10147 2

Списание компьютерной и офисной техники

Приказом руководителя бюджетного учреждения, содержащегося за счет средств государственного бюджета, создана комиссия для списания компьютерной и офисной техники, непригодной для дальнейшего использования. В ходе работы комиссии возникли вопросы, касающиеся правильности отражения процедуры списания в бухгалтерском учете, в частности:

1. Как правильно отразить в учете списание компьютерной техники, содержащей драгоценные металлы?

2. На какие счета следует оприходовать детали и запасные части списанной техники, пригодные для дальнейшего использования?

3. Нужно ли подавать в Госказначейство справку о поступлениях в натуральной форме и вносить изменения в смету? Если нужно, то на какую сумму?

4. Как правильно оформить списание компьютерного комплекса, если непригодным для дальнейшего использования является только монитор, а остальные составляющие находятся в исправном состоянии?

 

бб-в.jpg

 

Вопрос о списании полностью изношенного и непригодного для дальнейшего использования имущества бюджетными учреждениями неоднократно рассматривался на страницах нашей газеты . Несмотря на это данная тема остается актуальной, потому напомним, что механизм списания с балансов бюджетных учреждений объектов государственной собственности, к которым относятся объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы) и основные средства, определен Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314).

 

Отметим, что действие этого Порядка распространяется на имущество, переданное казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их объединениям), учреждениям и организациям, закрепленное за предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук, имущество, которое не вошло в уставные фонды хозяйственных обществ в процессе приватизации (корпоратизации), но находится на их балансе. Иными словами, при списании основных средств бюджетные учреждения, содержащиеся за счет средств государственного бюджета, должны руководствоваться прежде всего нормами Порядка № 1314.

 

Согласно п. 4 этого Порядка списанию подлежит только то имущество, которое не может быть в установленном порядке отчуждено, бесплатно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и в отношении которого не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразным), а также в случае, когда такое имущество морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования или повреждено в результате аварии или стихийного бедствия и восстановлению не подлежит, или выявлено в результате инвентаризации как недостача. При этом морально устаревшая компьютерная техника, пригодная для дальнейшего использования, может передаваться в сферу управления местных органов исполнительной власти с дальнейшим ее закреплением за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями.

 

Следует иметь в виду, что списание основных средств бюджетных учреждений, относящихся к объектам государственной собственности, проводится только на основании решения вышестоящей организации (п. 5 Порядка № 1314).

 

Для установления факта непригодности имущества и невозможности и/или неэффективности проведения его восстановительного ремонта или невозможности его использования иным образом, а также для оформления документов на списание имущества создается комиссия по списанию имущества (далее — комиссия).

 

В соответствии с п. 11 Порядка № 1314 в случае необходимости учета отраслевых особенностей списания имущества для участия в работе комиссии могут привлекаться специалисты соответствующих центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и т. п. (с согласия).

 

Чтобы избавиться от непригодных для дальнейшего использования основных средств, учреждение может обратиться на специализированные предприятия, занимающиеся сбором и утилизацией отходов, оплатив при этом стоимость услуг по утилизации, или же осуществить демонтаж таких объектов собственными силами в присутствии членов комиссии.


Обращаем внимание: согласно п. 23 Порядка № 1314 все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания имущества, оприходуются с отражением на счетах бухгалтерского учета запасов.

 

При списании основных средств составляется Акт о списании основных средств по типовой форме № ОЗ-3 (бюджет), утвержденной совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, которые содержатся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70, в котором обязательно указываются наименование, количество и качество материальных ценностей, полученных в результате демонтажа объектов основных средств.

 

Основанием для оприходования материальных ценностей, поступивших от списания основных средств, является накладная (акт приемки материальных ценностей). Определение же стоимости таких материалов, как правило, осуществляется исходя из действующих рыночных цен на аналогичные материальные ценности (по данным прайс-листов), сложившихся в соответствующем регионе, с учетом их фактического износа. Результаты оценки оформляются Актом об оценке материальных ценностей, полученных после списания основных средств.

 

Для учета оприходованных деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, пригодных для дальнейшего использования (например, для ремонта другого оборудования), согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, предназначен субсчет 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию». Тогда как негодные детали и материалы в соответствии с разъяснениями Госказначейства, предоставленными в письме от 01.09.2010 г. № 17-04-2161-16395, отражаются в бухгалтерском учете на субсчете 239 «Прочие материалы» и подлежат обязательной сдаче учреждению, на которое возложен сбор такого сырья.

 

Так, в соответствии с п. 25 Порядка № 1314 изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, подлежат сдаче субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней на основании лицензий, полученных согласно требованиям Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

 

Уничтожать, сдавать в лом из цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования годных для дальнейшего использования деталей, запрещается(п. 26 Порядка № 1314).

 

Следует отметить, что средства за сданные драгоценные металлы и металлолом перечисляются специализированным предприятием на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения. Если же бюджетное учреждение не имеет такого счета в органах Госказначейства, его придется открыть, руководствуясь при этом нормами Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Госказначейства от 02.12.2002 г. № 221.

 

Заметим, что согласно п.п. 4.1 этого Порядка в случае открытия распорядителями бюджетных средств в течение бюджетного года соответствующих счетов для учета операций с собственными поступлениями подается соответственно смета или справка о внесении изменений в смету.

 

Таким образом, если поступления от сдачи драгоценных металлов и металлолома не запланированы в смете бюджетного учреждения, то обязательно вносятся изменения в смету по специальному фонду.

 

Напомним, что в соответствии с п. 42 ст. 29 Бюджетного кодекса Украины от 07.08.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины относятся:

 

80 % средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного бюджета, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни;

50 % средств, полученных за сданное в виде лома и отходов серебро.

 

Таким образом, часть средств, полученных от сдачи лома и отходов золота, платины, металлов платиновой группы, драгоценных камней и серебра, подлежит перечислению в государственный бюджет в указанном выше размере, а остальные средства остаются в распоряжении учреждения и направляются на цели, предусмотренные БКУ.

 

В противовес этому средства, которые учреждения получают от реализации металлолома черных, цветных металлов или их сплавов, остаются в их распоряжении в полном объеме.

 

Согласно ч. 4 ст. 13 БКУ поступления за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы, драгоценные камни, которые в соответствии с действующим законодательством остаются в распоряжении бюджетных учреждений, относятся к подгруппе 4 первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (поступления бюджетных учреждений от реализации имущества) и зачисляются в доходы специального фонда.

 

Такие средства могут быть использованы на:

 

— ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей, покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты;

— хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

 

Порядок отражения процедуры списания основных средств в бухгалтерском учете рассмотрим на условном примере.


Пример. Комиссией было принято решение о списании с баланса учреждения компьютера в связи с его непригодностью для дальнейшего использования. Первоначальная стоимость компьютера составляет 4200 грн., сумма начисленного износа — 4200 грн. (100 % от первоначальной стоимости). По данным технического паспорта, в компьютере содержатся драгоценные металлы — серебро в количестве 3 г, которое было изъято, оприходовано и в дальнейшем реализовано специализированному предприятию по цене 8 грн./г.

 

В соответствии с п. 42 ст. 29 БКУ 50 % средств, полученных учреждением за сданное серебро, перечислены в государственный бюджет.

 

Кроме того, из компьютера были изъяты детали, которые не содержат в своем составе драгоценные металлы и могут быть использованы для ремонта компьютерной техники. По оценке комиссии, стоимость этих деталей составляет 80 грн.

 

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:

 

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Списан компьютер на основании Акта о списании:

— на сумму первоначальной стоимости

401

104

4200

— на сумму износа

131

401

4200

2

Оприходованы детали и запасные части, содержащие серебро и подлежащие передаче специализированному предприятию

239

364*

24

3

Переданы на основании накладной детали и запасные части, содержащие серебро, специализированному предприятию

364

239

24

4

Средства от сдачи серебра поступили на специальный счет учреждения

323

711

24

5

Начислена задолженность перед бюджетом за сданное серебро (50 % от суммы поступления)

711

642

12

6

Перечислена в доход бюджета часть средств, полученных от сдачи серебра

642

323

12

7

Оприходованы запасные части и детали, пригодные для дальнейшего использования

323

711

80

364

323

80

238

364

80

8

Использованы запасные части на ремонт компьютерной техники согласно Акту о списании

811

238

80

* Считаем использование субсчета 711 «Доходы по средствам, полученным как плата за услуги» при оприходовании запасных частей и деталей для дальнейшей реализации нецелесообразным, поскольку у учреждения в таком случае возникают не доходы, а обязательства по передаче таких деталей и запчастей специализированному предприятию. Возникновение же доходов происходит при поступлении денежных средств на специальный регистрационный счет учреждения.


Важно: при оприходовании запасных частей и деталей списанного компьютера, пригодных для дальнейшего использования, в соответствии с п.п. 12.16 Порядка обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, предоставленных за счет средств государственного бюджета, утвержденного приказом Минфина от 30.09.2011 г. № 1223, бюджетное учреждение должно не позднее последнего рабочего дня месяца составить и подать в органы Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 52 к этому Порядку).

 

При этом в случае поступлении запасных частей и деталей, содержащих драгоценные металлы и подлежащих передаче специализированному предприятию, по нашему мнению, подавать Справку о поступлениях в натуральной форме в органы Госказначейства не нужно, поскольку в дальнейшем предусматривается реализация этих материальных ценностей.

 

Таким образом, по результатам осуществления процедуры списания компьютера бюджетному учреждению необходимо подать в органы Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме только на сумму оприходованных запасных частей и деталей, пригодных для дальнейшего использования учреждением.

 

Что же касается отражения в бухгалтерском учете списания монитора, входящего в состав компьютерного комплекса, при условии, что остальные составные части этого комплекса являются пригодными для дальнейшей эксплуатации, то разъяснение по этому поводу было предоставлено Госказначейством в письме от 11.11.2010 г. № 17-04/2828-21196. Так, по мнению Госказначейства, если нужно списать непригодный к дальнейшей эксплуатации и не подлежащий восстановительному ремонту монитор, входящий в состав компьютерного комплекса, учреждению придется списать с баланса весь компьютерный комплекс, несмотря на то что остальные части такого компьютерного комплекса (системный блок, клавиатура, компьютерная мышь) еще могут некоторое время использоваться для нужд учреждения.

 

После списания комплекса каждую его составляющую, пригодную для дальнейшего использования, следует оприходовать на баланс учреждения как отдельный объект. Зачисление на баланс таких объектов нужно осуществлять по первоначальной (восстановительной) стоимости с учетом фактического износа каждого объекта.

 

Списание компьютерного комплекса оформляется Актом о списании основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет) с указанием на оборотной стороне Акта информации о составляющих компьютерного комплекса, являющихся пригодными для дальнейшей эксплуатации. Оценка каждого объекта проводится комиссией исходя из цен на аналогичные объекты и с учетом фактического износа каждого объекта. Результаты такой оценки оформляются Актом об оценке материальных ценностей, полученных после списания комплекса.

 

Вместе с тем в Инвентарной карточке учета основных средств бюджетного учреждения по форме № ОЗ-6 (бюджет) делается запись о списании компьютерного комплекса. Соответствующая запись также производится в Описи инвентарных карточек по учету основных средств по форме № ОЗ-10 (бюджет) и в Инвентарном списке основных средств по форме № ОЗ-11 (бюджет).


На оприходованные объекты учета основных средств заводятся новые инвентарные карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях по форме № ОЗ-6 (бюджет), а на малоценные необоротные материальные активы — по форме № ОЗ-9 (бюджет).

 

бб.jpg

 



загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (2)
Лариса
24.05.2016
Чому мені в Україні треба використовувати російську мову, щоб прочитати ці роз’яснення? НЕ РОЗУМІЮ, НЕ ХОЧУ РОЗУМІТИ, І ДУЖЕ СОРОМНО за свою країну в якій "спеціалісти" не ведуть роз’яснень УКРАЇНСЬКОЮ МОВОЮ!!!
Василь Лариса
12.07.2016
Ви одностороння,егоїстична самовпевнена людина, і мені соромно за Вас що ви топчете українську землю пропагуючи націоналізм .Одим словом Ви малокультурна людина: https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8C