620 0

Особенности осуществления закупок по рамочным соглашениям

Во исполнение требований ст. 13 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289) Кабмином и Минэкономразвития утвержден ряд документов, которые направлены на регулирование порядка осуществления закупок по рамочным соглашениям, а именно:

постановление КМУ «Об утверждении Порядка определения генеральных заказчиков и взаимодействия заказчиков с генеральным заказчиком по рамочным соглашениям» от 04.07.2012 г. № 602 (далее — Порядок № 602);

постановление КМУ «Об особенностях выполнения рамочных соглашений», от 04.07.2012 г. № 603 (далее — постановление № 603);

приказ Минэкономразвития «Об утверждении Перечня товаров и услуг, которые могут закупаться по рамочным соглашениям» от 24.04.2012 г. № 503 (далее — Перечень № 503);

приказ Минэкономразвития «Об особенностях заключения рамочных соглашений» от 24.04.2012 г. № 504 (далее — приказ № 504).


Для начала напомним, что рамочные соглашения представляют собой сделки, заключаемые одним или несколькими заказчиками (генеральными заказчиками) в письменной форме с одним или несколькими участниками процедуры закупки с целью определения основных условий закупки товаров и услуг, руководствуясь которыми в последующем будет заключен договор о закупке.

Закупка по рамочным соглашениям может осуществляться самостоятельно заказчиком или генеральным заказчиком. В соответствии со ст. 1 Закона № 2289 генеральный заказчик — орган государственной власти, государственное, коммунальное учреждение или организация, определенные соответственно Кабмином, Советом министров АР Крым, местными госадминистрациями или исполнительными органами местных советов, ответственными за организацию и проведение процедур закупок в интересах заказчиков по рамочным соглашениям.


Алгоритм определения генерального заказчика на местном и государственном уровне определен в п.п. 4–12 Порядка № 602. Право на определение генерального заказчика предоставлено:

Кабмину — в случае осуществления закупки товаров и/или услуг за счет средств государственного бюджета;

Совету министров АР Крым, местным госадминистрациям или исполнительным органам местных советов — в случае осуществления закупки товаров и/или услуг за счет средств бюджета АР Крым и соответствующих местных бюджетов.


Инициаторами являются главные распорядители бюджетных средств, которые обращаются в Минэкономразвития с предложениями относительно определения генерального заказчика (генеральных заказчиков) для осуществления закупок товаров и услуг по рамочному соглашению, указанные в Перечне № 503. При этом информацию о необходимости закупки товаров и услуг они получают на основании данных, предоставленных подчиненными им распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня, предприятиями, учреждениями, организациями, которые принадлежат к сфере их управления, территориальными органами.

Решение об определении генерального заказчика, принятое органами государственной власти и местного самоуправления, сообщается инициаторам в письменной форме в течение 5 рабочих дней.


Механизм взаимодействия между заказчиками и генеральным заказчиком описан в п.п. 14–26 Порядка № 602 и заключается в следующем:

1) заказчик, в интересах которого может быть осуществлена закупка по рамочному соглашению, в течение 45 дней со дня вступления в силу решения об определении генерального заказчика (генеральных заказчиков) подает генеральному заказчику предложения относительно осуществления такой закупки. Такое предложение оформляется в виде письма-обращения, требования к содержанию которого определены в п. 16 Порядка № 602. В случае когда заказчик предлагает заключить рамочное соглашение с одним участником, к письму-обращению прилагаются копии документов нормативного, технического, экспертного характера, которые обосновывают соблюдение принципа максимальной экономии и эффективности во время заключения и выполнения рамочного соглашения лишь с таким участником.

При этом заметим, что генеральный заказчик имеет право требовать от заказчика предоставления другой информации, материалов и документов, необходимых для осуществления закупки по рамочному соглашению и/или устранения несоответствия поданных заказчиком документов требованиям законодательства, о чем указывается в соответствующем запросе. Такую информацию, материалы и документы заказчик должен подать не позднее чем в течение 5 рабочих дней с даты поступления запроса;

2) генеральный заказчик заключает рамочное соглашение с несколькими участниками, за исключением некоторых случаев.

Так, в частности, генеральный заказчик имеет право провести процедуру закупки с заключением рамочного соглашения с одним участником, если в течение 45 дней со дня вступления в силу решения об определении генерального заказчика он получил предложения не менее чем от 7 заказчиков о заключении рамочного соглашения с одним участником;

3) генеральный заказчик имеет право проводить согласовательные процедуры с уполномоченными представителями заказчика (заказчиков) относительно определения условий осуществления закупки по рамочному соглашению. В этом случае стороны составляют соответствующий протокол;

4) генеральный заказчик начинает процедуру закупки в интересах заказчика (заказчиков), подписывает рамочное соглашение, обеспечивает его подписание заказчиком (заказчиками) и участником (участниками) в сроки, указанные в 6.1 приказа № 504. При этом заказчик не несет ответственность за решение, действия или бездействие генерального заказчика во время организации и проведения процедуры закупки по рамочному соглашению.


Таким образом, на первом этапе осуществления закупок по рамочному соглашению назначается генеральный заказчик, который проводит отбор участников рамочного соглашения, а также заключает рамочное соглашение.

В приказе № 504 описаны требования к содержанию рамочного соглашения, перечислены основные условия, которые должно содержать рамочное соглашение. К таким условиям относятся: предмет закупки, наименование, номенклатура, ассортимент товаров (услуг), технические и функциональные характеристики предмета закупки, требования к качеству, цена за единицу товара, ориентировочное количество товара, место поставки товаров (услуг), проект договора о закупке или его основные условия, порядок проведения переговоров заказчика с участником (если не все существенные условия договора закупки найдут отражение в рамочном соглашении), условия, порядок и методика отбора (на тот же случай), срок действия рамочного соглашения и условия его расторжения, срок и порядок заключения договора о закупке. Также в приказе № 504 определены сроки заключения рамочного соглашения, основания для внесения изменения в такие соглашения.

Кроме того, приказом № 504 урегулирован порядок разработки, утверждения и обнародования документации конкурсных торгов и квалификационной документации при закупке по рамочным соглашениям, а также проведения закупок по рамочным соглашениям.

И хотя основные требования к проведению закупок по рамочным соглашениям урегулированы в ст. 13 Закона № 2289, стоит обратить внимание на некоторые особенности, описанные в приказе № 504.

Так, в частности, в п. 5.1 приказа № 504 указано, какая информация должна быть обязательно указана в объявлении о проведении закупок по рамочному соглашению. При этом заказчик (генеральный заказчик) имеет право указать в объявлении о проведении процедуры закупки и в документации конкурсных торгов требования о предоставлении обеспечения предложению конкурсных торгов.


Предоставление и возврат обеспечения предложения конкурсных торгов осуществляются согласно требованиям Закона № 2289 с учетом следующих особенностей: размер обеспечения предложения конкурсных торгов в денежном выражении не может превышать 1% ожидаемой стоимости закупки в текущем году, а в случае заключения рамочного соглашения на срок менее года — ожидаемой стоимости закупки.

В соответствии с п. 5.4 приказа № 504 при осуществлении закупок по рамочным соглашениям сокращенная процедура не применяется.

Итак, на втором этапе заказчик (генеральный заказчик) проводит процедуру закупки по рамочному соглашению, а на третьем этапе — заказчик заключает договор о закупке.

Вопросы, касающиеся особенностей выполнения рамочных соглашений, а также заключения и выполнения договора о закупке по рамочным соглашениям, определены постановлением № 603.

Далее представим основные особенности выполнения рамочных соглашений.

Рамочное соглашение заключено с одним участником

Рамочное соглашение заключено с несколькими участниками

В случае если все существенные условия договора о закупке определены в рамочном соглашении, такой договор считается заключенным после представления заказчиком участнику предложения о выполнении указанных условий и получении письменного согласия участника.

Содержание договора о закупке может быть зафиксировано в одном или нескольких документах (путем обмена письмами, факсограммами, телеграммами, телефонограммами и т. п.)

В случае если все существенные условия договора о закупке определены в рамочном соглашении, заказчик имеет право заключить такой договор с соблюдением указанных в рамочном соглашении условий отбора без проведения процедуры конкурсных торгов среди участников, с которыми заключено соответствующее рамочное соглашение.

Условия отбора должны предусматривать представление ценовых предложений участниками и заключение договора о закупке с тем участником, который предложил наименьшую цену

В случае если не все существенные условия договора о закупке определены в рамочном соглашении, такой договор заключается по результатам организованных заказчиком переговоров с участником. По результатам переговоров составляется протокол

В случае если не все существенные условия договора о закупке определены в рамочном соглашении, такой договор заключается заказчиком с победителем процедуры конкурентного отбора, который проводится заказчиком среди участников, с которыми заключено соответствующее рамочное соглашение.Условия конкурентного отбора указываются в рамочном соглашении


В заключение обратим внимание на наиболее интересные моменты, касающиеся заключения договора о закупке по рамочным соглашениям:

— изменение существенных условий договоров о закупке осуществляется в соответствии с ч. 5 ст. 40 Закона № 2289. При этом изменение существенных условий договора о закупке не приводит к изменению условий рамочного соглашения, в соответствии с которым заключен такой договор о закупке;

— заказчик имеет право до окончания установленного в рамочном соглашении срока заключения договора о закупке отказаться от его заключения, поинформировав об этом генерального заказчика, участника и Минэкономразвития заказным письмом с уведомлением о вручении;

— сроки заключения договора о закупке, определенные ст. 31 Закона № 2289, не применяются к заключению договоров о закупке по рамочным соглашениям. Порядок и сроки заключения договоров о закупке по рамочным соглашениям устанавливаются в рамочном соглашении;

— участник, который подписал договор о закупке по рамочному соглашению, не имеет права передавать (уступать) права и обязанности по такому договору другим лицам, возлагать выполнение обязательств по ним на другое лицо.

Виктория Матвеева, экономист-аналитик

(газета «Бюджетная бухгалтерия»)



загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (0)