Как учитывать мотивационные выплаты?
Миндоходов в письме от 05.12.2013 г. № 6344/І/99-99-19-03-02-14 признало, что одним из методов продвижения товаров поставщика на рынке является уплата мотивационных выплат (премий, бонусов, других поощрений) в пользу третьих лиц (организаций, которые покупают товары у поставщика и осуществляют их продажи (дистрибьюторов)).
Такие выплаты являются вознаграждением за достижение определенных экономических показателей третьими лицами (дистрибьюторами) в пределах своей основной деятельности. Достижение таких показателей обоснованно способствует оживлению сбыта товаров поставщика, стимулирует продвижение товаров в каналах дистрибуции.
Как отметили налоговики, такие мотивационные выплаты включаются в расходы на сбыт.
Напомним, что мотивационные выплаты могут включать следующие: премии (бонусы) за досрочную уплату дебиторской задолженности, за выполнение плана закупок товаров поставщика, за точность закупочных прогнозов, за соблюдение определенного ассортимента товаров при закупке.
Учитывая вышеизложенное, контролеры отметили, что если в договоре купли-продажи товаров между изготовителем (импортером) или собственником торговой марки и продавцом (дистрибьютором либо розничным торговцем) предусмотрена выплата вознаграждения в пользу покупателей (дистрибьюторов) в виде предоставления дополнительных скидок на товар (ретро-скидок), то в состав расходов производителя (импортера) или владельца торговой марки, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения, включаются расходы на выплату такого вознаграждения в пользу дистрибьюторов или розничных торговцев. При этом у дистрибьюторов либо розничных торговцев вознаграждение в виде дополнительной скидки на товар (ретро-скидки) включается в состав дохода.
Обратите внимание, что для учета этих расходов при исчислении объекта налогообложения необходимо доказательство непосредственной связи таких расходов с хозяйственной деятельностью плательщика налогов и подтверждение первичными документами.
Напомним, что с нашим мнением относительно этого и других вопросов, связанных со сбытом продукции, вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет », 2012, № 60.