1673 0

Корректировка расходов по смете

15.05.12
Ситуация. По результатам конкурсных торгов с заказчиком был заключен договор на выполнение строительных работ. В ходе выполнения работ произошло повышение расходов по статье сметы «машины/механизмы» (смета является динамической). Есть ли у нас возможность в таком случае требовать от заказчика увеличить стоимость работ по смете на 10 %?

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 2289 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.

ДБН Д.1.1-1-2000 — Правила определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденные приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 27.08.2000 г. № 174 (в редакции приказа Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 17.06.2003 г. № 85).

Приказ № 925 — Типовой договор о закупке, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 27.07.2010 г. № 925.

 

Отклонения в 10 %

Взаимоотношения заказчика и исполнителя договора строительного подряда регламентируются ГКУ.

Строительство и связанные с ним строительные работы по договору строительного подряда подрядчик осуществляет согласно проектной документации, определяющей объем, содержание работ и другие требования, относящиеся к работам, а также смете, определяющей цену работ. Указанные документы являются обязательными и представляют собой неотъемлемую часть договора.

Смета на выполнение работ может быть как приблизительной, т. е. такой, в которую в процессе строительства можно вносить изменения, так и твердой изменения могут вноситься только по согласованию сторон.

В приблизительную смету можно вносить изменения в процессе выполнения работ в зависимости от реальных условий строительства. Уточнение приблизительной сметы осуществляется в порядке, предусмотренном договором. При возникновении необходимости проведения дополнительных работ, а соответственно существенного превышения определенной приблизительной сметы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, который не согласился на превышение сметы, имеет право отказаться от договора подряда. При этом подрядчик может требовать от заказчика оплаты выполненной части работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан выполнить договор подряда по цене, установленной в договоре.

Смета является твердой, если иное не установлено договором. Твердая смета не предусматривает внесения изменений после ее согласования сторонами договора. В случае превышения твердой сметы все связанные с этим расходы несет подрядчик. Также подрядчик не имеет права требовать увеличения твердой сметы, а заказчик ее уменьшения в случае, если на момент заключения договора подряда нельзя было предусмотреть полный объем работы либо необходимые для этого расходы.

В случае существенного роста после заключения договора стоимости материала, оборудования, которое должно было быть предоставлено подрядчиком, а также стоимости услуг, предоставлявшихся ему другими лицами, подрядчик имеет право требовать увеличения сметы. При отказе заказчика от увеличения сметы подрядчик имеет право требовать расторжения договора.

К тому же в соответствии со ст. 878 ГКУ заказчик имеет право вносить изменения в проектно-сметную документацию до начала работ или во время их выполнения при условии, что дополнительные работы, вызванные такими изменениями, по стоимости не превышают 10 % определенной в смете цены и не изменяют характер работ, определенных договором.

Поэтому либо по собственной инициативе, либо даже по инициативе подрядчика заказчик может изменить стоимость сметы на 10 %. Однако ч. 3 ст. 875 ГКУ установлено, что к договору строительного подряда применяются положения этого Кодекса, если иное не установлено законом.

 

 

Предмет закупки

Сфера государственных закупок отдельно регулируется Законом № 2289.

Согласно Порядку определения предмета закупки, утвержденному приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921,определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 1 Закона № 2289 по объектам строительства и с учетом ДБН Д.1.1-1-2000, а также Ведомственных строительных норм ВСН Г.1-218-182:2006 «Классификация работ по ремонтам автомобильных дорог общего пользования», утвержденных решением коллегии Государственной службы автомобильных дорог Украины от 10.04.2006 г. № 16.

Следовательно, поскольку проведение работ осуществляется с привлечением бюджетных средств, то указанные правила носят обязательный характер при определении стоимости нового строительства, расширения, реконструкции и технического переоснащения предприятий, зданий и сооружений, ремонта жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства, а также реставрации памятников архитектуры и градостроительства.

Как уже отмечалось, предмет закупки определяется по объектам строительства, которыми являются каждое обособленное здание (производственный корпус или цех, склад, жилой дом и т. п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, дорога и т. п.) со всеми устройствами (галереями, эстакадами и т. п.), монтаж оборудования, мебели, инвентаря, подсобных и вспомогательных устройств, являющихся неотъемлемыми от него, а также при необходимости — с прилегающими к нему инженерными сетями. В соответствии с ДБН Д.1.1-1-2000 на строительство объекта должны быть составлены отдельный проект и смета или сметный расчет (объектная смета либо объектный сметный расчет).

В своем разъяснении от 07.07.2011 г. б/н Минэкономики отмечало, что при составлении сметы или сметного расчета на объект строительства (объектной сметы или объектного сметного расчета) следует учитывать, что согласно ДБН Д.1.1-1-2000 объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет, а объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению (пп. 2.2.3 и 2.2.4 п. 2.2 разд. 2 ДБН Д.1.1-1-2000).

Таким образом, согласно ДБН Д.1.1-1-2000 и Закону № 2289 предмет закупки работ определяется по объектам строительства и на каждый из таких объектов строительства составляется отдельная объектная смета или объектный сметный расчет. На отдельные виды работ составляются локальные сметы или локальные сметные расчеты, данные из которых объединяются при составлении объектных смет или объектных сметных расчетов (пп. 2.2.1 и 2.2.2 п. 2.2 разд. 2 ДБН Д.1.1-1-2000).

 

 

Цена предложения

Также в п. 3.2 ДБН Д.1.1-1-2000 определены основные принципы определения цены предложения конкурсных торгов участника. Цена предложения, за которую претендент (подрядчик) согласен выполнить заказ, рассчитывается на основании нормативной потребности в трудовых и материально-технических ресурсах, необходимых для осуществления проектных решений по объекту заказа, и текущих цен на них на основании всех данных, указанных заказчиком в документации конкурсных торгов. Кроме всех расчетов, в соответствии с п. 3.2.13.1 ДБН Д.1.1-1-2000 при рассмотрении проектной документации претендент изучает возможность возникновения риска для себя и, вычисляя цену своего предложения, определяет условия, которые предотвращали бы возникновение рисковых ситуаций или компенсировали бы его потери в таком случае.

И хотя и ДБН Д.1.1-1-2000,и ГКУпредусмотрены возможности установления сметы как твердой, так и приблизительной, законодательство государственных закупок устанавливает достаточно жесткие правила к корректировке расходов по смете.

 

 

Договор о закупке

В соответствии со ст. 40 Закона № 2289 договор о закупке за государственные средства заключается в письменной форме в соответствии с положениями ГКУ и Хозяйственного кодекса Украины с учетом особенностей, определенных Законом. К указанным особенностям относится следующее:

1. Утвержденная Уполномоченным органом, т. е. Министерством экономического развития и торговли Украины, форма Типового договора о закупке (приказ Министерства экономики Украины от 27.07.10 г. № 925,далее — приказ № 925). То есть договор о закупке должен соответствовать указанной форме.

2. Условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки.

3. Существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения сторонами обязательств в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 40 Закона № 2289.

В соответствии со ст. 41 Закона № 2289 к существенным условиям договора относятся:

предмет договора (наименование, номенклатура, ассортимент);

количество товаров, работ и услуг и требования по их качеству;

порядок осуществления оплаты;

сумма, определенная в договоре;

срок и место поставки товаров, предоставления услуг, выполнения работ;

срок действия договора;

права и обязанности сторон;

указание условия о возможности уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов;

ответственность сторон.

Прийти к согласию по указанным условиям договора участник и заказчик должны до заключения договора. Если стороны не достигли согласия по всем существенным условиям, то договор о закупке считается незаключенным.

Из этого делаем вывод, что после подписания договора о закупке нельзя изменять указанные выше существенные условия, к которым, кстати, относится и сумма, определенная в договоре. Однако Закон № 2289 все же предусматривает изменения условий договора, но только в следующих случаях:

1) уменьшение объемов закупки, в частности, с учетом фактического объема расходов заказчика;

2) изменение цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре, и произойдет не ранее трех месяцев со дня его заключения;

3) улучшение качества предмета закупки при условии, что такое улучшение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

4) продление срока действия договора и выполнения обязательств по передаче товара, выполнению работ, предоставлению услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, вызвавших такое продление, в том числе форс-мажорных обстоятельств, задержки финансирования расходов заказчика при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре;

5) изменения условий в связи с применением положений ч. 6 ст. 40 Закона № 2289 (возможность продления действия договора о закупке на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 процентов суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке).

Исходя из перечня указанных случаев увеличивать сумму, определенную в договоре о закупке, все равно нельзя. Статьей 40 Закона № 2289,а также формой Типового договора приказа № 925 предусмотрена возможность только уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами договора суммы договора о закупке. Такие изменения оформляются дополнительными соглашениями к договору.

 

 

Заключение

Следовательно, нормы ГКУ, о которых говорилось выше, не совпадают с условиями, выдвигаемыми законодательством о сфере закупок. Увеличение количества и суммы договора является новым предметом закупки, приобретение которого должно осуществляться с учетом требований Закона № 2289. Например, если договор на строительство объекта был заключен по результатам конкурсных торгов, но в ходе проведения работ оказалось, что необходимо выполнять работы, которые не были предусмотрены сметой и договором, то в таком случае заказчику следует заключать новый договор на указанные работы. Включить эти работы в первоначальный договор не представляется возможным. Кстати, последними изменениями1 к Закону № 2289, которые были внесены Законом Украины от 22.12.2011 г. № 4220-VI, заказчику разрешено при возникновении необходимости проведения дополнительных строительных работ, которые не включены в начальный проект, но которые стали вследствие непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта, заключить договор с тем же подрядчиком по результатам процедуры закупки у одного участника, но при условии, что такие работы технически либо экономически связаны с главным договором.

1 Изменения были внесены с 19.01.2012 г. — даты вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 22.12.2011 г. № 4220-VI. Комментарий к ним см. в статье «Тендерные новости в строительстве» // «СБ», 2012, № 5, с. 36 — 38.

Таким образом, увеличить сумму, определенную в договоре, ни по инициативе заказчика, ни по инициативе участника не представляется возможным. В таком случае участник или возлагает расходы на себя, или принимает решение о расторжении договора. Однако следует иметь в виду, что к субъектам хозяйствования, допустившим невыполнение или несвоевременное выполнение взятых на себя договорных обязательств, применяются санкции по ст. 26 Закона № 2289 (невозврат обеспечения выполнения договора о закупке, если его предоставление было предусмотрено документацией конкурсных торгов) и ст. 231 ХКУ.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)