2575 0

Приобретение и ремонт необоротных активов

Просим ответить на вопросы, связанные с учетом расходов на приобретение и ремонт необоротных активов:

1. Нашим учреждением были приобретены несколько разных модулей шкафа, стоимость каждого из которых не превышает 700 грн. Расходы на их приобретение проведены по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование». Позже эти модули собственными силами были собраны в единый шкаф, поскольку ни один из модулей функционировать самостоятельно не может.

Будет ли шкаф, собранный из таких модулей, считаться основным средством и как правильно учитывать этот шкаф, если его стоимость превышает 1000 грн?

2. Стоимость проведенного текущего ремонта помещения учреждения была списана на фактические расходы по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». При этом в смету ремонта включена стоимость водонагревателя — 1102,00 грн (без НДС), который установлен подрядной организацией во время ремонта в данном помещении.

Нужно ли в таком случае оприходовать водонагреватель как отдельное основное средство?

Рассмотрим каждый вопрос по порядку.

1. Согласно п. 2.1 Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), к основным средствам относятся материальные активы, которые используются учреждением многократно и непрерывно в процессе выполнения основных функций, предоставления услуг, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет более одного года и стоимость которых без налога на добавленную стоимость и других платежей превышает 1000 грн за единицу (комплект).

При этом объектом основных средств в соответствии с п. 2.4 настоящей Инструкции считается:

— законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;

— конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, имеющих для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

— другой актив, соответствующий определению основных средств, или часть такого актива, который контролируется учреждением.

Следовательно, шкаф, собранный собственными силами учреждения из отдельных модулей, по всем параметрам является объектом основных средств. Поэтому расходы на приобретение (создание) такого шкафа должны проводиться по КЭКР, предусмотренным Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333), для осуществления расходов на приобретение или создание собственными силами основных средств.

Так, согласно п.п. «є» п.п. 8.1.1 настоящей Инструкции приобретение мебели служебного назначения, для детских и учебных заведений, медицинских и лечебно-профилактических заведений, заведений культуры проводится по КЭКР 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования», тогда как по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование» осуществляется оплата текущих расходов, оплата услуг, приобретение материалов и предметов, которые не берутся на учет как основные средства (п.п. 7.1.3 Инструкции № 333).

Следует иметь в виду, что распорядители бюджетных средств в соответствии с ч. 1 ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. Расходование же бюджетных средств на цели, не соответствующие бюджетным ассигнованиям (росписи бюджета, сметы, плана использования бюджетных средств), является нарушением бюджетного законодательства и квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств (ст. 119 БКУ).

Таким образом, проведение расходов на покупку комплектующих для составления шкафа по КЭКР иным, нежели 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» (в данном случае — по КЭКР 1131), является нецелевым использованием бюджетных средств и влечет применение мер влияния, предусмотренных ст. 117 БКУ за нарушение бюджетного законодательства (остановка операций с бюджетными средствами, приостановление бюджетных ассигнований или уменьшение бюджетных ассигнований — на сумму нецелевого использования бюджетных средств).

Обращаем внимание: согласно ч. 5 ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х (далее — КУоАП)нецелевое использование бюджетных средств наказывается наложением на должностных лиц штрафа в размере от 70 до 85 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1190 до 1445 грн).

Те же действия, совершенные лицом, которое на протяжении года подвергалось административному взысканию за такие же нарушения, влекут наложение штрафа на должностных лиц от 85 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1445 до 1700 грн).

Кроме того, приобретение или создание собственными силами учреждения шкафа стоимостью свыше 1000 грн свидетельствует о нарушении требований постановления КМУ «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования и оснащения, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного и местных бюджетов» от 04.04.2001 г. № 332. В частности, настоящим постановлением определено: сумма расходов учреждений и организаций, содержащихся за счет бюджетных средств, на приобретение шкафа независимо от его назначения (для одежды или бумаг) не должна превышать 700 грн за единицу.

2. В первую очередь выясним, какие работы относятся к текущему ремонту, а какие — к капитальному. Так, согласно разъяснениям, предоставленным Госказначейством в письме от 14.04.2008 г. № 3.4-04/1074-6139, текущий ремонт — это комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования.

В противовес этому комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает замену, восстановление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также улучшение планирования здания и благоустройства территории, без изменения строительных габаритов объекта относится к капитальному ремонту.

Работы по установке нового, а также замене вышедшего из строя водонагревателя включены в Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденный приказом Госкомитета по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150, как работы по капитальному ремонту систем горячего водоснабжения. Другими словами, работы по установке водонагревателя относятся к капитальному ремонту.

Таким образом, в данном случае расходы на установку подрядной организацией водонагревателя в соответствии с п.п. 8.1.3 Инструкции № 333 следовало провести по КЭКР 2130 «Капитальный ремонт».

Проведение расходов по капитальному ремонту по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» в то время, когда они должны были проводиться по КЭКР 2130 «Капитальный ремонт», является нецелевым использованием бюджетных средств.

Как уже указывалось выше, нецелевое использование бюджетных средств влечет применение мер воздействия, предусмотренных ст. 117 БКУ, и наложение штрафа в размерах, предусмотренных ч. 5 ст. 16412 КУоАП.

Стоимость работ по установке водонагревателя списывается на фактические расходы учреждения, а сам водонагреватель должен быть оприходован и учитываться на балансе в составе основных средств, ведь водонагреватель (как электрический, так и газовый) по своим техническим и функциональным характеристикам является конструктивно обособленным предметом, предназначенным для выполнения самостоятельных функций. К тому же стоимость водонагревателя, о котором речь идет в вопросе, превышает 1000 грн (без НДС). Поэтому в соответствии с п.п. 2.1 и 2.4 Инструкции № 64 (см. выше) такое оборудование должно учитываться как отдельный объект основных средств.

 

Юлия Крот,

экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 



загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (0)