6441 0

Что и как проверяют специалисты Госфининспекции (Часть 1)

08.02.13
Каждое бюджетное учреждение время от времени осуществляет ремонтно-строительные работы. Как известно, на проведение таких работ расходуется немало бюджетных средств, поэтому специалисты Государственной финансовой инспекции уделяют много внимания данному вопросу. В этой статье рассмотрим, что именно и какими методами проверяют специалисты Госфининспекции при проведении ревизий по вопросу правильности расходования бюджетных средств на осуществление ремонтно-строительных работ.


 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 1560 — Закон Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18.09.91 г. № 1560-XII.

Закон № 2289 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.

Закон № 1775 — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Постановление № 1404 — постановление КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404.

Порядок № 560 — Порядок утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденный постановлением КМУ от 11.05.2011 г. № 560.

Порядок № 2145 — Порядок проведения на конкурсных принципах оценки и отбора инвестиционных проектов, предусматривающих привлечение средств государственного бюджета, утвержденный постановлением КМУ от 25.11.99 г. № 2145.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Порядок № 1764 — Порядок государственного финансирования капитального строительства, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1764.

Общие условия № 668 — Общие условия заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденные постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668.

Правила определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000 — Правила определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденные приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174 (в редакции приказа Госстроя Украины от 17.06.2003 г. № 85).

Правила определение стоимости проектно-изыскательских работ для строительства ДБН Д.1.1-7-2000 — Правила определения стоимости проектно-изыскательских работ для строительства, осуществляемого на территории Украины, ДБН Д.1.1-7-2000, утвержденные приказом Госстроя Украины от 14.12.2000 г. № 285.

Приказ № 554 — приказ Министерства регионального развития и строительства Украины «Об утверждении примерных форм первичных документов по учету в строительстве» от 04.12.2009 г. № 554.

Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88.

П(С)БО 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

Методические рекомендации № 573 — Методические рекомендации по формированию себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденные приказом Минрегионстроя от 31.12.2010 г. № 573.

Методические рекомендации № 90 Методические рекомендации по осуществлению инспекции органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденные приказом Государственной финансовой инспекции Украины от 14.12.2011 г. № 90.

Методические рекомендации № 39 — Методические рекомендации по проведению государственной контрольно-ревизионной службой ревизий использования средств на строительство, утвержденные приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39.

Письмо № 7/93 — письмо Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины «О форме М-29 при автоматизированном выпуске первоначальной учетной документации в строительстве» от 12.02.98 г. № 7/93.

 

 

Основные принципы контроля расходования

бюджетных средств на проведение ремонтных работ

Как определено в п. 12 Методических рекомендаций № 90, при проверке законности осуществления расходов на капитальное строительство, реконструкцию и ремонт специалистам государственной финансовой инспекции необходимо пользоваться Методическими рекомендациями № 39.

Итак, в соответствии с п. 2.1 Методических рекомендаций № 39 целью контроля за использованием средств, направленных на финансирование строительства, является установление:

— обоснованности определения потребности в финансовых ресурсах на строительство;

— соблюдения норм законодательства при использовании средств, направленных на строительные работы;

— достоверности отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности финансово-хозяйственных операций, связанных с выполнением строительных работ.

Основными направлениями контроля являются:

— обоснованность (наличие законных оснований) выделения средств на проведение строительства;

— соблюдение требований действующего законодательства при проведении закупки товаров, работ и услуг за государственные средства;

— соблюдение требований действующего законодательства при заключении контрактов (договоров);

— обеспечение и наличие проектно-сметной и другой технической документации;

— состояние расчетов между заказчиком и подрядчиком и правильность отражения финансово-хозяйственных операций, связанных со строительством, в бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

— правильность определения стоимости строительства (стоимость строительно-монтажных работ; правильность определения размера средств на содержание службы заказчика, организацию строительства, авторский надзор, выполнение проектно-изыскательских работ; расходы, связанные с пусконаладочными работами и комплектацией оборудованием и материалами, и т. п.).

Остановимся на каждом из указанных направлений.

 

 

Обоснованность (наличие законных оснований) выделения

 средств на проведение строительства

С целью установления обоснованности выделения средств на строительные работы исследуются такие вопросы, как:

1. Соблюдение порядка утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их комплексной государственной экспертизы, соблюдение установленного центральным или местным органом исполнительной власти порядка отбора инвестиционных проектов в соответствии с требованиями Закона № 1560, Порядка № 560 и Порядка № 2145.

2. Наличие решений по государственным (коммунальным) инвестициям, их соответствия прогнозам экономического и социального развития государства (планам развития территорий), целевым программам, а также наличие технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

3. Соответствие уровня, на котором утверждены инвестиционные программы и проекты строительства, требованиям действующего законодательства.

4. Соблюдение требований по проведению обязательной комплексной государственной экспертизы.

5. Соблюдение в бюджетных учреждениях требований Порядка № 228 о порядке обоснованности поданных расчетов на выделение ассигнований.

6. Обоснованность определения суммы расходов на капитальные вложения в финансовых планах государственных и коммунальных предприятий.

 

 

Проверка соблюдения требований законодательства

 при проведении закупки товаров, работ

 и услуг за государственные средства

При проведении контрольных мероприятий у заказчика инспекторы должны обратить внимание на соблюдение тех нормативных актов о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, которые действовали на момент проведения процедуры торгов.

Напомним, что проведение процедур торгов в первую очередь регулируется Законом № 2289.

В рамках этой проверки инспекторы также должны проверить, не допущен ли заказчиком строительства раздел предмета закупки на отдельные части с целью избежания тендерных процедур.

Также следует принять во внимание, что цена тендерного предложения рассчитывается подрядчиком согласно положению подраздела 3.2 «Цена тендерного предложения» Правил определения стоимости строительства ДБН Д. 1.1-1-2000 с учетом методики и требований расчета, обусловленных заказчиком в тендерной документации.

Кроме того, следует учесть, что подрядчики, предоставившие тендерные предложения, должны иметь лицензии на выполнение строительных работ в соответствии с Законом № 1775.

 

 

Проверка соблюдения требований действующего

законодательства при заключении контрактов

(договоров)

Основным юридическим документом, определяющим права и обязанности сторон (заказчик — генподрядчик, генподрядчик — субподрядчик), который регулирует взаимоотношения между ними и обеспечивает согласованную деятельность участников строительства, является подрядный контракт (договор).

В соответствии со ст. 629 ГКУ договор является обязательным для выполнения сторонами.

Порядок заключения и выполнения договоров подряда на проведение работ по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту зданий, сооружений, техническому переоснащению предприятий (строительству), а также отдельных комплексов или видов работ, связанных со строительством, в соответствии с главой 61 ГКУ и главой 33 ХКУ определен Общими условиями № 668.

В договоре указывается вид договорной цены: твердая или динамическая либо периодическая.

Динамическая договорная цена (приблизительная смета) устанавливается открытой и может уточняться в течение всего срока выполнения строительных работ.

В случае динамической договорной цены стоимость прямых расходов при взаиморасчетах за объемы выполненных работ определяется на основании нормативных расходов трудовых и материально-технических ресурсов исходя из физических объемов выполненных работ и уточненных цен ресурсов (п. 3.3.10.1 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000).

Твердые договорные цены устанавливаются неизменными на весь объем строительства и не уточняются, за исключением случаев, когда:

а) заказчик изменяет в процессе строительства проектные решения, что вызывает изменение объемов работ и стоимостных показателей;

б) в процессе строительства в проектной документации и инвесторских сметах выявляются бесспорные ошибки, которые не были обнаружены на стадии тендерного предложения и составления договорной цены, а подрядчик не является исполнителем проектно-сметной документации;

в) возникают обстоятельства непреодолимой силы — чрезвычайные обстоятельства и события, которые не могут быть предусмотрены сторонами при заключении договора (контракта).

Следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 844 ГКУ договорная цена является твердой, если иное не установлено договором.

Особенность периодической цены заключается в том, что на объемы работ, планируемых на определенный период (как правило, это годовой план), устанавливается твердая договорная цена (фиксированная часть цены). Формирование и применение фиксированной части периодической договорной цены осуществляется по правилам как для твердой договорной цены.

После окончания периода, в котором действовала твердая цена в составе периодической договорной цены, стоимость остатков работ может уточняться с последующим установлением твердой цены на весь остаток или его часть.

Неотъемлемой частью контракта (договора) является расчет договорной цены. При согласовании договорной цены заказчиком проверяется стоимость материально-технических ресурсов, которая не должна превышать среднерегиональную (по материалам — по ценам производителей, сложившимся в регионе). Если цены на приобретение материальных ресурсов отличаются от среднерегиональных, у подрядной организации должно быть обоснованное письменное согласование заказчика о поставке на строительство ресурсов по более высоким ценам.

Договорная цена должна соответствовать стоимости тендерного предложения, акцептуемого заказчиком.

При проверке выполнения гарантийных условий (в том числе относительно недостатков и дефектов, установленных по результатам осмотра и контрольных обмеров), в случае наличия таких условий в договоре подряда или законодательстве выявленные в пределах гарантийного срока недостатки исполнитель должен устранить за собственные средства.

 

 

Проверка наличия оформленных

в установленном порядке проектно-сметной

 и другой технической документации

Инспекторы должны проверить у заказчика наличие оформленных в установленном порядке:

— проектно-сметной документации. Все виды ремонтно-строительных работ, кроме текущего ремонта, требуют наличия проектно-сметной документации. Объем и стоимость текущего ремонта, выполняемого хозяйственным способом, могут быть определены на основании дефектных актов и расцененных описаний работ;

— положительного экспертного заключения. То есть на проектно-сметную документацию органами государственной экспертизы должно быть предоставлен положительное экспертное заключение (действующее в течение срока действия технических условий и архитектурно-планировочного задания). Заключение комплексной государственной экспертизы может быть положительным, т. е. рекомендованным к утверждению, либо отрицательным — с замечаниями о доработке или обосновании невозможности реализации этого проекта;

— приказа, решения, распоряжения, постановления об утверждении проектно-сметной документации;

— составленных титулов строений;

— лицензии Госстроя на выполнение ремонтно-строительных работ. Встречаются случаи, когда генподрядчик не является исполнителем работ (исполнители — субподрядные организации), тогда, соответственно, и лицензия ему не нужна;

— разрешение Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля на выполнение строительных работ по новому строительству, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту зданий, сооружений и других объектов, расширению и техническое переоснащение.

 

 

Проверка состояния расчетов между заказчиком

 и подрядчиком и правильности отражения

 финансово-хозяйственных операций,

 связанных со строительством,

в бухгалтерском учете и финансовой отчетности

В рамках этого вопроса государственные финансовые инспекторы должны проверить достоверность суммы дебиторской или кредиторской задолженности между заказчиком и подрядчиком (в том числе с учетом данных проведенных встречных сверок) и причины их возникновения.

Также инспекторы должны проверить соблюдение условий предварительной оплаты (аванса) строительно-монтажных работ, определенных п. 19 Порядка № 1764, согласно которому размер аванса не может превышать 30 % стоимости годового объема работ в соответствии с заключенным соглашением на строительство объекта. Подрядчик обязан использовать аванс в течение трех месяцев после его получения. По окончании трехмесячного срока неиспользованные суммы аванса возвращаются заказчику.

Аналогичные требования по предварительной оплате работ по капитальному строительству, капитальному ремонту и реконструкции на срок не более трех месяцев определены постановлением № 1404.

При проверке соответствия использования средств их целевому назначению инспекторы должны выяснить, не финансировались ли на выделенные средства другие объекты, строительства; не расходовались ли средства на приобретение строительных материалов и других товарно-материальных ценностей, которые не связаны с проведением запланированного объема работ, и на нужды, не касающиеся строительства вообще, и т. п.

При установлении фактов передачи заказчиком строительных материалов, изделий и конструкций подрядным организациям для выполнения работ инспекторы должны проверить, не отнесена ли в учете заказчика стоимость таких материалов, изделий и конструкций на расходы заказчика, а не на расчеты с подрядчиком. При передаче заказчиком материалов на строительство объекта инспекторам следует проверить в Актах приема выполненных строительных работ (форма № КБ-2в) стоимость выполненных работ, которые не должны содержать стоимость материалов, переданных подрядчику.

При ревизии у заказчика с целью документального подтверждения вида, объема и стоимости выполненных подрядчиком строительных работ, состояния расчетов за выполненные работы следует провести встречные сверки.

 

 

Проверка правильности определения стоимости строительства

В стоимость строительства включаются расходы, предусмотренные сводным сметным расчетом.

При проверке стоимости строительства следует проверить правильность определения размера расходов на содержание службы заказчика; авторский надзор; выполнение проектно-изыскательских работ; расходы, связанные с пусконаладочными работами и комплектацией оборудования; стоимость выполнения строительно-монтажных работ (расценки, показатели, стоимость материалов).

При составлении сметной документации согласно п.п. 2.8.13 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000 средства на покрытие расходов по содержанию службы заказчика учитываются в размере 2,5 % от итога графы 8 глав 1 — 9 сводного сметного расчета.

Использование указанных средств осуществляется на основании смет доходов и расходов, составленных и утвержденных в установленном порядке, пропорционально объемам выполненных работ.

При проверке инспекторы должны обратить внимание, не начислялись ли расходы на содержание службы заказчика от запланированного объема капиталовложений без учета стоимости фактически выполненных и оплаченных работ.

В сводном сметном расчете налог на добавленную стоимость (НДС) начисляется на всю стоимость строительства, в том числе и на средства по содержанию службы заказчика. Однако следует принять во внимание, что фактическое начисление НДС на сумму расходов по содержанию службы заказчика осуществляется при условии, что заказчик является плательщиком НДС.

Поскольку осуществление функций заказчика не относится к подрядным работам, средства на содержание службы заказчика не включаются в типовые формы первичных учетных документов по формам № КБ-2в и № КБ-3.

В случае установления завышения расходов на содержание службы заказчика уменьшается общая стоимость выполненных строительных работ и соответственно уменьшается размер средств на покрытие расходов по содержанию службы заказчика.

Если заказчиком для осуществления технического надзора за ведением строительно-монтажных работ на основании заключенного договора (контракта) привлекаются специализированное учреждение (организация) либо отдельный специалист, расходы на ведение технического надзора обосновываются соответствующим расчетом, согласованным и утвержденным заказчиком.

Стоимость проектно-изыскательских работ для строительства определяется согласно требованиям Правил определения стоимости проектно-изыскательских работ для строительства ДБН Д.1.1-7-2000, которые предусматривают определение сметной стоимости проектно-изыскательских работ по двум методам:

1) калькуляционный метод — на основании действующих в Украине сборников цен на проектно-изыскательские работы с применением соответствующих коэффициентов и индексов для строительства объектов всех отраслей и подотраслей хозяйства, к тому же сметы составляются по форме «2-П». Стоимость проектно-изыскательских работ, не учтенных в сборниках цен, исчисляется с использованием ведомственных сборников, согласованных с Минрегионстроем, или по смете, составленной по форме «3-П»;

2) метод определения сметной стоимости проектных работ для строительства объектов жилья и социальной сферы с применением усредненных процентных показателей стоимости проектных работ к сметной стоимости строительно-монтажных работ — определение сметной стоимости проектных работ для строительства объектов жилья и социальной сферы путем применения к соответствующей стоимости строительно-монтажных работ усредненных процентных показателей стоимости проектных работ, определяемых Минрегионстроем Украины, в частности базой, к которой применяются усредненные процентные показатели, является стоимость строительно-монтажных работ по номенклатуре глав 1 — 9 сводного сметного расчета.

Цена предложения рассчитывается на основании сметной стоимости проектно-изыскательских работ с уточнением отдельных составляющих исходя из структуры расходов, сложившихся в организации, и текущих цен на трудовые и материальные ресурсы. Цена предложения претендента, определенного в качестве исполнителя работ, является договорной.

После согласования договорной цены составляется контракт на выполнение работ. В контракте указывается документ, положенный в основу определения стоимостных показателей; устанавливаются вид договорной цены, порядок и сроки уточнения договорной цены, условия финансирования и расчетов за объемы выполненных работ, гарантии заказчика и проектной организации и т. п.

Ответственность за обоснованность стоимости проектно-изыскательских работ на стадии согласования договорных цен и проведения взаиморасчетов за объемы выполненных работ возлагается на руководителей организации-заказчика и проектной организации.

Стоимость работ по составлению сметной документации не входит в стоимость ремонтно-строительных работ и не отражается в Акте приема выполненных строительных работ (форма № КБ-2в) и Справке о стоимости выполненных подрядных работ (форма № КБ-3) и может оплачиваться заказчиком на основании договора на выполнение этой работы или на основании отдельного пункта контракта на выполнение строительно-монтажных работ (в случае если разработка сметной документации осуществляется подрядчиком, выполняющим строительные работы) по объекту с учетом условий, согласованных сторонами и зафиксированными в контракте.

Пусконаладочные работы относятся к прочим подрядным работам. Определение стоимости пусконаладочных работ регламентировано Правилами определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000 (см. приложение 1 к этим Правилам). Проверка правильности определения стоимости осуществляется на основании соответствующим образом оформленных актов приема выполненных строительных работ по форме № КБ-2в.

При твердой и периодической цене средства, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства на покрытие рисков всех участников строительства и дополнительных расходов, связанных с инфляционными процессами, являются резервом заказчика и расходуются на цели, указанные в п.п. 3.1.20 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000.

 

 

Проверка правильности определения стоимости

 строительно-монтажных работ

Для определения стоимости выполненных объемов подрядных работ и проведения расчетов за выполненные подрядные работы по строительству составляются первичные учетные документы по типовым формам № КБ-2в «Акт приема выполненных строительных работ» и № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходы», утвержденным приказом № 554.

Типовая форма № КБ-2в распространяется на строительные предприятия и подразделения всех видов экономической деятельности независимо от форм собственности, которые выполняют строительные и монтажные роботы, работы по капитальному и текущему ремонту, другие подрядные работы с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности. Акт приема выполненных работ составляется на основе журнала учета выполненных работ (форма № КБ-6) и предоставляется: субподрядчиком — генподрядчику, генподрядчиком — заказчику.

Типовая форма № КБ-3 распространяется на подрядные работы, выполняемые за счет всех источников финансирования.

Для предприятий, выполняющих работы по текущему ремонту хозяйственным способом, составление указанных форм не является обязательным.

Предприятия, не использующие типовую форму № КБ-2в, записи в бухгалтерском учете осуществляют на основании другого первичного документа по определению степени завершенности работ и исчислению прибылей по методу измерения и оценки выполненной работы, который должен содержать необходимые реквизиты, предусмотренные Законом № 996 и Положением № 88, наличие которых обеспечивает получение информации о дате, видах, объемах и стоимости выполненных работ.

Прямые расходы в сметах и в актах приема выполненных работ при расчетах определяются на основании сметных норм (общегосударственные строительные сметные нормативы, ведомственные сметные нормативы, сметные нормативы для отдельных строений, индивидуальные сметные нормы). Правила применения сметных норм при определении прямых расходов в стоимости строительства приведены в Правилах определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000.

Общегосударственные строительные сметные нормы являются обязательными для применения всеми организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности при определении стоимости строений, строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности.

К ведомственным относятся нормативы, разрабатываемые в обоснованных случаях, когда для принятой для специализированного строительства технологии и организации работ расходы трудовых и материально-технических ресурсов отличаются от уровня общегосударственных.

Такие нормативы не должны противоречить общегосударственным или дублировать их.

Ведомственные нормы обязательны для организаций, учреждений и предприятий министерства или другого центрального органа исполнительной власти, утвердившего эти нормы. Для организаций, учреждений и предприятий, входящих в сферу управления других министерств и органов исполнительной власти, эти нормативы могут быть обязательными при условии принятия ими соответствующего решения.

Неправильное применение сметных норм может привести к завышению стоимости прямых расходов (стоимости материалов, заработной платы, стоимости строительной техники), а также привести к завышению нормативных трудозатрат, что в дальнейшем повлечет за собой завышение общепроизводственных и административных расходов, прибыли, средств на возведение и разборку временных зданий и сооружений (в случае их учета по процентному показателю), средств на содержание службы заказчика и в результате — завышение стоимости выполненных работ (примеры нарушений см. далее).

При проверке правильности применения ресурсных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы инспекторы учитывают, что нормы на демонтаж (разборку) отдельных конструкций могут предусматривать повторное применение материалов и изделий (в случае соблюдения требований п. 3.3.13 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000). Если повторное использование материалов от разборки не планируется, расходы ресурсов на работы по демонтажу определяются по нормам соответствующих сборников на выполнение этих работ (без учета стоимости материальных ресурсов) с применением коэффициентов, приведенных в Указаниях по применению сметных норм (пп. 2.6, 2.7 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000).

Применение коэффициентов, учитывающих воздействие специальных условий выполнения работ, должен быть обоснованным. Обоснование и величины коэффициентов указываются в проекте организации строительства или (в случае сокращенного объема проектно-сметной документации и отсутствия проекта организации строительства) в условиях контракта либо дефектном акте.

Коэффициенты, учитывающие специальные условия выполнения работ, приведены в Указаниях по применению ресурсных элементных сметных норм и применяются только к нормам расходов труда рабочих, машинистов, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, а не к расходам всех ресурсов, предусмотренных нормой.

Также инспекторы проводят проверку правильности определения стоимости работ, выполненных подрядным способом.

Особенности проведения проверки зависят от вида договорной цены, обусловленной контрактом (договором), которая согласно Правилам определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000 может устанавливаться твердой, динамической или периодической.

Динамическая договорная цена (приблизительная смета) устанавливается открытой и может уточняться в течение всего срока выполнения строительных работ.

При динамической договорной цене стоимость прямых расходов при взаиморасчетах за объемы выполненных работ определяется на основании нормативных расходов трудовых и материально-технических ресурсов исходя из физических объемов выполненных работ и уточненных цен ресурсов (п.п. 3.3.10.1 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000).

Правильность определения стоимости материальных ресурсов в актах выполненных работ осуществляется путем сопоставления данных ресурсной ведомости к актам приема выполненных работ с данными бухгалтерского учета подрядчика, а именно: Отчет о расходах основных материалов в строительстве — в соотношении с производственными нормами (форма № М-29), Отчет о движении материальных ценностей (форма № М-19) — со счетами, накладными на приобретение материалов. Если подрядчиком не ведутся формы № М-29 и № М-19, то данные ресурсных ведомостей сравниваются со справками (актами) о расходах основных материалов и оборотно-сальдовыми ведомостями соответствующих счетов бухгалтерского учета.

Указанные формы приведены в письме № 7/93.

Наличие в бухгалтерском учете данных об остатках товарно-материальных ценностей «красным» может быть связано с невыполнением объемов строительных работ и необоснованным списанием фактически отсутствующих материалов или вследствие непредоставления поставщиком вовремя документов для оприходования (материалы получены в долг).

В этом случае факт выполнения работ проверяется обследованием или контрольным обмером.

В случае изготовления отдельных строительных материалов, изделий и конструкций собственными силами подрядчика цены таких материальных ресурсов принимаются по соответствующим калькуляциям, утвержденным подрядной организацией в установленном порядке (по производственной себестоимости). Прибыль в калькуляциях не учитывается, а определяется в целом по строительству и исчисляется с учетом трудозатрат на изготовление этих материальных ресурсов (п.п. 3.2.5.3 Правил определения стоимости строительных работ ДБН Д.1.1-1-2000).

Усредненные расстояния перевозок материальных ресурсов (30 км — для городов, 80 км — для сельской местности) рекомендованы приложением 15 к Правилам определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000 для исчисления транспортных расходов на доставку материальных ресурсов в инвесторской сметной документации, когда, как правило, еще не известны поставщики этих ресурсов. На стадии проведения взаиморасчетов за выполненные работы при расчете транспортных расходов в составе стоимости материальных ресурсов следует учитывать конкретное расстояние от поставщика до приобъектного склада (по конкретной транспортной схеме).

Цены на материалы для строительства определяются с учетом расходов франко-приобъектный склад строительной площадки (п.п. 3.1.10.9 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000).

В случаях, когда приобъектные склады и площадки для складирования материалов, изделий и конструкций расположены в непосредственной близости от объектов строительства и нет необходимости во внутристроительной транспортировке материальных ресурсов автомобильным транспортом, в расчетах единичной стоимости видов работ не учитывается предусмотренная нормами работа бортовых автомобилей.

При проверке стоимости транспортных и заготовительно-складских расходов целесообразно отслеживать правильность определения по материалам и конструкциям массы единицы измерения (правильность перевода п. м, м куб. и т. п. в кг, т). Неправильное определение массы может привести к необоснованному завышению транспортных и заготовительно-складских расходов.

Метод расчета транспортных и заготовительно-складских расходов должен быть прописан в тендерной документации или в договоре. В случае отсутствия такой информации необходимо применять тот метод, по которому они определены в проектно-сметной документации.

Среднемесячная заработная плата определяется с учетом рекомендованного Минрегионстроем по согласованию с Минэкономики Украины среднего уровня заработной платы по строительной отрасли, сложившегося в регионе на определенный период. При определении стоимости ремонта объектов производственного и другого назначения уровень заработной платы принимается с учетом рекомендаций соответствующих министерств и других центральных органов исполнительной власти.

Усредненные показатели стоимости человеко-часа по разрядам сложности работ в строительстве, с учетом рекомендованной среднемесячной заработной платы при 40-часовой рабочей неделе, утверждаются приказами Минрегионстроя Украины. Эти же приказы предусматривают применение коэффициентов при другой продолжительности рабочей недели, а также коэффициентов при строительстве тоннелей, метрополитенов, выполнении работ на шахтной поверхности, строительстве крупных мостов, мостовых переходов с мостостроительными объектами в их составе.

Вопрос об уточнении уровня заработной платы решается заказчиком (инвестором) и подрядчиком исходя из условий осуществления конкретного строительства (выполнение работ в сжатые сроки, в ночное время и праздничные дни, при повышенной интенсивности труда и т. п.), анализа данных об изменении потребительских цен на товары общего потребления (первоочередной необходимости) и коммунальные услуги и уровня заработной платы по строительной отрасли, сложившихся в регионе за определенный период (на основании справки городского (областного) статистического управления).

Стоимость машино-часа собственной строительной техники подрядчика определяется на основании ресурсных показателей, приведенных в ресурсных сметных нормах, и соответствующих текущих цен на них.

Стоимость машино-часа арендуемой строительной техники принимается по цене арендодателя, согласованной заказчиком. В таком случае при исчислении общепроизводственных и административных расходов, а также прибыли в целом по строению, трудозатраты рабочих, занятых в управлении и обслуживании этой строительной техники, не учитываются (пп. 3.2.7.3, 3.3.3.3 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000).

В случае если осуществляется замена машин и механизмов, предусмотренных общегосударственными сметными нормами, на другие, имеющиеся у подрядчика, в соответствии с п.п. 3.2.7.7 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000 стоимость таких работ определяется с учетом измененных условий выполнения работ с соответствующим техническим и экономическим обоснованием.

Если же стоимость работ с измененными условиями не превышает нормативно-расчетную, то она согласовывается заказчиком и применяется при расчетах за выполненные работы. В противном случае разрабатывается индивидуальная ресурсная сметная норма, которая утверждается в установленном порядке и применяется при взаиморасчетах за объемы выполненных работ.

Общепроизводственные и административные расходы, а также прибыль исчисляются в целом по строительству с учетом трудозатрат рабочих, занятых на обслуживании собственных машин и механизмов.

Общепроизводственные и административные расходы в зависимости от условий договора на стадии согласования договорной цены могут уточняться по соответствующим обоснованным расчетам подрядчика (определяются расчетно-аналитическим методом). Состав общепроизводственных расходов определен п. 15, а административных — п. 18П(С)БУ 16 и соответственно приложениями 2 и 3 к Методическим рекомендациям № 573.

Отчисления на социальные мероприятия определяются исходя из норм, установленных законодательством.

Размер прибыли обычно принимается в пределах усредненных показателей, рекомендованных Минрегионстроем по согласованию с Минэкономики, в зависимости от вида строительства или вида строительно-монтажных работ (усредненные показатели размера сметной прибыли по отдельным видам работ могут применяться тогда, когда подрядчик по контракту выполняет неполный комплекс работ, а также в случае определения размера прибыли для субподрядных организаций).

Масса прибыли, определенная на начало строительства в договорной цене независимо от ее вида, не уточняется в течение всего срока строительства, кроме случаев, приведенных в п.п. 3.3.3.2 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000.

При взаиморасчетах за объемы выполненных работ средства на покрытие расходов подрядчика на возведение или приспособление временных зданий и сооружений определяются либо на основании исполнительной сметы, согласованной заказчиком, и фактически построенных (приспособленных) зданий и сооружений с учетом решений проекта организации строительства, либо по процентным показателям, предоставляемым Минрегионстроем, что обусловливается контрактом.

В случае если средства на покрытие этих расходов определены по процентному показателю, не превышающему 5 %, в актах приема выполненных работ указанные средства подрядчиком не расшифровываются и обратные суммы не указываются.

При взаиморасчетах за объемы выполненных работ, выполнявшиеся в зимний либо летний период, предусмотренные на это в договорной цене средства уточняются на основании справок местных органов гидрометеорологической службы согласно Правилам определения стоимости строительства ДБН Д. 1.1-1-2000.

При взаиморасчетах за выполненные работы в актах формы № КБ-2в расходы, связанные с командировкой рабочих, уточняются и приводятся в соответствии с расчетами, составленными на основании документов, которые подтверждают фактическое пребывание рабочих в командировке и величину этих расходов (приказы на командировку, удостоверения, авансовые отчеты, билеты, багажные квитанции, счета за проживание, расчеты суточных), согласно требованиям действующих нормативно-правовых актов.

При проверке расходов подрядчика на командировку нужно принимать во внимание, что командировочные расходы инженерно-технических работников учитываются в составе общепроизводственных расходов.

В случае если по условиям строительства работы выполняются в сжатые сроки, при повышенной интенсивности труда, что приводит к сокращению сроков строительства и времени пребывания рабочих в командировке и, соответственно, к снижению расходов, связанных с их командировкой, заказчиком компенсируются фактически понесенные подрядчиком расходы.

Если в результате нерациональной организации работ фактическая трудоемкость выполненных работ на объекте превышает нормативную, командировочные расходы оплачиваются подрядчику в пределах нормативной трудоемкости, т. е. заказчиком компенсируются расходы в размере, не превышающем рассчитанный в договорной цене на основании нормативных трудозатрат.

Если в договорной цене предусмотрены средства на дополнительные расходы, связанные с выполнением работ в зимний и летний периоды, то при взаиморасчетах за выполненные работы данные расходы уточняются в зависимости от температуры воздуха и количества дней плюсовой или минусовой температуры и скорости ветра в порядке, определенном в пп. 3.3.10.4 и. 3.3.10.5 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000. Основанием для оплаты дополнительных расходов, связанных с влиянием ветра скоростью свыше 10 м/с в зимний период, являются справки местных органов гидрометеорологической службы.

Указанные дополнительные расходы рассчитываются или калькуляционным методом, или на основании усредненных показателей и оформляются актом.

Договорная цена на строительство объекта формируется претендентом на выполнение работ (генподрядчиком) с привлечением субподрядных организаций и согласовывается заказчиком.

Если строительство осуществляется за государственные средства и решение о привлечении субподрядных организаций принимается генподрядчиком после согласования договорной цены и подписания контракта заказчиком, такое решение согласовывается с заказчиком, и договорная цена на весь комплекс работ переоформляется с учетом стоимости работ, которые поручаются субподрядчику (в пределах стоимости, указанной в акцептированном тендерном предложении генподрядчика).

Независимо от вида договорной цены заказчик оплачивает генподрядчику стоимость работ, выполненных субподрядчиком, в размере, не превышающем стоимость работ, указанную в акте выполненных работ, подписанном генподрядчиком и субподрядчиком.

При проверке правильности определения стоимости выполненных работ следует учитывать особенности формирования договорных цен подрядными организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и особенности определения стоимости в том случае, если генподрядчик и субподрядчик применяют разные системы налогообложения.

Единый налог по ставке 6 или 10 % от реализации работ (продукции, услуг) начисляется на итоговую стоимость строительных (ремонтно-строительных работ) и монтажных работ на договорном уровне, учитывается в стоимости строительства и компенсируется заказчиком при взаиморасчетах за выполненные работы в полном объеме.

Фактическая проверка предусматривает проведение обследования и контрольного обмера выполненных работ.

Руководители объекта контроля осуществляют организацию и проведение фактической проверки с участием ответственных должностных лиц заказчика, исполнителя работ (подрядчика, субподрядчика) и представителя контролирующего органа, при необходимости — других участников инвестиционной деятельности (проектировщика). В случае неучастия представителей заказчика или подрядчика/субподрядчика в контрольных обмерах орган контроля обращается в правоохранительные органы с просьбой о содействии в проведении контрольного обмера.

В случае неявки на контрольное мероприятие подрядчика инспектор составляет акт обследования объемов выполненных работ, предъявляемый для подписания объекта контроля и включаемый в акт ревизии.

При исчислении объемов выполненных работ инспекторы руководствуются правилами, приведенными в технических частях сборников сметных норм. В акте контрольного обмера как завышение отражаются объемы и виды работ, которые фактически не выполнялись, но отражены в актах приема выполненных подрядных работ (кроме скрытых работ), и которые не соответствуют проектно-сметной документации.

Фактические данные контрольного обмера сравниваются с объемами работ, указанными в актах формы № КБ-2в (составленными на основании журнала учета выполненных работ формы № КБ-6), и результаты оформляются актом, в котором фиксируются данные фактических объемов, данные, внесенные в акты формы № КБ-2в, и между ними фиксируется расхождение. В случае установления завышений объемов выполненных работ производится перерасчет стоимости исходя из результатов контрольного обмера.

По работам, которые технологически скрываются при выполнении последующих работ, причем факт их выполнения и объемы невозможно установить обследованием и контрольным обмером, необходимо проверить акты на скрытые работы.

Теперь рассмотрим особенности проверки стоимости выполненных работ в случае выполнения их хозяйственным способом.

При хозяйственном способе строительные работы выполняются силами собственных строительных подразделений предприятий, учреждений и организаций или временно созданными бригадами, в том числе на основании трудовых соглашений.

При составлении предприятием вместо акта формы № КБ-2в другого документа, подтверждающего выполнение работ по текущему ремонту, стоимость этих работ определяется на основании данных бухгалтерского учета (стоимость строительных материалов, фактически начисленная заработная плата независимо от системы оплаты труда, стоимость использованного автотранспорта и строительной техники).

Общепроизводственные расходы включаются в стоимость выполненных работ по обоснованному расчету (в зависимости от учетной политики предприятия) или путем использования усредненных показателей с применением к ним понижающего коэффициента 0,6.

Нормы расходов и списания строительных материалов, изделий и конструкций на выполненные объемы строительно-монтажных работ должны согласовываться с нормами расходов материальных ресурсов, приведенными в ресурсных элементных сметных нормах.

При выполнении работ хозяйственным способом прибыль учитывается в случае, если предприятие планирует получать прибыль от такого вида деятельности.

Для определения фактических объемов работ, выполненных хозяйственным способом, также проводятся обследование и контрольные обмеры.

Согласно п.п. 3.3.12 Правил определения стоимости строительства ДБН Д 1.1-1-2000 независимо от вида договорной цены и способов взаиморасчетов в случае выявления в расчетах за выполненные работы (формы № КБ-2в «Акт приема выполненных строительных работ» и формы № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных строительных работ») бесспорных ошибок и нарушений действующего порядка определения стоимости строительства общая стоимость выполненных подрядных работ подлежит уточнению с момента выявления указанных ошибок.

В следующей статье мы рассмотрим фактические примеры нарушений, которые устанавливают специалисты Государственной финансовой инспекции при проведении ревизий.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)