3847 0

Вопросы калькуляции стоимости проживания в студенческом общежитии

07.10.12
Как учитывать стоимость коммунальных услуг, расходов на оплату труда обслуживающего персонала общежития? Предельная стоимость проживания в общежитии для студентов.

1. В калькуляции стоимости проживания в социальном студенческом общежитии не была учтена стоимость энергоносителей, потребленных жильцами общежития. Такие коммунальные услуги и энергоносители оплачивались за счет средств общего фонда. Работники финансовой инспекции требуют осуществлять оплату коммунальных услуг и энергоносителей за счет средств специального фонда. Правомерно ли это?


2. Должно ли учреждение при составлении калькуляции стоимости проживания в студенческом общежитии учитывать расходы на оплату труда обслуживающего персонала общежития, которые осуществляются за счет средств общего фонда? Как в таком случае соблюдать предельный размер платы за проживание в студенческих общежитиях в размере 40% минимальной стипендии?

 

1. Да, требования работников Госфининспекции правомерны. Объясним почему.

 

Стоимость платных услуг бюджетное учреждение определяет и устанавливает самостоятельно. Это обусловлено ст. 11 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI, в которой указано, что свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон на все товары, кроме тех, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен.

 

Базой для определения цены услуги является расчет расходов, связанных с непосредственным предоставлением услуги. Как определено в п. 138.8 ст. 138 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг состоит из расходов, прямо связанных с производством таких товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, а именно:

 

— прямых материальных расходов;

— прямых расходов на оплату труда;

— амортизации производственных основных средств и нематериальных активов, непосредственно связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг;

— стоимости приобретенных услуг, прямо связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг;

прочих прямых расходов, в том числе расходов по приобретению электрической энергии (включая реактивную).

 

Стоимость проживания студентов в общежитии также определяется в соответствии с разд. ІІ Порядка предоставления других платных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденного совместным приказом МОНмолодежьспорта, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758 (далее — Порядок № 736/902/758).

 

Так, определение стоимости платной услуги осуществляется на базе экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением.

 

Размер платы за предоставление конкретной услуги определяется на основании ее стоимости, которая рассчитывается на весь срок ее предоставления и в полном объеме.

 

Учебное заведение самостоятельно определяет калькуляционную единицу по каждой платной услуге, относительно которой осуществляется расчет стоимости.

 

Как определено в п. 2.2 разд. ІІ Порядка № 736/902/758, составляющими расходов являются:

 

— расходы на оплату труда работников;

— начисления на оплату труда в соответствии с законодательством;

непосредственные расходы и оплата услуг других организаций;

— капитальные расходы;

— индексация заработной платы, прочие расходы в соответствии с действующим законодательством.

 

В соответствии с п. 2.5 разд. ІІ Порядка № 736/902/758 к непосредственным расходам и оплате услуг других организаций относятся материальные расходы, которые используются при предоставлении платных услуг заказчикам, в том числе на приобретение сырья, материалов, инвентаря, инструментов, запасных частей, медикаментов, расходных материалов к компьютерной и оргтехнике, канцелярских товаров, бланочной и другой документации, используемой при предоставлении платной услуги, горюче-смазочных материалов, химикатов, белья, спецодежды, обмундирования и фурнитуры к нему, спортивной одежды, коммунальных услуг и энергоносителей, защитных устройств, питания в случаях, предусмотренных законодательством; на проведение текущего ремонта, технического осмотра и технического обслуживания основных фондов, используемых для предоставления услуг; на служебные командировки, связанные с предоставлением платных услуг, на оплату услуг связи, средств сигнализации, лицензий для предоставления платных услуг.

 

Стоимость непосредственных расходов и оплата услуг других организаций исчисляются прямым расчетом на основе установленных действующими нормативно-правовыми актами ставок арендной платы, срока предоставления той или иной платной услуги, площадей, которые используются для ее предоставления; других расходов, которые необходимы для предоставления заказанных услуг, норм расходов и тарифов в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами, порядка расчета за коммунальные услуги и потребленные энергоносители (за отопительный сезон или равномерно в течение года).

 

В тех случаях, когда прямой расчет стоимости непосредственных расходов оплаты услуг других организаций осуществить невозможно, их стоимость определяется исходя из фактических расходов на единицу предоставленной аналогичной услуги, сложившуюся в учебном заведении за прошлый отчетный период, и индекса инфляции.

 

Также отметим, что согласно п. 38 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров УССР от 03.06.86 г. № 208, расходы на оплату коммунальных услуг входят в ставку платы за пользование жилой площадью и отдельно плата за них не взимается.

 

Кроме того, согласно п. 45 Примерного положения о студенческом общежитии высшего учебного заведения, утвержденного приказом МОНмолодежьспорта от 13.11.2007 г. № 1004, стоимость места проживания в общежитии состоит из стоимости его содержания и стоимости обязательных бытовых услуг, предоставляемых студентам, проживающим в общежитии.

 

Таким образом, расходы на коммунальные услуги и энергоносители должны быть включены в калькуляцию стоимости проживания в студенческом общежитии и в дальнейшем часть средств, которые поступят от студентов как плата за общежитие, должна быть использована на оплату коммунальных услуг и энергоносителей. Ведь в соответствии с п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности, относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений. Расходоваться средства этой подгруппы могут на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности.

 

То есть средства, полученные от предоставления платных услуг, должны расходоваться на те расходы, которые были рассчитаны в соответствии с требованиями действующего законодательства и утверждены в смете расходов. Расходование средств общего фонда сметы на цели, предусмотренные по специальному фонду сметы, является незаконным расходованием бюджетных средств.

 

Также отметим, что в соответствии с п. 45 Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550 (далее — Порядок № 550), по мере выявления ревизией нарушений законодательства должностные лица контролирующего органа, не дожидаясь окончания ревизии, имеют право устно рекомендовать руководителям объекта контроля безотлагательно принять меры для их устранения и предотвращения в дальнейшем.


Пунктом 46 Порядка № 550 определено: если принятыми в период ревизии мерами не обеспечено полное устранение выявленных нарушений, то контролирующим органом в срок не позднее чем 10 рабочих дней после регистрации акта ревизии, а в случае поступления возражений (замечаний) к нему — не позднее 3-х рабочих дней после направления заключений на такие возражения (замечания), объекту контроля направляется письменное требование по устранению выявленных ревизией нарушений законодательства с указанием срока обратного информирования.

 

2.Как уже указывалось выше, в соответствии с п. 2.2 разд. ІІ Порядка № 736/902/758 одной из составляющих расходов, которые учитываются при определении стоимости платной услуги, являются расходы на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной услуги.

 

В случае предоставления услуг проживания в общежитии такими работниками являются комендант, уборщица, кастелянша, заведующий камерой хранения и т. п. Заработная плата таких работников должна быть включена в стоимость проживания в общежитии.

 

В соответствии с п. 2.3 разд. ІІ Порядка № 736/902/758 в расходах на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, учитываются размеры должностных окладов, ставок заработной платы (в том числе почасовой оплаты), повышения, доплаты, надбавки и другие выплаты обязательного характера, определенные соответствующими нормативно-правовыми актами.

 

При формировании расходов на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, могут учитываться выплаты, которые носят поощрительный характер, материальная помощь в порядке, установленном законодательством и коллективными договорами.

 

Количество ставок (штатных единиц) работников, привлекаемых к предоставлению платной услуги, определяется исходя из необходимости учета всех функций и видов работ, которые непосредственно связаны с организацией предоставления каждой конкретной платной услуги заказчикам. Для этого могут использоваться в установленном порядке штатные нормативы для учреждений и заведений разных типов, которые функционируют в соответствующей сфере деятельности (общественное питание, бытовое обслуживание, туризм, строительство, транспорт и т. п.), или штатные расписания учебных заведений, утвержденные вышестоящим учреждением в установленном порядке.

 

Следовательно, оплата труда обслуживающего персонала, задействованного в предоставлении платных услуг, должна осуществляться за счет средств специального фонда.

 

Как уже указывалось, расходование средств общего фонда сметы на цели, которые должны быть предусмотрены специальным фондом сметы, является незаконным расходованием бюджетных средств.

 

Отметим, что совместным приказом МОНмолодежьспорта, Минфина и Минздрава «Об установлении предельного размера платы за проживание в студенческих общежитиях высших учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности» № 284/423/173 от 28.03.2011 г. с 29 марта 2011 года установлена предельная плата за проживание в общежитиях для студентов в размере 40% минимальной обычной месячной академической стипендии студентов высших учебных заведений.

 

Так, упомянутым приказом установлено, что предельный размер платы за проживание в студенческих общежитиях высших учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности, относящихся к сфере управления МОНмолодежьспорта и Минздрава, с учетом НДС, установленного согласно закону, исходя из норматива 6 кв. м жилой площади (для вновь построенных общежитий — 8 кв. м жилой площади), не может превышать:

 

— для студентов, абитуриентов высших учебных заведений I–IV уровней аккредитации — 40% размера минимальной ординарной (обычной) академической стипендии высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации;

— для клинических ординаторов, аспирантов, докторантов — 40% их академической стипендии;

— для курсантов дневной формы обучения высших учебных заведений гражданской авиации, морского и речного транспорта, Севастопольского национального института ядерной энергии и промышленности, находящихся на государственном содержании и получающих бесплатное питание, — 20% размера минимальной ординарной (обычной) академической стипендии высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации;

— для студентов индустриально-педагогических высших учебных заведений I–II уровней аккредитации, которые обучаются по программам подготовки мастеров производственного обучения и обеспечиваются бесплатным трехкратным питанием, — 20% размера минимальной ординарной (обычной) академической стипендии высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации, а для лиц, которые обеспечиваются бесплатным одноразовым питанием, — 30% минимальной ординарной (обычной) академической стипендии высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации.

 

На сегодня размеры минимальной ординарной (обычной) академической стипендии высших учебных заведений установлены постановлением КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 5 марта 2008 г. № 165» от 25.07.2012 г. № 703.

 

Так, для студентов высших учебных заведений I–II уровней аккредитации, которые обучаются по образовательно-квалификационному уровню «младший специалист» или «бакалавр», минимальная академическая стипендия устанавливается на уровне 550 грн в месяц; для студентов высших учебных заведений III–IV уровней аккредитации, которые обучаются по образовательно-квалификационным уровням «бакалавр», «специалист» или «магистр», — 730 грн в месяц.

 

Таким образом, с 1 сентября 2012 года предельный размер стоимости проживания в студенческом общежитии высших учебных заведений I–II уровней аккредитации составляет 220 грн, для высших учебных заведений III–IV уровней аккредитации — 292 грн в месяц.

 

Если при расчете всех расходов, связанных с проживанием студентов в общежитии, стоимость проживания превысит установленный предельный уровень, учреждение должно минимизировать свои расходы. Это можно сделать, например, путем пересмотра штатного расписания по специальному фонду, т. е. следует решить вопрос о целесообразности содержания определенного количества штатных единиц обслуживающего персонала.

 

Но отметим, что нельзя минимизировать расходы по спецфонду, перекладывая их на общий фонд.

 

То есть в любом случае высшее учебное заведение при формировании стоимости проживания студентов в общежитии должно выполнить все требования действующего законодательства, а именно: рассчитать стоимость проживания в общежитии с учетом всех расходов, не допуская расходования средств общего фонда на цели, которые должны быть обеспечены средствами специального фонда, и не превышая предельную стоимость проживания в общежитии, установленную действующим законодательством.

 


Татьяна Рябуха, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»




Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)