5058 0

Минрегионразвития об отнесении отдельных объектов социальной сферы к объектам реконструкции и капитального ремонта

Реконструкция и капремонт — это разные виды работ.

Вопросы, рассматриваемые в комментируемом письме, касаются классификации работ, направленных на поддержание объектов социальной сферы в рабочем состоянии. Конечно же, для правильного планирования расходов на осуществление таких работ сначала следует определить, какие именно работы необходимо осуществить.

 

Как указывается в этом письме, большая часть работ, проводимых на объектах социальной сферы (заведениях образования, учреждениях здравоохранения, социального обеспечения, спортивных и физкультурно-оздоровительных учреждениях, учреждениях культуры и искусства), связано с заменой кровли, окон, дверей, утеплением (или гидроизоляцией) фасадов. Поэтому далее рассмотрим, как правильно классифицировать такие работы (капитальный ремонт или реконструкция), и остановимся на особенностях отражения этих расходов в бухгалтерском учете.

 

Определения понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» приведены в ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство» (далее — ДБН А.2.2-3-2012), вступивших в силу с 01.07.2012 г.

 

Так, капитальный ремонт — это совокупность работ, которые предусматривают вмешательство в несущие конструктивные системы при замене или восстановлении конструкций, инженерных систем и оборудования введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства без изменения их функционального назначения и внешних геометрических размеров в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также благоустройство территории.

 

Капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).


Реконструкция — это перестройка введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства, которая предусматривает усовершенствование производства, повышение его технико-экономического уровня и качества изготавливаемой продукции, улучшение условий эксплуатации и проживания, качества услуг, изменение основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность, функциональное назначение, геометрические размеры и т. п.).

 

Реконструкция предусматривает сохранение элементов несущих и ограждающих конструкций и приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).

 

В отношении классификации работ по замене кровли, окон, дверей, утеплению или гидроизоляции фасадов с учетом приведенных выше понятий следует учитывать следующее. Поскольку работы по замене кровли, окон, дверей, утеплению (или гидроизоляции) фасадов не предусматривают перестройку введенных в эксплуатацию объектов строительства, изменение их функционального назначения или геометрических размеров, в комментируемом письме обращается внимание не то, что такие работы могут быть классифицированы как капитальный ремонт.

 

Также в этом письме его авторы указывают, что нормативно-правовая база не содержит нормы по недопустимости изменения технико-экономических показателей объекта при капитальном ремонте.

Так, например, при выполнении работ по утеплению фасада изменяется показатель энергоэффективности, который ДБН А.2.2-3-2012 отнесен к технико-экономическим показателям. При этом показатель энергоэффективности в том числе можно отнести к одному из эксплуатационных показателей, улучшение которого предусматривается при капитальном ремонте. Аналогичным способом классифицируются работы по замене окон, дверей, кровли.

 

Вместе с тем добавим, что, руководствуясь только приведенными выше понятиями «капитальный ремонт» и «реконструкция», бюджетные учреждения не всегда могут самостоятельно определить, какие из запланированных работ являются реконструкцией, а какие — капитальным ремонтом.

 

Следовательно, для того чтобы сориентироваться, какие именно работы бюджетное учреждение может отнести к капитальному ремонту, целесообразно обратиться к Примерному перечню услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденному приказом Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150. Отметим, что этот Перечень является основным документом, позволяющим сориентироваться при делении работ на работы, относящиеся к капитальному ремонту, и работы, относящиеся к текущему ремонту.

 

И хотя в комментируемом письме обращается внимание на то, что замена окон относится к работам по капитальному ремонту, в упомянутой статье специалиста контрольно-ревизионной службы рассматривалась ситуация, когда работы по замене окон, подоконников, отливов в помещении могут быть отнесены к текущему ремонту. Поэтому советуем бюджетным учреждениям уделить этому вопросу особое внимание.

 

Предполагаем, что определенные сложности могут возникнуть при классификации запланированных работ как реконструкции. Как указывается в комментируемом письме, в случае когда планируется изменение геометрических параметров объекта, такие работы следует квалифицировать как реконструкцию. Особенно указанное касается увеличения геометрических размеров объекта в плане, поскольку это может влиять на прилегающие территории и объекты. При таких условиях заказчик работ по реконструкции должен получить в установленном порядке градостроительные условия и ограничения.

 

Учитывая изложенное, исходя из терминологических определений и с учетом характера работ, которые планируется выполнять, заказчик вместе с проектной организацией должен определить характер и вид строительных работ. Как правило, реконструкция зданий осуществляется путем перепланировки, переоборудования, надстройки, встройки, пристройки. Таким образом, если в ходе проведения работ предусмотрено вмешательство в несущие конструктивные системы, изменение геометрических параметров здания, то такие работы будут считаться реконструкцией.

 

Также в комментируемом письме обращается внимание на особенности получения некоторых документов разрешительного характера на выполнение строительных работ.

 

Дальше рассмотрим особенности отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с проведением капитального ремонта и реконструкции.

 

 

Требования

Капитальный ремонт

Реконструкция

1

2

3

Порядок отражения в бухгалтерском учете

Расходы на текущий и капитальный ремонты не относятся на увеличение стоимости необоротных активов, а относятся на расходы по соответствующим кодам экономической классификации расходов

Изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов проводится при индексации их первоначальной стоимости в соответствии с действующим законодательством Украины, а также при достройке, дооборудовании, реконструкции,частичной ликвидации соответствующих объектов и модернизации, которая привела к дополнительному укомплектованию необоротных активов

Таким образом, согласно требованиям Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), при проведении ремонта необоротных активов в случаях, не связанных с дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, что привело к замене запасных частей, их стоимость не относится на увеличение стоимости необоротных активов, а отражается в составе фактических расходов.

 

Изменение стоимости необоротных активов в связи с проведением их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации не относится к доходам учреждения.

Также п. 7.4 Инструкции № 64 предусмотрено, что на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации объекта необоротных активов начисление износа приостанавливается

Первичные документы

Для оформления приема-сдачи основных средств после капитального ремонта, реконструкции или модернизации бюджетные учреждения составляют Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет).

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителем учреждения, уполномоченным на прием основных средств после ремонта, и представителем предприятия (организации), выполнявшего их ремонт, реконструкцию или модернизацию.

В Акте указываются сметная стоимость ремонта, реконструкции, модернизации согласно утвержденному расчету расходов, необходимых для их осуществления, и фактическая стоимость законченных работ.

Первый экземпляр Акта сдается в бухгалтерию учреждения, где делаются соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). Второй экземпляр передают предприятию, выполнявшему ремонт, реконструкцию или модернизацию.

Изменения в характеристике объекта, связанные с его ремонтом, реконструкцией или модернизацией, вносятся в соответствующий раздел Акта и в технический паспорт объекта

Аналитический учет

Аналитический учет капитальных расходов ведется в Карточке аналитического учета капитальных расходов, форма которой утверждена приказом Госказначейства от 06.10.2000 г. № 100.

В частности, в ней отражаются расходы на изготовление проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов, а также сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ. Кроме того, в этой Карточке отражаются расходы на наем транспорта для строительных работ и капитального ремонта зданий, относящихся к капитальному строительству и капитальному ремонту.

В графе 23 «Прочие» отражаются суммы средств, не относящиеся на увеличение стоимости необоротных активов

 

 

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы, связанные с проведением капитального ремонта и реконструкции, бюджетные учреждения осуществляют по разным КЭКР. Приведем в таблице КЭКР, применяемые для отражения таких расходов.

 

 

Капитальный ремонт

Реконструкция

1

2

КЭКР 2130 «Капитальный ремонт»

Расходы осуществляются на основании договоров и составленных смет на капитальный ремонт.

За правильность отнесения расходов к текущему или капитальному ремонту отвечает распорядитель (получатель) бюджетных средств.

КЭКР 2131 «Капитальный ремонт жилого фонда»

Расходы на капитальный ремонт жилых зданий и помещений (в том числе общежитий и казарм).

КЭКР 2133 «Капитальный ремонт других объектов»:

а) капитальный ремонт других объектов, не включенных в позицию 2131 (в том числе дорог, объектов по благоустройству городов, сел, поселков);

б) капитальный ремонт автомобилей и оборудования, а также оплата запчастей к ним, если они включены в смету на проведение капитального ремонта, которая является неотъемлемой частью соглашения, заключенного с предоставителем услуг.

По КЭКР 2131, 2133 осуществляется капитальный ремонт отдельных узлов и систем, являющихся составной частью объектов, а именно водоснабжения, газоснабжения, канализации, кондиционирования, пожарной охраны, мусоропроводов, пассажирских и грузовых лифтов и т. п.

КЭКР 2140 «Реконструкция и реставрация»

К этой категории относятся:

КЭКР 2141 «Реконструкция жилого фонда»:

а) расходы на реконструкцию жилых зданий и помещений (в том числе общежитий и казарм);

б) расходы на расширение жилых зданий и помещений (в том числе общежитий и казарм);

КЭКР 2143 «Реконструкция других объектов»:

а) расходы на реконструкцию других объектов

(в том числе с элементами реставрации), которые не включены в код 2141;

б) расходы на техническое переоснащение действующих предприятий (за исключением приобретения оборудования и предметов долгосрочного пользования);

в) расходы на расширение действующих предприятий

По КЭКР 2131, 2133, 2141, 2143, 2144 осуществляются также:

1) расходы на приобретение строительных материалов за счет средств, предусматриваемых на капитальный ремонт, реконструкцию и реставрацию и используемых в процессе ремонтных работ;

2) расходы на приобретение оборудования, подлежащего установке, а именно готовых к установке строительных конструкций и деталей, к которым относятся металлические, железобетонные и деревянные конструкции, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы, оборудование и мебель, требующие монтажа и предусматриваемые к установке (т. е. то, что существует только вмонтированным, встроенным);

3) изготовление проектно-сметной документации на реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ;

4) расходы на наем транспорта для выполнения работ по капитальному ремонту и реставрации.

Обращаем внимание: расходы на изготовление проектно-сметной документации, включаемые в общую стоимость работ по реконструкции, реставрации и капитальному ремонту зданий, сооружений, и выполнение сопроводительных работ, т. е. являющиеся частью таких расходов, должны осуществляться по одному из указанных КЭКР в зависимости от основных работ.

И только в случае, если оплата услуг по разработке проектно-сметной документации для монтажа устройств и оборудования, оплата за градостроительное обоснование и другие предпроектные работы на проведение капитального ремонта (строительство, реконструкцию) не включены в смету (речь идет о смете на выполнение таких работ), эти расходы бюджетные учреждения осуществляют по КЭКР 1134.

 

 

Напомним, что с 01.01.2013 г. вступит в силу новая редакция Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 21.06.2012 г. № 754. Согласно ее требованиям расходы на капитальный ремонт планируются по КЭКР 3130, а расходы на реконструкцию — по КЭКР 3140.

 

Далее рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на проведение капитального ремонта и реконструкции зданий, находящихся на балансе бюджетного учреждения.


Пример 1. Бюджетным учреждением для проведения капитального ремонта здания приобретены металлопластиковые окна, подоконники, отливы, двери, кровельные, теплоизоляционные и строительные материалы (штукатурка, краска, цемент, гипс, металлический профиль) на сумму 480 000 грн (в том числе НДС — 80 000 грн). Для выполнения работ по капитальному ремонту учреждением заключен договор с подрядной организацией на сумму 120 000 грн (в том числе НДС — 20 000 грн). После выполнения работ подрядной организацией и учреждением-заказчиком подписан акт выполненных работ, утвержденный руководителем учреждения. В акте указано, что для проведения капитального ремонта израсходованы материалы заказчика.

 

Порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете приведем в таблице.

 

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Оприходованы металлопластиковые окна, подоконники, отливы, двери, кровельные, теплоизоляционные и строительные материалы (без учета НДС)

202, 204, 234

675

400 000

 

Отнесена на расходы учреждения сумма НДС

801
(802, 811)

675

80 000

2

Перечислена оплата поставщику за полученные материальные ценности

675

321
(323)

480 000

3

Переданы металлопластиковые окна, подоконники, отливы, двери, кровельные, теплоизоляционные и строительные материалы подрядной организации для проведения ремонта (на основании накладной)

631

202, 204, 234

400 000

4

Отражены расходы на проведение ремонта, выполненного подрядной организацией (на основании акта выполненных работ)

801
(802, 811)

631

120 000

5

Списана стоимость материалов заказчика, израсходованных при проведении ремонта

801
(802, 811)

631

400 000

6

Перечислена оплата подрядной организации за выполненные работы

631

321
(323)

120 000

 


Пример 2. Бюджетным учреждением получено финансирование из местного бюджета на проведение реконструкции здания в сумме 1 302 000 грн. Для выполнения работ учреждение заключило с подрядной организацией договор подряда. Согласно договору общая стоимость работ по реконструкции здания составила 1 302 000 грн.


Размер аванса за выполненные работы составил 390 000 грн.


После подписания Акта приема выполненных строительных работ по ф. № КБ-2В заказчик перечислил остальные средства за выполненные работы по реконструкции помещения.

 

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими записями:

 

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Поступило финансирование для проведения реконструкции здания

321

702

1 302 000

2

Перечислен аванс* подрядной организации

631

321

390 000

3

Отнесена на фактические расходы стоимость выполненных строительно-монтажных работ (на основании Акта приема выполненных строительных работ)

802

631

1 302 000

4

Осуществлены окончательные** расчеты со строительной организацией

631

321

912 000

5

Увеличена первоначальная стоимость*** помещения на стоимость работ по его реконструкции (на основании Акта приема-сдачи)

103

401

1 302 000

* Согласно требованиям п.п. 1 п. 1 постановления КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404 и постановления КМУ «Об утверждении Порядка государственного финансирования капитального строительства» от 27.12.2001 г. № 1764 размер аванса не может превышать 30% стоимости годового объема работ. В этом случае подрядчик обязан использовать аванс на приобретение и поставку необходимых для выполнения работ материалов, конструкций в течение трех месяцев после его получения. После окончания трехмесячного срока неиспользованные суммы аванса возвращаются заказчику.

** Окончательные расчеты осуществляются в двухнедельный срок после выполнения и приема всех предусмотренных договором (контрактом) работ и подписания соответствующего акта.

*** Как отмечало Госказначейство в письме от 11.11.2010 г. № 17-04/2828-21196, стоимость выполненных работ по реконструкции помещения заказчик относит на фактические расходы и накапливает их у себя в учете (с начала и до окончания указанных работ и ввода объекта в эксплуатацию) по дебету субсчета 141 «Незавершенное капитальное строительство» и кредиту субсчета 402 «Фонд в незавершенном капитальном строительстве», учитывая такие расходы до момента введения объекта в эксплуатацию. После окончания реконструкции помещения заказчик на основании Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме № ОЗ-2 (бюджет) накопленные фактические расходы списывает у себя в учете по дебету субсчета 402 и кредиту субсчета 141.

Вместе с тем, рассматривая особенности применения счета 14, Госказначейство в письме от 18.05.2007 г. № 3.4-06/1355-6048 отмечало, что необходимость отнесения расходов на незавершенное капитальное строительство возникает в том случае, если строительство объекта (улучшение объектов необоротных активов) проводится более одного бюджетного периода.

Поскольку в нашем случае работы по реконструкции здания выполнены в одном бюджетном периоде, счет 14 не используется.

 


Виктория Матвеева, экономист-аналитик

 

 

Тризуб.jpg


Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины


Об отнесении отдельных объектов социальной сферы к объектам реконструкции и капитального ремонта


Письмо от 08.08.2012 г. № 7/17-12928


 

На многочисленные обращения участников строительства в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины по поводу отнесения отдельных объектов социальной сферы к объектам реконструкции и капитального ремонта Минрегион разъясняет.

 

По определению, приведенному в Государственных строительных нормах ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство», реконструкция — перестройка введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства, которая предусматривает усовершенствование производства, повышение его технико-экономического уровня и качества изготавливаемой продукции, улучшение условий эксплуатации и проживания, качества услуг, изменение основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность, функциональное назначение, геометрические размеры и т. п.).

 

Реконструкция предусматривает сохранение элементов несущих и ограждающих конструкций и приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).


Капитальный ремонт — совокупность работ, которые предусматривают вмешательство в несущие конструктивные системы при замене или восстановлении конструкций, инженерных систем и оборудования введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства без изменения их функционального назначения и внешних геометрических размеров в связи с их физическим износом и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также благоустройство территории.

 

Капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).

 

Анализируя статистические данные, следует отметить, что большинство объектов социальной сферы, которые в первую очередь нуждаются в проведении капитального ремонта, — это заведения образования, учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения, учреждения культуры и искусства. Работы по капитальному ремонту на объектах социальной сферы в большинстве случаев предусматривают замену кровли, окон, дверей, утепление (или гидроизоляцию) фасадов.

 

В отношении классификации указанных работ с учетом определения понятий нужно учитывать следующее. Работы по замене кровли, окон, дверей, утеплению (или гидроизоляции) фасадов не предусматривают перестройку введенных в эксплуатацию объектов строительства, изменение их функционального назначения или геометрических размеров. Следовательно, такие работы могут быть классифицированы как капитальный ремонт.

 

Важно отметить, что нормативно-правовая база не содержит норм по недопустимости изменения технико-экономических показателей объекта при капитальном ремонте. Так, например, при выполнении работ по утеплению фасада изменяется показатель энергоэффективности, который Государственными строительными нормами ДБН А.2.2-3-2012 отнесен к технико-экономическим показателям. При этом показатель энергоэффективности в том числе можно отнести к одному из эксплуатационных показателей, улучшение которого предусматривается при капитальном ремонте. Аналогичным способом классифицируются работы по замене окон, дверей, кровли.

 

В случае когда планируется изменение геометрических параметров объекта, такие работы следует квалифицировать как реконструкцию. Особенно указанное касается увеличения геометрических размеров объекта в плане, поскольку может влиять на прилегающие территории и объекты. При таких условиях заказчик работ по реконструкции должен получить в установленном порядке градостроительные условия и ограничения.

 

Учитывая изложенное, исходя из терминологических определений и с учетом характера работ, которые планируется выполнять, заказчик совместно с проектной организацией определяют вид строительства.

 

Отдельно считаем целесообразным обратить внимание на оформление документации на выполнение строительных работ по капитальному ремонту на объектах 4 или 5 категорий сложности.

 

В случае когда работы по капитальному ремонту не предусматривают вмешательство в несущие конструктивные системы, их можно выполнять после регистрации декларации о начале выполнения строительных работ в государственной архитектурно-строительной инспекции и вводить в эксплуатацию по декларативному принципу.

 

В противном случае следует получать в государственной архитектурно-строительной инспекции разрешение на выполнение строительных работ.

 

Регистрация декларации и получение разрешения на выполнение строительных работ происходят в порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 466 «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ».

 


Заместитель Министра Д. Исаенко

 

 

 



загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (0)