Минфин разъяснил вопросы налогообложения ОСМД
Министерство финансов Украины в письме от 05.07.2012 г. № 31-08310-3-8/4538 (далее — Письмо) совместно с Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Министерством юстиции Украины и Государственной налоговой службой Украины рассмотрели вопрос относительно устранения проблемы, связанной с применением к объединениям совладельцев многоквартирных домов (далее — ОСМД) штрафных санкций в связи с нерегистрацией в качестве плательщиков НДС, и относительно уплаты и возврата экологического налога и сбора за специальное использование воды.
Относительно обложения НДС тех или иных операций, которые предоставляются ОСМД, и регистрации ОСМД плательщиками НДС
Указывается, что ни ст. 196, ни ст. 197 НКУ, определяющими операции, которые не являются объектом налогообложения, и операции, освобожденные от обложения НДС, не предусмотрены исключения из объекта обложения НДС тех или иных операций, которые предоставляются ОСМД.
В Письме отмечается, что у ОСМД отсутствует объект налогообложения по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, горячему водоснабжению и другим услугам, средства за которые владельцы жилых и нежилых помещений перечисляют непосредственно на счета предприятий, организаций, предоставляющих эти услуги, или перечисляют на счет объединения для накопления и последующего пересчета предприятиям, организациям, которые предоставляют эти услуги.
В случае установления ОСМД для собственников жилых и нежилых помещений отдельной платы за услуги по пересчету полученных от таких собственников средств предприятиям, организациям, предоставляющим услуги по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, горячему водоснабжению и другие услуги, у ОСМД возникает объект обложения НДС исходя из стоимости предоставленных услуг.
Средства, поступающие на банковский счет объединения от собственников жилых и нежилых помещений для компенсации расходов на содержание и ремонт помещений или другого имущества, находящегося в общей собственности объединения, не подпадают под объект обложения НДС.
Кроме того, хозяйственная деятельность объединения, например, сдача в аренду нежилых помещений, подпадает под определение объекта обложения НДС.
Также отмечено, что при регистрации ОСМД в качестве плательщиков НДС необходимо учитывать требования п. 181.1 ст. 181 НКУ относительно обязательности регистрации плательщиком НДС в случае превышения начисленной (уплаченной) лицу (ОСМД) в течение последних 12 календарных месяцев суммы 300 000 гривень (без учета НДС) от осуществления операций по поставке товаров/услуг, которые подлежат обложению налогом.
Относительно возврата ошибочно уплаченных сумм экологического налога
Возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, осуществляется исключительно на основании заявления плательщика налога, которое может быть подано в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или чрезмерно уплаченной суммы.
НКУ не предусмотрена возможность разработки и утверждения отдельного порядка для возврата ошибочно уплаченных сумм экологического налога.
Поэтому возврат уплаченных сумм экологического налога за размещение бытовых отходов осуществляется в установленном порядке на основании заявления плательщика налога.
Кроме того, в органах Госказначейства и ГНСУ учет налогов и сборов осуществляется в размере кодов классификации доходов бюджета. Для учета поступлений экологического налога предусмотрены коды классификации доходов бюджета 19010100–19010600.
По указанным кодам в органах казначейства открыты бюджетныесчета, на которые плательщиками уплачиваются средства экологического налога, но отдельный код для учета сумм экологического налога, которые уплачиваются ОСМД, жилищно-строительными кооперативами и жилищно-эксплуатационными организациями, а также возвращаются таким плательщикам, в бюджетной классификации не предусмотрен.
Относительно возврата ошибочно уплаченных сумм сбора за специальное использование воды
Если ОСМД является юридическим лицом, которое осуществляет хозяйственную деятельность и при этом использует воду, полученную от поставщика воды согласно договору на поставку воды, то такое юридическое лицо является вторичным водопользователем и должно уплачивать сбор за специальное использование воды за объемы фактически использованной воды для нужд, связанных с хозяйственной деятельностью, без учета объемов воды, которая используется для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения.
Поэтому вопрос возвращения средств по сбору за специальное использование воды таким юридическим лицам авторы Письма считают нецелесообразным.