1129 0

Можно ли продавать отработанное машинное масло

Может ли бюджетная организация продать для бытовых нужд частным предпринимателям, посторонним организациям, физическим лицам отработанное масло, накопившееся при замене в двигателях автомобилей?

бб-в.jpg

Отработанное машинное масло в соответствии с Классификатором отходов ДК 005-96, утвержденным приказом Госстандарта от 29.02.96 г. № 89,относится к отходам, связанным с услугами транспорта Б.5 (группа 60).


Кроме того, согласно Положению о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением, утвержденному постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120,отработанные нефтепродукты, не пригодные для использования по назначению (в том числе отработанные моторные, индустриальные масла и их смеси) относятся к опасным отходам (номер согласно перечню А Базельской конвенции — А3020; код ОЕСР*1-АС030/). Обращение с такими отходами требует наличия у субъекта хозяйствования лицензии на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами.


Основные направления государственной политики в сфере обращения с отходами определены Законом Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР (далее — Закон об отходах). К ним относятся:


а) обеспечение полного сбора и своевременного обезвреживания и удаления отходов, а также соблюдение правил экологической безопасности при обращении с ними;

б) сведение к минимуму образование отходов и уменьшение их опасности;

в) обеспечение комплексного использования материально-сырьевых ресурсов;

г) содействие максимально возможной утилизации отходов путем прямого повторного или альтернативного использования ресурсно-ценных отходов;

д) обеспечение безопасного удаления отходов, не подлежащих утилизации, путем разработки соответствующих технологий, экологически безопасных методов и средств обращения с отходами;

е) организация контроля за местами или объектами размещения отходов для предотвращения вредного воздействия их на окружающую природную среду и здоровье человека;

є) осуществление комплекса научно-технических и маркетинговых исследований для выявления и определения ресурсной ценности отходов с целью их эффективного использования;

ж) содействие созданию объектов обращения с отходами;

з) обеспечение социальной защиты работников, занятых в сфере обращения с отходами;

и) обязательный учет отходов на основании их классификации и паспортизации;

і) создание условий для реализации раздельного сбора бытовых отходов путем внедрения социально-экономических механизмов, направленных на поощрение создателей этих отходов к их раздельному сбору;

ї) содействие привлечению негосударственных инвестиций и других внебюджетных источников финансирования в сферу обращения с отходами.


В соответствии с п. 2 постановления КМУ «Некоторые вопросы сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных масел (смазок)» от 27.07.2011 г. № 1075 предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, которые производят или импортируют для свободного использования масла (смазки), в результате использования которых образуются отработанные масла (смазки), обязаны самостоятельно в соответствии с законодательством обеспечить сбор, удаление, обезвреживание и утилизацию отработанных масел (смазок) или заключить договоры о выполнении работ по организации сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных масел (смазок) с учетом установленного минимального размера платы за услуги по организации сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных масел (смазок) с уполномоченным предприятием, относящимся к сфере управления Минэкологии и природных ресурсов, или другими субъектами хозяйствования, имеющими соответствующую лицензию.


Пунктом 3 настоящего постановления Кабмин поручил Минэкологии и природных ресурсов, Минэкономразвития и торговли и Государственной таможенной службе утвердить в месячный срок порядок сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных масел (смазок).


Порядок сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных масел (смазок) (далее — Порядок) уже приведен на официальном сайте Минэкологии, но пока еще он не утвержден и находится на стадии проекта.


Пунктом 1.8 Порядка предусмотрено, что собственник и/или производитель отработанных масел (смазок) — субъект хозяйствования, который приобрел и использует масла (смазки), в результате чего образовались отработанные масла (смазки), отражает в соответствующих бухгалтерских документах данные по их приобретению, а также данные по дальнейшему обращению с образованными отработанными маслами (смазками) самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров о выполнении работ по организации сбора, удаления, обезвреживания и утилизации отработанных масел (смазок) со специализированным предприятием,имеющим соответствующую лицензию на сбор, хранение, перевозку, удаление, обезвреживание, обработку и утилизацию отработанных масел (смазок).


Отметим, что услуги специализированных предприятий по сбору, хранению, перевозке, удалению, обезвреживанию и утилизации отработанных масел являются платными. Расценки на такие услуги приведены в приложении 3 к Порядку.


Таким образом, бюджетное учреждение не может продать отработанное машинное масло частным предпринимателям, посторонним организациям или физическим лицам для бытовых нужд.


Отметим, что согласно ст. 17 Закона об отходах к обязанностям субъектов хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами, в частности, относится:


— обеспечение полного сбора, надлежащего хранения и недопущения уничтожения и порчи отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, отвечающая требованиям экологической безопасности;

— недопущение хранения и удаления отходов в несанкционированных местах или объектах.


Также в соответствии с п. 1.13 Порядка непосредственный прием отработанных масел (смазок) от собственников транспортных средств могут осуществлять автозаправочные станции, предоставляющие сервисные услуги, и станции технического обслуживания автотранспорта (СТО).


Считаем, что именно такой способ сдачи отработанного машинного масла является более приемлемым и экономически целесообразным для бюджетных организаций.


Отметим, что для замены машинного масла требуется специальное помещение с наличием эстакады или ямы, поэтому такую процедуру лучше проводить специалистам СТО.


Татьяна Рябуха, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»


бб.jpg



загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (0)