакансий для инвалидов. Не лишним будет и дать объявление в местные средства массовой информации о приеме на работу инвалидов. Для Фонда эти предпринятые меры вряд ли покажутся достаточными, чтобы не налагать штраф, о чем, в частности, свидетельствуют его письма от 06.11.08 г. № 1/6-481/06, от 03.08.09 г. № 1/6-377/06. В то же время отстоять свою позицию в суде, доказывая, что все возможное для трудоустройства инвалида(ов) было сделано, шансы неплохие (постановление окружного административного суда г. Киева от 11.09.08 г. № 4/407, определение ВАдСУ от 20.01.09 г. по делу № К-15389-08, Справка ВАдСУ о результатах изучения и обобщения судебной практики применения статей 19, 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 23.08.07 г., постановление ВСУ от 02.02.10 г. № 10/03). Судам рекомендовано всесторонне проверять все обстоятельства дела. И если выяснится, что работодатель предпринял все необходимые меры для трудоустройства инвалидов (создал рабочие места для них, информировал центр занятости о наличии «инвалидных» вакансий), то, как показывает судебная практика, его не привлекают к ответственности за невыполнение норматива.

Документы и сокращения статьи

Закон о соцзащите инвалидов — Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике численности работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.05 г. № 286.

Инструкция № 42 — Инструкция по заполнению формы № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Минтруда Украины от 10.02.07 г. № 42.

Порядок предоставления отчета — Порядок предоставления учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.07 г. № 70.

Фонд — Фонд социальной защиты инвалидов.

СКШР— среднеучетное количество штатных работников. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)