1611 0

Рекламный розыгрыш призов

30.10.10
Одним из самых распространенных и эффективных способов проведения рекламных акций является розыгрыш призов. Такое мероприятие проводится с целью привлечения покупателей, рекламирования товаров и повышения спроса на них. О том, как оформляется проведение розыгрыша призов и как отражаются в налоговом и бухгалтерском учете связанные с ним операции, пойдет речь в данной статье.
Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Документальное оформление рекламного розыгрыша

В случае если предприятие приняло решение провести розыгрыш призов среди покупателей, первым делом следует определить, не подлежит ли такая деятельность лицензированию и патентованию.

Лицензированию подлежат выпуск и проведение лотерей*, организация деятельности по проведению азартных игр (п. 29 ст. 9 Закона о лицензировании).

* Согласно Закону Украины «О введении моратория на выдачу лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей» от 02.06.2005 г. № 2630-IV на выдачу лицензий на проведение хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей наложен мораторий до принятия закона о государственном регулировании деятельности по выпуску и проведению лотерей и денежных розыгрышей.

Рекламный розыгрыш не является лотереей, поскольку покупатели становятся его участникам бесплатно, в то время как лотерея предполагает продажу игроку за деньги или в обмен на другие ценности права на участие в розыгрыше приза, что следует из п. 1.33 Закона о налоге на прибыль. Подтверждением данной позиции служит п. 1.1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей, утвержденных приказом Госкомпредпринимательства и Минфина от 12.12.2002 г. № 128/1037, в котором указано, что эти Лицензионные условия не распространяются на проведение на бесплатной основе розыгрышей среди покупателей товаров (услуг) с выдачей выигрышей в наличной и имущественной форме, которые проводятся с целью рекламы.

Розыгрыши на бесплатной основе с целью рекламы (популяризации) отдельного товара, услуги, торговой марки, знаков для товаров и услуг, наименования или направлений деятельности субъектов ведения хозяйства, коммерческой программы с выдачей выигрышей в денежной или имущественной форме не относятся к азартным играм (ст. 1 Закона Украины «О запрещении игорного бизнеса в Украине» от 15.05.2009 г.№ 1334-VI), которые запрещены в Украине согласно указанному Закону.

Следовательно, деятельность по проведению розыгрышей в рекламных целях лицензированию не подлежит.

Еще одним важным моментом, требующим выяснения, является вопрос о необходимости приобретения торгового патента для осуществления деятельности по проведению розыгрышей.

В соответствии со ст. 5 Закона о патентовании подлежат патентованию операции по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса, осуществляемые субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями.

Розыгрыши призов, проводимые в рекламных целях, не имеют отношения к игорному бизнесу. Поэтому такие розыгрыши патентованию не подлежат. Это подтверждает ГНАУ в письмах от 14.02.2006 г. № 48/2/15-0410 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 31, от 07.07.2006 г. № 4499/6/15-0416 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 102, от 28.07.2009 г. № 8984/5/15-0416 // «Налоги и бухгалтерский учет, 2009, № 82).

Очень важно, чтобы у предприятия были доказательства того, что розыгрыш носит рекламный характер. Для этого необходимо:

1) оформить розыгрыш как рекламную кампанию по стимулированию продажи товаров (работ, услуг) и назначить ответственного за его проведение;

2) при подготовке документов проводимое мероприятие следует определять как акцию, не используя термин «лотерея»;

3) соблюсти бесплатность участия покупателей в розыгрыше;

4) проинформировать потенциальных покупателей о том, что по итогам акции они смогут получить подарок только в имущественной форме.

Таким образом, очень важно, чтобы все оформленные документы свидетельствовали именно о рекламных целях проводимого розыгрыша.

Теперь конкретизируем список необходимых документов. Итак, при проведении рекламного розыгрыша предприятие-организатор оформляет следующие документы:

1. Приказ руководителя о проведении розыгрыша призов. В приказе указываются:

— дата, место и цель проведения розыгрыша призов;

— круг лиц, ответственных за организацию акции;

— перечень товаров, которые предполагается вручать в виде призов;

— условия проведения розыгрыша;

— способы доведения информации о проводимых розыгрышах до покупателей (объявление о розыгрыше призов на видном месте в магазине, на листовках, в средствах массовой информации);

— состав комиссии (ответственных лиц) для подведения итогов розыгрыша.

2. Смету расходов на проведение розыгрыша призов. В этом документе указывается ассортимент, количество и стоимость товаров, которые будут разыгрываться в качестве призов.

3. Накладные на отпуск ТМЦ со склада. Ответственное лицо получает товары, которые будут предоставляться в качестве призов, на складе предприятия под отчет. Отпуск ТМЦ оформляется накладной.

4. Решение комиссии. Документ составляется после проведения розыгрыша и отражает его результаты, соответствие проведенной акции требованиям и условиям, предусмотренным в приказе руководителя, а также объявляются победители.

5. Акт о вручении приза. Данный документ составляет комиссия при передаче призов получателям с указанием необходимых реквизитов предприятия, паспортных данных получателя приза и его идентификационного номера, Ф.И.О. работника предприятия, уполномоченного вручать приз, стоимость приза.

6. Отчет о фактических расходах по проведению розыгрыша призов. Этот документ составляется после проведения рекламного розыгрыша.

Налог с доходов физических лиц

В связи с тем что в рекламных розыгрышах призов принимают участие физические лица, возникает вопрос о необходимости налогообложения доходов в виде стоимости таких призов. Для ответа на него обратимся к Закону № 889.

В соответствии с п.п. 4.2.12 Закона № 889 доходы физического лица в виде призов включаются в его общий месячный налогооблагаемый доход.

Порядок налогообложения призов, в частности, полученных физическими лицами в результате рекламных акций (с персонификацией получателей), регулируется п.п. 9.5.1 Закона № 889. На то, что при налогообложении призов, полученных в ходе рекламных розыгрышей, следует руководствоваться п.п. 9.5.1 Закона № 889, указывали и налоговики (см. письма ГНАУ от 14.10.2005 г. № 9924/6/17-3116, от 04.09.2009 г. № 539/4/16-1510.

Налоговым агентом при начислении в пользу налогоплательщика дохода в виде приза является лицо, осуществляющее такое начисление. В данном случае это продавец, который проводит рекламный розыгрыш.

Доходы в виде призов, полученные в результате проведения рекламных розыгрышей, облагаются по двойной ставке налога с доходов30 % (п. 7.3 Закона № 889).

Поскольку при рекламных розыгрышах призы предоставляются в неденежной форме, при определении объекта налогообложения необходимо учитывать требования п. 3.4 Закона № 889. В соответствии с указанными требованиями объект налогообложения определяется как стоимость такого начисления, умноженная на «натуральный» коэффициент (1,428571).

Следует отметить, что налоговики придерживаются другой точки зрения. В своих письмах ГНАУ разъясняет, что «натуральный» коэффициент при налогообложении доходов в неденежной форме не применяется (письма ГНАУ от 08.10.2008 г. № 20454/7/17-0717, от 09.07.2009 г. № 14312/7/17-0717). В качестве аргумента приводится тот факт, что предприятия ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность исключительно в денежной единице Украины.

Однако мы с данной позицией не согласны, поскольку, получая приз в натуральной форме, участник розыгрыша получает фактически «чистый» доход. Чтобы удержать с такого дохода налог с доходов, при определении объекта налогообложения необходимо применить «натуральный» коэффициент.

Налог с доходов, удержанный с доходов физических лиц в виде выигрышей и призов, подлежит уплате в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем выплаты дохода, т. е. выдачи приза (п.п. 8.1.4 Закона № 889).

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ доходы физических лиц в виде розыгрышей и призов отражаются с признаком «13». Для заполнения Налогового расчета по форме № 1ДФ победитель розыгрыша должен предоставить копию идентификационного номера.

Обращаем внимание: за несообщение или несвоевременное сообщение налоговым органам сведений о доходах граждан ст. 1634 КоАП предусматривает административное наказание должностных лиц предприятий и граждан — субъектов предпринимательской деятельности в виде:

— предупреждения или наложения штрафа в размере от 2 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 34 грн. до 51 грн.);

— наложения штрафа от 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 грн. до 85 грн.) за такое же повторное нарушение в течение года.

Решение по делу об административном правонарушении выносится районными (городскими) судами на основании протоколов, составленных органами налоговой службы. При этом следует иметь в виду, что административное взыскание может быть наложено не позднее трех месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — трех месяцев со дня его выявления (ст. 38 КоАП).

Налоговый и бухгалтерский учет

Для целей налогового учета призы рассматриваются как безвозмездно предоставленные товары (п. 1.23 Закона о налоге на прибыль). При включении затрат на приобретение товаров, которые будут вручаться в виде призов, в состав валовых расходов следует руководствоваться п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль. Согласно указанной норме Закона о налоге на прибыль расходы на приобретение призов попадут в состав валовых расходов только в размере 2 % налогооблагаемой прибыли предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год.

При бесплатной передаче призов неплательщику налога на прибыль, в том числе физическому лицу, плательщику-льготнику или связанному лицу у предприятия возникает валовый доход исходя из обычных цен (пп. 7.4.1, 7.4.3 Закона о налоге прибыль). Как следует из положений п. 1.20 ст. 1 Закона о налоге на прибыль, обычной ценой в данном случае будет считаться стоимость этих или аналогичных им товаров, по которой они реализовывались бы покупателям за денежные средства в обычных рыночных условиях. При определении обычной цены, в частности, учитываются скидки, связанные с маркетинговой политикой предприятия*.

Что касается НДС, отметим следующее. Товары, приобретенные для рекламных розыгрышей, фактически используются в хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому предприятие вправе включить суммы уплаченного (начисленного) при приобретении таких товаров НДС в налоговый кредит.

В связи с тем что формирование налогового кредита не зависит от размера валовых расходов налогоплательщика (см. письмо ГНАУ от 15.05.2006 г. № 9120/7/16-1517-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 55), предприятие не должно корректировать сумму «входного» НДС по бесплатно предоставленным призам, стоимость которых превысила 2-процентный предел и не была включена в валовые расходы.

При бесплатной передаче товаров (в данном случае призов) предприятие обязано начислить налоговые обязательства по НДС. База налогообложения определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен (п. 4.2 Закона об НДС).

Пример. Предприятие «Электрон» в рекламных целях провел розыгрыш приза среди покупателей, которые в течение октября 2009 года приобрели товары на сумму не менее 1000 грн. В качестве приза победителю (идентификационный номер — 2777777777) предоставляется утюг, который был приобретен за 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.). Цена приобретения является обычной ценой. Вручение приза оформлено путем составления акта-передачи с указанием его стоимости. Налогооблагаемая прибыль предприятия за 2008 год составила 200000 грн.

Сумма затрат, которая может быть включена в валовые расходы, составляет 4000 грн. (200000 грн. х 2 %).

Определим объект налогообложения: 360 х 1,428571 = 514,29 (грн.).

Сумма налога с доходов составляет: 514,29 х 30 % = 154,29 (грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете операции, связанные с проведением рекламного розыгрыша, отражаются следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Приобретен утюг с целью передачи в виде приза

281

631

300,00

300,00*

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости приобретенного утюга

641/НДС

631

60,00

3

Перечислены поставщику денежные средства за приобретенный утюг

631

311

360,00

4

Вручен приз покупателю по результатам проведения розыгрыша

377

281

300,00

300,00

5

Отражены налоговые обязательства по НДС

377

641/НДС

60,00

6

Начислен налог с доходов физических лиц

377

641/НДФЛ

154,29

7

Списана задолженность покупателя в состав расходов на сбыт

93

377

514,29

8

Перечислен в бюджет налог с доходов физических лиц

641/НДФЛ

311

154,29

*Поскольку 2-процентный предел не превышен, расходы на приобретение товара, передаваемого в качестве приза, включаются в состав валовых расходов предприятия в полном объеме на основании п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль.

Доход физического лица — покупателя в виде приза должен быть отражен предприятием, которое проводило розыгрыш, в Налоговом расчете по форме № 1ДФ за 4 квартал 2009 года следующим образом:

Извлечение из Налогового расчета по форме № 1ДФ за 4 квартал 2009 года

№ п/п

Идентификационный номер

Сумма начисленного дохода (грн., коп.)

Сумма выплаченного дохода (грн., коп.)

Сумма удержанного налога (грн., коп.)

Признак дохода

Дата

Признак налогов. соц. льготы

Признак (0, 1)

начисленного

перечисленного

приема на работу дд/мм/гггг

увольнения с работы дд/мм/гггг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

...

15

2777777777

514

29

514

29

154

29

514

29

13

...
















В заключение еще раз напомним: во избежание сложностей розыгрыш призов должен быть оформлен как рекламная акция. В этом случае бухгалтер с легкостью отразит все операции, связанные с проведением рекламного розыгрыша, в налоговом и бухгалтерском учете.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)