592 0

Работаем с физическими лицами - ­предпринимателями

30.10.10
Сегодня большинство предприятий сотрудничает с физ.лицами-­предпринимателями. Для того чтобы это сотрудничество было взаимовыгодным, предприятию необходимо знать нюансы, связанные с деятельностью предпринимателей. О многих из них вы узнаете из предлагаемой статьи.
Марина КОВЕНКО, экономист аналитик Издательского дома «Фактор»

Арендуем недвижимость у предпринимателя

Юридическое лицо арендует у физлица-­предпринимателя здание под склад. Предприниматель работает на упрощенной системе налогообложения. Как в налоговом учете юридического лица отразится операция по аренде здания склада? Нужно ли удерживать налог с доходов физических лиц при выплате дохода (арендной платы) предпринимателю, если данный вид деятельности не указан в его Свидетельстве об уплате единого налога?

Начнем с налога с доходов физических лиц. Как предусмотрено п.п. 9.12.1 Закона № 889, налогообложение доходов физического лица, полученных им в рамках предпринимательской деятельности без создания юридического лица, осуществляется по правилам, установленным специальным законодательством по этим вопросам. В нашем случае таким специальным законодательным актом является Указ № 727, на основании которого действует упрощенная система налогообложения. Согласно ст. 2 этого Указа субъекты малого предпринимательства — физические лица имеют право самостоятельно избрать способ обложения доходов единым налогом путем получения Свидетельства об уплате единого налога, порядок выдачи которого утвержден приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Основанием для выдачи Свидетельства являются письменное заявление (в нем предприниматель указывает виды деятельности, которыми он планирует заниматься, находясь на упрощенной системе налогообложения) и платежный документ об уплате единого налога за период не менее чем календарный месяц (п. 2 Порядка № 599). Впоследствии виды деятельности, указанные предпринимателем в заявлении, вносятся в Свидетельство об уплате единого налога.

Все доходы, полученные от деятельности, указанной в Свидетельстве об уплате единого налога, не облагаются налогом с доходов физических лиц. Это прямо следует из последнего абзаца ст. 2 Указа № 727.А вот другие доходы, не указанные в Свидетельстве и не подпадающие под обложение единым налогом, должны облагаться налогом с доходов по ставке 15 % как доходы физлиц-непредпринимателей. На это неоднократно обращала внимание ГНАУ в своих письмах от 14.07.2009 г. № 14735/7/17-0417 (п. 5)// «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 63, от 28.04.2007 г. № 2125/ч/17-0715, от 05.10.2007 г. № 4851/В/17-0715 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 7.

В нашем случае такой вид деятельности, как сдача в аренду недвижимости не указан в Свидетельстве об уплате единого налога. А потому доход от этой деятельности будет облагаться налогом с доходов физических лиц в общем порядке, установленном Законом № 889.

Напомним, что порядок налогообложения дохода от сдачи недвижимости в аренду регулируется п. 9.1 Закона № 889. В соответствии с ним налоговым агентом арендодателя при начислении дохода от сдачи недвижимого имущества в аренду является арендатор. То есть именно арендатор должен удержать налог с доходов физических лиц из суммы арендной платы. Доходы в виде арендной платы облагаются по ставке налога в размере 15 %.

Что касается сроков уплаты налога с доходов физических лиц, то они зависят от формы, в которой осуществляется выплата арендной платы (п. 8.1 Закона № 889):

— если выплата осуществляется в безналичной форме, то налог уплачивается в бюджет во время такой выплаты единым платежным документом;

— если выплата осуществляется в неденежной форме или наличными, то налог уплачивается в течение банковского дня, следующего за днем выплаты арендной платы.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ доходы от предоставления недвижимого имущества в аренду отражаются с признаком дохода «08» (см. Справочник признаков дохода, приведенный в приложении к Порядку заполнения и предоставления налоговыми агентами налогового расчета суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога, утвержденному приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451).

Справедливости ради отметим, что в некоторых случаях налогоплательщикам удается в судебном порядке отстоять неуплату налога с доходов физических лиц, полученных от видов деятельности, не указанных в Свидетельстве. Как правило, это происходит в случае уплаты налогоплательщиком единого налога по максимальному размеру ставки, определенному решением местного совета.

В своих определениях суды ссылаются на положения абзаца 3 п. 2 Указа № 727, где сказано, что в случае когда физическое лицо — предприниматель осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, то им приобретается одно свидетельство и уплачивается единый налог, не превышающий максимальной ставки. Исходя из этого они приходят к выводу, что, уплатив единый налог по максимальной ставке, предприниматель может осуществлять все виды деятельности (в том числе и сдачу помещения в аренду) и при этом у него не возникает объекта обложения налогом с доходов физических лиц (см. определение ВАСУ от 12.05.2009 г. № К-4835/08 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 53, а также определение ВАСУ № А37/80 от 21.06.2007 г.// «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 100).

Конечно, положительный исход дела не может не радовать. И все же к нему нужно относиться с большой осторожностью. Ведь в п.п. 9.12.2 Закона № 889 четко указано, что другие доходы, нежели определенные в п.п. 9.12.1 (полученные не в рамках предпринимательской деятельности), облагаются налогом по общим правилам, установленным Законом № 889.

Теперь о налоге на прибыль. С позиции Закона о налоге на прибыль операции аренды относятся к операциям особого вида, порядок налогообложения которых оговорен п.п. 7.9.6. Согласно нормам этого подпункта передача имущества в аренду никаких налоговых последствий в учете обеих сторон договора не влечет. Сданное в аренду здание склада попрежнему остается собственностью предпринимателя (арендодателя). При этом арендатор отражает валовые расходы (исходя из суммы начисленной арендной платы) только по итогам налогового периода, в котором осуществляется такое начисление.

Таким образом, к арендным операциям правило первого события не применяется. В данном случае необходимо ориентироваться на дату начисления арендного платежа. Традиционно, основанием для начисления арендной платы является акт предоставленных услуг. Поэтому момент возникновения валовых расходов у арендатора «привязан» к дате его составления и не зависит от фактической уплаты арендных платежей (в том числе авансовой)*.

* Однако ГНАУ понимает эту норму подругому. В своем письме от 14.12.2004 г. № 625/4/15-1110 она отметила, что в случае осуществления операций оперативного лизинга валовые расходы арендатора будут возникать по дате, определенной договором для уплаты лизингового платежа.

И не забудьте об обычноценовых ограничениях, установленных п.п. 7.4.3 Закона о налоге на прибыль. В соответствии с ними расходы плательщика налога, связанные с приобретением товаров и услуг у неплательщиков налога на прибыль (в том числе у частных предпринимателей), определяются исходя из договорных цен, но не ниже обычных цен на такие товары (работы, услуги), действовавших на дату продажи.

Особенности бухгалтерского и налогового учета операции аренды недвижимости с участием физлица­-предпринимателя, рассмотрим на примере.

Пример. По договору аренды предприятие арендует у физического лица — предпринимателя здание торгового склада оценочной стоимостью 35000 грн.

Арендная плата установлена договором в сумме 3000 грн. в месяц. Размер арендной платы соответствует уровню обычных цен. Договор заключен сроком на один месяц — октябрь 2009 года. Согласно договору арендный платеж необходимо осуществлять до 10 числа следующего месяца.

Поскольку такой вид деятельности, как «сдача в аренду недвижимости» не указан в Свидетельстве об уплате единого налога предпринимателя, предприятие­арендатор обязано удержать налог с доходов физических лиц. Его сумма составит 450 грн. (3000 грн. х 15 %).

Аренда объекта недвижимости у физического лица — предпринимателя

Дата

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

01.10.2009 г.

Получено помещение в операционную аренду

01

35000

31.10.2009 г.

Начислена арендная плата (подписан акт предоставленных услуг)

93

685

3000

3000

31.10.2009 г.

Удержан налог с доходов физических лиц

685

641/НДФЛ

450

05.11.2009 г.

Перечислен налог с доходов физических лиц

641/НДФЛ

311

450

05.11.2009 г.

Получены в кассу денежные средства для выплаты арендной платы

301

311

2550

05.11.2009 г.

Уплачена предпринимателю арендная плата

685

301

2550

Сумма начисленного арендодателю дохода должна быть отражена в Налоговом расчете по форме № 1ДФ с признаком дохода «08».

Фрагмент Налогового расчета по ф. № 1ДФ за 4 квартал 2009 года

№ з/п

Ідентифікаційний номер

Сума нарахованого доходу (грн., коп.)

Сума виплаче­ного доходу (грн., коп.)

Сума утриманого податку (грн., коп.)

Ознака доходу

Дата

Ознака подат. соц. пільги

Ознака (0,1)

нарахованого

перерахованого

прийняття на роботу (дд/мм/рррр)

звільнення з роботи (дд/мм/рррр)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

....

11

1256389745

3000

00

3000

00

450

00

450

00

08

...
















Заключаем договор аренды автомобиля с предпринимателем

Предприятие заключает договор аренды транспортного средства с физлицом-предпринимателем. Нужно ли заверять такой договор нотариально?

Согласно ч. 2 ст. 799 ГКУ договор найма транспортного средства при участии физического лица подлежит нотариальному удостоверению. А вот ХКУ, которому принадлежит приоритет в отношении между субъектами хозяйствования, никаких требований к форме такого договора не содержит. В связи с этим возникает закономерный вопрос: можно ли распространить норму, устанавливающую исключение из общего правила для тех отношений, одним из участников которых является физлицо, и на отношения с участием физлиц-предпринимателей?

Для ответа на него обратимся к ст. 51 ГКУ, где сказано, что к предпринимательской деятельности физических лиц применяются нормативноправовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность юридических лиц. По сути это означает, что в случае существования одного правила для юридических лиц и другого — для физических предприниматели должны подпадать под первое правило, регулирующее деятельность юридических лиц.

К подобному пониманию этой нормы пришел ВХСУ в судебном решении (см. постановление ВХСУ от 14.09.2006 г. по делу № 41/102 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 58, с. 43). Он отметил, что положения ч. 2 ст. 799 ГКУ не могут быть применены в отношении договора аренды с участием предпринимателя, поскольку правовое регулирование предпринимательской деятельности юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в данном случае является тождественным. В отношении договоров аренды транспортных средств, заключенных юридическими лицами, ГКУ и ХКУ не требуют обязательного нотариального удостоверения. Это означает, что нотариально заверять договор аренды, одной из сторон которого является физлицо­-предприниматель,по мнению суда, не нужно.

Однако этот вывод будет справедлив только в случае выполнения следующих условий:

наличия в договоре аренды информации о предпринимательском статусе арендодателя — орган выдачи, дата и номер Свидетельства о госрегистрации;

предоставление автомобиля в аренду входит в предпринимательскую деятельность физлица-­предпринимателя. Для того чтобы это подтвердить, предприятие при заключении договора аренды с предпринимателем должно получить у него копии Свидетельства о госрегистрации, Свидетельства об уплате единого налога с указанием на соответствующий вид деятельности, платежных документов об уплате единого налога или авансовых платежей налога с доходов физических лиц (письмо ГНАУ от 04.07.2006 г. № 7291/6/17-0416, от 06.02.2007 г. № 2174/7/17-0717).

Вместе с тем мы должны предупредить наших читателей, что судебное решение не имеет силы нормативноправового акта. Поэтому не исключено, что при проверке налоговики будут выступать за нотариальное удостоверение договора аренды.

В связи с этим осторожным налогоплательщикам мы бы рекомендовали договор аренды автомобиля с участием физлица­-предпринимателя все­таки заверить нотариально. Ну а тем, кто уже совершил сделку или даже пострадал от штрафов при проверке, возможно, пригодится это положительное судебное решение.

Ремонт автомобиля, полученного в аренду от предпринимателя

Предприятие арендует у физлица-­предпринимателя на общей системе налогообложения автомобиль. Право арендатора на осуществление ремонтов и улучшений транспортного средства оговорено в договоре аренды. Стоимость таких ремонтов и улучшений арендодатель не компенсирует. Будет ли в таком случае возникать доход у предпринимателя, выступающего в роли арендодателя?

Прежде всего напомним, что стороны договора аренды вправе самостоятельно решать, за чей счет проводить текущий и капитальный ремонты арендованного имущества. Причем такое решение обязательно должно быть закреплено в договоре аренды (части 1 и 2 ГКУ). В нашем случае обязанность по проведению текущего и капитального ремонтов возложена на арендатора.

Порядок проведения ремонта дорожных транспортных средств определен Положением № 102, действие которого распространяется на юридических и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт дорожных транспортных средств (за исключением троллейбусов, мопедов и мотоциклов) независимо от форм собственности. В соответствии с Положением № 102 ремонт транспортных средств подразделяется на текущий и капитальный.

Под текущим ремонтом понимается ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключающийся в замене (или восстановлении) отдельных частей. Такой ремонт выполняется по необходимости, в соответствии с результатами диагностики технического состояния транспортного средства или при выявлении неисправностей и призван обеспечить или восстановить работоспособность транспортного средства (п. 3.12 Положения № 102). Таким образом текущий ремонт направлен на поддержание транспортного средства в рабочем состоянии и не приводит к его улучшению или увеличению срока службы.

Поскольку законодательство и сам договор аренды обязывают арендатора поддерживать транспортное средство в надлежащем техническом состоянии, то расходы на проведение текущего ремонта являются расходами арендатора и не могут рассматриваться как доход, полученный арендодателем в виде дополнительного блага. Другими словами, стоимость текущего ремонта не должна попадать в налогооблагаемый доход предпринимателя, выступающего в роли арендодателя. На это, в частности, обращала внимание и ГНА в г. Киеве в п. 2 письма от 10.04.2006 г. № 250/10/31-106 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 85.

Что касается капитального ремонта, то он выполняется для восстановления исправности изделия с заменой или восстановлением любых частей, в том числе базовых. К такому виду ремонта относятся работы, связанные с:

— заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей;

— заменой рамы — для прицепов и грузовых автомобилей;

— одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов.

Выполнение капитального ремонта приводит к росту будущих экономических выгод от использования авто. Так, например, увеличивается срок его эксплуатации, что вероятнее всего повлечет за собой и увеличение срока аренды.

Исходя из условия вопроса, арендодатель стоимость выполненного капремонта не возмещает. При этом по окончании договора аренды он получает автомобиль с улучшенными характеристиками и более длительным сроком эксплуатации. По сути, арендодатель получает доход в виде бесплатно полученных результатов услуг по капитальному ремонту. Согласно п. 1.1 и п.п. 4.2.9 «е» Закона № 889 такой доход является дополнительным благом, стоимость которого подлежит обложению налогом с доходов физических лиц в составе общего налогооблагаемого дохода.

Вопрос в том, когда следует определять доход физлица-­предпринимателя? Скорее всего, что налоговики будут настаивать на признании дохода в месяце завершения капитального ремонта (см. письмо ГНАУ от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 72). Однако, по нашему мнению, доход можно будет отразить только после возврата автомобиля от арендатора к арендодателю, на основании акта приемапередачи. Причем возникает доход не в полной сумме стоимости капремонта, а за вычетом износа. Ведь на момент возврата арендованного авто замененные (отремонтированные) части уже в определенной степени износились.

Для оценки влияния износа при возврате автомобиля предприятию следует создать комиссию, которая оценит рыночную стоимость выполненных улучшений с учетом их износа. По данным акта оценки и будет определена сумма дохода арендодателя в виде дополнительных благ. Сумма такого дохода считается выручкой предпринимателя и отражается в Книге учета доходов и расходов на дату подписания акта приемапередачи. В дальнейшем из этой выручки предприниматель обязан будет уплатить налог с доходов физических лиц по ставке 15 %. Поэтому во избежание двойного налогообложения предприятие при возврате арендованного авто НДФЛ удерживать не должно. Правда, для этого необходимо, чтобы предприниматель предъявил предприятию копии своего Свидетельства о госрегистрации и платежек об уплате НДФЛ за тот квартал, в котором ему возвращается объект аренды. На необходимость наличия перечисленных документов, как необходимом условии для неудержания НДФЛ, обращали внимание представители Главного налогового ведомства в письме от 01.09.2006 г. № 9732/6/17-0716. Там же они отметили, что договор должен быть заключен с физическим лицом как предпринимателем. Поэтому осторожным налогоплательщикам этот момент необходимо учитывать при заключении договора аренды. В указанном письме говорилось и о необходимости отражения таких доходов в налоговом расчете по форме № 1ДФ. То есть стоимость капремонта (с учетом износа), увеличенную на «натуральный коэффициент» — 1,176471 (п. 3.4 Закона № 889), все же придется отразить в отчете по форме № 1ДФ с признаком дохода «42», проставив «0,00» в графах 4 и .

В случае непредоставления предпринимателем указанных выше документов предприятие обязано будет удержать НДФЛ с дохода предпринимателя как с обычного физлица.

И еще один момент. Если арендодателем авто является предприниматель, работающий на упрощенной системе налогообложения, то при возврате автомобиля от арендатора к арендодателю предприятие обязано будет удержать налог с доходов физических лиц. Связано это прежде всего с тем, что бесплатное получение результатов услуг по капитальному ремонту не может фигурировать в Свидетельстве об уплате единого налога. А как известно, доходы, не указанные в Свидетельстве и не подпадающие под обложение единым налогом, должны облагаться налогом с доходов по ставке 15 % как доходы физлиц-непредпринимателей.

Сумма начисленного такому арендодателю дохода (с учетом «натурального коэффициента») отражается в налоговом расчете по форме № 1ДФ с кодом признака дохода 14 «Прочие доходы».

Размер авансового взноса не является основанием для удержания НДФЛ

Предприятие выплатило денежное вознаграждение предпринимателю на общей системе налогообложения за выполненные работы в размере 6000 грн. В свою очередь, предприниматель предоставил предприятию копию Свидетельства о госрегистрации и документа об уплате авансового платежа за соответствующий квартал в сумме 300 грн. Повлияет ли размер авансового взноса на необходимость удержания НДФЛ из суммы выплачиваемого дохода?

В соответствии с п.п. 9.12.1 Закона № 889 налогообложение доходов физического лица, полученных им в рамках предпринимательской деятельности без создания юридического лица, осуществляется по правилам, установленным специальным законодательством по этим вопросам. Таким законодательством является раздел IV Декрета № 1392. В связи с этим термин «общий налогооблагаемый доход» к предпринимательским доходам не применяется, а лицо, выплачивающее их, производить начисление и удержание налога не должно. На это, в частности, обращали внимание представители главного налогового ведомства в письме от 06.02.2007 г. № 2174/7/17-0717. Тут же они отметили, что основания для удержания НДФЛ из сумм дохода, выплачиваемого физлицу­предпринимателю, отсутствуют только тогда, когда он уплатил авансовые платежи по НДФЛ. В качестве подтверждения такой уплаты предприниматель должен предоставить юридическому лицу копию платежных документов об уплате авансовых платежей по НДФЛ и свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя.

Итак, при наличии вышеперечисленных документов основания для удержания юридическим лицом налога с доходов физических лиц отсутствуют. Причем размер уплаченных авансовых платежей по НДФЛ в данной ситуации не имеет никакого значения. Объясним почему.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Декрета № 1392 и п.п. 14.3 Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГНАУ от 21.04.93 г. № 12, налогообложение доходов граждан осуществляется налоговыми органами. Именно налоговые органы на основании декларации о доходах рассчитывают сумму авансовых платежей по ненаступившим срокам уплаты (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября) и доводят эту сумму до сведения предпринимателя налоговым уведомлением. В свою очередь, предприниматель уплачивает в указанные сроки рассчитанные для него суммы авансовых платежей. Причем сумма фактического чистого дохода прямого влияния на величину авансовых платежей не оказывает.

И только по итогам годовой декларации налоговый орган определяет общую сумму налога с доходов физических лиц. Полученную сумму сравнивают с общей величиной уплаченных в течение года авансовых платежей, и если по итогам перерасчета возникает:

— положительная разница — фактическая сумма НДФЛ превысила сумму уплаченных авансовых взносов, — то предприниматель доплачивает недостающую сумму в бюджет;

— отрицательная разница — фактическая сумма НДФЛ оказалась меньше суммы уплаченных авансовых взносов, — то лишнюю сумму возвращают из бюджета или зачисляют в счет будущих платежей (п. 3 ст. 14 Декрета № 13-92).

Таким образом, юридическое лицо, которое выплачивает доход физлицу-­предпринимателю, не должно беспокоиться о размере уплаченных авансовых платежей. Ведь, как мы уже выяснили, они не могут соответствовать сумме дохода, полученной от той или иной сделки. Единственное, о чем должно позаботиться предприятие, так это о наличии копий Свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя и платежек об уплате авансовых платежей по НДФЛ.

Комиссия с предпринимателем — неплательщиком НДС

Между предприятием и физлицом-предпринимателем заключен договор комиссии, согласно которому предприятие обязуется продать товар, принадлежащий предпринимателю. При этом одна из сторон договора (предприятие-­комиссионер) является плательщиком НДС, а другая (предприниматель-­комитент) — неплательщиком НДС. Опишите порядок обложения НДС этой операции у комиссионера.

Особенности НДСучета операций по договорам комиссии на продажу оговорены во втором абзаце п. 4.7 Закона об НДС. Так, согласно этому пункту в случае, когда налогоплательщик осуществляет деятельность по поставке товаров, полученных в рамках договоров комиссии, базой налогообложения является продажная стоимость этих товаров. Дата возникновения налоговых обязательств такого налогоплательщика (комиссионера) определяется по общему правилу первого события (п.п. 7.3.1 Закона об НДС). То есть налоговые обязательства по НДС возникают либо по дате поступления денежных средств от покупателей, либо по дате отгрузки им товара. А право на налоговый кредит у комиссионера появляется только на дату перечисления денежных средств в пользу комитента или поставки последнему других видов компенсации стоимости указанных товаров. Основанием для этого является налоговая накладная, выписать которую обязан комитент.

В нашей ситуации комитентом является физлицо-­предприниматель, не зарегистрированное плательщиком НДС, поэтому выписать налоговую накладную для комиссионера он не сможет (п. 18 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165). А значит, комиссионер просто потеряет свой налоговый кредит, поскольку оснований для его отражения не будет.

Однако тут не стоит забывать о том, что в соответствии со ст. 1024 ГКУ комитент обязан возместить комиссионеру расходы, связанные с реализацией товара, в том числе и «переплаченные» в связи с выполнением договора комиссии суммы НДС. Подумать о компенсации таких расходов лучше еще при заключении договора комиссии, прописав в нем условие о том, что комитент — неплательщик НДС возместит комиссионеру расходы, связанные с уплатой НДС. Подробно об этом можно прочитать в статье «Возмещение дополнительных расходов при выполнении договора комиссии», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 5, с. 13.

Что касается комиссионного вознаграждения, то оно облагается НДС на общих основаниях (п.п. 3.1.1 Закона об НДС). При этом налоговые обязательства в отношении него возникают по правилу первого события:

— или на дату получения оплаты за посреднические услуги;

— или на дату оформления документа, удостоверяющего факт предоставления услуги.

А теперь проиллюстрируем все вышеизложенное на условном примере.

Пример. По договору комиссии на продажу предприятие «Магнолия» (плательщик НДС) обязуется продать товар, принадлежащий физлицу-­предпринимателю (неплательщику НДС). Товар реализован предприятием за 18000 грн., денежные средства от покупателя получены после отгрузки товара.

По условию договора сумму комиссионного вознаграждения, которая составляет 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.), комитент перечисляет комиссионеру после выполнения его обязательств по договору. Сумма вознаграждения покрывает собой расходы комиссионера, связанные с уплатой в бюджет НДС.

Учет операций по договорам комиссии на продажу с комитентом — неплательщиком НДС

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Реализация товара

1

Приняты товары на комиссию

024

18000

2

Отгружен товар покупателю

361

702

18000

3

Начислены налоговые обязательства по НДС при отгрузке товара покупателю

702

641

3000

4

Отражена задолженность перед комитентом:

— на сумму без НДС

704

631

15000

— на сумму НДС

949

631

3000

5

Списана стоимость отгруженного товара

024

18000

6

Поступила оплата от покупателя за товар

311

361

18000

7

Перечислены средства за реализованный товар комитенту

631

311

18000

8

Отнесены на финансовый результат:






— доход от реализации товара покупателю

702

791

15000

— вычеты из дохода

791

704

15000

Учет комиссионного вознаграждения

9

Отражена сумма дохода в момент подписания акта предоставленных услуг

377

703

6000

5000

10

Отражена сумма налоговых обязательств по НДС

703

641

1000

11

Получена от комитента сумма комиссионного вознаграждения

311

377

6000

12

Списаны доходы на финансовый результат

703

791

5000

Теперь вы знаете о нюансах сотрудничества предприятия и частного предпринимателя. Уверены, что эти знания и ваш опыт будут способствовать процветанию такого сотрудничества.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)