Дотация за молодняк КРС: акцент на содержание, а не на рождение
В очередной раз Кабмин внес изменения в Порядок использования сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных перерабатывающими предприятиями в специальный фонд государственного бюджета, утвержденный постановлением КМУ от 02.03.2011 г. № 246 (далее — Порядок).
Напомним хронологию по времени корректировки настоящего Порядка в 2012 году:
апрель — согласно постановлению КМУ от 23.04.2012 г. № 342, Порядок изложен в новой редакции. Привнесенные новации детально освещены нами в статье «Дотация: раньше — за молоко, теперь — за молодняк», размещенной на с. 31 этого же номера газеты;
май — постановлением КМУ от 14.05.2012 г. № 418 право осуществлять распределение бюджетных средств по направлениям, предусмотренным п. 2 Порядка, и перераспределение их в течение года с учетом фактического объема использования Кабмин делегировал главному распорядителю, т. е. Минагрополитики;
июнь — согласно постановлению КМУ от 25.06.2012 г. № 593 изменено, в частности, группирование молодняка крупного рогатого скота (КРС) по возрасту, и дополнительно введена еще одна квалификационная группа молодняка КРС в возрасте от 12 до 15 месяцев, за который предусмотрена выплата дотации в размере 1000 грн за голову;
июль — издание Кабмином комментируемого постановления, о новациях которого будет идти речь немного позже.
Итак, констатируем: в периоде апрель — июль текущего года изменения в Порядок вносились ежемесячно. С одной стороны, это свидетельствует о повышенном внимании Кабмина к этому вопросу, а с другой — к сожалению, о несколько непонятном подходе правительственных чиновников в наработке нормативного акта законодательства. Поражает не только частота изменений. Является, мягко говоря, странной ситуация с изменением абзаца первого п. 8 Порядка: в июне (согласно указанному выше постановлению № 593) этот абзац дополняется словами «а городские советы городов республиканского или областного подчинения на основании журнала учета», а уже в следующем месяце (июле) эти же слова исключаются (согласно комментируемому постановлению).
Общим для предыдущего постановления № 593 и комментируемого постановления является то, что изменения вносятся только в пункты 5–8 Порядка. То есть изменения касаются только так называемой дотации за молодняк — специальной бюджетной дотации физическим лицам за содержание и сохранение молодняка КРС. Второе направление государственной поддержки отрасли животноводства, а именно путем осуществления выплаты частичного возмещения определенных расходов (о которых говорится в п.п. 2 п. 2 Порядка), осталось без изменений.
Главную суть новаций, привнесенных комментируемым постановлением, по нашему мнению, можно выразить кратко: в порядке выплаты дотаций за молодняк КРС теперь как определяющее условие правомерности его применения принимается содержание, а не рождение молодняка в хозяйстве. В подтверждение такого нашего вывода обратим внимание на то, что:
во-первых, в новой редакции абзаца первого п. 5 Порядка уже отсутствует упоминание о рождении молодняка в хозяйстве, что является принципиальным отличием от предыдущей редакции;
во-вторых, во втором предложении абзаца шестого п. 6 и в абзаце третьем п. 7 Порядка слово «родился» заменено словом «содержится»;
в-третьих, п. 5 Порядка дополнен новыми абзацами (восьмым и девятым), которыми регламентирован порядок выплаты дотации за молодняк, приобретенный физическими лицами путем его перемещения от других собственников.
Кстати, при отсутствии каких-либо оговорок или ограничений, касающихся круга таких других собственников-поставщиков, выходит, что на приобретенный у них физическими лицами молодняк дотационный порядок может распространяться независимо от статуса предыдущего собственника — юридического или физического лица.
Таким образом, за содержание молодняка КРС и сохранение его до определенного возраста бюджетные дотации физическим лицам должны выплачиваться независимо от источника поступления молодняка КРС. Иными словами, дотационный порядок должен распространяться как на рожденный в хозяйстве, так и на приобретенный на стороне (т. е. у других лиц) молодняк КРС.
Обратим внимание на некоторые нюансы, поскольку правила выплаты дотаций за рожденный в хозяйстве молодняк и молодняк, приобретенный на стороне, несколько отличаются.
Распределение по приведенным в п. 5 Порядка четырем возрастным группам касается только молодняка, родившегося в хозяйствах. На это четко указывает дополнение абзацев второго и седьмого п. 5 Порядка после слова «молодняк» словами «родившийся в хозяйствах физических лиц».
Что касается приобретенного на стороне молодняка, то здесь следует руководствоваться нормами новых абзацев восьмого и девятого п. 5 Порядка, которыми соответственно установлено, что:
— в случае содержания физическими лицами в своих хозяйствах молодняка путем его перемещения от других собственников, бюджетная дотация за молодняк выплачивается в размере 250 гривень за каждые полные три месяца его содержания в таком хозяйстве до достижения им пятнадцатимесячного возраста (абзац восьмой п. 5 Порядка);
— датой перемещения молодняка считается дата прибытия животного в хозяйство нового собственника, указанная в паспорте крупного рогатого скота, заверенная печатью участковой или районной больницы ветеринарной медицины, или дата выдачи паспорта крупного рогатого скота новому собственнику (абзац девятый п. 5 Порядка).
Акцентируем внимание, что в этом случае отсчет трехмесячного периода в порядке выплат начинается нес даты рождения молодняка, а с даты перемещения молодняка, которая определяется в указанном выше порядке.
Анатолий Бобро