Ремонт коробки передач авто: капитальный или текущий ремонт?
В какую очередь провести расходы?
Прежде всего в период действия военного положения следует выяснить, в какую очередь возможно осуществить запланированные расходы. Для этого обратимся к требованиям Порядка № 590*.
Первоочередными неизменно остаются расходы на национальную безопасность и оборону. Зато подавляющее большинство "мирных" расходов можно осуществить только вторую очередь.
Проанализировав расходы второй очереди, видим, что проблем с осуществлением расходов на ремонт авто быть не должно.
Ведь п. 19 Порядка № 590 предусмотрено осуществление во вторую очередь расходов на:
- приобретение запчастей и материалов для ремонта автомобильного транспорта;
- оплату услуг по ремонту автомобильного транспорта.
Причем такие расходы во вторую очередь можно провести за средства как общего, так и специального фонда.
Кстати, очень удобная таблица по расходам на ремонт (в т. ч. и авто), которые можно проводить во вторую очередь, приведена в материале "Ремонты зданий: в какую очередь проводить расходы?" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 19.
Текущий или капитальный ремонт?
Чтобы ответить на этот вопрос, пригодится Положение № 102**.
Именно этим Положением регламентирован порядок проведения техобслуживания и ремонта дорожных транспортных средств.
Заметьте: нормы этого Положения распространяются на всех субъектов хозяйствования, эксплуатирующих транспортные средства (кроме троллейбусов, мопедов и мотоциклов), независимо от их формы собственности.
Далее рассмотрим основные определения, приведенные в Положении № 102.
Ремонт транспортного средства - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
Текущий ремонт - это ремонт, который выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей (может выполняться заявочно или по результатам диагностирования агрегатным, обезличенным и другими методами).
При этом в п. 3.13 Положения № 102 четко определено, что к текущему ремонту транспортного средства относятся работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы).
Перечень базовых агрегатов приведен в приложении Г к Положению № 102.
Любой ремонт агрегатов относится к текущему ремонту транспортного средства(п. 3.14 Положения № 102).
В свою очередь, капитальным считается ремонт, который выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых частей, в т. ч. базовых.
При этом именно к капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов(п. 3.16 Положения № 102).
Теперь вернемся непосредственно к вопросу нашего читателя.
Коробка передач относится к базовому агрегату. Об этом свидетельствует приложение Г к Положению № 102. Однако в вопросе речь идет о ремонте коробки передач, а не о ее замене. Поэтому такой ремонт целесообразно классифицировать именно как текущий. Более того, если бы речь шла даже о замене коробки передач, то это замена только одного базового агрегата. Поэтому опять-таки это был бы текущий ремонт транспортного средства, а не капитальный.
Впрочем, помните, что окончательное решение о характере выполняемых работ принимает руководитель учреждения.
Какой КЭКР применить?
При избрании КЭКР, традиционно, исходим из экономической сути платежа и руководствуемся нормами Инструкции № 333*.
Так, оплату услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию транспортного средства следует планировать и проводить по КЭКР 2240 "Оплата услуг (кроме коммунальных)"(п.п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333).
При этом расходы на приобретение запчастей к транспортным средствам необходимо планировать и осуществлять по КЭКР 2210 "Предметы, материалы, оборудование и инвентарь"(п.п. 16 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333).
Таким образом, в случае если учреждение-заказчик покупает запчасти самостоятельно и передает их исполнителю ремонтных работ для установки, все необходимые материалы следует оплачивать отдельно по КЭКР 2210, а работы - отдельно по КЭКР 2240.
В случае же если исполнитель ремонтных работ осуществляет ремонт авто с использованием собственных запчастей и их стоимость включена в общую стоимость работ, расходы следует планировать и осуществлять по единому КЭКР 2240.
И на всякий случай напомним: расходы на капитальный ремонт автомобилей и оборудования, а также оплату запчастей к ним, если они включены в смету на проведение капремонта, которая является неотъемлемой частью соглашения, заключенного с предоставителем услуг, следует планировать и осуществлять по КЭКР 3132 "Капитальный ремонт других объектов"(п.п. 2 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333).
По материалам сайта i.factor.ua