725 0

Разрешения нужны?!

05.07.11
До 13.06.2011 г. перечень строительных работ, на выполнение которых не требовалось разрешение, был прописан в постановлении № 1104. Как обстоят дела с этим сегодня, ведь постановление № 1104 утратило силу?

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о градостроительстве — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Постановление № 466 — постановление КМУ «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ» от 13.04.2011 г. № 466.

Постановление № 1104 — постановление КМУ «Некоторые вопросы выдачи разрешений на выполнение строительных и подготовительных работ» от 30.09.2009 г. № 1104.

Приказ № 76 — приказ Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства «Об утверждении Правил содержания жилых домов и придомовых территорий» от 17.05.2005 г № 76.

 

Любые, в том числе и положительные, изменения правового регулирования могут иметь свое побочное воздействие, которое нормативный акт оказывает на те или иные правовые отношения. Ни один эксперт, а тем более участник рабочей группы в парламенте или министерстве, не даст гарантии, что в случае принятия нового нормативно-правового акта учтены все аспекты правовых отношений, на которые тот или иной нормативный акт имеет влияние. Именно о подобном случае сегодня у нас и пойдет речь.

Тема нашей статьи возникла в связи с принятием постановления № 4661, которым были определены новые порядки выполнения подготовительных работ и строительных работ. Однако если вы решите, что мы хотим выступить с критикой указанного постановления № 466, то ошибетесь. Постановление № 466 урегулировало свою часть правоотношений в строительстве, и урегулировало очень неплохо. Статья скорее посвящена тому, что выпало из правового регулирования в связи с отменой постановления № 1104, действующего ранее — до 13 мая 2011 года. Именно оно в прошлом и регулировал отношения выдачи разрешений на проведение подготовительных и строительных работ.

1 Постановление № 466 принято в соответствии с п. 12 «Заключительных положений» Закона о градостроительстве, предписывающего привести подзаконные нормативные акты, регулирующие вопросы строительства, в соответствие с требованиями Закона. С текстом постановления № 466 можно ознакомиться в газете «Строительная бухгалтерия», 2011, № 11, с. 4.

Указанное постановление № 1104 содержало такой раздел, как Перечень строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение (далее — Перечень). А правоотношения, в которых положения данного Перечня давали подспорье в отстаивании правовой позиции и о которых пойдет речь в данной статье, — перепланировка жилых помещений.

Право собственника квартиры на проведение внутренних изменений (т. е. перепланировки) закреплено в ст. 383 ГК. Главное, чтобы такие изменения не приводили к нарушению прав других жильцов многоквартирного дома. Как правило, к таким нарушениям можно отнести действия, затрагивающие и нарушающие прочность несущих конструкций задания.

Однако порядок проведения перепланировки, предусматриваемый приказом № 76, изданным Государственным комитетом Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, ограничивал право граждан — собственников квартир на проведение перепланировок. Согласно данному приказу для проведения перепланировки (переоснащения) граждане должны получать разрешение на проведение такой перепланировки в исполнительном комитете местного совета. Для этого граждане обязаны обращаться с заявлением в архитектурный отдел при местном исполнительном комитете, т. е. к чиновникам от архитектуры. К заявлению должен прилагаться согласованный с техническими службами, такими как газовое хозяйство, теплотехники, БТИ проект. Таким образом, граждан, желающих лучше обустроить свое жилище, заставляют выложить приличную сумму денег, да еще побегать по инстанциям. Кто сталкивался с этим, знает, какое это неприятное занятие.

Причем согласно указанному приказу № 76 к перепланировкам относятся не только перестройка помещения, для которой, конечно же, необходимо согласование, о котором речь шла выше, но и такие незамысловатые изменения, как перенос и разборка перегородок, перенос и создание дверных проемов переоснащение тамбуров, т. е. практически любое действие.

В то же время в ряде случаев Перечень спасал от необходимости обращаться за разрешением в архитектурный отдел местного исполкома.

Конечно, не все так радужно было и в самом Перечне. Если проанализировать его текст, то видно, что в некоторых случаях впечатление о том, что разрешение согласно его положениям не нужно, обманчиво. Например, возьмем п. 5 данного Перечня, который говорит о том, что в разрешении нет необходимости в случае перепланировки квартир в многоквартирном доме с сохранением несущей конструкции и без превышения допустимых нагрузок на стены, перекрытия и фундамент. Подвох скрыт дальше по тексту, в том, что такая перепланировка должна осуществляться «с соблюдением действующих архитектурно-планировочных требований, государственных строительных норм и правил застройки». Понятно, что гражданин не самостоятельно будет решать вопрос: соответствует ли перепланировка указанным архитектурно-планировочным требованиям и строительным нормам. Для принятия такого решения он обязан все-таки обратиться в предписываемом порядке в соответствующий архитектурный отдел.

В то же время Перечень содержал ряд случаев, когда гражданин вовсе освобождался от обязанности куда-либо обращаться и получать какое-либо разрешение. К таким случаям относились:

— установка устройств для ведения отдельного учета энергоносителей, горячей и холодной воды;

— переустановка оборудования в пределах помещения;

— обустройство или закрытие дверных проемов и окон;

— увеличение жилой или дополнительной площади путем демонтажа перегородок, кладовок, печей, каминов, грубок2, витрин, застекленных балконов и лоджий.

2 Камины и грубки — это очень актуально, особенно в многоквартирных домах!

Как видим, понятие перепланировки квартир в понимании приказа № 76 и постановления № 1104 несколько разнится. Но поскольку постановление № 1104, изданное КМУ, было нормативным документом, обладавшим более высокой силой по сравнению с приказом № 76, да и издано оно позднее, то в случаях, когда возникала коллизия правового регулирования, должны были применяться положения постановление № 11043. Теперь, к сожалению, данные нормы прекратили свое действие.

3 Отдельные конфликты конечно у граждан могли возникать, например, с представителями БТИ, организации, которая, так же как и таможня, живет по своим собственным законам. Но в этих конфликтах граждане могли опираться на сильную правовую аргументацию.

В заключение рассматриваемой темы отметим следующее. Безусловно, освещенные в этой статье вопросы обязательно подлежат правовому регулированию. Ранее такую роль выполняло постановление № 1104. И вовсе необязательно, чтобы постановление № 466, регулирующее вопросы выполнения подготовительных и строительных работ, содержало подобный раздел, мы далеки от этой мысли, возможно, и не место ему было там, где он содержался. Но в таком случае правительству необходимо издать отдельный перечень, наконец, внести изменения в приказ № 76. И это необходимо делать. Граждане — собственники квартир, а таких у нас большинство, нуждаются в правовой защите от произвола и поборов со стороны местных чиновников.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

С 26.10.2009 г. по 12.05.2011 г. — момента введения в действие и соответственно утраты силы постановления № 1104 перечень строительных работ, на выполнение которых не требовалось разрешение, содержал 36 позиций, которые пообъектно были сгруппированы в такие подразделы, как:

— «Объекты производственного назначения»;

— «Объекты жилищно-общественного назначения»;

— «Объекты инженерной инфраструктуры, благоустройства и временного назначения»;

— «Объекты дорожного комплекса».

Свежим постановлением № 466 не был утвержден такой или подобный ему порядок вообще. То есть получается, что документ, который бы разграничивал строительные работы на требующие получения разрешения и те, получение разрешения на выполнение которых не требуется, в нормативно-правовом поле на данный момент отсутствует.

А значит, с 13.05.2011 г. и поныне4 абсолютно все строительные работы должны проводиться при наличии разрешения на выполнение строительных работ(!).

4 Имеется в виду на сегодняшний день — день выхода газеты в свет.

Такая ситуация в законодательстве не нова — она уже была в прошлом: в период с 15.04.2009 г. по 25.10.2009 г. Ведь фактически приказ Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины «Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ» от 05.12.2000 г. № 273 на тот момент уже не имел юридической силы, а постановление № 1104 еще не было введено в действие. Об этом мы уже писали (см. газету «Строительная бухгалтерия», 2009, № 22, с. 10).

В завершение отметим: скорее всего, в ближайшем будущем свет увидят новые законодательные акты или законодатели внесут соответствующие поправки по корректировке действующих на сегодняшний день нормативных документов и предоставят разъяснения относительно этой ситуации.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)