1407 0

Контроль за соблюдением законодательства плательщиками ЕСВ

К функциям и обязанностям ПФ относятся обеспечение сбора ЕСВ, осуществление контроля соблюдения плательщиками взноса требований этого Закона, правильности начисления, исчисления, полноты и своевременности уплаты ЕСВ.

Начало читать тут

6. Контроль за соблюдением законодательства плательщиками ЕСВ

6.1. Полномочия Пенсионного фонда

Как следует из положений ч. 2 ст. 12, а также п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона № 2464 к функциям и обязанностям ПФ относятся обеспечение сбора ЕСВ, осуществление контроля соблюдения плательщиками взноса требований этого Закона, правильности начисления, исчисления, полноты и своевременности уплаты ЕСВ.

С целью реализации возложенных на него функций и обязанностей ПФ наделяется такими правами (пп. 1 — 8 ч. 1 ст. 13 Закона № 2464):

— получать бесплатно от предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, ФЛП сведения о начислении, исчислении и уплате ЕСВ, а также другие сведения, необходимые для выполнения ПФ возложенных на него функций;

— проводить не чаще одного раза в календарный год плановую, а в случаях, предусмотренных законом, — внеплановую проверку* на предприятиях, в учреждениях и организациях, у ФЛП бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов о начислении, исчислении и уплате ЕСВ, получать необходимые пояснения, справки и сведения (в частности, письменные) по вопросам, возникающим во время такой проверки;

— требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также ФЛП устранения выявленных нарушений законодательства о сборе и ведении учета ЕСВ;

— изымать в установленном законодательством порядке у предприятий, учреждений и организаций, а также ФЛП копии документов, подтверждающих занижение размера заработной платы (дохода) и других выплат, на которые начисляется ЕСВ;

— обращаться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве плательщика ЕСВ;

— применять финансовые санкции, предусмотренные Законом № 2464;

— взыскивать с плательщиков неуплаченные суммы ЕСВ;

— поднимать в установленном законом порядке вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о сборе и ведении учета ЕСВ.

* Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальным органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2011 г. № 233.

В свою очередь на плательщиков ЕСВ Законом № 2464 возложена обязанность допускать должностных лиц территориального органа ПФ к проведению проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ при наличии направления на проверку и удостоверения личности, предоставлять им предусмотренные законодательством документы и пояснения по вопросам, возникающим в процессе проверки (п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 2464).

Решения, принятые органами ПФ по вопросам, которые относятся к их компетенции в соответствии с Законом № 2464, являются обязательными к выполнению плательщиками ЕСВ, должностными лицами и застрахованными лицами (ч. 1 ст. 25 Закона № 2464).

Как видим, если раньше каждый из фондов социального страхования — ПФ, ФВПТ, ФБ, ФНС — имел право осуществлять проверки правильности начисления и своевременности уплаты соответствующих страховых взносов, а также порядка и правильности использования страховых средств, то теперь все контрольные функции за соблюдением требований законодательства, касающихся исчисления и уплаты ЕСВ, возложены на ПФ. В то же время полномочия по проведению проверок работодателей в части соблюдения ими законодательства о социальном страховании на случай безработицы, о социальном страховании от несчастных случаев на производстве, о социальном страховании по временной потере трудоспособности остались у других фондов социального страхования (подробнее см. 115).


6.2. Взыскание недоимки по ЕСВ

Среди полномочий, которыми обладает ПФ, п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона № 2464 называет взыскание с плательщиков неуплаченных сумм ЕСВ.

Взыскание задолженности по ЕСВ осуществляется в соответствии с требованиями ст. 25 Закона № 2464 и разд. VI Инструкции № 21-5. Причем все установленные этими документами меры взыскания и воздействия применяются к плательщикам ЕСВ, на которых Законом № 2464 возложена обязанность начислять, исчислять и уплачивать единый взнос (ч. 1 ст. 25 Закона № 2464 и п. 6.1 Инструкции № 21-5). К таким плательщикам относятся прежде всего работодатели (как юридические лица, так и ФЛП, использующие наемный труд), а также ФЛП или лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, которые уплачивают ЕСВ за себя.

Итак, согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464 подлежащей взысканию недоимкой признается сумма ЕСВ, своевременно не начисленная и/или не уплаченная плательщиками взноса в сроки, установленные Законом*, исчисленная территориальными органами ПФ в случаях, предусмотренных Законом.

* Напомним, что сроки уплаты ЕСВ установлены ст. 9 Закона № 2464 и приведены в табл. 2.8 на с. 26.

Если своевременно не уплаченные суммы ЕСВ выявляет сам плательщик взносов, то он обязан самостоятельно исправить ошибку, т. е. исчислить суммы ЕСВ и уплатить их с начислением пени
(ч. 2 ст. 25 Закона № 2464).

Иначе ситуация складывается, если недоимка будет выявлена органом ПФ. Так, при выявлении недоимки органом ПФ он направляет плательщику ЕСВ требование об уплате долга по форме приложения 4 кИнструкции № 21-5 (для плательщиков — юридических лиц) или приложения 5 к Инструкции № 21-5 (для плательщиков — физических лиц). Корешок требования остается в ПФ.

Требование об уплате долга формируется на основании актов документальных проверок, актов сверок с органами налоговой службы, отчетов плательщика о начислении ЕСВ и учетных данных из карточек лицевых счетов плательщиков.

Требование об уплате долга формируется в случаях и в сроки, указанные в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Случаи выявления недоимки

Срок направления требования
об уплате долга

1. Данные документальных проверок результатов деятельности плательщика или актов сверок с органами налоговой службы сумм дохода (прибыли) ФЛП или лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, свидетельствуют о доначислении сумм ЕСВ.
2. Органами ПФ в уведомлениях-расчетах определены суммы ЕСВ, подлежащие доплате (п.п. «а» п. 6.3 Инструкции № 21-5)

Одновременно с актом документальной проверки плательщика ЕСВ или актом о суммах расхождений относительно сумм дохода (прибыли), заявленных в отчетности в ПФ и задекларированных в годовой налоговой декларации ФЛП, или с уведомлением-расчетом на всю сумму доначисленного ЕСВ

Плательщик имеет на конец отчетного базового периода* недоимку по уплате ЕСВ (п.п. «б» п. 6.3 Инструкции № 21-5)

Ежемесячно в течение 5 рабочих дней, следующих за отчетным базовым периодом

Плательщик имеет на конец отчетного базового периода долги по уплате финансовых санкций (п.п. «в» п. 6.3 Инструкции № 21-5)

Требование об уплате долга является исполнительным документом. Его формируют на всю сумму долга, если она превышает 10 грн.

Суммы недоимки подлежат взысканию с начислением пени и применением штрафов (ч. 3 ст. 25 Закона № 2464). Поэтому если с возникновением и уплатой недоимки связано применение финансовых санкций (штрафов и пени), то такие суммы штрафов и пени включаются в требование об уплате долга (ч. 15 ст. 25 Закона № 2464).

Требование об уплате долга считается направленным (врученным):

юридическому лицу (обособленному подразделению юридического лица) — если оно передано служебному лицу такого плательщика под роспись или направлено письмом с уведомлением о вручении;

физическому лицу — если оно вручено лично такому лицу или его законному представителю или направлено письмом по его адресу по месту жительства или последнему известному его месту пребывания (проживания) с уведомлением о вручении.

Обращаем внимание: требование об уплате долга считается надлежащим образом врученным даже в случае его возврата как ненашедшего адресата, если плательщик ЕСВ на день отсылки такого требования не сообщил в установленном порядке об изменении местонахождения (местожительства) (п. 6.4 Инструкции № 21-5).

Если плательщик ЕСВ согласен с указанными в требовании суммами недоимки и финансовых санкций, то он обязан уплатить их в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (ч. 4 ст. 25 Закона № 2464 и п. 6.5 Инструкции № 21-5).

Если же страхователь не согласен с расчетом суммы долга, указанной в требовании, то возникает необходимость в согласовании такой суммы с органами ПФ согласно Порядку № 22-7 (подробнее см. на с. 112). Кроме того, если и после этого согласие с органом ПФ не достигнуто, плательщик ЕСВ имеет право обжаловать требование в вышестоящем органе ПФ или в судебном порядке. При этом срок уплаты штрафа и пени, указанных в требовании, будет приостановлен до принятия судом решения по делу.

Обратите внимание: согласно абзацу второму п. 6.6 Инструкции № 21-5 об обжаловании требования в суде плательщик обязан в письменном виде уведомить в течение 10 рабочих дней орган ПФ, направивший требование. Причем в информировании органа ПФ заинтересован сам плательщик ЕСВ. Ведь если этого не сделать, то ПФ, руководствуясь п. 6.8 Инструкции № 21-5, направит требование в порядке, установленном законодательством, в подразделение государственной исполнительной службы. При этом в сумму долга включат суммы согласованных, но своевременно не уплаченных плательщиком штрафов и пени.


Требование считается отозванным, если:

— сумма долга самостоятельно погашается плательщиком. В данном случае требование считается отозванным в день, в течение которого состоялось погашение суммы долга;

— орган ПФ отменяет или изменяет ранее указанную сумму долга в результате ее согласования или обжалования. В такой ситуации требование считается отозванным со дня принятия органом ПФ решения об отмене или изменении ранее указанной суммы долга;

— требование органа ПФ об уплате долга отменяется или изменяется судом. В данном случае требование считается отозванным в день вступления судебного решения в законную силу;

— долг списывается в случаях, предусмотренных ст. 25 Закона № 2464. В таком случае требование считается отозванным в день принятия органом ПФ решения о списании долга согласно ч. 7 ст. 25 Закона;

— есть решение суда на взыскание соответствующих сумм долга, указанных в требовании. Требование считается отозванным в день поступления исполнительных документов в органы государственной исполнительной службы.

Суммы недоимки, штрафов, пени погашаются за счет средств, поступивших от плательщиков ЕСВ или от государственной исполнительной службы, в порядке календарной очередности их возникновения. При этом учтите: если у плательщика ЕСВ есть неуплаченные суммы недоимки, штрафов и пени, перечисленные им впоследствии суммы ЕСВ будут зачисляться в счет уплаты недоимки, штрафов и пени в порядке календарной очередности их возникновения (ч. 6 ст. 25 Закона № 2464 и п. 6.10 Инструкции № 21-5).

При этом в течение 5 рабочих дней после окончания базового отчетного периода орган ПФ составляет уведомление о суммах распределения уплаченных средств по форме приложения 8 к Инструкции № 21-5, которое направляется (вручается) такому плательщику. Корешок уведомления остается в территориальном органе ПФ.

Уведомление считается направленным (врученным) плательщику, если оно передано должностному лицу юридического лица, самозанятому лицу или ФЛП под роспись или направлено простым почтовым отправлением. Дата отправления проставляется на корешке уведомления.

Таким образом, уплатить текущие платежи по ЕСВ при наличии неуплаченных сумм недоимки, штрафов и пени не получится, поскольку поступившие суммы будут направлены на погашение долга по недоимке и финсанкциям.

Следует обратить внимание: сроки давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяются (ч. 16 ст. 25 Закона № 2464).

Кроме того, сумма недоимки не подлежит списанию, в частности, в случае заключения с плательщиком ЕСВ мирового соглашения в
соответствии с требованиями Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII. Исключениями являются: полная ликвидация юридического лица или смерть физического лица, признание его без вести отсутствующим, недееспособным, объявление умершим и отсутствие лиц, которые в соответствии с Законом № 2464 несут обязательство по уплате ЕСВ (ч. 7 ст. 25 Закона № 2464).

В случае ликвидации юридического лица — плательщика ЕСВ или утраты плательщиком по другим причинам статуса плательщика ЕСВ сумма недоимки уплачивается за счет средств и другого имущества плательщика. В таком случае ответственными за погашение недоимки являются:

— ликвидационная комиссия — в отношении ликвидируемого юридического лица — плательщика ЕСВ;

— юридическое лицо — в отношении образованных им филиала, представительства или другого обособленного подразделения — ликвидируемого плательщика ЕСВ.

В случае недостаточности у плательщика ЕСВ средств и другого имущества для уплаты недоимки ответственными за ее уплату являются:

— учредители или участники юридического лица — ликвидируемого плательщика ЕСВ, если по закону они несут полную или дополнительную ответственность по его обязательствам;

— юридическое лицо — в отношении образованных им филиала, представительства и другого обособленного подразделения — ликвидируемого плательщика ЕСВ;

— правопреемники юридического лица — ликвидируемого плательщика ЕСВ.

В случае слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования плательщика ЕСВ обязательства по уплате недоимки возлагаются на лиц, к которым в соответствии с законодательством перешли его права и обязанности.


6.3. Финансовые санкции, применяемые за нарушения в сфере ЕСВ

За нарушение требований законодательства о ЕСВ к плательщикам, на которых возложена обязанность исчисления, начисления и уплаты ЕСВ, применяются финансовые санкции в виде штрафов и пени.

Факты нарушений законодательства по ЕСВ должностное лицо ПФ оформляет актом. На основании акта и других материалов о нарушении начальник управления ПФ в районе, городе, районе в городе или его заместитель выносит решение о применении штрафных санкций по соответствующей форме, приведенной в приложениях 9 — 14 к Инструкции № 21-5. Указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня его вынесениянаправляется плательщику в порядке, установленном для направления требований об уплате долга, либо вручается под роспись руководителю или главному бухгалтеру предприятия либо физическому лицу — плательщику ЕСВ (п. 7.7 Инструкции № 21-5). Решение является исполнительным документом.

Размеры штрафных санкций, применяемых органами ПФ за нарушение требований законодательства о ЕСВ, приведены в ч. 11 ст. 25 Закона № 2464 и пп. 7.2.1 7.2.6 Инструкции № 21-5 (см. табл. 6.2 на с.110).

Кроме штрафов, ч. 10 ст. 25 Закона № 2464 предусматривает начисление пени на сумму недоимки из расчета 0,1 % суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа.


Порядок расчета пени приведен в п. 7.5 Инструкции № 21-5:

1. Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.

2. Основанием для начисления пени являются:

1) документы, подтверждающие сумму ЕСВ и срок ее уплаты:

— отчет плательщика о начислении ЕСВ (с положительным значением);

— требование о доначисленных суммах ЕСВ по актам проверок, или актам сверок, или уведомлению-расчету;

— решение суда;

2) документы, подтверждающие сумму и дату погашения недоимки по ЕСВ:

— выписки со счетов в виде электронного реестра расчетных документов;

— корешок приходного документа о приеме учреждением банка платежей наличными;

— отчет плательщика о начислении ЕСВ с отрицательным значением;

— решение об исключении из Государственного реестра предприятий и организаций Украины;

— свидетельство о смерти физического лица.

3. Расчет пени производится по формуле:

Y = S х K х 0,1 %,

где Y — сумма пени, начисляемая на фактически уплаченную сумму недоимки по ЕСВ;

S — фактически оплаченная сумма недоимки по ЕСВ;

K — количество дней просрочки платежа;

0,1 % — ставка для начисления пени, установленная ч. 10 ст. 25 Закона № 2464.

Полученная в результате расчета сумма пени (Y) округляется до второго знака после запятой.

Пеня и штрафные санкции подлежат уплате плательщиком ЕСВ на протяжении 10 рабочих дней после получения им соответствующего решения.

Если плательщик ЕСВ не согласен с начисленными ему финансовыми санкциями, в течение 10 рабочих дней после получения им соответствующего решения он вправе обжаловать его в вышестоящим органе ПФ или в суде с одновременным обязательным письменным уведомлением об этом намерении территориального органа ПФ, принявшего такое решение (подробнее о процедуре обжалования решений ПФ см. на с. 112). В этом случае течение срока уплаты финансовых санкций приостанавливается до вынесения вышестоящим органом ПФ или судом решения по делу.

Срок уплаты финансовых санкций приостанавливается также до вынесения судом решения в случае обжалования плательщиком ЕСВ требования об уплате долга, если применение финансовых санкций связано с таким долгом.

Суммы штрафов и пени за нарушение порядка и сроков начисления, исчисления и уплаты ЕСВ взыскиваются в том же порядке, что и суммы недоимки по уплате страховых взносов.

Срок давности в отношении начисления, применения и взыскания сумм штрафов и пени не применяется (ч. 16 ст. 25 Закона № 2464).

Помимо ответственности согласно Закону № 2464, за нарушение законодательства о ЕСВ ст. 1651 и 18823 КоАП устанавливается административная ответственность, к которой могут быть привлечены должностные лица плательщика ЕСВ. Кроме того, за уклонение от уплаты ЕСВ предусмотрена и уголовная ответственность согласно ч. 1 3 ст. 2121 УКУ. Меры ответственности в зависимости от вида совершенного нарушения представим в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Вид нарушения

Мера наказания

1

2

Штрафные санкции по Закону № 2464

Уклонение от постановки на учет или несвоевременное предоставление заявления о постановке на учет плательщиками ЕСВ, на которых не распространяется действие Закона о госрегистрации

Штраф в размере 170 грн.(п. 1 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464; п.п. 7.2.1 Инструкции № 21-5)

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 9 к Инструкции № 21-5. Основанием для принятия этого решения является акт об указанном нарушении, составляемый в произвольной форме.

Неуплата (неперечисление) или несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) ЕСВ

Штраф в размере 10 % своевременно не уплаченных сумм(п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464; п.п. 7.2.2 Инструкции № 21-5)

При этом составляется решение о применении штрафных санкций и начислении пени по форме согласно приложению 10 к Инструкции № 21-5. Расчет этой финансовой санкции осуществляется на основании данных карточек лицевых счетов плательщиков.

Доначисление территориальным органом ПФ или плательщиком своевременно не начисленного ЕСВ

Штраф в размере 5 % такой суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена эта сумма, но не более 50 % суммы доначисленного ЕСВ
(п. 3 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464; п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5)

Для расчета этого штрафа количество отчетных периодов рассчитывается начиная с месяца, на который приходится срок предоставления отчетности за период, за который доначислены (исчислены) суммы ЕСВ, и заканчивая месяцем, на который приходится получение таким плательщиком акта проверки от органа ПФ или в котором он подал отчетность, где указаны такие доначисленные суммы (п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5).
Если по результатам проверки выявлены в отдельных месяцах суммы доначисленного (своевременно не исчисленного) ЕСВ, то за каждое такое доначисление (каждый месяц) налагается штраф в следующем порядке:
определяется совокупно сумма доначислений по всем отчетным периодами, в которых они выявлены;
определяется совокупно сумма штрафа по всем отчетным периодам, в которых выявлены доначисления и по которым начислены такие штрафы;
осуществляется расчет максимального размера штрафа от совокупной суммы доначислений и сравнивается с фактически начисленной суммой штрафов, определенной совокупно за все отчетные периоды, в которых доначислены суммы ЕСВ.
Уплате подлежат суммы штрафов, не превышающие их максимальный размер, установленный п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5. При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласноприложению 11 к Инструкции № 21-5. Основанием для принятия соответствующего решения является акт проверки плательщика ЕСВ или акт сверки с налоговым органом.

Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом № 2464

Штраф в размере 170 грн.(п. 4 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464;
п.п. 7.2.4 Инструкции № 21-5)

В этом случае составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 12 к Инструкции № 21-5. Основанием для принятия соответствующего решения является акт об указанном нарушении, составленный в произвольной форме.

Ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕСВ

Штраф в размере от 136 до 255 грн.(п. 5 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464;
п.п. 7.2.5 Инструкции № 21-5)

В данном случае составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 13 к Инструкции № 21-5. Основанием для принятия соответствующего решения является акт проверки.

Неуплата, неполная уплата или несвоевременная уплата суммы ЕСВ одновременно с выплатой сумм, на которые начисляется ЕСВ (авансовых платежей)

Штраф в размере 10 % своевременно не уплаченных сумм(п. 6 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464;
п.п. 7.2.6 Инструкции № 21-5)

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 14 к Инструкции № 21-5. Расчет указанной штрафной санкции осуществляется по данным акта проверки.

Пеня

Наличие недоимки

Пеня из расчета 0,1 % суммы недоимки за каждый день просрочки платежа(ч. 10 ст. 25 Закона № 2464;
п. 7.5 Инструкции № 21-5)

Административная ответственность

Нарушение порядка начисления, исчисления и сроков уплаты ЕСВ

Штраф в размере от 340 до 510 грн.(за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за те же нарушения, — от 510 до 680 грн.)(ст. 1651 КоАП)

Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности по ЕСВ

Предоставление недостоверных сведений, которые используются в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных Законом № 2464

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ПФ в проведении проверок, связанных с начислением, исчислением и уплатой ЕСВ

Штраф в размере от 136 до 255 грн. (за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за те же нарушения, — от 170 до 340 грн.)(ст. 18823 КоАП)

Уголовная ответственность

Умышленное уклонение от уплаты ЕСВ, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, или лицом, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, или любым другим лицом, которое обязано его уплачивать, если такое деяние привело к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в значительных размерах

Штраф в размере от 5100 до 8500 грн. или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет*
(ч. 1 ст. 2121 УКУ)

Под значительным размером средств следует понимать суммы ЕСВ, которые в 1000 и более раз превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан (далее — ннмдг). Причем при квалификации нарушений размер ннмдг принимают равным размеру налоговой социальной льготы (п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НКУ). В 2011 году под значительным размером средств для целей данной статьи понимается сумма от 470500 грн.

Действия, названные в ч. 1 ст. 2121 УКУ (см. выше), совершенные по предварительному сговору группой лиц или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в крупных размерах

Штраф в размере от 8500 до 34000 грн., или исправительные работы до 2 лет, или ограничение свободы до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет* (ч. 2 ст. 2121 УКУ)

Под крупным размером средств следует понимать суммы ЕСВ, которые в 3000 и более раз превышают установленный законодательством ннмдг (в 2011 году — от 1411500 грн.).

Действия, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 2121 УКУ (см. выше), совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты ЕСВ или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в особо крупных размерах

Лишение свободы от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет с конфискацией имущества (ч. 3 ст. 2121УКУ)

Под особо крупным размером средств следует понимать суммы ЕСВ, которые в 5000 и более раз превышают установленный законодательством ннмдг (в 2011 году — от 2352500 грн.).

* Лицо, которое впервые совершило деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 2121 УКУ, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило ЕСВ или страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а также возместило ущерб, причиненный фондам общеобязательного государственного социального страхования их несвоевременной уплатой (штрафные санкции, пеня) (ч. 4 ст. 2121 УКУ).


6.4. Согласование требований и обжалование решений Пенсионного фонда

Как уже было отмечено выше, в случае получения страхователем требования об уплате долга такой страхователь обязан в течение 10 рабочих дней со дня его поступления уплатить сумму недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней. Если же страхователь не согласен с расчетом суммы недоимки, то он имеет право согласовать сумму с органом ПФ в соответствии с Порядком № 22-7.

Опишем предусмотренную этим документом последовательность согласования.

Итак, согласно п. 2.1 Порядка № 22-7, если плательщик ЕСВ считает, что территориальный орган ПФ неверно определил сумму недоимки, он имеет право обратиться туда с заявлением о согласовании требования об уплате долга. Заявление подается в письменной форме, и к нему прилагаются документы, которые свидетельствуют о неправильном исчислении фондом сумм недоимки, указанных в требовании (расчеты, копии платежных поручений и т. п.).

Обратите внимание: заявление должно быть подано в орган ПФ в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения плательщиком ЕСВ обжалуемого требования. Причем срок, установленный для предоставления заявления, не считается пропущенным, если к его окончанию заявление с приложенными к нему документами передано на почту.

Перечень обязательных реквизитов заявления приведен в п. 1.5 Порядка № 22-7. Так, в заявлении в обязательном порядке указываются:

— наименование и местонахождение страхователя — юридического лица, составившего заявление (для физического лица страхователя — фамилия, имя, отчество, местожительство);

— наименование органа ПФ, которым выдано обжалуемое требование об уплате долга, его номер и дата;

— суть просьбы или требования страхователя;

— информация об обжаловании требования органа ПФ.

Заявление подписывается руководителем предприятия-страхователя или его уполномоченным лицом (для физлиц-страхователей — самим физлицом или его уполномоченным лицом) и скрепляется печатью предприятия (для физических лиц — оттиск печати проставляется при ее наличии).

Заявление направляется органу ПФ по почте либо передается лично или через представителя.

Заявление о согласовании требования рассматривается территориальным органом ПФ в течение 3 рабочих дней, следующих за днем его получения. В результате рассмотрения заявления орган ПФ может принять одно из следующих решений (п. 2.5 Порядка № 22-7):

— о полном или частичном удовлетворении заявления плательщика ЕСВ о согласовании требования, об отмене обжалованного требования и направлении плательщику нового требования;

— об оставлении требования без изменений, а заявления плательщика ЕСВ без удовлетворения;

— об оставлении заявления плательщика ЕСВ в пределах процедуры согласования требования без рассмотрения.

Если в ходе процедуры согласования согласие с ПФ не достигнуто, плательщик ЕСВ должен:

— или уплатить суммы недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней в течение 10 рабочих дней со дня поступления решения от ПФ;

— или обжаловать решение в вышестоящий орган ПФ или в судебном порядке.

Рассмотрим процедуру обжалования решения территориального органа, описанную в разд. III Порядка № 22-7.

Жалобы на решения территориальных органов ПФ подаются главным управлениям ПФ в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в письменной форме вместе с документами, подтверждающими неправильность вынесенного решения. Такими документами могут быть (п. 3.4 Порядка № 22-7):

— акт проверки плательщика ЕСВ решение о начислении пени и наложении штрафа, другие документы (расчеты), на основании которых определена сумма подлежащего уплате ЕСВ, или начислен штраф и пеня;

— требование об уплате долга;

— заявление о согласовании требования.

Кроме того, необходимо предоставить замечания и пояснения, если они были сделаны плательщиком ЕСВ во время проверки и принятия решения, а также заключение органа ПФ о поданных замечаниях и пояснениях. Также предприятие-страхователь может приобщить к жалобе другие документы, которые, по его мнению, подтверждают законность его требований.

Срок подачи жалобы, установленный Порядком № 22-7, — 10 рабочих дней, следующих за днем получения страхователем обжалуемого решения территориального органа ПФ. Причем, как и в случае с документами на согласование требования, срок, установленный для предоставления первичной жалобы, не считается пропущенным, если к его окончанию жалоба и другие документы переданы на почту.

Об обжаловании следует обязательно письменно уведомить территориальный орган ПФ, который принял соответствующее решение.

Если в жалобе на результаты рассмотрения заявления о согласовании требования затрагиваются вопросы, которые не рассматривались во время такого согласования, указанная жалоба направляется на новое рассмотрение в территориальный орган ПФ, решение которого обжалуется, о чем выносится решение о направлении жалобы на новое рассмотрение. При этом течение сроков рассмотрения жалобы, установленныхПорядком № 22-7, начинается со дня получения территориальным органом ПФ решения о направлении на новое рассмотрение.

Сроки принятия органом ПФ решения по результатам рассмотрения жалобы установлены п. 5.1 Порядка № 22-7. Так, мотивированное решение о рассмотрении жалобы принимается органом ПФ в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы. Орган ПФ может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, но не более 60 календарных дней, о чем должен в письменной форме уведомить страхователя до окончания двадцатидневного срока.

При рассмотрении жалобы орган ПФ выносит одно из следующих решений:

— оставить обжалуемое решение без изменений, а жалобу без удовлетворения;

— отменить обжалуемое решение в определенной части и не удовлетворяет жалобу в определенной части;

— отменить обжалуемое решение и удовлетворяет жалобу;

— отменить обжалуемое решение и направляет жалобу на новое рассмотрение в территориальный орган ПФ;

— оставить жалобу без рассмотрения.

Если региональный орган ПФ принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы страхователя, такой страхователь имеет право обратиться в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения ответа, с повторной жалобой в Пенсионный фонд Украины. При этом срок, установленный для предоставления повторной жалобы, не считается пропущенным, если к его окончанию жалоба и другие документы переданы на почту.

Жалоба в письменной форме подается непосредственно в ПФУ, о чем предприятие-страхователь обязано уведомить соответствующий территориальный орган ПФ.

Решение ПФУ, принятое в результате рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке.

Если плательщик в течение 10 рабочих дней со дня поступления требования не уплатил сумму недоимки, штрафов, пени, не согласовал требование с ПФ, не обжаловал требование в суде или не уплатил согласованную сумму недоимки в течение 10 рабочих дней со дня поступления согласованного требования, орган ПФ направляет требование об уплате недоимки в государственную исполнительную службу.

Отдельные организационные моменты проведения процедур согласования требований и обжалования решений органов ПФ обобщим в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Вопросы проведения процедур согласования и обжалования

Согласование требования

Обжалование решения

подача первичной жалобы в вышестоящий орган ПФ
(разд. III Порядка № 22-7)

подача повторной жалобы в ПФУ (разд. IV Порядка № 22-7)

1

2

3

4

Объект согласования/обжалования

Согласовывается сумма недоимки, определенная органом ПФ в требовании
(п. 2.1 Порядка № 22-7)

Обжалуется решение о наложении штрафа и начислении пени илирешение, принятое органом ПФ, в рамках процедуры согласования требования
(п. 3.1 Порядка № 22-7)

Решение о полном или частичном неудовлетворении первичной жалобы
(п. 4.1 Порядка № 22-7)

Орган согласования/обжалования

Территориальный орган ПФ, требование которого согласовывается
(п. 2.2 Порядка № 22-7)

Региональный орган ПФ
более высокого уровня
.
О подаче жалобы страхователь обязан уведомить орган ПФ, решение которого обжалуется (п. 3.2 Порядка № 22-7)

Пенсионный фонд Украины.
О подаче повторной жалобы в ПФУ страхователь обязан уведомить соответствующий территориальный орган ПФ (п. 4.2 Порядка № 22-7)

Необходимые документы

Письменное заявление, к которому прилагаются расчеты, копии платежных поручений и другие документы, которые свидетельствуют о неправильности сумм недоимки, указанной в требовании(п. 2.1 Порядка № 22-7)

Жалоба в письменной форме вместе с документами, которые подтверждают неправильность решения (п. 3.2 Порядка № 22-7). Перечень документов, прилагаемых к жалобе, приведен в п. 3.4 Порядка № 22-7

Повторная жалоба с приложенными к нейдокументами, указанными в п. 3.4 Порядка № 22-7, и материалами рассмотрения первичной жалобы

Срок подачи заявления/жалобы

В течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения плательщиком ЕСВ требования
(п. 2.2 Порядка № 22-7)

В течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения страхователем обжалуемого решения территориального органа ПФ (п. 3.3 Порядка № 22-7)

В течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения решения от регионального ПФ(п. 4.1 Порядка № 22-7)

Срок, установленный для предоставления заявления (жалобы), не считается пропущенным, если до его окончания заявление (жалоба) и другие документы сданы на почту.

Этапы процедуры согласования/обжалования

1. Страхователь подает заявление в 10-дневный срок.2. Территориальный орган ПФ рассматривает заявление в течение 3 рабочих дней после получения заявления.3. ПФ принимает решение об удовлетворении (полностью или частично) заявления, об оставлении требования без изменений, об оставлении заявления без рассмотрения

1. Плательщик подает жалобу в 10-дневный срок в региональное управление ПФ в АР Крым, в области, г. Киеве и Севастополе.2. ПФ рассматривает жалобу, принимает решение и направляет его страхователю в течение 20 (при продлении срока — 60) календарных дней, следующих за днем получения жалобы.3. Если при рассмотрении были увеличены размеры недоимки, штрафов и пени, жалобщику направляется отдельное требование на сумму такого увеличения, которое также может быть обжаловано (п. 5.6 Порядка № 22-7)

1. Плательщик подает жалобу в 10-дневный срок в ПФУ.2. ПФУ рассматривает жалобу, принимает решение и направляет его в течение 20 (при продлении срока —60) календарных дней после получения жалобы

Действия страхователя в случае несогласия с полученным решением

Последующее обжалование решения территориального органа ПФ путем подачи жалобы на решение органа ПФ (см. графу 3 данной таблицы) или в судебном порядке

1. Решение регионального органа ПФ может быть повторно обжаловано в ПФУ по процедуре, описанной в разд. IV Порядка № 22-7 (см. графу 4 данной таблицы), или в суде.2. Требование на сумму доначисленных недоимки, штрафов и пени при рассмотрении жалобы может быть обжаловано по процедуре, предусмотренной Порядком № 22-7 (начинается с подачи первичной жалобы — см. эту графу таблицы), или в судебном порядке

Решение ПФУ может быть обжаловано в судебном порядке

Нормы Порядка № 22-7 не применяются для:

1) согласования плательщиком ЕСВ требования, сформированного на основании обязательства по ЕСВ, самостоятельно определенного плательщиком в отчете по форме приложения 4 к Порядку № 22-2, а также решений о начислении пени и наложениях штрафов, которые уже обжаловались и были рассмотрены в соответствии с требованиями Порядка № 22-7 (п. 1.2 Порядка № 22-7);

2) рассмотрения жалоб (заявлений) плательщиков ЕСВ при наличии возбужденных уголовных дел (п. 1.3 Порядка № 22-7).

Обратите внимание: согласно п. 1.4 Порядка № 22-7 запрещен отказ в принятии жалобы (заявления) на решение о начислении пени и наложении штрафа, о согласовании требования, кроме вышеназванных случаев.


6.5. Полномочия фондов социального страхования на проведение проверок плательщиков ЕСВ

К сожалению, объединение начисления и уплаты четырех соцвзносов в один не уменьшило количество контролеров — как и ранее, проверять страхователей, помимо ПФ, будут все другие фонды социального страхования. Причем все четыре фонда на сегодняшний день осуществляют проверки правильности начисления и уплаты соцвзносов, действовавших до 2011 года, как того требует ч. 7 разд. VIII Закона № 2464, а также контролируют соблюдение страхователями требований профильных нормативно-правовых актов.

Так, к компетенции ФВПТ относится осуществление проверок:

— обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам (п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона № 2240);

— правильности использования страховых средств на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, у физических лиц, использующих труд наемных работников (п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона № 2240).

Кроме того, как было указано выше, на период до полного погашения (взыскания) задолженности по уплате страховых взносов в ФВПТ и сумм штрафных санкций, начисленных и не уплаченных (не погашенных) в период до 01.01.2011 г., в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 01.01.2011 г. не наступил, и соответствующих штрафных санкций, за ФВПТ сохраняются полномочия по контролю за правильностью начисления, своевременностью уплаты страховых взносов, применению финансовых санкций, которыми он был наделен до вступления в силу Закона № 2464 (см. письмо ФВПТ от 13.01.2011 г. № 01-16-45).

Инструкция о порядке проведения проверок страхователей утверждена постановлением правления ФВПТ от 22.12.2010 г. № 29.

За ФБ право на проведение проверок страхователей закреплено Законом № 1533. Так, задачами ФБ являются:

— проверка достоверности сведений, предоставленных работодателем для получения средств ФБ, а также соблюдения порядка использования работодателем выделенных ему средств ФБ (абзац третий ч. 1 ст. 34 Закона № 1533);

— контроль правильности расходов по страхованию на случай безработицы, предусмотренных Законом № 1533 и другими нормативно-правовыми актами по вопросам страхования на случай безработицы, а также правильности назначения работодателем и выплаты застрахованным лицам пособия по частичной безработице (абзац пятый ч. 2 ст. 34 Закона № 1533).

Более того, согласно п. 7.1 Инструкции № 339 в связи со вступлением в силу Закона № 2464 на период до полного взыскания задолженности по уплате страховых взносов в ФБ и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 01.01.2011 г., в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 01.01.2011 г. не наступил, и соответствующих штрафных санкций (пени и штрафов) центры занятости имеют право осуществлять проверки правильности начисления, своевременности и полноты перечисления взноса в ФБ и применять финансовые санкции в соответствии с законодательством, которое действовало до вступления в силу Закона № 2464. Такие проверки центры занятости проводят единоразово за период со дня проведения последней проверки или с даты приобретения статуса плательщика страховых взносов (если проверка проводится впервые) до 01.01.2011 г. Проведение этих проверок согласовывается с планом контрольных мероприятий органов ПФ.

ФНС в соответствии с Законом № 1105 имеет право проводить проверки:

— состояния профилактической работы и охраны труда на предприятиях (п. 3 ст. 22 Закона № 1105);

— соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, вида экономической деятельности и хозяйствования порядка использования страховых средств, перечисленных ФНС для финансирования страховых выплат и социальных услуг, предусмотренных ст. 25 Закона (п. 3 ст. 241 Закона № 1105);

— достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности (в том числе основной) предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и хозяйствования для отнесения страхователя к классу профессионального риска производства с учетом вида его экономической деятельности (п. 4 ст. 241 Закона № 1105).

Кроме того, на период до полного взыскания задолженности по уплате страховых взносов в ФНС и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 01.01.2011 г., в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 01.01.2011 г. не наступил, и соответствующих штрафных санкций за ФНС сохраняются полномочия по контролю за правильностью начисления и своевременностью уплаты страховых взносов, применению финансовых санкций, которыми ФНС был наделен до вступления в силу Закона № 2464.

При выявлении нарушений со стороны страхователей все перечисленные социальные фонды вправе применять финансовые санкции и налагать административные штрафы в соответствии с законодательством. Санкции, применяемые к страхователям за нарушение законодательства о социальном страховании на случай безработицы, о социальном страховании по временной потере трудоспособности и о социальном страховании от несчастного случая на производстве, приведем в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Фонд

Вид нарушения

Ответственность

1

2

3

Нарушение законодательства о социальном страховании на случай безработицы

ФБ

Нарушение порядка использования средств ФБ, несвоевременный или неполный их возврат

Штраф на страхователя в размере предоставленной ФБ суммы, использованной с нарушением
(ч. 2 ст. 38 Закона № 1533)

Административный штраф на должностных лиц и ФЛП в размере от 136 до 255 грн., за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности по той же статье КоАП, — от 170 до 340 грн.
(ст. 1653 КоАП)

Несвоевременное предоставление или непредоставление сведений, установленных Законом № 1533

Административный штраф на должностных лиц и ФЛП в размере от 136 до 255 грн., за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности по той же статье КоАП, — от 170 до 340 грн.
(ст. 1653 КоАП)

Предоставление недостоверных сведений об использовании средств ФБ

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ФБ в проведении проверок использования страховых средств

Административный штраф на должностных лиц в размере от 136 до 255 грн., за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же нарушение, — от 170 до 340 грн.
(ст. 18823 КоАП)

Нарушение законодательства о социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением

ФВПТ

Нарушение порядка использования страховых средств ФВПТ

Возмещение ФВПТ в полном объеме неправомерно израсходованной суммы страховых средств и/или стоимости предоставленных социальных услуг
(ч. 1 ст. 30 Закона № 2240)

Штраф в размере 50 % такой суммы
(ч. 1 ст. 30 Закона № 2240)

Административный штраф на должностных лиц и ФЛП в размере от 136 до 255 грн., за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности по той же статье КоАП, — от 170 до 340 грн.(ст. 1655 КоАП)

Несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств, полученных и не использованных для предоставления материального обеспечения наемным работникам либо использованных с нарушением установленного порядка, в соответствии с ч. 1 ст. 21
и ст. 22 Закона № 2240

Штраф в размере 10 % несвоевременно возвращенных
или возвращенных не в полном объеме страховых средств
(ч. 1 ст. 30 Закона № 2240)

Пеня в размере 0,1 % таких сумм за каждый день просрочки платежа (ч. 1 ст. 30 Закона № 2240)

Административный штраф на должностных лиц и ФЛП в размере от 136 до 255 грн., за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности по той же статье КоАП, — от 170 до 340 грн.(ст. 1655 КоАП)

Несвоевременное предоставление или непредоставление установленной отчетности

Административный штраф на должностных лиц и ФЛП в размере от 136 до 255 грн., за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности по той же статье КоАП, — от 170 до 340 грн.(ст. 1655 КоАП)

Предоставление недостоверной отчетности об использовании страховых средств

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ФВПТ в проведении проверок использования страховых средств

Административный штраф на должностных лиц в размере от 136 до 255 грн., за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за это же нарушение, — от 170 до 340 грн. (ст. 18823КоАП)

Нарушение законодательства о социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания

ФНС

Нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных
заболеваний, повлекших
потерю трудоспособности

Административный штраф на должностных лиц и ФЛП в размере от 136 до 255 грн., за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности по той же статье КоАП, — от 170 до 340 грн.(ст. 1654 КоАП)

Несвоевременный или неполный возврат таких средств

Несвоевременное предоставление или непредоставление установленнойотчетности

Предоставление недостоверной отчетности о страховых средствах

Несвоевременное информирование ФНС о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, которые произошли на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ФНС в проведении проверок использования страховых средств

Административный штраф на должностных лиц в размере от 136 до 255 грн., за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за это же нарушение, — от 170 до 340 грн. (ст. 18823КоАП)


6.6. Проверки правильности установления основного вида экономической деятельности

Как мы уже указывали, ставка ЕСВ зависит от класса профессионального риска производства. Решения об отнесении страхователей к тому или иному классу профессионального риска производства принимает ФНС согласно Классификации отраслей экономики и видов работ по профессиональному риску производства, приведенной в приложении к Порядку № 1423. При этом специалисты ФНС в своей работе руководствуются требованиями Порядка № 30.

Для реализации указанной функции ФНС уполномочен вести учет показателей для определения класса профессионального риска производства (ст. 24 Закона № 1105), а также осуществлять проверки достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности для отнесения их к классу профессионального риска производства.

Напомним, что сведения об осуществляемых видах деятельности страхователи предоставляют ФНС один раз в год до 25 января года, следующего за отчетным, путем подачи в ФНС по своему местонахождению (местожительству) Ведомости распределения численности работников, годового фактического объема реализованной продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности по форме, приведенной вприложении 5 к Порядку № 30 (далее — Ведомость распределения).

Именно на основании данных, приведенных в Ведомости распределения, ФНС ежегодно на начало года пересматривает принадлежность страхователя к тому или иному классу профессионального риска производства. Это, в свою очередь, может привести к изменению установленной для предприятия ставки ЕСВ в части начисления.

Согласно п. 3.10 Порядка № 30 в случае изменения основного вида деятельности по данным Ведомости распределения, которое влечет за собой снижение класса профессионального риска производства, рабочим органом исполнительной дирекции ФНС осуществляется проверка страхователя относительно достоверности поданных им сведений о видах экономической деятельности (в том числе основной).

Такая проверка проводится в соответствии с требованиями разд. IV Порядка № 30 и может быть плановой или внеплановой.

Плановая проверка — это проверка соблюдения страхователем законодательства в отношении достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности (в том числе основной) и соответствия установленного класса профессионального риска производства и размера ЕСВ фактическому основному виду экономической деятельности страхователя и правильности составления Ведомости распределения.

Рабочий орган исполнительной дирекции ФНС в письменной форме уведомляет страхователя о проведении плановой проверки не позднее чем за 10 дней до дня ее проведения по форме согласно приложению 7 кПорядку № 30. Уведомление о проведении плановой проверки направляется заказным письмом или телефонограммой за счет средств рабочего органа исполнительной дирекции ФНС или вручается под роспись лично руководителю или уполномоченному лицу страхователя.

Срок осуществления плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней.

При проведении внеплановой проверки выясняются лишь те вопросы, которые послужили основанием для ее проведения. Основания указывают в направлении на проведение проверки.

Срок осуществления внеплановой проверки не может превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней, если другое не предусмотрено законом.

Независимо от статуса проверки она проводится должностным лицом ФНС в рабочее время страхователя, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, на основании направления на проведение проверки (приложение 6 к Порядку № 30) в присутствии руководителя или его заместителя, главного бухгалтера или уполномоченного лица страхователя. Направление на проведение проверки оформляется на основе изданного рабочим органом ФНС приказа, подписывается начальником ФНС или его заместителем (с указанием фамилии, имени и отчества) и удостоверяется печатью. Направление действует лишь в течение указанного в нем срока проведения проверки.

Перед началом проверки работник ФНС, осуществляющий проверку, должен предъявить руководителю или уполномоченному лицу страхователя направление на проведение проверки и служебное удостоверение, а также предоставить страхователю копию направления на проведение проверки.

Обратите внимание: если страхователю не предъявлены указанные документы, он имеет право не допускать работника ФНС к проверке (пп. 4.6, 4.11 Порядка № 30).

Проверка страхователя проводится путем анализа бухгалтерских документов, которые удостоверяют (подтверждают) объем реализации товаров, работ, услуг, и сверки их с записями в регистрах бухгалтерского учета. При этом проверке подлежат документы за весь период с момента проведения предыдущей проверки. При наличии акта списания или уничтожения бухгалтерских документов предыдущих лет проверке подлежат документы за последние 3 года.

Страхователь при проведении проверки обязан (п. 4.26 Порядка № 30):

— допускать работников ФНС к проведению проверки при условии соблюдения порядка ее осуществления;

— выполнять требования работника, который осуществляет проверку, об устранении выявленных нарушений требований законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

— предоставлять документы, пояснения, справки, сведения, материалы по вопросам, которые возникают при проведении проверки;

— получать экземпляр акта проверки по результатам проведенной плановой или внеплановой проверки.

Если при проведении проверки выяснилось, что страхователем начислялся и уплачивался ЕСВ не по основному виду экономической деятельности, ему сообщается новый класс профессионального риска производства с учетом фактического основного вида экономической деятельности с начала года, следующего за тем, в котором при проверке было обнаружено изменение вида экономической деятельности. Об этом ФНС уведомляет ПФ (п. 4.23 Порядка № 30).

Если проверяемым страхователем начислялся и уплачивался взнос в ФНС до 01.01.2011 г. не по основному виду деятельности или были обнаружены суммы, на которые страхователем не начислены страховые взносы в ФНС, или не приняты к зачету затраты, ему устанавливается новый размер страхового тарифа, по которому доначисляют страховые взносы с финансовыми санкциями согласно законодательству, действовавшему до 01.01.2011 г. Такие доначисленные суммы и пеня уплачиваются на счет ФНС в течение 10 дней со дня составления акта проверки.

По результатам проверки составляется акт проверки (приложение 9 к Порядку № 30). Акт составляется в 2 экземплярах и подписывается в последний день проверки работником, осуществляющим проверку, руководителем и главным бухгалтером страхователя, а при их отсутствии — лицами, которые их заменяют, предпринимателем или уполномоченным им лицом. Допускается подписание акта с замечаниями, которые подаются в ФНС в письменной форме. О наличии замечаний в акте проверки должностное лицо или предприниматель делает соответствующую отметку. Один экземпляр подписанного акта вручается страхователю.

Если страхователь отказывается подписывать акт, работник, который осуществлял проверку, вносит в него соответствующую запись. Один экземпляр такого акта направляется страхователю по почте с уведомлением о вручении.

В этом спецвыпуске мы рассмотрели основные вопросы, связанные с общеобязательным государственным социальным страхованием лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам на предприятиях, в учреждениях, организациях и у физических лиц. Поскольку нормативно-правовые акты в сфере социального страхования продолжают усовершенствовать, обо всех изменениях в них вы сможете оперативно узнавать со страниц нашего издения.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)