2017 1

Минсоцполитики: нюансы применения новых правил проведения индексации зарплаты

Напомним, что 21.06.2012 г. вступило в силу постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок проведения индексации денежных доходов населения» от 13.06.2012 г. № 526 (далее — постановление № 526).

Новые правила проведения индексации с учетом изменений, внесенных в Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078), были рассмотрены в статье «Особенности проведения индексации в июле 2012 года» (газета «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 27, с. 23).

Вместе с тем отдельные вопросы применения норм обновленного Порядка № 1078 оставались открытыми. На них Минсоцполитики предоставило ответ в комментируемом письме.

Участие премий при определении фиксированной суммы индексации

Напомним: общий подход к определению базового месяца изложен в п. 5 Порядка № 1078, в котором указано, что базовым месяцем при расчете индекса потребительских цен считается месяц, в котором происходит повышение денежных доходов граждан.

Индексация в базовом месяце не начисляется, и со следующего за базовым месяцем для проведения дальнейшей индексации рассчитывается нарастающим итогом новый индекс потребительских цен до превышения порога индексации 101 %.

Новые правила проведения индексации предусматривают, что месяц повышения денежных доходов (на любую сумму) всегда является базовым.

При этом согласно обновленному абз. 3 п. 5 Порядка № 1078, если денежный доход с учетом суммы повышения меньше суммы денежного дохода с учетом индексации до повышения, в базовом месяце сумма общего дохода определяется с таким расчетом, чтобы сумма денежного дохода с учетом индексации не превышала общего дохода до его повышения. Пример, приведенный в приложении 4 к Порядку № 1078, изложен в новой редакции.

Таким образом, для определения суммы индексации необходимо сравнить две величины: зарплату с учетом повышения и зарплату до повышения, т. е. предыдущего месяца (с учетом индексации). При этом сравнительные расчеты нужно проводить исходя из условий полностью отработанного месяца (этоимеет значение, когда работник часть месяца находился в отпуске или на больничном, т. е. месяц отработан не польностью) с учетом постоянных составляющих зарплаты (доплат, надбавок), кроме премий. Как указало Минсоцполитики в комментируемом письме, размер премий не учитывается, поскольку процент премий ежемесячно может меняться и не имеет постоянного характера выплат.


Заметим, что это достаточно неожиданное утверждение. Объясним почему.

Во-первых, структура заработной платы работников бюджетной сферы предусматривает наличие надбавок, размер и характер выплаты которых тоже не носит постоянный характер (к примеру, надбавка за сложность и напряженность в работе, за выполнение особо важной работы). Однако исходя из разъяснений Минсоцполитики такие выплаты, в отличие от премии, должны участвовать в сравнительных расчетах.

Во-вторых, до рассматриваемых изменений позиция Минсоцполитики в этом вопросе была прямо противоположной. Так, в письме от 27.07.2011 г. № 150-10/136-11 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 43) специалистами этого Министерства указано: премии (кроме одноразовой выплаты премии), которые предусмотрены условиями оплаты труда работников учреждения, входят в общий доход, подлежащий индексации, а также участвуют при проведении сравнительных расчетов для определения базового месяца при повышении зарплаты. Значит ли это, что новую позицию в порядке учета премий следует применять только с 21.06.2012 г, т. е. с даты вступления в силу поставления № 526, или же такой подход применим на протяжении всего действия Порядка № 1078, ведь кардинально в этом вопросе ничего не изменилось? Судя по всему, без дополнительных разъяснений со стороны Минсоцполитики здесь не обойтись.


Итак, если в результате сравнительных расчетов окажется, что зарплата после повышения меньше, чем зарплата до повышения (с учетом индексации), то в месяце повышения зарплаты сумма общего дохода будет состоять из:

— зарплаты с учетом повышения;

— суммы индексации, которая определяется как разность между суммой индексации и суммой повышения. Сумма индексации фиксируется и выплачивается до последующего увеличения размера зарплаты, при котором такое увеличение должно превысить фиксированную величину.

Пример. В июле 2012 года размер должностного оклада гослужащего, установленный на уровне минимальной заработной платы, повысился. Последним базовым месяцем для него является февраль 2008 года. Определим сумму фиксированной индексации исходя из следующих условий:

№ п/п

Составляющие зарплаты

Июнь 2012 года

Июль 2012 года

1

Оклад

1094,00

1102,00

2

Ранг

90,00

90,00

3

Надбавка за выслугу лет

236,80

238,40

4

Надбавка за высокие достижения в труде

639,36

643,68

5

Премия

142,22
(13 % должностного оклада)*

209,38
(19 % должностного оклада)*

6

Сумма индексации

549,19

Сумма возможной индексации — 553,20

Итого

2751,57

* Премия носит постоянный характер, однако процент премии ежемесячно изменяется в зависимости от финансовых возможностей.

Для определения фиксированной суммы индексации необходимо:

1. Рассчитать сумму зарплаты в июне 2012 года в части постоянных составляющих с учетом суммы индексации (без учета премии). Она составит 2609,35 грн (1094,00 грн + 90,00 грн + 236,80 грн + 639,36 грн + 549,19 грн).

2. Рассчитать сумму повышения зарплаты в июле 2012 года в части постоянных составляющих (без учета суммы индексации и премии). Она оставит 13,92 грн. (2074,08 грн – 2060,16 грн).

Поскольку зарплата после повышения (2074,08 грн) меньше зарплаты до повышения с учетом индексации (2609,35 грн), то в июле 2012 года сумма общего дохода работника должна была составить 2822,74 грн, где:

— 2283,46 грн — заработная плата с учетом повышения;

— 539,28 грн — сумма индексации, которая определяется как разница между суммой возможной индексации и суммой повышения (553,20 грн – 13,92 грн). В таком размере она сохраняется и выплачивается до наступления новой индексации или повышения заработной платы.


Выплата фиксированной суммы индексации, если месяц отработан не полностью

Наибольшее число вопросов после вступления в силу постановления № 526 вызвал порядок определения фиксированной суммы индексации, если месяц отработан не полностью (весь месяц или часть его работник находился в отпуске), поскольку в Порядке № 1078 об этом ничего не сказано.

Ранее определить сумму индексации в этом месяце не составляло труда — зарплата, начисленная за отработанные дни, индексировалась в пределах прожиточного минимума.

С введением новых правил применять прежний порядок начисления индексации в случае, если месяц отработан работником не полностью (и зарплата работника уже индексировалась по новым правилам), нет возможности. Все дело в том, что теперь сумма индексации при повышении заработной платы, которая выплачивается работнику, напрямую не определяется от прожиточного минимума. Так, в базовом месяце (месяце повышения заработной платы) рассчитывается фиксированная сумма индексации как разность между суммой индексации, которая должна быть выплачена в таком месяце, и суммой повышения заработной платы. В таком фиксированном размере сумма индексации сохраняется за работником до тех пор, пока наступившее очередное повышение зарплаты или право на индексацию не превысят такой фиксированный размер (абз. 3 п. 5 Порядка № 1078).

Первые разъяснения специалистов Минсоцполитики по этому вопросу однозначно сходились к тому, что рассчитанная фиксированная сумма индексации выплачивается в полном размере независимо от количества фактически отработанных дней в месяце (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 27, с. 27). Однако не прошло и месяца, как позиция профильного Министерства кардинально изменилась. Так, в консультации специалиста Минсоцполитики (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 29, с. 31) указывалось, что в полном размере рассчитанная фиксированная сумма индексациивыплачивается только при полностью отработанном месяце. Если же месяц отработан не полностью (отпуск, временная нетрудоспособность), то сумма фиксированной индексации определяется пропорционально фактически отработанным рабочим дням в этом месяце. При этом напомним: сравнительные расчеты следует проводить исходя из условий полностью отработанного месяца.

Теперь такая позиция подтверждена и в комментируемом письме. Кроме того, Минсоцполитики подчеркнуло: если в месяце не отработано ни одного рабочего дня, фиксированная сумма индексации за этот месяц не выплачивается.

Мы уже говорили о том, что действующая на сегодняшний день редакция Порядка № 1078 не предусматривает расчета суммы индексации, если месяц отработан не полностью, пропорционально отработанным дням.

На наш взгляд, логичнее было бы применять другой порядок определения фиксированной суммы индексации, если месяц отработан не полностью. Он следует из п. 4 Порядка № 1078, согласно которому зарплата индексируется в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Поэтому, если в месяце, отработанном не полностью, сумма начисленной зарплаты за отработанное время:

— превышает прожиточный минимум, то фиксированная сумма индексации выплачивается в полном размере;

— не превышает прожиточного минимума, то сумму фиксированной индексации следует определять в зависимости от соотношения зарплаты и прожиточного минимума в этом месяце. Например, в июле 2012 года у работника повысился должностной оклад и фиксированная сумма индексации составила 365,89 грн. За август 2012 года работнику начислена зарплата за фактически отработанные дни в размере 328,75 грн (за 5 рабочих дней). Размер прожиточного минимума в августе — 1102,00 грн. Тогда сумма индексации за август составит 109,15 грн (365,89 грн х 328,75 грн : 1102,00 грн). Если же следовать рекомендации Минсоцполитики, то сумма индексации за август составит 83,16 грн. (365,89 грн : 22 раб. дн. х 5 раб. дн.).

Обратите внимание: вышесказанное касается определения суммы индексации в месяце, который отработан не полностью, если работнику уже выплачивается индексация в фиксированном размере. Если речь идет, к примеру, о госслужащем, у которого зарплата не повышалась после даты вступления в силу постановления № 526, в месяце, отработанном не полностью, то сумма индексации такому работнику определяется в пределах прожиточного минимума, как это предусмотрено п. 4 Порядка № 1078. Дело в том, что в таком случае зарплата еще не индексировалась по новым правилам и работнику не выплачивалась фиксированная сумма индексации.


Фиксированная сумма индексации при неполном рабочем времени

К сожалению, в комментируемом письме не рассмотрен вопрос о расчете фиксированной суммы индексации для работника, работающего на условиях неполного рабочего времени. Однако как следует из разъяснений специалистов Минсоцполитики (см. консультацию на с. 29 этого номера), если работнику установлено неполное рабочее время, размер фиксированной суммы индексации определяется с учетом нагрузки работника.


Если в период между пересмотром заработной платы у работника наступило право на индексацию

И последняя ситуация, которая рассмотрена в комментируемом письме, заключается в следующем. Зарплата работника, которая уже индексировалась по новым правилам, снова повышается. Индекс потребительских цен нарастающим итогом превысил 101 %, и у работника наступило право на индексацию. При этом сумма индексации превышает сумму повышения зарплаты. В этом случае сумма общего дохода будет состоять из:

— зарплаты с учетом повышения;

— фиксированной суммы индексации, которая выплачивалась до этого;

— новой фиксированной суммы индексации (разность между суммой индексации и суммой повышения).

В приложении 4 кПорядку № 1078 эта ситуация рассмотрена на примере мая 2012 года.

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик




загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (1)
krupinas@ukr.net
28.09.2015
Складається враження, що в Україні працюють тільки бюджетники та держслужбовці. Ні в одному прикладі мова не йде про виробництво, про розрахунок фіксованої індексаціїї категорії робітників - водіїв авторанспортних засобів, водіїв трамаая або тролейбусу, відрядників. Чи наші високі спеціалісти не мають поняття про такі посади. Будь ласка, знізойдіть до робітничих категорій. Враховуючи підходи дро розяснень, що надає Мінсоцполітика, в цій сфері повна темінь. Будь ласка, давайте розглянемо визначення фіксованої індексації для водія автотранспортних засобів та відрядника. Чекаємо з нетерпінням Вашої відповіді.