Информация по теме "" | Публикации по тегу
14.12.23
698 0
Распечатать
Избранное

Продление + увеличение суммы прямого договора: возможно ли?

Нет, так поступать не стоит. Для закупки услуг у монополистов заказчик должен заключить новый прямой договор на 2024 год. И для этого есть все законодательные основания. Далее объясним подробнее.

Имеете дело с монополистом - заключайте прямой договор

Кабмин в постановлении № 1178* предусмотрел ряд случаев, когда заказчики могут заключать прямые договоры по закупке товаров, работ и услуг, стоимость которых превышает пороговые ограничения для проведения открытых торгов и применения е-каталогов. Речь идет о закупке товаров и услуг стоимостью свыше 100 тыс. грн, услуг по текущему ремонту - свыше 200 тыс. грн и работ - свыше 1,5 млн грн без применения открытых торгов и/или е-каталога.

* Особенности осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины "О публичных закупках", на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденные постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1178.

Исчерпывающий перечень случаев, когда заказчики могут заключить прямой договор, приведен в п. 13 постановления № 1178. Подробно об особенностях заключения таковых читайте в материале "Прямые договоры от 100 тыс. грн: перечень оснований сокращен" ("Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 36).

В частности, право заказчика заключать прямой договор с определенным субъектом хозяйствования, если товары, работы или услуги могут быть поставлены именно им в связи с отсутствием конкуренции по техническим причинам, прямо предусмотрено п.п. 5 п. 13 постановления № 1178. В то же время, вне всякого сомнения, в случае закупки услуг по теплоснабжению отсутствует конкуренция, т. е. заказчик имеет дело с монополистом.

ВНИМАНИЕ!

Для применения этого основания заказчику необходимо иметь документальное подтверждение отсутствия такой конкуренции

Обычно документальным подтверждением отсутствия конкуренции, в частности, является наличие соответствующего субъекта хозяйствования в Сводном перечне естественных монополий. Такую информацию заказчики могут найти на сайте Антимонопольного комитета Украины.

В любом случае решение о применении соответствующего основания должно быть оформлено надлежащим образом. В случае применения п.п. 5 п. 13 постановления № 1178 заказчик должен составить и оформить надлежащим образом соответствующее обоснование. Такое обоснование уполномоченное лицо или другое служебное (должностное) лицо заказчика готовит в виде распорядительного решения или другого документа. Этот документ согласовывает (утверждает) руководитель заказчика или другое лицо, определенное руководителем заказчика. Подробнее о составлении такого документа при заключении прямого договора - в материале "Обоснование для заключения прямого договора: когда и как составлять?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 36).

Почему прямые договоры не продлевают?

Существенные условия договора о закупке, заключенного в соответствии с пп. 10 и 13 постановления № 1178 (кроме п .п. 13 п. 13), не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме определенных случаев. Одним из таких исключений является изменение условий в связи с применением положений ч. 6 ст. 41 Закона № 922*. Возможность внесения изменений в договор в таком случае предусмотрена п.п. 8 п. 19 постановления № 1178.

* Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.

Напомним: упомянутая норма Закона № 922 позволяет заказчикам продлевать действие договора о закупке на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года. При этом есть условие - расходы на приобретение таких услуг должны быть утверждены в установленном порядке.

Поэтому, с одной стороны, если заказчик заключил договор о закупке в соответствии с пп. 10 и 13 постановления № 1178 (кроме п.п. 13 п. 13), он автоматически может воспользоваться п .п. 8 п. 19 и заключить дополнительное соглашение на 20 % суммы, определенной в первоначальном договоре о закупке, заключенном в 2023 году.

Но, с другой стороны, обязательным требованием применения положений ч. 6 ст. 41 Закона № 922 является продление срока действия договора на срок, достаточный для проведения процедуры закупки. Тогда как в ситуации читателя в начале 2024 года нет необходимости проводить процедуру закупки. Ведь заказчик может закупить услуги по теплоснабжению путем заключения прямого договора.

Как действовать заказчику?

В этой ситуации заказчику не нужно применять специальные положения Закона № 922 и постановления № 1178, которые касаются продления договоров на 2024 год. Выход один - заключить новый прямой договор с монополистом о предоставлении услуг по теплоснабжению.

При заключении прямых договоров заказчик должен:

1) добавить информацию о закупке в годовой план. Такой документ подлежит обнародованию в течение 5 рабочих дней;

2) заключить прямой договор о закупке;

3) оформить обоснование для осуществления закупки в соответствии с п.п. 5 п. 13 постановления № 1178;

4) обнародовать:

- отчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок. Срок обнародования такого отчета - 10 рабочих дней со дня заключения договора;

- договор о закупке и все приложения к нему;

- обоснование.

Выводы

  • Для закупки услуг у монополистов заказчик должен заключить новый прямой договор на 2024 год.
  • В случае применения п.п. 5 п. 13 постановления № 1178 необходимо иметь документальное подтверждение отсутствия конкуренции, а также оформить соответствующее обоснование.

По материалам сайта i.factor.ua

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі