4544 2

Рабочее время практического психолога и социального педагога учебных заведений

В комментируемом письме (приведено ниже) МОНмолодежьспорта предоставило разъяснения относительно распределения рабочего времени практического психолога и социального педагога учебных заведений.

бб-в.jpg


Как известно, рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять свои трудовые обязанности.


Частью 1 ст. 50 КЗоТ определено: нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю. В комментируемом письме МОНмолодежьспорта со ссылкой на ч. 2 ст. 50 КЗоТ указало: учреждения и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено в ч. 1 ст. 50 КЗоТ. Однако сразу предостережем: меньшая норма продолжительности рабочего времени в учреждениях, финансируемых из бюджетов (государственного или местных), не может устанавливаться. Это допускается только на предприятиях и в организациях, работающих на условиях хозрасчета (самофинансирование).


Для отдельных категорий работников сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается законодательством (ст. 51 КЗоТ). К таким категориям относятся педагогические работники, которыми согласно Перечню должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденному постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963, являются практический психолог и социальный педагог.


Вместе с тем для педагогических работников законодательством не определена конкретная продолжительность рабочего времени в неделю. В основе их рабочего времени лежит педагогическая нагрузка, которая составляет тарифную ставку. Однако это утверждение касается практических психологов (социальных педагогов) только частично.


Согласно п. 4.6 Положения о психологической службе системы образования Украины, утвержденного приказом Минобразования от 01.05.99 г. № 127 (далее — Положение № 127), продолжительность рабочей недели практического психолога и социального педагога определяется действующим законодательством с учетом типа учебного заведения. Рассмотрим по порядку.


Общеобразовательное учебное заведение


Законом Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV педагогическая нагрузка практического психолога и социального педагога общеобразовательного учебного учреждения не определена, за исключением практических психологов специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), для которых педагогическая нагрузка составляет 18 ч в неделю, что соответствует тарифной ставке — п.п. «а» п. 64 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102).


Поскольку педагогическая нагрузка практического психолога (социального педагога) не определена, то следует исходить из общей нормы ст. 50 КЗоТ, согласно которой продолжительность рабочей недели в нормальных условиях составляет 40 ч.


Однако следует помнить, что рабочее время работников заведений образования включает не только преподавательскую (учебную) работу, но и другую педагогическую деятельность, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, а именно: подготовительную, воспитательную, методическую, организационно-педагогическую и другую работу. Так, согласно п. 21 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Минобразования от 20.12.93 г. № 455, в пределах рабочего дня педагогические работники заведения образования должны выполнять все виды учебно-методической работы в соответствии с должностью, учебным планом.


Исходя из этого, МОНмолодежьспорта в комментируемом письме указало, что из 40-часовой рабочей недели практическому психологу (социальному педагогу) стоит отвести:


— 20 ч — для непосредственной работы с участниками учебно-воспитательного процесса (индивидуальная и групповая психодиагностика, консультирование учащихся, учителей, родителей, коррекционно-развивающая работа и т. д.);

— 20 ч — на подготовку к проведению социально-психологических мероприятий (занятий, тренингов, деловых игр), обработку результатов исследований, оформление выводов и т. п.


Следует отметить: аналогичное требование ранее содержал п. 4.6 Положения № 127, однако с 03.08.2009 г. оно было исключено, когда приказом Минобразования от 02.07.2009 г. № 616 это Положение было изложено в новой редакции.


В связи с этим на сегодняшний день распределение педагогической нагрузки и другой деятельности практическому психологу (социальному педагогу) в течение недели, предлагаемое в комментируемом письме, — только рекомендации МОНмолодежьспорта.


Напомним: согласно п. 63 Инструкции № 102 педагогическая нагрузка между педагогическими работниками распределяется руководителем заведения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, которые сложились в заведении. Поэтому в зависимости от этих условий пропорция распределения педагогической нагрузки и другой деятельности практическому психологу (социальному педагогу) может быть и другой (например, 22 ч/18 ч), однако при этом продолжительность их рабочей недели должна быть установлена в размере 40 ч.


Аналогичный подход может применяться к распределению рабочего времени практических психологов и социальных педагогов, которые работают в системе внешкольного и профессионально-технического образования, поскольку для них нормативными документами также не определена педагогическая нагрузка.


Дошкольное учебное заведение



Согласно ч. 2 ст. 30 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III (далее — Закон № 2628) педагогическая нагрузка педагогического работника в сфере дошкольного образования — это время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса.


Педагогическая нагрузка педагогических работников дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типа и формы собственности определена ч. 3 ст. 30 Закона № 2628. Так, педагогическая нагрузка составляет:


— практического психолога и социального педагога дошкольного учебного заведения — 40 ч в неделю;

— практического психолога дошкольного учебного заведения (ясли-сад) компенсирующего типа — 20 ч в неделю,
что соответствует тарифной ставке.


Как подчеркнуло Минобразования в письме от 15.06.2011 г. № 2/2-15-1461, в дошкольных учебных заведениях комбинированного типа Законом № 2628 не предусмотрено уменьшение педагогической нагрузки практического психолога, а значит, объем такой нагрузки составляет 40 ч в неделю. В свою очередь, отметим, что также не предусмотрено уменьшение педагогической нагрузки практических психологов в дошкольных учебных заведениях комбинированного типа и в п. 64 Инструкции № 102.


Обратите внимание: Законом № 2628 установлена именно педагогическая нагрузка, а не продолжительность рабочей недели. При этом, поскольку согласно ст. 50 КЗоТ нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю, можно сделать вывод, что продолжительность рабочей недели практического психолога дошкольного учебного заведения равняется его педагогической нагрузке. В то же время считаем, что этот вопрос недостаточно урегулирован на законодательном уровне и педагогическая нагрузка (непосредственный учебно-воспитательный процесс) не может составлять 40 ч в неделю, а также должна соблюдаться пропорция, как предложено в комментируемом письме.


Светлана Меренкова, ведущий государственный финансовый инспектор Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции




Тризуб.jpg

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ОТНОСИТЕЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ У ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Письмо от 26.09.2012 г. № 1/9-683

Учитывая многочисленные запросы с мест, Министерство предоставляет разъяснения относительно распределения рабочего времени практических психологов и социальных педагогов.

Деятельность психологической службы системы образования осуществляется согласно статьям 21 и 22 Закона «Об образовании» и Положению о психологической службе системы образования Украины, утвержденному приказом Министерства образования и науки Украины от 02.07.2009 г. № 616, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 23.07.2009 г. под № 687/16703.
В соответствии со статьей 50 Кодекса законов о труде Украины продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать норму продолжительности рабочего времени меньше предусмотренной в части первой этой статьи (статья 50 с изменениями, внесенными согласно законам Украины от 20.03.91 г. № 871-XII и от 17.11.93 г. № 3610-XII).

Педагогическая нагрузка учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников определена Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15 апреля 1993 г. № 102, согласованным с Минтруда, ЦК профсоюза работников образования и науки Украины, Минфином и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 27 мая 1993 г. под № 56 (с изменениями).

В соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденными приказом Министерства образования Украины от 20.12.93 г. № 455 (с изменениями), в пределах рабочего дня педагогические работники заведения образования должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с должностью, учебным планом и планом научно-исследовательской работы. Поэтому практическому психологу следует отвести 20 часов для непосредственной работы с участниками учебно-воспитательного процесса (индивидуальная и групповая психодиагностика, консультирование учащихся, учителей, родителей, коррекционно-развивающая работа и т. п.) и 20 часов — на подготовку к проведению социально-психологических мероприятий (занятий, тренингов, деловых игр), обработку результатов исследований, оформление заключений и т. п.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 64 подраздела А раздела VI приказа МОН Украины от 15.04.93 г. № 102 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования» с изменениями, внесенными согласно приказу Министерства образования и науки от 24.02.2005 г. № 118, «ставки заработной платы (должностные оклады) учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников выплачиваются: за 3 часа педагогической (преподавательской) работы в день (18 часов в неделю): …практическим психологам специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов)… Норма часов на ставку установлена исходя из 6-дневного режима работы». При этом специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) определяется как общеобразовательное учебное заведение для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития (п. 1 ст. 9 Закона «Об общем среднем образовании» от 13 мая 1999 г. № 651-XIV).


Просим довести содержание письма до руководителей учебных заведений.

Заместитель Министра Б. Жебровский


бб.jpg



загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (2)
Элина
19.12.2014
Почему убрали из учебных программ предмет этика семейного воспитания?
lady.psychologist
18.05.2016
Дякую за цей матеріал. Гарна підбірка та доступно викладено. Мені якраз саме це і було потрібно. Дякую від душі.