Среднесрочное бюджетное планирование на государственном и местном уровнях, - преимущества объясняет эксперт
Галина Маркович, координатор направления «Местные бюджеты» Проектного офиса секторальной децентрализации в комментарии «Децентрализации» отметила, что государственный бюджет на 2018 год был сформирован, как пилотный проект, на основании положений Основных направлений бюджетной политики на 2018-2020 годы, которые впервые были разработаны на среднесрочную перспективу, и являются ключевым элементом среднесрочного планирования.
«Переход к среднесрочному бюджетному планированию в Украине является не просто техническим изменением в формировании бюджета путем добавления еще двух бюджетных периодов к расчетам, а системным изменением бюджетной политики. Это должно обеспечить стратегический подход к определению приоритетных мероприятий и соответствующее распределение ограниченных ресурсов. Также это усилит бюджетную дисциплину, ведь будут определяться и отображаться последствия текущей политики в течение следующих лет и будет обеспечиваться соблюдение потолков расходов. Такой подход повысит предсказуемость бюджетных ресурсов и планирования мероприятий политики», - сказала Галина Маркович.
По ее словам, модель среднесрочного бюджетного планирования предусматривает усиление связи между стратегическим и бюджетным планированием, между приоритетами государства и ресурсными возможностями бюджета, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
Изменения в Бюджетный кодекс Украины, в частности, предусматривают:
-
введение Бюджетной декларации на среднесрочный период;
-
обновление бюджетного календаря;
-
расширение бюджетных правил;
-
согласование стратегического и бюджетного планирования.
При этом, кроме положений, которые ежегодно определялись в Основных направлениях бюджетной политики, Бюджетная декларация будет содержать:
-
совокупный потолок расходов и предоставления кредитов как максимально возможный объем бюджетных средств, который можно получить при определенных экономических условиях;
-
потолки для каждого главного распорядителя бюджетных средств;
-
цели главных распорядителей и показатели результата их деятельности в пределах определенных потолков;
-
оценку фискальных рисков.
Таким образом, в Бюджетной декларации предусматривается оптимальное распределение бюджетного ресурса между отраслями на среднесрочную перспективу.
В части внедрения новых бюджетных правил, в частности, предусмотрено:
-
дефицит государственного бюджета не может превышать 3% ВВП;
-
предельный дефицит государственного бюджета, устанавливается законом о государственном бюджете, не может превышать дефицит, определенный в Бюджетной декларации;
-
предельный объем предоставления государственных гарантий не может превышать 3% доходов общего фонда государственного бюджета;
-
определение случаев уточнения потолков расходов и предоставление кредитов из бюджета
Также предусмотрено, что Бюджетная декларация и макропоказатели экономического и социального развития Украины будут одобряться Кабинетом Министров одновременно - не позднее 1 июня года¸ предшествующего плановому, что обеспечит комплексное видение развития экономики и бюджетной сферы, взаимосвязь между приоритетами государства и ресурсными возможностями бюджета.
В то же время, для обеспечения единства бюджетной системы предусмотрено внедрение среднесрочного бюджетного планирования и на уровне местных бюджетов путем составления местных финансовых планов на три года, которые будут базироваться на Бюджетной декларации.
Эксперт сообщила, что планом мероприятий по реализации Стратегии реформирования системы управления государственными финансами на 2017-2020 годы предусмотрена разработка Министерством финансов методических рекомендаций по составлению местных бюджетов на среднесрочную перспективу, которые должны согласовываться с методологией среднесрочного планирования государственного бюджета, и доведение их до местных органов власти.
Среднесрочное планирование бюджетных показателей на местном уровне будет способствовать согласованности бюджетной и региональной политики в административно-территориальных единицах с приоритетами, определенными в программных документах Правительства.
Также в законопроекте предусмотрен ряд норм по совершенствованию программно-целевого метода и повышению уровня доступности информации о бюджете.
Следует отметить, что повышение роли среднесрочного бюджетного планирования, как на государственном, так и на местном уровне, особую актуальность приобретает в период проведения реформы децентрализации власти и секторальных реформ, поскольку будет возможность:
-
учитывать вероятное среднесрочное финансовое развитие при ежегодном принятии бюджетных решений;
-
при новых мероприятиях, проектах реформ, законах и т.д. своевременно понимать их полные масштабы;
-
своевременно оценить пространство действий бюджетной политики на последующие годы;
-
своевременно распознавать неблагоприятные тенденции в бюджетной политике и вводить профилактические мероприятия;
-
улучшить сотрудничество между органами, ответственными за составление бюджета и бюджетного прогноза центрального и местного уровня власти.