504 0

ГКСУ: о возможности одновременного выполнения главным бухгалтером определенных полномочий

При организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении основной проблемой всегда была нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров. Особенно остро эта проблема ощущается в сельских районах. Кроме того, автоматизация учетного процесса, без которой невозможно ведение бухгалтерского учета, требует дополнительных затрат на компьютерное оборудование, соответствующее программное обеспечение, на оплату консультационных услуг разработчика программного обеспечения и т. д. 

Таким образом, стоимость ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, включающая оплату труда сотрудников, расходы по начислениям на оплату труда, расходы на содержание рабочих помещений, на оснащение офисным оборудованием, на поддержку информационных баз данных и т. д., за последние годы существенно выросла.

Одним из возможных вариантов экономии бюджетных средств является передача функций по ведению бухгалтерского учета централизованным бухгалтериям.

Так, централизованные бухгалтерии при районных отделах культуры и отделах образования были созданы органами власти более 30 лет назад в соответствии с постановлением Совета Министров УССР «О типовых штатах централизованных бухгалтерий при областных, городских и районных отделах (управлениях) народного образования, здравоохранения и культуры и при центральных районных и городских больницах» от 17.05.1979 г. № 255.

Централизованный бухгалтерский учет является более рациональной формой организации учета, основными преимуществами которого являются:

— решение проблемы кадрового дефицита квалифицированных бухгалтеров;

— экономия бюджетных средств;

— осуществление контроля за эффективностью и целевым использованием бюджетных средств и законностью проведенных хозяйственных операций;

— быстрый централизованный переход на обновленные условия ведения учета и формирования отчетности;

— повышение качества ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии, позволяющей стандартизировать учетные процедуры от момента создания первичного документа до формирования отчетности;

— автоматизация бухгалтерского (бюджетного) учета на основе современных программ и технологий, унификация требований к программному обеспечению и т. д.

Пунктом 2 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59 (далее — Типовое положение № 59), установлено, что бухгалтерская служба создается как самостоятельное структурное подразделение бюджетного учреждения, вид которого зависит от объема, характера и сложности бухгалтерской работы, — департамент, управление, отдел, сектор, или в бюджетном учреждении вводится должность специалиста, на которого возлагается исполнение обязанностей бухгалтерской службы. Обязанности бухгалтерской службы может выполнять централизованная бухгалтерия бюджетной организации, которой подчинены другие учреждения. Также п. 4 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV предусмотрено ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией на договорных началах.

Руководителем бухгалтерской службы является главный бухгалтер, который подчиняется и является подотчетным руководителю бюджетного учреждения или его заместителю.

Как отметило Госказначейство в комментируемом письме, Типовым положением № 59 не предусмотрено одновременного выполнения главным бухгалтером полномочий по руководству централизованной бухгалтерией, финансируемых за счет областного бюджета, и обязанностей бухгалтерской службы по обслуживанию государственного бюджета как отдельной единицы в штате бюджетного учреждения.

Со своей стороны отметим, что в связи с тем, что штатная численность работников централизованной бухгалтерии (бухгалтеров, экономистов, кассиров) определяется исходя из количества обслуживаемых учреждений и численности работающего персонала, соответственно отдельно бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером для обслуживания только лишь управления образования (аппарата управления) не создается. Численность работников аппарата управления учитывается при расчете штатных единиц работников централизованной бухгалтерии.

Также напомним, что согласно Классификатору профессий ДК 003:2010, утвержденному приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327, главный бухгалтер является руководителем (код КП 1231 «Руководители финансовых, бухгалтерских, экономических, юридических и административных подразделений и другие руководители»). Соответственно, на основании п. 4 Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденного совместным приказом Минтруда, Минюста и Минфина от 28.06.93 г. № 43,главные бухгалтеры бюджетных учреждений не имеют права работать по совместительству (за исключением научной, преподавательской, творческой деятельности или медицинской практики).

Также лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, согласно п. 1 ст. 7 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. № 3206-VI запрещается заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины.

Кроме того, абз. «а» п.п. 3 п. 3 постановления КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 предусмотрено, что руководителям бюджетных учреждений и организаций, их заместителям, руководителям структурных подразделений этих учреждений и организаций, их заместителям не устанавливается доплата за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ.

Светлана МЕРЕНКОВА,
ведущий государственный финансовый инспектор
Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции



Тризуб.jpg



О ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОВРЕМЕННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ГЛАВНЫМ БУХГАЛТЕРОМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ


Письмо от 13.01.2012 г. № 17-08/86-726

(извлечение)

<…>

Пунктом 2 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.01.2011 г. № 59, определено, что бухгалтерская служба создается как самостоятельное структурное подразделение бюджетного учреждения, вид которого зависит от объема, характера и сложности бухгалтерской работы, — департамент, управление, отдел, сектор или в бюджетном учреждении вводится должность специалиста, на которого возлагается исполнение обязанностей бухгалтерской службы. Обязанности бухгалтерской службы может исполнять централизованная бухгалтерия бюджетного учреждения, которой подчинены другие бюджетные учреждения.

Типовым положением не предусмотрено одновременного выполнения главным бухгалтером полномочий по руководству централизованной бухгалтерией, финансируемой за счет областного бюджета, и обязанностей бухгалтерской службы по обслуживанию государственного бюджета как отдельной единицы в штате бюджетного учреждения.

Также следует отметить, что согласно Закону Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, запрещается заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины.



Первый заместитель Председателя                                                                                    А. Даневич




загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (0)