ГНСУ: о последствиях безосновательного применения социальной льготы
Налоговая социальная льгота в соответствии с Налоговым кодексом применяется к начисленному плательщиком налога месячному доходу в виде заработной платы лишь по одному месту его начисления (выплаты).
Если налогоплательщик нарушает соответствующие нормы Кодекса (п. 169.2 ст. 169 НКУ), в результате чего налоговая социальная льгота применяется также при получении других доходов на протяжении любого отчетного налогового месяца или по нескольким местам получения доходов, такой налогоплательщик утрачивает право на получение налоговой социальной льготы по всем местам получения дохода начиная с месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение налоговой социальной льготы восстанавливается.
Налогоплательщик может восстановить право на применение налоговой социальной льготы, если он подаст заявление об отказе от такой льготы всем работодателям с указанием месяца, когда произошло указанное нарушение. На основании этого каждый работодатель начисляет и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штраф в размере 100 процентов суммы этой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому налогоплательщику (а в случае, когда сумма выплаты недостаточна, — за счет следующих выплат).
При этом авторы письма напоминают, что статьей 128 Кодекса законов о труде установлено ограничение относительно размера удержаний из заработной платы: при каждой выплате заработной платы общий размер всех отчислений не может превышать двадцати процентов, а в случаях, отдельно предусмотренных законодательством Украины, — пятидесяти процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику.
Ограничения, установленные частями первой и второй данной статьи, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ и при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей. В этих случаях размер удержаний из заработной платы не может превышать семидесяти процентов.
Таким образом, при применении налогоплательщиком (работодателем) требований п.п. 169.2.4 п. 169.2 ст. 169 Налогового кодекса Украины такой работодатель обязан соблюдать нормы ст. 128 КЗоТ.
В этом же письме ГНСУ коснулась вопроса проведения проверок плательщика налогов.
Условия и порядок допуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению документальных выездных и фактических проверок регламентированы ст. 81 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-IV (далее — Кодекс), в соответствии с которой должностные лица органа государственной налоговой службы имеют право приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных данным Кодексом, и при условии предъявления или направления в случаях, определенных данным Кодексом, таких документов:
— направления на проведение такой проверки, в котором отмечаются дата выдачи, наименование органа государственной налоговой службы, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица — плательщика налога, который проверяется), цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и длительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в таком случае является действительным при наличии подписи руководителя органа государственной налоговой службы или его заместителя, скрепленного печатью органа государственной налоговой службы;
— копии приказа о проведении проверки;
— служебного удостоверения лиц, отмеченных в направлении на проведение проверки.
Непредъявление или ненаправление в случаях, определенных данным Кодексом, налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) этих документов или предъявление указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц органа государственной налоговой службы к проведению документальной выездной или фактической проверки.