ГНС: разъяснения вопросов относительно применения штрафных санкций за нарушение норм НКУ
НКУ определены такие виды юридической ответственности за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, как:
— финансовая;
— административная;
— криминальная.
При этом налоговыми правонарушениями являются противоправные деяния (действие или бездеятельность) плательщиков налогов, налоговых агентов и/или их должностных лиц, а также должностных лиц контролирующих органов, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных НКУ и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
К лицам, которые привлекаются к ответственности за совершение правонарушений в указанной сфере, согласно ст. 110 НКУ относятся:
— плательщики налогов;
— налоговые агенты и/или
— должностные лица плательщиков налогов, налоговых агентов.
Финансовая ответственность за нарушение устанавливается в том числе в виде:
— штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или
— пени.
В Приказе отмечено, что привлечение к финансовой ответственности плательщиков налогов за нарушение законов по вопросам налогообложения, другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в соответствии со ст. 112 НКУ не освобождает их должностных лиц при наличии соответствующих оснований от привлечения к административной или уголовной ответственности.
Вместе с тем ГНС предоставила ответы на ряд вопросов относительно нарушения норм НКУ, в частности, отметила, что:
— не учитываются нарушения, совершенные плательщиком налогов до вступления в силу НКУ и выявленные после 1 января 2011 года при определении повторности и, соответственно, применении более жесткой штрафной санкции (50 процентов);
— предусмотрена ответственность за несвоевременную уплату авансового взноса по единому налогу ФЛП — плательщиком ЕН в 2012 году;
— для плательщиков налогов в случае непредставления финансовой отчетности предусмотрена административная ответственность. Органы государственной финансовой инспекции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях на основании ст. 1642 КУоАП в случаях непредставления финансовой отчетности подконтрольными ей учреждениями и субъектами хозяйствования;
— штрафная санкция применяется за использование плательщиком налогов сумм, которые не уплачены в бюджет вследствие получения налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления, в частности, когда последние не направлены:
• на возмещение суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов (определение последних приведено в подпункте 209.15.1);
• на другие производственные цели (при наличии остатка), дополнительно к санкциям, предусмотренным в пункте 123.1 статьи 123 Кодекса;
— не будет считаться нарушением целевого использования средств случай, когда сельскохозяйственное предприятие задекларировало сумму к оплате на спецсчет в размере 2000 гривень, а фактически уплатило 3000 гривень и использовало их по целевому назначению;
— не будет считаться нарушением целевого использования средств, если сельскохозяйственное предприятие занизило сумму НДС в декларации по НДС (сокращенной), которая должна быть перечислена на спецсчет, задекларировав к уплате 3000 гривень, а фактически (по результатам документальной проверки) должен уплатить 4000 гривень;
— в случае оплаты плательщиком стоимости услуг, не связанных с его деятельностью, со спецсчета на сумму 2000 гривень к плательщику будут применены штрафные санкции, предусмотренные п. 123.1 и п. 123.2 ст. 123 НКУ;
— если плательщиком налогов не обеспечено хранение первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы (в случае ее непредставления — с предусмотренного Кодексом предельного срока представления такой отчетности — 1095 дня), и/или не предоставленные им контролирующим органам оригиналы документов или их копии при осуществлении налогового контроля, такой плательщик налогов уплачивает штраф в размере 510 гривень согласно п. 121.1 ст. 121 НКУ. Повторное совершение нарушения в течение года влечет наложение штрафа в размере 1020 гривень;
— с даты вступления в силу Закона 3609-VI штрафные санкции за налоговые правонарушения, совершенные до вступления в силу НКУ, но выявленные после 1 января 2011 года, применяются согласно предписаниям п. 11 подразд. 10 разд. XX НКУ.
Кроме того, по содержанию приведенного пункта к налоговым правонарушениям независимо от даты их совершения применяются штрафные санкции в размерах, определенных НКУ на день принятия решений относительно применения таких штрафных (финансовых) санкций с учетом того, что штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение.
Таким образом, в указанном Приказе приведена налоговая консультация, которая создана с целью обеспечения единого подхода к применению штрафных санкций за нарушение норм НКУ.