Минрегионразвития об отнесении отдельных объектов социальной сферы к объектам реконструкции и капитального ремонта
Реконструкция и капремонт — это разные виды работ.
Вопросы, рассматриваемые в комментируемом письме, касаются классификации работ, направленных на поддержание объектов социальной сферы в рабочем состоянии. Конечно же, для правильного планирования расходов на осуществление таких работ сначала следует определить, какие именно работы необходимо осуществить.
Как указывается в этом письме, большая часть работ, проводимых на объектах социальной сферы (заведениях образования, учреждениях здравоохранения, социального обеспечения, спортивных и физкультурно-оздоровительных учреждениях, учреждениях культуры и искусства), связано с заменой кровли, окон, дверей, утеплением (или гидроизоляцией) фасадов. Поэтому далее рассмотрим, как правильно классифицировать такие работы (капитальный ремонт или реконструкция), и остановимся на особенностях отражения этих расходов в бухгалтерском учете.
Определения понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» приведены в ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство» (далее — ДБН А.2.2-3-2012), вступивших в силу с 01.07.2012 г.
Так, капитальный ремонт — это совокупность работ, которые предусматривают вмешательство в несущие конструктивные системы при замене или восстановлении конструкций, инженерных систем и оборудования введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства без изменения их функционального назначения и внешних геометрических размеров в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также благоустройство территории.
Капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).
Реконструкция — это перестройка введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства, которая предусматривает усовершенствование производства, повышение его технико-экономического уровня и качества изготавливаемой продукции, улучшение условий эксплуатации и проживания, качества услуг, изменение основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность, функциональное назначение, геометрические размеры и т. п.).
Реконструкция предусматривает сохранение элементов несущих и ограждающих конструкций и приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).
В отношении классификации работ по замене кровли, окон, дверей, утеплению или гидроизоляции фасадов с учетом приведенных выше понятий следует учитывать следующее. Поскольку работы по замене кровли, окон, дверей, утеплению (или гидроизоляции) фасадов не предусматривают перестройку введенных в эксплуатацию объектов строительства, изменение их функционального назначения или геометрических размеров, в комментируемом письме обращается внимание не то, что такие работы могут быть классифицированы как капитальный ремонт.
Также в этом письме его авторы указывают, что нормативно-правовая база не содержит нормы по недопустимости изменения технико-экономических показателей объекта при капитальном ремонте.
Так, например, при выполнении работ по утеплению фасада изменяется показатель энергоэффективности, который ДБН А.2.2-3-2012 отнесен к технико-экономическим показателям. При этом показатель энергоэффективности в том числе можно отнести к одному из эксплуатационных показателей, улучшение которого предусматривается при капитальном ремонте. Аналогичным способом классифицируются работы по замене окон, дверей, кровли.
Вместе с тем добавим, что, руководствуясь только приведенными выше понятиями «капитальный ремонт» и «реконструкция», бюджетные учреждения не всегда могут самостоятельно определить, какие из запланированных работ являютсяреконструкцией, а какие — капитальным ремонтом.
Следовательно, для того чтобы сориентироваться, какие именно работы бюджетное учреждение может отнести к капитальному ремонту, целесообразно обратиться к Примерному перечню услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденному приказом Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150. Отметим, что этот Перечень является основным документом, позволяющим сориентироваться при делении работ на работы, относящиеся к капитальному ремонту, и работы, относящиеся к текущему ремонту.
И хотя в комментируемом письме обращается внимание на то, что замена окон относится к работам по капитальному ремонту, в упомянутой статье специалиста контрольно-ревизионной службы рассматривалась ситуация, когда работы по замене окон, подоконников, отливов в помещении могут быть отнесены к текущему ремонту. Поэтому советуем бюджетным учреждениям уделить этому вопросу особое внимание.
Предполагаем, что определенные сложности могут возникнуть при классификации запланированных работ как реконструкции. Как указывается в комментируемом письме, в случае когда планируется изменение геометрических параметров объекта, такие работы следует квалифицировать как реконструкцию. Особенно указанное касается увеличения геометрических размеров объекта в плане, поскольку это может влиять на прилегающие территории и объекты. При таких условиях заказчик работ по реконструкции должен получить в установленном порядке градостроительные условия и ограничения.
Учитывая изложенное, исходя из терминологических определений и с учетом характера работ, которые планируется выполнять, заказчик вместе с проектной организацией должен определить характер и вид строительных работ. Как правило, реконструкция зданий осуществляется путем перепланировки, переоборудования, надстройки, встройки, пристройки. Таким образом, если в ходе проведения работ предусмотрено вмешательство в несущие конструктивные системы, изменение геометрических параметров здания, то такие работы будут считаться реконструкцией.
Также в комментируемом письме обращается внимание на особенности получения некоторых документов разрешительного характера на выполнение строительных работ.
Дальше рассмотрим особенности отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с проведением капитального ремонта и реконструкции.
Требования |
Капитальный ремонт |
Реконструкция |
1 |
2 |
3 |
Порядок отражения в бухгалтерском учете |
Расходы на текущий и капитальный ремонты не относятся на увеличение стоимости необоротных активов, а относятся на расходы по соответствующим кодам экономической классификации расходов |
Изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов проводится при индексации их первоначальной стоимости в соответствии с действующим законодательством Украины, а также при достройке, дооборудовании, реконструкции,частичной ликвидации соответствующих объектов и модернизации, которая привела к дополнительному укомплектованию необоротных активов |
Таким образом, согласно требованиямИнструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), при проведении ремонта необоротных активов в случаях, не связанных с дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, что привело к замене запасных частей, их стоимость не относится на увеличение стоимости необоротных активов, а отражается в составе фактических расходов. |
||
|
Изменение стоимости необоротных активов в связи с проведением их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации не относится к доходам учреждения. Также п. 7.4 Инструкции № 64 предусмотрено, что на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации объекта необоротных активов начисление износа приостанавливается |
|
Первичные документы |
Для оформления приема-сдачи основных средств после капитального ремонта, реконструкции или модернизации бюджетные учреждения составляют Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителем учреждения, уполномоченным на прием основных средств после ремонта, и представителем предприятия (организации), выполнявшего их ремонт, реконструкцию или модернизацию. В Акте указываются сметная стоимость ремонта, реконструкции, модернизации согласно утвержденному расчету расходов, необходимых для их осуществления, и фактическая стоимость законченных работ. Первый экземпляр Акта сдается в бухгалтерию учреждения, где делаются соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). Второй экземпляр передают предприятию, выполнявшему ремонт, реконструкцию или модернизацию. Изменения в характеристике объекта, связанные с его ремонтом, реконструкцией или модернизацией, вносятся в соответствующий раздел Акта и в технический паспорт объекта |
|
Аналитический учет |
Аналитический учет капитальных расходов ведется в Карточке аналитического учета капитальных расходов, форма которой утверждена приказом Госказначейства от 06.10.2000 г. № 100. В частности, в ней отражаются расходы на изготовление проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов, а также сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ. Кроме того, в этой Карточке отражаются расходы на наем транспорта для строительных работ и капитального ремонта зданий, относящихся к капитальному строительству и капитальному ремонту. В графе 23 «Прочие» отражаются суммы средств, не относящиеся на увеличение стоимости необоротных активов |
В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы, связанные с проведением капитального ремонта и реконструкции, бюджетные учреждения осуществляют по разным КЭКР. Приведем в таблице КЭКР, применяемые для отражения таких расходов.
Капитальный ремонт |
Реконструкция |
1 |
2 |
КЭКР 2130 «Капитальный ремонт» Расходы осуществляются на основании договоров и составленных смет на капитальный ремонт. За правильность отнесения расходов к текущему или капитальному ремонту отвечает распорядитель (получатель) бюджетных средств. КЭКР 2131 «Капитальный ремонт жилого фонда» Расходы на капитальный ремонт жилых зданий и помещений (в том числе общежитий и казарм). КЭКР 2133 «Капитальный ремонт других объектов»: а) капитальный ремонт других объектов, не включенных в позицию 2131 (в том числе дорог, объектов по благоустройству городов, сел, поселков); б) капитальный ремонт автомобилей и оборудования, а также оплата запчастей к ним, если они включены в смету на проведение капитального ремонта, которая является неотъемлемой частью соглашения, заключенного с предоставителем услуг. По КЭКР 2131, 2133 осуществляется капитальный ремонт отдельных узлов и систем, являющихся составной частью объектов, а именно водоснабжения, газоснабжения, канализации, кондиционирования, пожарной охраны, мусоропроводов, пассажирских и грузовых лифтов и т. п. |
КЭКР 2140 «Реконструкция и реставрация» К этой категории относятся: — КЭКР 2141 «Реконструкция жилого фонда»: а) расходы на реконструкцию жилых зданий и помещений (в том числе общежитий и казарм); б) расходы на расширение жилых зданий и помещений (в том числе общежитий и казарм); — КЭКР 2143 «Реконструкция других объектов»: а) расходы на реконструкцию других объектов (в том числе с элементами реставрации), которые не включены в код 2141; б) расходы на техническое переоснащение действующих предприятий (за исключениемприобретения оборудования и предметов долгосрочного пользования); в) расходы на расширение действующих предприятий |
По КЭКР 2131, 2133, 2141, 2143, 2144 осуществляются также: 1) расходы на приобретение строительных материалов за счет средств, предусматриваемых на капитальный ремонт, реконструкцию и реставрацию и используемых в процессе ремонтных работ; 2) расходы на приобретение оборудования, подлежащего установке, а именно готовых к установке строительных конструкций и деталей, к которым относятся металлические, железобетонные и деревянные конструкции, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы, оборудование и мебель, требующие монтажа и предусматриваемые к установке (т. е. то, что существует только вмонтированным, встроенным); 3) изготовление проектно-сметной документации на реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ; 4) расходы на наем транспорта для выполнения работ по капитальному ремонту и реставрации. Обращаем внимание: расходы на изготовление проектно-сметной документации, включаемые в общую стоимость работ по реконструкции, реставрации и капитальному ремонту зданий, сооружений, и выполнение сопроводительных работ, т. е. являющиеся частью таких расходов, должны осуществляться по одному из указанных КЭКР в зависимости от основных работ. И только в случае, если оплата услуг по разработке проектно-сметной документации для монтажа устройств и оборудования, оплата за градостроительное обоснование и другие предпроектные работы на проведение капитального ремонта (строительство, реконструкцию) не включены в смету (речь идет о смете на выполнение таких работ), эти расходыбюджетные учреждения осуществляют по КЭКР 1134. |
Напомним, что с 01.01.2013 г. вступит в силу новая редакция Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 21.06.2012 г. № 754. Согласно ее требованиям расходы на капитальный ремонт планируются по КЭКР 3130, а расходы на реконструкцию — по КЭКР 3140.
Далее рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на проведение капитального ремонта и реконструкции зданий, находящихся на балансе бюджетного учреждения.
Пример 1. Бюджетным учреждением для проведения капитального ремонта здания приобретены металлопластиковые окна, подоконники, отливы, двери, кровельные, теплоизоляционные и строительные материалы (штукатурка, краска, цемент, гипс, металлический профиль) на сумму 480 000 грн (в том числе НДС — 80 000 грн). Для выполнения работ по капитальному ремонту учреждением заключен договор с подрядной организацией на сумму 120 000 грн (в том числе НДС — 20 000 грн). После выполнения работ подрядной организацией и учреждением-заказчиком подписан акт выполненных работ, утвержденный руководителем учреждения. В акте указано, что для проведения капитального ремонта израсходованы материалы заказчика.
Порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете приведем в таблице.
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
|
дебет |
кредит |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Оприходованы металлопластиковые окна, подоконники, отливы, двери, кровельные, теплоизоляционные и строительные материалы (без учета НДС) |
202, 204, 234 |
675 |
400 000 |
|
Отнесена на расходы учреждения сумма НДС |
801 |
675 |
80 000 |
2 |
Перечислена оплата поставщику за полученные материальные ценности |
675 |
321 |
480 000 |
3 |
Переданы металлопластиковые окна, подоконники, отливы, двери, кровельные, теплоизоляционные и строительные материалы подрядной организации для проведения ремонта (на основании накладной) |
631 |
202, 204, 234 |
400 000 |
4 |
Отражены расходы на проведение ремонта, выполненного подрядной организацией (на основании акта выполненных работ) |
801 |
631 |
120 000 |
5 |
Списана стоимость материалов заказчика, израсходованных при проведении ремонта |
801 |
631 |
400 000 |
6 |
Перечислена оплата подрядной организации за выполненные работы |
631 |
321 |
120 000 |
Пример 2. Бюджетным учреждением получено финансирование из местного бюджета на проведение реконструкции здания в сумме 1 302 000 грн. Для выполнения работ учреждение заключило с подрядной организацией договор подряда. Согласно договору общая стоимость работ по реконструкции здания составила 1 302 000 грн.
Размер аванса за выполненные работы составил 390 000 грн.
После подписания Акта приема выполненных строительных работ по ф. № КБ-2В заказчик перечислил остальные средства за выполненные работы по реконструкции помещения.
В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими записями:
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн. |
|
дебет |
кредит |
|||
1 |
Поступило финансирование для проведения реконструкции здания |
321 |
702 |
1 302 000 |
2 |
Перечислен аванс* подрядной организации |
631 |
321 |
390 000 |
3 |
Отнесена на фактические расходы стоимость выполненных строительно-монтажных работ (на основании Акта приема выполненных строительных работ) |
802 |
631 |
1 302 000 |
4 |
Осуществлены окончательные** расчеты со строительной организацией |
631 |
321 |
912 000 |
5 |
Увеличена первоначальная стоимость*** помещения на стоимость работ по его реконструкции (на основании Акта приема-сдачи) |
103 |
401 |
1 302 000 |
* Согласно требованиям п.п. 1 п. 1 постановления КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404 и постановления КМУ «Об утверждении Порядка государственного финансирования капитального строительства» от 27.12.2001 г. № 1764 размер аванса не может превышать 30% стоимости годового объема работ. В этом случае подрядчик обязан использовать аванс на приобретение и поставку необходимых для выполнения работ материалов, конструкций в течение трех месяцев после его получения. После окончания трехмесячного срока неиспользованные суммы аванса возвращаются заказчику. ** Окончательные расчеты осуществляются в двухнедельный срок после выполнения и приема всех предусмотренных договором (контрактом) работ и подписания соответствующего акта. *** Как отмечало Госказначейство в письме от 11.11.2010 г. № 17-04/2828-21196, стоимость выполненных работ по реконструкции помещения заказчик относит на фактические расходы и накапливает их у себя в учете (с начала и до окончания указанных работ и ввода объекта в эксплуатацию) по дебету субсчета 141 «Незавершенное капитальное строительство» и кредиту субсчета 402 «Фонд в незавершенном капитальном строительстве», учитывая такие расходы до момента введения объекта в эксплуатацию. После окончания реконструкции помещения заказчик на основании Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме № ОЗ-2 (бюджет) накопленные фактические расходы списывает у себя в учете по дебету субсчета 402 и кредиту субсчета 141. Вместе с тем, рассматривая особенности применения счета 14, Госказначейство в письме от 18.05.2007 г. № 3.4-06/1355-6048 отмечало, что необходимость отнесения расходов на незавершенное капитальное строительство возникает в том случае, если строительство объекта (улучшение объектов необоротных активов) проводится более одного бюджетного периода. Поскольку в нашем случае работы по реконструкции здания выполнены в одном бюджетном периоде, счет 14 не используется. |
Виктория Матвеева, экономист-аналитик
Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины
Об отнесении отдельных объектов социальной сферы к объектам реконструкции и капитального ремонта
Письмо от 08.08.2012 г. № 7/17-12928
На многочисленные обращения участников строительства в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины по поводу отнесения отдельных объектов социальной сферы к объектам реконструкции и капитального ремонта Минрегион разъясняет.
По определению, приведенному в Государственных строительных нормах ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство», реконструкция — перестройка введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства, которая предусматривает усовершенствование производства, повышение его технико-экономического уровня и качества изготавливаемой продукции, улучшение условий эксплуатации и проживания, качества услуг, изменение основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность, функциональное назначение, геометрические размеры и т. п.).
Реконструкция предусматривает сохранение элементов несущих и ограждающих конструкций и приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).
Капитальный ремонт — совокупность работ, которые предусматривают вмешательство в несущие конструктивные системы при замене или восстановлении конструкций, инженерных систем и оборудования введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства без изменения их функционального назначения и внешних геометрических размеров в связи с их физическим износом и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также благоустройство территории.
Капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).
Анализируя статистические данные, следует отметить, что большинство объектов социальной сферы, которые в первую очередь нуждаются в проведении капитального ремонта, — это заведения образования, учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения, учреждения культуры и искусства. Работы по капитальному ремонту на объектах социальной сферы в большинстве случаев предусматривают замену кровли, окон, дверей, утепление (или гидроизоляцию) фасадов.
В отношении классификации указанных работ с учетом определения понятий нужно учитывать следующее. Работы по замене кровли, окон, дверей, утеплению (или гидроизоляции) фасадов не предусматривают перестройку введенных в эксплуатацию объектов строительства, изменение их функционального назначения или геометрических размеров. Следовательно, такие работы могут быть классифицированы как капитальный ремонт.
Важно отметить, что нормативно-правовая база не содержит норм по недопустимости изменения технико-экономических показателей объекта при капитальном ремонте. Так, например, при выполнении работ по утеплению фасада изменяется показатель энергоэффективности, который Государственными строительными нормами ДБН А.2.2-3-2012 отнесен к технико-экономическим показателям. При этом показатель энергоэффективности в том числе можно отнести к одному из эксплуатационных показателей, улучшение которого предусматривается при капитальном ремонте. Аналогичным способом классифицируются работы по замене окон, дверей, кровли.
В случае когда планируется изменение геометрических параметров объекта, такие работы следует квалифицировать как реконструкцию. Особенно указанное касается увеличения геометрических размеров объекта в плане, поскольку может влиять на прилегающие территории и объекты. При таких условиях заказчик работ по реконструкции должен получить в установленном порядке градостроительные условия и ограничения.
Учитывая изложенное, исходя из терминологических определений и с учетом характера работ, которые планируется выполнять, заказчик совместно с проектной организацией определяют вид строительства.
Отдельно считаем целесообразным обратить внимание на оформление документации на выполнение строительных работ по капитальному ремонту на объектах 4 или 5 категорий сложности.
В случае когда работы по капитальному ремонту не предусматривают вмешательство в несущие конструктивные системы, их можно выполнять после регистрации декларации о начале выполнения строительных работ в государственной архитектурно-строительной инспекции и вводить в эксплуатацию по декларативному принципу.
В противном случае следует получать в государственной архитектурно-строительной инспекции разрешение на выполнение строительных работ.
Регистрация декларации и получениеразрешения на выполнение строительных работ происходят в порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 466 «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ».
Заместитель Министра Д. Исаенко