521 0

ВАдСУ: доначисления по обычным ценам

Информационное письмо Высшего административного суда Украины от 14.06.12 г. № 1500/12/13-12

«О начислении и уплате налоговых обязательств в результате применения обычных цен»

В комментируемом письме ВАдСУ изложил свою позицию относительно процедуры доначисления налоговых обязательств по обычным ценам налоговыми органами. Поскольку письмо адресовано для применения председателями апелляционных административных судов, им будут руководствоваться все административные суды.

По мнению ВАдСУ, «обычноценовые» доначисления должны проводиться до 01.01.13 г. и после этой даты по разным процедурам.

1. До 01.01.13 г. Основной вывод письма состоит в том, что до 01.01.13 г. у налоговых органов в лице их руководителей отсутствует право обращаться с иском к налогоплательщику о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен.

К такому мнению ВАдСУ пришел исходя из того, что в соответствии с положениями п. 8 подразд. 10 разд. XX Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) порядок применения обычных цен регламентируется п. 1.20 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/ 97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль). А далее ход рассуждений ВАдСУ был следующим (см. «До 01.01.13 г. налоговики не должны обращаться в суд с «обычноценовыми» доначислениями»).


До 01.01.13 г. налоговики не должны обращаться
в суд с «обычноценовыми» доначислениями

Извлечение из комментируемого письма ВАдСУ от 14.06.12 г. № 1500/12/13-12

«<...> в условиях, когда нормы ст. 39 Налогового кодекса Украины не работают, налоговое уведомление-решение, вынесенное относительно налогоплательщика по результатам применения обычных цен, не может быть отозвано в случае его обжалования. Следовательно, такие налоговые уведомления-решения могут сохранить свое действие после процедуры административного обжалования или судебного разбирательства. Соответственно может быть подтверждена действительность сумм, определенных плательщику налогов таким налоговым уведомлением-решением. Эти суммы будут подлежать обязательной уплате в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины.

Дополнительное обращение при таких условиях руководителя налогового органа с иском о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен может привести к двойному выполнению того же налогового обязательства.

<...>

Поэтому определение налоговых обязательств с применением обычных цен должно осуществляться в общем порядке. Соответственно налоговый орган при установлении нарушений налогоплательщиком правил применения обычных цен должен послать (вручить) такому налогоплательщику налоговое уведомление-решение, как это предусмотрено ст. 54 и 58 Налогового кодекса Украины. В случае неуплаты суммы денежного обязательства, определенного в таком уведомлении-решении и согласованного в установленном порядке, соответствующая сумма будет подлежать взысканию как налоговый долг согласно нормам гл. 9 Налогового кодекса Украины».


Таким образом, по мнению ВАдСУ, до 01.01.13 г. налоговики имеют право по результатам проверок самостоятельно доначислить налоговые обязательства исходя из обычных цен и вынести соответствующее налоговое уведомление-решение. Если налогоплательщик не согласен с таким решением, он может его обжаловать в административном и/или судебном порядке. Если результаты обжалования подтвердят правомерность такого доначисления, налогоплательщик обязан будет уплатить доначисленные «обычноценовые» налоговые обязательства.


Безусловно, изложенная позиция ВАдСУ не порадует налогоплательщиков. Ведь до недавнего времени при судебном обжаловании «обычноценовых» доначислений нарушения процедурного порядка выступали одним из главных аргументов, подтверждающих неправомерность действий налоговиков. Суды отмечали, что налоговые органы обязаны обращаться в суд с требованием о взыскании суммы, доначисленной по результатам применения обычных цен (см., к примеру, постановление ВАдСУ от 07.09.11 г. по делу № К/9991/16121/11). Теперь налогоплательщики этого аргумента лишились.


К сожалению, в пользу подхода ВАдСУ свидетельствуют и недавние изменения, внесенные Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» от 24.05.12 г. № 4834-VI в п. 8 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ относительно того, что положения п.п. 1.20.10 Закона о налоге на прибыль о доначислении налоговых обязательств плательщика налога налоговым органам в результате определения обычных цен по процедуре, установленной законом для начисления налоговых обязательств по непрямым методам, не применяются.


По сути эта норма не должна была применяться и ранее, на что обратил внимание ВАдСУ в Информационном письме от 20.07.10 г. № 1112/11/13-10 (далее — письмо № 1112). Ведь процедура доначисления по непрямым методам регламентировалась только Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III, который уже не действует.


Итак, на данный момент налогоплательщикам придется самостоятельно доказывать в судебных органах то, что «обычноценовые» налоговые обязательства были доначислены неправомерно. При этом следует быть готовым к тому, что суды поддержат налоговиков в «неформальной» трактовке порядка применения обычных цен из п. 1.20 Закона о налоге на прибыль. Связано это с тем, что ВАдСУ в письме № 1112 подтвердил правомерность ее применения и указал на то, что для определения обычной цены, в частности, могут использоваться цены Государственного информационного аналитического центра и Государственной таможенной службы в Украине. Исходя из этих позиций, шансы на успешное решение «обычноценового» дела в суде для налогоплательщиков снижаются.


2. После 01.01.13 г. Поскольку с 01.01.13 г. вступает в силу ст. 39 НКУ, то налоговики должны будут самостоятельно обращаться в суд с исками об «обычноценовых» доначислениях, но при условии, что налогоплательщик либо будет обжаловать вынесенное по результатам проверки налоговое уведомление-решение, либо в установленный срок не уплатит доначисленную сумму. Тогда вынесенное налоговое уведомление-решение будет считаться отозванным (см. «После 01.01.13 г. «обычноценовые» доначисления будут подтверждаться в судебном порядке»).

После 01.01.13 г. «обычноценовые» доначисления
будут подтверждаться в судебном порядке

Извлечение из комментируемого письма ВАдСУ от 14.06.12 г. № 1500/12/13-12

«Из содержания приведенной законодательной нормы (ст. 39) просматривается последовательный алгоритм действий органа государственной налоговой службы по определению для налогоплательщика налоговых обязательств с применением обычных цен. Этот алгоритм предусматривает такие обязательные этапы, как проведение проверки и вынесение по ее результатам отдельного налогового уведомления-решения, в котором определяется сумма денежных обязательств в результате использования обычных цен.

В случае обжалования указанного налогового уведомления-решения налогоплательщиком или неуплаты определенной в нем суммы такое уведомление-решение считается отозванным. И только после этого руководитель органа государственной налоговой службы обращается с иском к плательщику налогов о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности».


То есть с 01.01.13 г. процедура обжалования «обычноценовых» доначислений облегчится: налогоплательщикам достаточно будет не уплатить соответствующие суммы, и тогда налоговики должны будут сами подтверждать факт правомерности таких доначислений в суде.



загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (0)