466 0

С 1 марта 2013 года действует новый Реестр налоговых накладных и Порядок его ведения

Согласно приказу Министерства финансов Украины от 17.12.2012 г. № 1340, который официально обнародован 19 февраля 2013 г., в новой редакции утверждена форма Реестра выданных и полученных налоговых накладных и Порядок его ведения.


Поскольку приказом определено, что он вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем со дня его официального опубликования, применять обновленную форму Реестра и правила его ведения плательщики НДС должны с 1 марта 2013 года.


Таким образом, основными отличиями от предыдущей редакции Порядка составления Реестра являются следующие.


Для плательщиков НДС, которые находятся на специальных режимах налогообложения (сельхозпроизводители и перерабатывающие предприятия), предусмотрено составление отдельных реестров с соответствующими пометками, а именно:


— сельскохозяйственные предприятия, применяющие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства в соответствии со ст. 209 раздела V НКУ, — с пометкой 022;

— сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, которые соответствуют критериям, определенным ст. 209 НКУ, но не избрали специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства и реализуют молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства, а также молочные продукты, молочное сырье и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, — с пометкой 023;

— перерабатывающие предприятия всех форм собственности, которые согласно п. 1 подраздела 2 раздела XX НКУ за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе (шкуры, субпродукты, мясокостная мука), направляют суммы НДС в специальный фонд государственного бюджета и на специальный счет, — с пометкой 024.


Лицо, которое регистрируется в качестве плательщика налога с другого дня, нежели первый день календарного месяца, и первым отчетным (налоговым) периодом которого является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца, должно предоставить в орган ГНС отдельно копии записей в реестрах за месяц, в котором состоялась регистрация в качестве плательщика налога, и отдельно за месяц, следующий за месяцем регистрации.


Значительно детализирован порядок заполнения служебных полей Реестра:


1. В служебном поле для отметки о типе декларации (строки 011–012) и служебном поле для отметки о представлении налоговой декларации с пометкой (строки 021–024) проставляется пометка «Х» в строке служебного поля, которое соответствует типу декларации, к которой составлен Реестр.


При представлении плательщиком НДС новой отчетной налоговой декларации по НДС к такой декларации прилагаются копии записей в Реестрах, где в строке 012 «Отчетной новой» проставляется пометка «Х».


При подаче плательщиком отдельных Реестров в служебном поле для отметки о форме налоговой декларации (строки 021–024) проставляется пометка «Х» в строке служебного поля, которое соответствует декларации с пометкой, а именно: 021 — декларации с пометкой 0110 (общей); 022 — декларации с пометкой 0121/0122/0123 (ст. 209 раздела V НКУ); 023 — декларации с пометкой 0130 (п. 209.18 ст. 209 раздела V НКУ); 024 — декларации с пометкой 0140 (п. 1 подраздела 2 раздела XX НКУ).


2. В служебном поле «номер порции реестра» (строка 013) указывается номер порции Реестра от 01 до 99. При этом стандарт порции составляет не более 20 тысяч записей.


3. В служебном поле 03 «Отчетный (налоговый) период» указывается отчетный (налоговый) период (месяц), за который подается Реестр.


В случае подачи Реестра плательщиком, у которого отчетным (налоговым) периодом является квартал, заполняется служебное поле «признак квартального отчета».


4. В случае ведения части Реестра филиалами и структурными подразделениями плательщика (в соответствии с п. 2 раздела I настоящего Порядка) в служебном поле 04 «Плательщик» указывается наименование плательщика и через дробь наименование и номер, установленный для этих филиалов и других структурных подразделений.


Законодательно установлено, что нумерация записей в разделе I Реестра осуществляется удобным для плательщика налога способом: либо с первого номера каждый отчетный налоговый период (ежемесячно, ежеквартально), либо нарастающим итогом с начала года.


Внедрена новая кодировка видов документов, которые указываются в графе 4:


— ПНП — налоговая накладная, составленная на бумажных носителях;

— ПНЕ — электронная налоговая накладная;

— РКП — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях;

— РКЕ — электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);

— МДП — таможенная декларация, составленная на бумажных носителях;

— МДЕ — электронная таможенная декларация;

— БО — документ бухгалтерского учета.


В случае если эти документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный (налоговый) период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПНЕ — электронная налоговая накладная, ПНЕУ — электронная налоговая накладная, которая включена в уточняющие расчеты).


Аналогично новые правила кодирования видов документов распространяются также на раздел II. В графе 5 раздела II указывается вид документа согласно следующим обозначениям:


— ПНП — налоговая накладная, составленная на бумажных носителях;

— ПНЕ — электронная налоговая накладная;

— РКП — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях;

— РКЕ — электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);

— МДП — таможенная декларация, составленная на бумажных носителях;

— МДЕ — электронная таможенная декларация;

— ЧК — кассовый чек.


В случае если общая сумма полученных товаров/услуг по кассовому чеку превышает 200 гривень, плательщик налога не имеет права отнести в состав налогового кредита ни всю сумму НДС, уплаченную при приобретении таких товаров/услуг, ни ее часть. Плательщик налога в графе 5 проставляет обозначение «ЧК» — кассовый чек и заполняет графы 13 и 14 Реестра;


— ТК — транспортный билет;

— ГР — гостиничный счет;

— ПЗ — счет за услуги связи;

— ПО — услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета;

— ЗП — заявление плательщика и копии товарных чеков или других расчетных документов, которые удостоверяют факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которые подтверждают факт получения таких товаров/услуг согласно п. 201.10 ст. 201 раздела V НКУ;

— НП — документ, удостоверяющий приобретение товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, которые не зарегистрированы в качестве плательщиков НДС;

— БО — документ бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерская справка, которая составляется в случае:


• корректировки вследствие частичного использования товаров/услуг, необоротных активов в операциях сельскохозяйственного и перерабатывающего производства (строка 16.2 налоговой декларации по НДС);

• корректировки по поставкам сельскохозяйственной продукции или продукции собственного производства перерабатывающего предприятия в таможенном режиме экспорта (переносится из декларации с пометкой 0121/0122/0123 или декларации с пометкой 0140)

• корректировки, которая проводится в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг в облагаемых и не облагаемых налогом операциях за последний налоговый период календарного года (строка 16.4 налоговой декларации по НДС);

• если в налоговый кредит включаются суммы НДС, уплаченные (начисленные) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, которые не были включены в состав налогового кредита при приобретении либо изготовлении таких товаров/услуг, необоротных активов и/или с которых были определены налоговые обязательства в соответствии с п. 198.5 ст. 198 раздела V НКУ, в случае если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, в том числе перевода непроизводственных необоротных активов в состав производственных основных средств.


Бухгалтерская справка должна быть составлена по налоговым накладным, таможенным декларациям, другим документам, предусмотренным п. 201.11 ст. 201 НКУ, которые являются основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту, с учетом норм п. 198.6 ст. 196 НКУ, и содержать исчерпывающий их перечень.


В Реестре бухгалтерская справка записывается следующим образом: в графе 2 — дата составления бухгалтерской справки, в графах 3, 4, 6, 7 — соответственно дата составления, порядковый номер налоговой накладной (расчета корректировки к налоговой накладной), наименование и индивидуальный налоговый номер поставщика, который ее составил, в графе 5 — указывается вид документа БО, к которому прилагаются обозначение вида документа, которым подтверждается операция по поставке (БОПНП — в случае отнесения к налоговому кредиту сумм налога на основании бумажной налоговой накладной, БОПНЕ — на основании электронной налоговой накладной и т. д.). При этом суммы в графах 9, 10 указываются со знаком «+», а в графах 11, 12, 13, 14, 15, 16 — со знаком «–».


В случае если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПНП — бумажная налоговая накладная, ПНПУ — бумажная налоговая накладная, которая включена в уточняющие расчеты; ПНЕ — электронная налоговая накладная, ПНЕУ — электронная налоговая накладная, которая включена в уточняющие расчеты).


Изменен порядок отражения в Реестре операции по отражению и корректировке сумм налогового кредита, если плательщиком проводится распределение сумм налогового кредита в соответствии с п. 199.1 ст. 199 раздела V НКУ.


В случае если плательщиком проводится распределение сумм налогового кредита в соответствии с п. 199.1 ст. 199 раздела V НКУ, в день получения налоговой накладной сумма, которая соответствует доле использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях, записывается в графах 9, 10 Реестра, а сумма, которая соответствует доле использования в операциях, освобожденных от налогообложения, и тех, которые не являются объектом налогообложения, — в графах 11, 12.


Корректировка налогового кредита, которая осуществляется в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг, необоротных активов в облагаемых и не облагаемых налогом операциях по итогам календарного года, проводится на основании бухгалтерской справки. При регистрации такой бухгалтерской справки в разделе II Реестра за последний налоговый период календарного года делается следующая запись: в графе 2 — дата последнего дня отчетного периода календарного года, в графе 3 — дата составления бухгалтерской справки, в графе 5 — вид документа (БО), в графе 10 — сумма корректировки НДС, определенная в приложении 7 к декларации (строка 16.4 декларации по НДС) с соответствующим знаком («+» или «–»).


Плательщики налога, у которых в течение предыдущего календарного года отсутствовали не облагаемые налогом операции, и такие не облагаемые налогом операции начали осуществляться в отчетном периоде, а также новосозданные плательщики налога проводят такое распределение сумм налогового кредита в последний день отчетного (налогового) периода и осуществляют запись относительно корректировки записей налоговых накладных, в соответствии с которыми приобретались такие товары/услуги.


При этом в графе 5 к виду документа добавляется буква «Р» (например, ПНПР — бумажная налоговая накладная, по которой проведено распределение суммы налогового кредита, ПНЕР — электронная налоговая накладная, по которой проведено распределение суммы налогового кредита).


На сумму корректировки, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг, необоротных активов в операциях, освобожденных от налогообложения, и тех, которые не являются объектом налогообложения, проводятся следующие записи: со знаком «–» в графах 9, 10 и одновременно с знаком «+» в графах 11, 12.


Также детализирован порядок осуществления уточнения показателей.


Плательщики налога за отчетный (налоговый) период определяют итоги ежедневно зарегистрированных операций и отдельно определяют итоги для уточняющих расчетов по каждому разделу.


При исправлении ошибки методом «сторно» в Реестр одновременно вносится две записи: ошибочная запись со знаком «–» и правильная запись со знаком «+».


Метод «сторно» осуществляется путем обратной записи на величину ошибки в том отчетном периоде, в котором она обнаружена. При осуществлении такой обратной записи плательщиком налога: в колонке 1 разделов I и/или II Реестра указывается порядковый номер записи; в колонках 2–6 раздела I и/или колонках 2–7 раздела II Реестра дублируются реквизиты документа, количественные показатели которого сторнируются; в соответствующих колонках 7–12 раздела I и/или колонках 8–16 раздела II Реестра количественные показатели указываются с соответствующим знаком («+» или «–»). При этом если исправление ошибки требует представления плательщиком налога уточняющего расчета, то к виду документа добавляется буква «У» (например: ПНПУ). Кроме того, запись относительно включения показателей такого документа в уточняющий расчет указывается отдельной строкой в строке «Из них включены в уточняющие расчеты за отчетный период» Реестра.




загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (0)