Строительство киоска: нужна ли лицензия
Нужно ли получать лицензию, если мы планируем строить табачный киоск?
Сразу отвечаем — нет. Конечно, необходимо учитывать, что именно читатель имел в виду под определением «киоск»? Мы, например, говорим о небольшом временном сооружении общей площадью до 30 м2.
Из Порядка размещения временных сооружений
для осуществления предпринимательской деятельности,
утвержденного приказом Министерства регионального развития,
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины
от 21.10.2011 г. № 244
Временное сооружение торгового, бытового, социально-культурного или иного назначения для осуществления предпринимательской деятельности (далее — ТС) — одноэтажное сооружение, изготовляемое из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливаемое временно, без установления фундамента (п. 1.3 Порядка).
Стационарное временное сооружение — сооружение, имеющее закрытое помещение для временного пребывания людей, площадью до 30 кв. м по внешнему контуру (п. 1.4. Порядка).
Теперь обоснуем свой ответ.
В этом году правовое регулирование процесса лицензирования хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, постигли масштабные изменения.
Так, последние изменения и дополнения, внесенные п. 2 постановления КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 22 июля 2009 г. № 759» от 27.02.2012 г. № 148 (далее — Приказ № 148), стали основанием для возникновения определенных вопросов со стороны субъектов хозяйствования, деятельность которых связана с созданием объектов архитектуры.
Напомним, что в соответствии с Приказом № 148, вступившим в силу с 01.03.2012 г., п. 1 Порядка лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденного постановлением КМУ от 05.12.07 г. № 1396 (далее — Порядок), был изложен в новой редакции.
Так, в частности, согласно нововведениям Порядок начиная с марта 2012 г. устанавливает общие требования к лицензированию хозяйственной деятельности, связанной со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и/или инженерного оборудования принадлежит к IV и V категориям сложности.
Учитывая это, можно прийти к выводу, что объекты архитектуры, которые по сложности архитектурно-строительного решения принадлежат к I–III категориям сложности, не требуют наличия лицензии для их строительства (!).
В то же время до сих пор остаются без соответствующих нормативных изменений Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденные приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 27.01.2009 г. № 47 (далее — Лицензионные условия).
Так, Лицензионные условия до сих пор предусматривают их обязательность для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, выполняющих работы, связанные с созданием объектов архитектуры.
В связи с этим и возникали вопросы: нужна все же лицензия для строительства объектов архитектуры I–III категорий сложности или нет? На помощь пришли Минрегион и Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины (далее — ГАСИ) с соответствующими разъяснениями. Так, было подтверждено, что для возведения указанных выше объектов лицензия не нужна (см. интервью председателя ГАСИ А. Рыбака — «СБ», 2012, № 7, с. 4).
Следовательно, теперь остается лишь определиться, по каким критериям тот или иной объект архитектуры принадлежит к одной из пяти категорий сложности. Об этом мы уже неоднократно писали на страницах нашего издания, но напомним.
Так, с 03.06.2012 г. вступило в силу постановление КМУ «Об утверждении Порядка отнесения объектов строительства к IV и V категориям сложности» от 27.04.2011 г. № 557 (далее — Постановление № 557), определившее механизм отнесения объектов строительства различного функционального назначения к IV и V категориям сложности. Согласно Постановлению № 557 отнесение объекта строительства к соответствующей категории сложности должно осуществляться проектировщиком вместе с заказчиком. При этом категория сложности объекта строительства определяется в соответствии со строительными нормами и государственными стандартами на основании класса последствий (ответственности) такого объекта строительства.
В свою очередь, п.п. 5, 6 Постановления № 557 содержат признаки, по которым тот или иной объект принадлежит соответственно к IV или V категориям сложности.
Что же касается критериев, по которым следует относить объекты архитектуры соответственно к I, II или III категории сложности, то можно воспользоваться положением все того же Постановления № 557. В частности, п. 4 Постановления № 557 предусмотрено, что класс последствий (ответственности) объекта строительства (который является основным критерием отнесения того или иного объекта архитектуры к определенной категории сложности) должен определяться согласно требованиям ДБН В.1.2-14-2009 «Общие принципы обеспечения надежности и конструктивной безопасности зданий, сооружений, строительных конструкций и основ».
Так, согласно ДБН В.1.2-14-2009 классы ответственности зданий и сооружений определяются уровнем возможных материальных убытков и (или) социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта.
Таких классов последствий существует три: СС3, СС2, СС1 (более подробно с ними можно ознакомиться в Таблице 1 к ДБН В.1.2-14-2009). Иначе говоря, в зависимости от того, к какому классу отнесен объект архитектуры (по определенным критериями), будет зависеть его принадлежность к одной из пяти категорий сложности.
Ранее, например, чтобы «сложить все пазлы в единую картинку» и выяснить, к какой категории сложности принадлежит объект архитектуры, необходимо было обратиться за помощью к двум ДБН: ДБН В.1.2-14-2009 (которые давали ответ о принадлежности объекта к одному из трех классов ответственности) и к ДБН А.2.2-3-2004 «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства» (которые содержали типы зданий, сооружений и объектов по категориям сложности).
Но с 01.07.2012 г. согласно приказу Минрегиона от 03.03.2012 г. № 98 вступили в силу новые ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство», которые «пришли» на замену ДБН А.2.2-3-2004. В частности, новые ДБН теперь содержат единую таблицу, ознакомившись с которой можно прийти к выводу, какой из пяти категории сложности соответствует один из трех классов последствий.
Класс последствий (ответственности) здания или сооружения |
Характеристика возможных последствий отказа здания или сооружения | ||||||
Возможная опасность |
Объем возможного экономического убытка |
Потеря объектов культурного наследия |
Прекращение функционирования объектов коммуникаций, транспорта, связи, энергетики, других инженерных сетей | ||||
для здоровья и жизни людей, постоянно находящихся на объекте |
для здоровья и жизни людей, периодически находящихся на объекте |
для жизнедеятельности людей, находящихся снаружи объекта | |||||
|
|
количество лиц |
количество лиц |
количество лиц |
м.р.з.п. |
категории объектов |
уровень |
V |
СС3 |
свыше 400 |
свыше 100 |
свыше 50 000 |
свыше 150 000 |
Национального значения |
Общегосударственный |
IV |
СС2 |
300–400 |
500–1000 |
10 000–50 000 |
15 000–150 000 |
Местного значения |
Региональный |
III |
50–300 |
100–500 |
100–10 000 |
2000–15 000 |
— |
Местный | |
II |
СС1 |
0–50 |
50–100 |
до 100 |
до 2000 |
— |
— |
I |
0 |
до 50 |
до 100 |
до 2000 |
— |
— |
Как предусмотрено ДБН А.2.2-3-2012, категория сложности объекта строительства определяется независимо по каждой из приведенных в колонках таблицы характеристике возможных последствий от отказа объекта.
Так, например, киоск, судя по всему, должен принадлежать ко II категории сложности с классом последствий СС1.
Следовательно, поскольку киоск не принадлежит к IV и V категориям сложности, лицензия на его строительство не нужна.
Яна Брусенцова