Подтверждение права одинокой матери на дополнительный отпуск
Автор: Олександр Боков, Інтернет-ресурс "Протокол".
Фабула судебного акта: В соответствии со ст. 19 Закона Украины «Об отпусках» женщине, которая работает и имеет двоих или более детей возрастом до 15 лет, или ребенка – инвалида, или которая усыновила ребенка, одинокой матери, отцу, воспитывающего ребенка без матери (в том числе и в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), а также лицу, которое взяло ребенка под опеку, или одному из приемных родителей предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск длительностью 10 (до 01 января 2010 года – 7) календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней. Частью 1 ст. 83 КЗОТ Украины предусмотрено, что в случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация за все не использованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, которые имеют детей или совершеннолетнего ребенка - инвалида с детства подгруппы А І группы. Аналогичное положение закона предусмотрено и ст. 24 Закона Украины « Об отпусках».
Приведенные нормы права исследовались судами при рассмотрении дела по иску работницы, которая позиционировала себя как одинокая мать, про взыскание денежной компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск, взыскание среднего заработка за время задержки расчета и возмещение морального ущерба. В качестве доказательства в пользу своих требований истица указала, что во время оформления на работу она, в частности, предоставила свидетельство о рождении ребенка, свидетельство про расторжение брака, а также справку про то, что воспитывает ребенка одна. Судом первой инстанции иск был удовлетворен частично, но это решение отменено апелляционным судом, с чем также согласился и ВССУ.
Принимая новое решение, суд отметил, что истцом не предоставлено доказательств того, что она является одинокой матерью, поскольку на подтверждение указанного истцом предоставлено свидетельство о расторжении брака и фотокопия справки из школы, что отец не принимает участия в воспитании, которая не может быть в понимании ст. ст. 58, 59 ГК Украины достаточным и допустимым доказательством, поскольку не заверена, а ее оригинал не предоставлен.
Возможно, соответствующий запрос суда к учреждению образования за ходатайством истицы решил бы дело в ее пользу, но этого не произошло.
Мотивация решения ВССУ заслуживает на внимание, поскольку достаточно подробно очерчивает подходы к решению подобных дел. Так суд отмечает, что действующее законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые следует предъявить матери, воспитывающей ребенка без отца, для получения дополнительного социального отпуска.
Следовательно, для подтверждения права на указанный отпуск в этом случае работодателю должен быть предъявлен любой официально составленный, оформленный и заверенный в установленном порядке документ, в котором с достаточной достоверностью подтверждается отсутствие участия отца в воспитании ребенка.
В частности, одним из таких документов, например, может быть: решение суда о лишении ответчика родительских прав; решение суда или постановление следователя о розыске ответчика в деле по иску про взыскание алиментов; акт, составленный социально – бытовой комиссией, созданной первичной профсоюзной организацией или любой другой комиссией, созданной на предприятии, в учреждении, организации, или акт исследования комитетом самоорганизации населения, в котором со слов соседей (при наличии их подписей в акте) подтверждается факт отсутствия участия отца в воспитании ребенка, справка со школы про то, что отец не принимает участия в воспитании ребенка (не общается с учителями, не забирает ребенка домой, не принимает участие в родительских собраниях) и тому подобное.
ВССУ, кроме того, напомнил, что определение «одинокой матери» приведено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины «Про практику рассмотрения судами трудовых споров» от 06 ноября 1992 года № 9 и п. 5 ч. 12 ст. 10 Закона Украины «Об отпусках».