ГМСУ: в Украине упрощены процедуры регистрации места проживания и оформления паспортов граждан Украины
С 1 августа подразделения Государственной миграционной службы Украины (далее — ГМС) начали работу по выдаче паспортов граждан Украины, регистрации места проживания физических лиц, а также выполнение других функций, определенных законодательством Украины о гражданстве и иммиграции (до этого времени эти функции выполняли подразделения МВД).
Одновременно с передачей этих функций от МВД к ГМС Украины внесен ряд изменений в законодательство Украины, направленных на существенное упрощение процедур регистрации места проживания физических лиц и оформления паспортов граждан Украины.
В частности, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регистрации места проживания и места пребывания физических лиц в Украине» (вступил в силу 05.08.2012 г.) предусмотрены следующие важные нововведения:
— Регистрация и снятие с регистрации осуществляются в одном месте и в день обращения лица в орган регистрации.
Таким образом, человеку отныне не нужно ехать, например, во Львов, для снятия с регистрации, если он намерен зарегистрироваться в Киеве. Достаточно обратиться в территориальное подразделение ГМС Украины по новому месту проживания.
— Регистрация места проживания не привязана к постановке на учет военнообязанных и призывников.
Таким образом, зарегистрироваться по новому месту проживания теперь можно до постановки на учет в военкомате. При этом сама постановка на учет военнообязанных и призывников остается обязательной.
— Значительно расширен круг оснований для снятия с регистрации. Если раньше это было заявление или решение суда, то сегодня снятие с регистрации является возможным также в случае прекращения оснований на право пользования жильем или законных оснований для пребывания на территории Украины иностранцев и лиц без гражданства.
Например, в случае окончания срока действия договора аренды можно снять зарегистрированное лицо по заявлению собственника жилья.
Кроме того, приказом МВД Украины № 320 (вступил в силу 27.07.2012 г.) утверждены новые правила оформления и выдачи паспорта гражданина Украины. В частности, изменена процедура выдачи паспорта. Отныне документы дляоформления паспорта гражданина Украины подаются непосредственно в территориальные подразделения ДМС, а не в жилищные конторы, как было раньше. Эта норма должна ускорить процесс оформления паспортов граждан Украины.
Также приказом унормирован вопрос реализации права лица на транскрибированную запись имени в соответствии с его национальной традицией, чего не было раньше. То есть в украинском паспорте русское имя «Николай» может быть, по желанию гражданина, воспроизведено на украинском языке как «Ніколай».
Следует отметить, что после принятия указанного выше Закона Украины в СМИ появилось много публикаций, в которых говорилось о якобы установлении «тотального контроля» над гражданами Украины путем введения обязательности регистрации места пребывания в случае нахождения лица за пределами места проживания сроком более одного месяца.
Государственная миграционная служба Украины обращает внимание на то, что эти положения Закона действуют с 2004 года и касаются лишь тех лиц, которые имеют невыполненные имущественные обязательства, призываются на военную службу или принимают участие в судебном процессе. Все остальные граждане регистрируют место своего проживания только по собственному желанию.
Адреса и контактные телефоны территориальных органов Государственной миграционной службы Украины, где граждане могут получить исчерпывающую информацию относительно адресов, графика работы территориальных подразделений и положений законодательства по вопросам гражданства и иммиграции, размещены здесь.