Минсоц рассматривает возможность уменьшения налоговой нагрузки за пожилых людей на работодателей
Об этом сообщила в эксклюзивном комментарии Украинскому Радио министр социальной политики Оксана Жолнович. Она также рассказала о запуске в Украине пилотной программы малого гериатрического ухода и поддерживаемого проживания для людей с инвалидностью. Программа финансируется из госбюджета для внутренне перемещенных лиц. Когда нужен круглосуточный уход, то это не интернаты, а небольшие дома в общинах, где живут максимум до 20 человек. "Ты не закрыт от мира. Ты просто получаешь дополнительную заботу", – объясняет министр. Она надеется на масштабирование такого опыта на всех пожилых людей.
Люди пожилого возраста должны как можно дольше оставаться на рынке труда
Министерство социальной политики Украины совместно с партнерами разработало Стратегию демографического развития Украины до 2040 года. Одна из стратегических целей звучит так: "Адаптация социума к демографическому старению и формирование условий для активного долголетия". Как достичь этой цели?
Когда мы говорим об адаптации социума, то это, в частности, о новой культуре восприятия людей пожилого возраста: кого мы считаем такими людьми, какой возрастной промежуток времени и так далее. Потому что мы видим, что подход к тому, кто является пожилым человеком, меняется. Поэтому первое – это переосмысление того, кто такие люди пожилого возраста. Второе — если это даже пожилой человек, то вопрос, какова его роль в обществе: это мы уже, условно, "благодарим и растите цветы, нянчите внуков и ни во что не вмешивайтесь", или все же "вы – ресурс, опыт, поддержка и вклад в экономику". И мы считаем, что нужно сделать все, чтобы помочь этим людям как можно дольше оставаться, в частности, на рынке труда. Это могут быть дополнительные курсы. Им просто нужно добавить дополнительных навыков, чтобы они имели возможность работать. Далее заинтересовать работодателей, чтобы это был для них выгодный ресурс, чтобы они были заинтересованы оставлять людей пожилого возраста на работе и чтобы только фактор возраста не был влиянием и основанием для увольнения. Это также очень важно.
Если люди дольше работают, заняты, процессы старения замедляются
А как действительно заинтересовать работодателей?
Например, мы рассматриваем как вариант уменьшение налоговой нагрузки за такого работника, потому что они уже определенный возраст отработали, и если этот человек уйдет на пенсию, то она вообще не будет производить налоги. Поэтому, оставляя часть ЕСВ и уменьшая НДФЛ, мы оставляем этого человека на рынке, он создает прибыль, генерирует ее для экономики и общества, делится своим опытом, а также остается в активном долголетии. Потому что исследования показывают, что если люди дольше работают, дольше заняты, дольше в обществе, то они дольше остаются здоровыми, активными, и процессы старения все-таки замедляются. Потому что человек имеет обязанность заботиться о себе, утром встать, хорошо выглядеть, держать себя в тонусе. Поэтому важно иметь мотивацию. На самом деле нами движет мотивация. И если есть мотивация жить и держать себя в форме, то это намного лучше, чем когда такая мотивация исчезает. Нам всем нужно поработать над тем, чтобы у наших пожилых людей такие мотивации были.
Центры дневного ухода — это не про интернаты
Еще один вариант, который касается уже тех людей, которые нуждаются в уходе, заключается в том, чтобы обеспечить качественный уход. Сегодня мы, к сожалению, еще очень отстаем в таком контексте. Я бы очень хотела, чтобы везде были места для наших пожилых людей, где они могут собраться вместе, пообщаться, провести время, поделиться своими мыслями, получить эмоции и удовольствие. Очень хорошо, когда я вижу, что в общинах работают университеты третьего возраста, которые стали площадками, где пожилые люди могут между собой взаимодействовать и общаться. Но они касаются преимущественно тех людей, которые являются самостоятельными, активными, которые уже не имеют болезней, связанных со старостью, например, как деменция или болезнь Альцгеймера. Но для этих людей тоже нужно пространство, куда бы их привезли, где был бы определенный уход, где бы они чувствовали себя в безопасности, чтобы их родные знали, что они в безопасности и за этот период времени могли работать, а не увольняться с работы, чтобы ухаживать за своими близкими. У меня была бабушка, ей было 90 лет, она прекрасно самостоятельно справлялась, сама себя обслуживала, но очень нуждалась в общении. И уже в этом возрасте мы понимали, что, например, оставить ее одну полностью в доме невозможно, потому что она могла забыть, например, что кипятится вода на газовой плите. И это могло быть риском. Поэтому моя мама, а потом тетя ее ухаживали. Хотя они работали и могли еще работать.
"Ты не закрыт от мира. Ты просто получаешь дополнительную заботу"
Вы говорите о формате домов для пожилых людей или что-то совсем другое?
Я хочу что-то совсем другое. Во-первых, дома для пожилых людей – это уже круглосуточное проживание. Например, моя бабушка имела, где жить, у нас был дом и все хорошо, но если бы она на 3-4 часа могла поехать в центр дневного ухода и пообщаться с такими же пожилыми людьми, а в это время мои родители бы работали, и она бы получила безопасное для себя общение, то это намного дешевле, чем гериатрия, но решает проблему, с которой сталкиваются такие пожилые люди, что они не могут оставаться одни в течение целого дня, а их родные должны работать. Кроме того, они хотят общения с такими же, как и они, потому что им интересны свои темы. А они не имеют такого общения и вынуждены "доставать" детей, потому что хотят поговорить, а очень часто те родные, которые приходят домой с работы вечером, не готовы уделить столько времени на общение, и это тоже проблема. Так что речь идет о дневных центрах, где они бы имели возможность в общине быть под присмотром.
Но когда мы говорим и о гериатрии, когда уже нужен круглосуточный уход, то это точно не такие интернаты, а небольшие дома в тех же общинах, где максимум до 20 человек, где у них свои кухни, где не готовят всем подряд одинаковую еду, а есть возможность менять то, что ты хочешь. Ты можешь выйти и пообщаться с соседями в кинотеатр или в магазин. То есть ты не закрыт от мира. Ты просто получаешь дополнительную заботу, которая тебе необходима в конкретный промежуток времени.
Программа малого гериатрического ухода и поддерживаемого проживания
На сегодняшний день такие дома хотя бы в частном секторе есть, или они все равно больше похожи на интернатные учреждения?
Есть, но мы их сейчас финансируем из государственного сектора. Мы запустили пилотную программу малого гериатрического ухода и поддерживаемого проживания для людей с инвалидностью. Финансируем из государственного бюджета для внутренне перемещенных лиц. Я хочу показать этот пример как стандарт, чтобы потом он был масштабирован на абсолютно всех пожилых людей. И чтобы именно такой уход обеспечивали для них в общинах.
Насколько сейчас после полномасштабного вторжения стало больше одиноких людей пожилого возраста?
Очевидно, стало больше, и это фиксируется. А еще хуже, что те люди, которые жили самостоятельно в зоне боевых действий, когда их мы перемещаем, они теряют привычную для себя среду, привычные для себя условия, и у них нет другого варианта, как ехать в интернат. Потому что там были соседи, которые могли присмотреть. Этих нескольких часов очень часто было достаточно, а их сейчас не хватает. И поэтому мы запустили программу такого поддерживаемого проживания, чтобы этих людей не заводить в учреждения, а чтобы все-таки они сохранили свою независимую жизнь. Но да, к сожалению, стало больше одиноких людей, и поэтому услуги ухода для них приобретают все большую актуальность. Я знаю, что их родные, которые сейчас оказались за границей, даже готовы частично оплачивать такую услугу, но очень важно, чтобы ее было кому предоставить. И поэтому мы тоже работаем с поставщиками, со стандартами, с обучением, чтобы такого качественного европейского сервиса в Украине становилось больше.