2020 0

Учет плательщиков ЕСВ и застрахованных лиц

Все физические лица, работающие на предприятиях или у предпринимателей, а также выполняющие работы (предоставляющие услуги) по договорам гражданско-правового характера, застрахованы в системе общеобязательного государственного социального страхования. При этом работодатель обязан начислять на фонд оплаты труда и суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам единый социальный взнос, удерживать этот взнос из сумм выплачиваемых физическим лицам доходов и своевременно перечислять его на счета Пенсионного фонда.


В данном спецвыпуске приведены материалы о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, его размерах для различных категорий страхователей и застрахованных лиц, налоговом и бухгалтерском учете этого взноса и отчетности, предоставляемой в органы Пенсионного фонда. Кроме того, здесь можно найти информацию об особенностях выплаты застрахованным лицам пособий из фондов социального страхования, а также видах ответственности за нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании.

Перечень использованных документов


НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от
16.01.2003 г. № 435-IV.

УКУ— Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон № 1533 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон № 2240 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон о Госбюджете-2011 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.2010 г. № 2857-VI.

Закон о госрегистрации — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Порядок № 1266 — Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266.

Порядок № 1306 — Порядок выдачи свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22.08.2000 г. № 1306.

Порядок № 1423 — Порядок определения страховых тарифов для предприятий, учреждений и организаций на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.09.2000 г. № 1423.

Перечень № 1170 — Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22.12.2010 г. № 1170.

Порядок № 21-1 — Порядок зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата ошибочно уплаченных средств, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-1.

Порядок № 21-3 — Порядок приема банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-3.

Порядок № 21-6 — Порядок постановки на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-6.

Порядок № 22-2 — Порядок формирования и подачи страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.2010 г. № 22-2.

Порядок № 22-7 — Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.2010 г. № 22-7.

Порядок № 24 — Порядок назначения, перерасчета и осуществления страховых выплат, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 27.04.2007 г. № 24.

Порядок № 26 — Порядок финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 22.12.2010 г. № 26.

Порядок № 30 — Порядок отнесения страхователей к классу профессионального риска производства с учетом вида их экономической деятельности и проведения проверок достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности (в том числе основной), утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 30.11.2010 г. № 30.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5.

Инструкция № 16 — Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденная постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.2001 г. № 16.

Инструкция № 21-5 — Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-5.

Инструкция № 36 — Инструкция о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденная постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 12.07.2007 г. № 36.

Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

Инструкция № 339 — Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.12.2000 г. № 339.

Положение № 22-1 — Положение о Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, утвержденное постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.2010 г. № 22-1.

Положение № 25 — Положение о комиссии (уполномоченном) предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи
с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденное постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 23.06.2008 г. № 25.

Постановление № 45 — постановление правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины «О расходах на погребение и связанных с этим ритуальных услугах в случае смерти пострадавшего от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания» от 03.10.2008 г. № 45.


Обязательное социальное страхование (ЕСВ и не только)

Введение единого социального взноса в значительной степени изменило систему общеобязательного государственного социального страхования. В приведенном материале детально проанализирован действующий в настоящее время порядок начисления и уплаты ЕСВ. Кроме того, нем рассмотрены особенности выплаты пособий застрахованным лицам, а также уделено внимание ответственности за нарушение законодательства в сфере социального страхования.

Наталья ВОРОНАЯ, Алла СВИРИДЕНКО, Екатерина СКРИПКИНА,
Лилия УШАКОВА — экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»


Единый социальный взнос (далее — ЕСВ) является консолидированным страховым взносом, который с 2011 года заменил привычные взносы в фонды социального страхования: Пенсионный фонд (далее — ПФ), Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — ФВПТ), Фонд социального страхования на случай безработицы (далее — ФБ), Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве (далее — ФНС). Теперь начисляется и уплачивается один — ЕСВ, а уже потом его сумма распределяется между перечисленными фондами в установленной Законом № 2464 пропорции.

Перед рассмотрением порядка начисления и уплаты ЕСВ разберемся, кто же является его плательщиками и застрахованными лицами, а также как осуществляется их учет.


1. Учет плательщиков ЕСВ и застрахованных лиц


1.1. Плательщики ЕСВ и застрахованные лица

Перечень плательщиков ЕСВ приведен в ч. 1 ст. 4 Закона № 2464. Одни из них являются страхователями (названы в п. 1 ч. 1 ст. 4), другие — застрахованными лицами (перечислены в пп. 2 14 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464).

К числу страхователей относятся работодатели, в частности:

— предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам*, а также их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и самостоятельно ведущие расчеты с застрахованными лицами;

— физические лица — предприниматели, в частности те, которые используют труд других лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, по гражданско-правовым договорам*;

— физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, и физические лица, использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта);

— дипломатические представительства и консульские учреждения Украины, филиалы, представительства, другие обособленные подразделения предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), созданные в соответствии с законодательством Украины, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно осуществляют расчеты с застрахованными лицами;

— дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения иностранных предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), расположенные на территории Украины.

* Кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации его как предпринимателя.

Отметим, что к числу плательщиков ЕСВ относятся предприятия, учреждения, организации, выплачивающие пособие по временной нетрудоспособности (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464 и п.п. 2.1.2 Инструкции № 21-5).

В свою очередь работодатели являются страхователями по отношению к застрахованным физическим лицам (гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства), которые:

— являются наемными работниками (работают на условиях трудового договора (контракта)) на предприятиях, в учреждениях и организациях, у других юридических лиц, а также у физических лиц — предпринимателей и физических лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно;

— выполняют работы (предоставляют услуги) на предприятиях, в учреждениях и организациях, у других юридических лиц, а также у физических лиц — предпринимателей и физических лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно по гражданско-правовым договорам (кроме физических лиц — предпринимателей, если выполняемые ими работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации их как предпринимателей);

— получают пособие по временной нетрудоспособности.

Перечень страхователей и соответствующих им застрахованных лиц приведен в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Страхователи

Застрахованные лица

1

2

Предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физические лица — предприниматели, физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, прочие физические лица, использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, по гражданско-правовым договорам*, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения юридических лиц, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами

Работники — граждане Украины, иностранцы (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины) и лица без гражданства, работающие на условиях трудового договора

Физические лица, которые выполняют работы (предоставляют услуги) по гражданско-правовым договорам (кроме физических лиц — предпринимателей, если выполняемые ими работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации их как предпринимателей)

Лица, которые работают на выборных должностях в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан и получают заработную плату (вознаграждение) за работу на такой должности

Работники военизированных формирований, горноспасательных частей независимо от подчинения, а также личный состав аварийно-спасательной службы, созданной в соответствии с законодательством на постоянной основе

Дипломатические представительства и консульские учреждения Украины, филиалы, представительства, другие обособленные подразделения предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), созданные в соответствии с законодательством Украины, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно осуществляют расчеты с застрахованными лицами

Граждане Украины, работающие на условиях трудового договора (если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины)

Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения иностранных предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), расположенные на территории Украины

Граждане Украины и лица без гражданства, работающие на условиях трудового договора

Предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, воинские части, выплачивающие денежное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности

Военнослужащие (кроме военнослужащих срочной военной службы), лица рядового и командного состава

Лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности

* Кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическими лицом предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации такого предпринимателя.

Кроме того, застрахованными лицами согласно Закону № 2464 признаны:

— физические лица — предприниматели (далее — ФЛП), в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, и члены семей этих лиц, принимающие участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности (подробнее об уплате ЕСВ частными предпринимателями читайте на с. 33 данного спецвыпуска);

— лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно — занимающиеся независимой профессиональной деятельностью, а именно научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской, а также медицинской, юридической практикой, в том числе адвокатской, нотариальной деятельностью, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получающие доход непосредственно от этой деятельности, при условии что такие лица не являются наемными работниками либо предпринимателями.

Как предусмотрено абзацем вторым ч. 1 ст. 5 Закона № 2464 постановка на учет плательщиков ЕСВ осуществляется ПФ путем внесения соответствующих сведений о них в реестр страхователей. Кратко расскажем о порядке формирования Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а затем опишем процедуру постановки страхователей на учет в органах ПФ.


1.2. Порядок формирования Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования

Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования ведет ПФ в порядке, определенным Положением № 22-1. Он состоит из реестра страхователей и реестра застрахованных лици предназначен для накопления, хранения и использования информации о сборе и ведении учета ЕСВ, его плательщиках и застрахованных лицах (п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464).

Реестр страхователей представляет собой автоматизированный банк сведений, созданный для ведения учета плательщиков ЕСВ — страхователей, перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464 (перечень страхователей приведен в табл. 1.1 на с. 6).

Согласно ст. 19 Закона № 2464 в реестр страхователей вносятся следующие сведения:

1) идентификационный код юридических лиц (идентификационный номер физических лиц — налогоплательщиков). По лицам, которые по религиозным или другим убеждениям отказались от идентификационного номера и имеют в паспорте отметку о наличии у них права осуществлять любые платежи без идентификационного номера, вносятся данные свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании, а при его отсутствии — паспортные данные;

2) наименование (для ФЛП и физических лиц, использующих наемный труд, — фамилия, имя, отчество);

3) местонахождение (для юридического лица) и место регистрации местожительства или место фактического проживания (для физического лица);

4) форма собственности;

5) виды экономической деятельности, в том числе основной;

6) класс профессионального риска производства;

7) количество работников на дату предоставления отчетности и лиц, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам;

8) другая информация, необходимая для учета плательщиков, их обязательств и уплаты единого взноса.

Реестр застрахованных лиц — автоматизированный банк сведений, созданный для ведения единого учета физических лиц, подлежащих общеобязательному государственному социальному страхованию в соответствии с законом.

Сведения о застрахованных лицах поступают в реестр от работодателей в виде персонифицированных сведений, предоставляемых в ПФ в составе ежемесячной отчетности. На основании этих данных на каждое застрахованное лицо в Реестре заполняется персональная учетная карточка — Индивидуальные сведения о застрахованном лице по форме ОК-7-з (приложение к Положению № 22-1). Номер такой персональной учетной карточки соответствует идентификационному номеру физического лица согласно ГРФЛ.

Следует помнить, что для целей применения Закона № 2464 ФЛП и лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, являются одновременно и страхователями, и застрахованными лицами, поэтому сведения о них содержатся в двух частях реестра. При этом сведения в реестр застрахованных лиц указанные лица подают сами на себя.

Обратите внимание: в реестр попадают сведения обо всех физических лицах, которым начислялись доходы, облагаемые ЕСВ. При этом не являются исключением физические лица, отказавшиеся от идентификационного номера по религиозным убеждениям, лица, не имеющие страхового свидетельства, а также лица, не являющиеся гражданами Украины, но работающие на ее территории и не имеющие идентификационного номера. Регистрация таких лиц осуществляется на основании свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании, по паспортным данным или по данным документа, удостоверяющего личность.

Данными этого Госреестра имеют право пользоваться все фонды для выполнения возложенных на них функций.

Порядок поставки на учет страхователей в органах ПФ, а также снятия их с учета регулируются ст. 5 Закона № 2464, а также Порядком № 21-6. Так, Порядок № 21-6 предусматривает отдельные особенности постановки на учет и снятия с учета:

— юридических лиц и ФЛП, на которых распространяется действие Закона о госрегистрации;

— обособленных подразделений юридических лиц;

— плательщиков ЕСВ, на которых не распространяется действие Закона о госрегистрации.

Рассмотрим, в чем же заключаются эти особенности в разрезе перечисленных групп страхователей.


1.3. Постановка на учет страхователей, на которых распространяется действие Закона о госрегистрации

Прежде всего отметим, что предусмотренная Порядком № 21-6 процедура постановки таких страхователей на учет практически не требует участия в ней самих субъектов регистрации.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 2464 постановка на учет юридических лиц и ФЛП, на которых распространяется действие Закона о госрегистрации, осуществляется на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором, не позднее следующего рабочего дня со дня получения указанных сведений. В свою очередь, обязанность госрегистратора передавать органам ПФ подобные сведения о совершении регистрационных действия предусмотрена абзацем четвертым ч. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации.

Регистрация юридических лиц осуществляется органами ПФ по их местонахождению, а ФЛП ставится на учет органом ПФ по месту проживания такого предпринимателя (пп. 2.1 и 2.2 Порядка № 21-6).

В день получения от госрегистратора сведений о зарегистрированном юридическом лице или ФЛП орган ПФ направляет их в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции ФНС. Со своей стороны, на основании полученной от ПФ информации ФНС принимает решение об отнесении юридического лица или ФЛП к тому или иному классу профессионального риска производства и не позднее следующего рабочего дня уведомляет об этом территориальный орган ПФ.

Как вы помните, процедура установления класса профессионального риска страхователей определена Порядком № 30 и заключается в следующем:

— ФНС получает из соответствующего органа ПФ сведения о страхователе, в которых содержатся данные об основном виде его экономической деятельности;

— ФНС относит этого страхователя к классу профессионального риска производства, руководствуясь при этом Классификацией отраслей экономики и видов работ по профессиональному риску производства, приведенной в приложении к Порядку № 1423 (п. 3.4 Порядка № 30);

— не позднее следующего рабочего дня ФНС направляет органу ПФ уведомление об отнесении страхователя к классу профессионального риска производства с указанием ставки ЕСВ (п. 3.1 Порядка № 30).

На следующий рабочий день после постановки страхователя на учет ПФ бесплатно отправляет ему по почте с уведомлением о вручении уведомление о постановке на учет плательщика единого взноса (приложение 1 к Порядку № 21-6). В этом уведомлении указывают класс профессионального риска, к которому отнесен данный плательщик для целей взимания ЕСВ (ч. 3 ст. 5 Закона № 2464).

Страхователь, получивший уведомление ПФ, может не согласиться с указанной в нем ставкой ЕСВ. В этом случае плательщик в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о постановке на учет имеет право обратиться в орган ПФ с письменным заявлением об изменении ставки ЕСВ (абзац второй п. 2.4 Порядка № 21-6). При этом предприятия, которые в соответствии с Законом № 2464 имеют право на применение специальных пониженных ставок взноса (бюджетные учреждения, предприятия и организации всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности общества УТОГ и УТОС, предприятия и организации общественных организаций инвалидов, в которых количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда) вместе с заявлением подают органу ПФ подтверждающие их статус документы.

Если же плательщик не согласен с установленной ему ставкой ЕСВ в связи с присвоенным ему классом профессионального риска производства, то он должен в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления ПФ о постановке на учет обратиться за согласованием этого вопроса непосредственно в ФНС. При этом страхователь оформляет заявление об изменении класса профессионального риска производства и размера ЕСВ по форме приложения 3 к Порядку № 30.

После получения заявления от страхователя ФНС принимает решение об отнесении его к соответствующему классу профессионального риска производства согласно заявленному основному виду экономической деятельности и не позднее следующего рабочего дня после получения заявления направляет органу ПФ уведомление об изменении класса профессионального риска производства (приложения 4 к Порядку № 30) с указанием нового размера ЕСВ.

Об установлении нового размера ЕСВ плательщику направляется уведомлениеПФ по форме приложения 1 к Порядку № 21-6 с примечанием «Изменения». На основании этого уведомления страхователь самостоятельно осуществляет перерасчет ЕСВ со дня постановки его на учет.

Новое уведомлениепо форме приложения 1 к Порядку № 21-6 с примечанием «Изменения» направляется также:

1) страхователям — юридическим лицам — в случае получения органом ПФ от государственного регистратора сведений о проведении государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица (абзац первый п. 2.5 Порядка № 21-6);

2) ФЛП — в случае получения органом ПФ от государственного регистратора сведений о проведении государственной регистрации изменений сведений о страхователе — физическом лице, а именно:

— фамилии, имени и/или отчества;

— места проживания;

— идентификационного номера или номера и серии паспорта физического лица, которое по религиозным или другим убеждениям отказалось от получения идентификационного номера и официально уведомило об этом соответствующие органы государственной власти, о чем имеет отметку в паспорте.

Причем в случае, если изменения в учредительные документы юридического лица или в сведения о ФЛП касаются изменения основного вида экономической деятельности, то в день получения указанных сведений органы ПФ направляют их соответствующему рабочему органу исполнительной дирекции ФНС. На основании полученной информации ФНС принимает решение о присвоении предприятию или ФЛП нового класса профессионального риска производства. И только после этого ПФ оформляет новое уведомление по форме приложения 1 к Порядку № 21-6.

При постановке на учет юридического лица — плательщика ЕСВ, государственная регистрация которого связана с изменением местонахождения, орган ПФ по новому местонахождению не позднее следующего рабочего дня со дня получения сведений от государственного регистратора направляет запрос на перевод органу ПФ, где плательщик находился на учете. Орган ПФ по предыдущему местонахождению плательщика в течение 5 рабочих дней передает пакет документов (карточки лицевых счетов плательщика ЕСВ, акт проверки (в случае ее проведения) и другие имеющиеся документы), снимает в учета плательщика и указывает в деле название органа ПФ, куда происходит перевод.


1.4. Особенности постановки на учет обособленных подразделений юридических лиц

Процедура постановки на учет обособленных подразделений практически ничем не отличается от описанной выше процедуры постановки на учет страхователей — юридических лиц и ФЛП. Однако свои особенности все же есть и на них стоит остановиться.

Прежде всего следует помнить, что отдельно на учет в ПФ ставят те обособленные подразделения юридических лиц, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами. При этом наличие у обособленного подразделения юридического лица отдельного баланса и полномочий на самостоятельное ведение расчетов по заработной плате, а также основной вид экономической деятельности такого подразделения устанавливаются должностным лицом органа ПФ путем уточнения этих данных непосредственно у юридического лица.

Постановка на учет вновь созданных обособленных подразделений осуществляется ПФ по их местонахождению на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором.

В случае выделения на отдельный баланс уже существующего обособленного подразделения, а также делегирования ему полномочий на самостоятельное ведение расчетов с застрахованными лицами юридическое лицо в 10-дневный срок со дня принятия такого решения сообщает об этом территориальному органу ПФ по местонахождению такого обособленного подразделения.

Орган ПФ по местонахождению обособленного подразделения на основании полученной от юридического лица информации ставит такое подразделение на учет и в этот же день направляет сведения о нем в соответствующий орган ФНС.
В свою очередь территориальный орган ФНС должен принять решение об отнесении обособленного подразделения юридического лица к определенному классу профессионального риска производства и не позднее следующего рабочего дня направить органу ПФ соответствующее уведомление.

После этого юридическому лицу и обособленному подразделению направляется уведомление о постановке на учет в качестве плательщика ЕСВ обособленного подразделения юридического лица по форме согласно приложению 1 к Порядку № 21-6.

В случае несогласия с установленной ставкой ЕСВ обособленное подразделение, как и обычный страхователь, может обратиться в территориальный орган ПФ по своему местонахождению с письменным заявлением об изменении размера взноса. Сделать это обособленное подразделение может в течение 10 рабочих дней со дня поступления уведомления о постановке на учет (п. 3.3 Порядка № 21-6). При этом дальнейшая процедура изменения ставки ЕСВ осуществляется в порядке, предусмотренном п. 2.4 Порядка № 21-6 для юридических лиц (см. с. 9 данного спецвыпуска).

Не отличается от описанной выше и процедура выдачи юридическому лицу и обособленному подразделению нового уведомления о постановке на учет в связи с внесением изменений в регистрационную карточку сведений об обособленном подразделении (п. 3.4 Порядка № 21-6), а также согласования с ФНС установленного класса профессионального риска производства (п. 3.5 Порядка № 21-6).


1.5. Постановка на учет страхователей, на которых не распространяется действие Закона о госрегистрации

Страхователей, на которых не распространяется действие Закона о госрегистрации, в частности физических лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, и физических лиц, использующих труд других лиц на условиях трудового договора (контракта), ПФ берет на учет не позднее следующего рабочего дня со дня получения от них соответствующего заявления по форме приложения 2 (члены семьи предпринимателя — по форме приложения 3Порядку № 21-6. Такое заявление плательщик ЕСВ подает территориальному органу ПФ по своему месту жительства в 10-дневный срок со дня начала осуществления соответствующей деятельности или заключения трудового договора с наемным работником или заключения договора гражданско-правового характера с физическим лицом. Причем согласно п. 4.4 Порядка № 21-6 вместе с заявлением указанные лица подают копии таких документов:

— справки о присвоении идентификационного номера (кроме лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от идентификационного номера, что подтверждается соответствующей отметкой в паспорте);

— трудового договора с наемным работником;

— гражданско-правового договора с лицом, за которое уплачивают ЕСВ;

— свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью, выданного Министерством юстиции Украины;

— свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, выданного квалификационно-дисциплинарной комиссией адвокатуры;

— свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т. п.), подтверждающего право физического лица на ведение независимой профессиональной деятельности;

— документа, удостоверяющего личность (паспорта).

Копии перечисленных документов сверяются работником территориального органа ПФ с их оригиналами.

Дальнейшая процедура постановки на учет повторяет описанный выше процесс постановки на учет страхователей, на которых распространяется действие Закона о госрегистрации. Сводится эта процедура к следующему:

— в день получения заявления и приложенных к нему документов территориальный орган ПФ направляет полученные сведения в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции ФНС;

— ФНС принимает решение об отнесении плательщика к соответствующему классу профессионального риска производства и не позднее следующего рабочего дня уведомляет об этом орган ПФ;

— на следующий рабочий день со дня постановки на учет плательщика ЕСВ ему направляется соответствующее уведомление, составленное по форме приложения 1 к Порядку № 21-6.

В случае изменения фамилии, имени или отчества, места жительства, основного вида деятельности плательщик ЕСВ обязан в 10-дневный срок со дня возникновения соответствующих изменений подать в орган ПФ документы в том же порядке, что и при постановке на учет. Заявление подается с примечанием «Изменения». На основании полученных документов орган ПФ вносит соответствующие изменения в учетные дела плательщиков и выдает новое уведомление по форме приложения 1 к Порядку № 21-6 с примечанием «Изменения». Срок выдачи нового уведомления — не позднее следующего рабочего дня со дня получения заявления от плательщика ЕСВ.

Заметьте, если упомянутые изменения произошли в пределах территориального обслуживания органа ПФ, то они вносятся в дело плательщика ЕСВ без изменения его регистрационного номера.

Если плательщик по новому месту жительства расположен за пределами территории обслуживания органа ПФ, то он обязан в 15-дневный срок произвести окончательный расчет по ЕСВ и сняться с учета. После этого следует стать на учет в органе ПФ по новому месту проживания.


Дальше читать тут




Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)