2416 0

Военный сбор: «ответственный» вопрос

19.08.14
Снова на «повестке дня» военный сбор (ВС). Мы уже подробно описали процедуру его администрирования: плательщики, база налогообложения, ставка, сроки уплаты (читайте об этом в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 17). На с. 13 сегодняшнего номера дали ответы на «горячие» вопросы по его уплате. Неохваченным остался разве что вопрос, что будет, если вовремя не уплатить ВС? С ним и предлагаем разобраться.

Начнем с того, что прямых норм, которые устанавливали бы ответственность плательщиков за неуплату (несвоевременную уплату) именно ВС, законотворцы в НКУ прописать не потрудились. Да, но этот факт ровным счетом ничего не значит.

ВС и НДФЛ — близнецы-братья?

Как вы уже знаете, порядок начисления и уплаты ВС урегулирован п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. В большей своей части этот пункт только то и делает, что ссылается на «НДФЛьные» нормы НКУ. То есть ВС у законотворцев вышел близким родственником НДФЛ. Посудите сами:

1) перечень плательщиков сбора совпадает с перечнем плательщиков НДФЛ;

2) начислять и уплачивать сбор нужно в том же порядке и в те же сроки, что и НДФЛ;

3) ответственными за удержание (начисление) и уплату (перечисление) сбора в бюджет назначены НДФЛ-ответственные лица.

Все это подводит нас к выводу, что

в случае неуплаты (несвоевременной уплаты) военного сбора контролеры будут привлекать нарушителей к ответственности по тем же нормам НКУ, что и при совершении аналогичных НДФЛ-нарушений

К слову, уже имеем подтверждение этих слов в консультации из категории 132.06 БЗ.

Так чего же нам ждать от блюстителей налогового порядка?

Развязываем мошну — какой будет сумма штрафа?

Основная штрафная норма — ст. 127 НКУ. На ее основании плательщики, в нашем случае налоговые агенты (субъекты хозяйствования — работодатели и заказчики по договорам на выполнение работ, предоставление услуг), несут ответственность за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) налога до или во время выплаты дохода в пользу физлица.

Размер штрафа составляет 25 % от суммы налога, которая подлежит начислению и/или уплате в бюджет. То есть 25 % от неперечисленной вовремя суммы ВС.

При этом, если в течение 1095 дней плательщика повторно привлекают к ответственности за то же самое нарушение, то штраф возрастает до 50 %, а в случае, когда в течение 1095 дней нарушение совершается в третий раз и более — до 75 % суммы налога, которая подлежит начислению и/или уплате в бюджет.

Фактически привлечь к ответственности по ст. 127 НКУ налоговики могут за:

— отсутствие первичных и других бухгалтерских документов по начислению ВС;

— неудержание ВС из доходов физлица (выплату дохода в полном объеме) или удержание ВС в меньшем размере, чем положено;

— неуплату (несвоевременную или неполную уплату) ВС в бюджет.

«Лежу — так больше расстоянье до петли» (можно ли избежать штрафа)

Заметьте! Указанную выше консультацию налоговиков можно понять таким образом, что в случае самоисправления ошибок, которые привели к неначислению, неудержанию и/или неперечислению ВС в бюджет, штраф по п. 127.1 НКУ не применяется.

Главное — успеть самоисправиться в течение одного отчетного года (и, разумеется, до прихода налоговиков с проверкой)

Такой подход является неоднозначным, поскольку речь в «амнистирующем» последнем абзаце п. 127.1 НКУ идет именно об НДФЛ, а мы имеем дело лишь с его «родственником».

Пеняем на себя (как рассчитать пеню)

Помимо НДФЛьного штрафа по п. 127.1 НКУ контролеры ожидаемо намерены начислять пеню на основании п.п. 129.1.3 и п. 129.4 НКУ из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу физлиц (напомним, что сейчас учетная ставка НБУ составляет 12,5 %).

Приведем пример расчета пени.

Пример. При выплате физлицу наличными из кассы вознаграждения по гражданско-правовому договору 15.08.2014 г. предприятие не перечислило в бюджет военный сбор в сумме 15 грн. Указанное нарушение плательщик выявил самостоятельно 18.09.2014 г., и в этот же день недоплата по военному сбору была погашена. На день выплаты дохода действовала учетная ставка НБУ в размере 12,5 %.

В рассматриваемой ситуации пеня рассчитывается за период с 16.08.14 г. по 18.09.14 г. включительно. Количество дней существования недоплаты — 34. Таким образом, сумма пени составит:

15 грн. х 34 дн. х 12,5 % х 1,2 : 365 дн. = 0,21 грн.,

где 15 грн. — сумма неуплаченного ВС в бюджет при выплате дохода физлицу;

34 дн. — количество календарных дней, за которые начисляется пеня;

365 дн. — количество календарных дней в 2014 году;

12,5 % — учетная ставка НБУ, действовавшая на день выплаты (начисления) дохода в пользу физлица;

1,2 — коэффициент, установленный НКУ для расчета пени.

Мелочь, но неприятно (пару слов об админштрафах)

Но пеня и штраф по п. 127.1 НКУ — это еще не все. Есть еще и админштраф на виновных должностных лиц и ФЛП, которые являются налоговыми агентами и «нахомутали» с ВС.

Фискалы снова таки без зазрения совести указывают на ст. 1634 КоАП и грозят (за неудержание или неперечисление сбора в бюджет при выплате доходов физлицу, перечисление сбора за счет средств предприятия) применением предупреждения или админштрафа в размере от 34 до 51 грн., а при повторном в течение года нарушении — от 51 до 85 грн.

Но в ст. 1634 КоАП речь идет именно об НДФЛ.

Получается, что в вопросе админответственности снова налоговики полностью отождествляет военный сбор с НДФЛ, что, на наш взгляд, не совсем корректно

Мы считаем, что логичнее было бы применять админответственность по ст. 1632 КоАП за неподачу (несвоевременную подачу) платежек на перечисление сбора или по ст. 1631 КоАП за нарушение порядка ведения налогового учета. Обе эти статьи предусматривают одинаковый размер штрафа — от 85 до 170 грн. (при повторном в течение года нарушении — от 170 до 255 грн.). Но внимание, только к виновным должностным лицам. ФЛП по этим статьям к админответственности не привлечешь.

То есть фактически мы наблюдаем редкий случай, когда позиция налоговиков играет на руку некоторым плательщикам. Ввиду незначительности штрафа по ст. 1634 КоАП спорить с проверяющими здесь вряд ли уместно. Исключение — ФЛП (если есть желание, они могут отбиваться от админштрафа).

Без вины виноватые: будут ли штрафы, если не было счетов?

Ну и конечно, мы не можем обойти вниманием ситуацию, в которой плательщики оказались в период с 03.08.2014 г. до 07.08.2014 г., когда платить ВС уже формально было нужно, но соответствующие счета Госказначейство еще не открыло. На наш взгляд, к плательщикам, которые в этот период выплачивали доходы физлицам без одновременной уплаты военного сбора, санкции применять не должны.

Дело в том, что административно-хозяйственные санкции (а к ним относятся и налоговые штрафы по НКУ) могут быть применены к плательщику только в том случае, если он не докажет, что принял все зависящие от него меры для недопущения правонарушения (ч. 2 ст. 218 ХКУ). То есть здесь действует принцип «нет вины — нет санкций». Для админштрафа тоже обязательно наличие вины, поскольку админпроступком считается именно винов­ное действие/бездействие (ст. 9 КоАП).

В связи с отсутствием счетов плательщики физически не могли выполнить свои обязательства по уплате ВС, а значит, их нельзя считать виновными в совершении нарушения. Главное в этой ситуации — уплатить ВС сразу же после открытия счетов, т. е. 7 — 8 августа.

Тем более, что налоговики сами указывают на «бесштрафность» при самоисправлении (см. выше).

 

выводы



 

 

  • К налоговым агентам, которые не начисляют, не удерживают и/или не уплачивают (не вовремя уплачивают) ВС, налоговики могут применить:

  • — финответственность по ст. 127 НКУ — штраф в размере 25 % (50 %, 75 %) суммы ВС, которая подлежит начислению и/или уплате в бюджет;

  • — пеню из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу физлиц;

  • — админответственность по ст. 1634 КоАП — штраф от 34 до 51 грн., а при повторном в течение года нарушении — от 51 до 85 грн. ФЛП могут "отбиться" от этого админштрафа.

  • Причем налоговиков можно понять так, что при самоисправлении в течение года штрафы по ст. 127 НКУ не применяются.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

  3. ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.





Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)