ГНСУ: средства в заем и упрощенная система налогообложения
Государственная налоговая служба Украины письмом от 11.02.2013 г. № 1990/6/17-1216 относительно предоставления возвратной финансовой помощи сообщила следующее.
В соответствии с п.п. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 Кодекса возвратная финансовая помощь — это сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и являющаяся обязательной к возврату.
Согласно п.п. 3 пункта 292.11 ст. 292 Кодекса установлено, что в состав дохода, определенного настоящей статьей, не включаются суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, и суммы кредитов.
Учитывая, что возвратная финансовая помощь — это сумма средств, которая поступила налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривающему начисление процентов или предоставление компенсации в виде платы за пользование этими средствами, и подлежит обязательному возврату, то получение данных финансовых средств не приводит к увеличению дохода плательщика налога в соответствии с п.п. 3 пункта 292.11 ст. 292 Кодекса.
Соответственно, в учете лица, предоставившего возвратную финансовую помощь, налоговые обязательства не изменяются как при ее выдаче, так и при ее обратном получении.
Следовательно, налоговая служба делает вывод: сумма возвращенной возвратной финансовой помощи не включается в доход плательщика единого налога.
Однако при этом сделан определенный акцент! Возвратная финансовая помощь в Гражданском кодексе Украины (далее — ГКУ) соответствует договору займа, особенности заключения которого должны соответствовать условиям ст.ст. 1046–1053 ГКУ.
То есть при планировании осуществления заимствования ГНСУ рекомендует принять во внимание следующее: по гражданско-правовой природе возвратная финансовая помощь является займом и согласно п.п. 6.1 п. 1 ст. 4 Закона Украины от 12.07.2001 г. № 2664 «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (далее — Закон) является финансовой услугой.
В соответствии с частью первой ст. 5 Закона финансовые услуги предоставляются финансовыми учреждениями, а также, если это прямо предусмотрено законом, физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности.
Таким образом, письмом делается общий вывод: предоставлять средства в заем под проценты имеют право только финансовые учреждения.
Примечательным является тот факт, что анализ Единой базы налоговых знаний по данному вопросу показал следующее: налоговая служба до данного письма не выделяла в особую категорию субъекты хозяйствования, а именно «финансовые учреждения», как единственно возможные хозяйствующие структуры, способные предоставить «безболезненно» возвратную финансовую помощь.
Логика письма была бы наиболее доработанной, если бы налоговики этим же письмом обозначили, что будет с теми предприятиями (предпринимателями), у которых уже имеется в наличии факт предоставления/получения возвратной помощи и при этом половина из которых не являются «финансовыми учреждениями».