577 0

О новшествах, введенных Законом № 4220

06.04.12

Напомним: на страницах нашего издания был опубликован цикл статей (см. «Строительная бухгалтерия», 2012, № 2; № 3; № 4), посвященных Закону № 4220, который вступил в силу 19.01.2012 г. и которым были внесены изменения в некоторые законодательные акты по усилению ответственности в сфере градостроительной деятельности. Так, в частности, мы проанализировали новшества, которые претерпели КоАП и Закон № 208. Но, кроме этих законодательных актов, изменения были внесены и в ряд других законов. Рассмотрим те из них, которые могут заинтересовать наших застройщиков.

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 4220 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 22.12.2011 г. № 4220-VI.

Закон № 208 — Закон Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» от 14.10.94 г. № 208-94/ВР (в редакции Закона № 4220-VI).

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон № 4282 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» от 22.12.2011 г. № 4282-VI.

Закон об архитектурной деятельности — Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV.

Закон о госзакупках — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Постановление № 560 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 11.05.2011 г. № 560.

 

Изменения в НК

Так, в частности, согласно изменениям, внесенным Законом № 4220 в НК:

 

№ п/п

Норма, в которую внесены изменения

Содержание изменений

1

Пункт 187.1 ст. 187 НК дополнен абзацем 4

По операциям по выполнению подрядных строительных работ субъекты предпринимательской деятельности могут применять кассовый метод налогового учета в соответствии с п.п. 14.1.266 п. 14.1 ст. 14 НК

2

Подпункт 197.1.14 п. 197.1 ст. 197 НК дополнен абзацем 6

Операции по первой поставке доступного жилья и жилья, строящегося с привлечением государственных средств, освобождаются от налогообложения

(наш комментарий «Доступ к недоступной льготе по доступному жилью» см. «Строительная бухгалтерия», 2012, № 4, с. 8)

 

В частности, кассовый метод для целей налогообложения согласно разделу V НК — это метод налогового учета, по которому дата возникновения налоговых обязательств определяется как дата зачисления (получения) средств на банковский счет (в кассу) плательщика налога или дата получения других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) им товаров (услуг), а дата возникновения права на налоговый кредит определяется как дата списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) плательщика налога или дата предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров (услуг).

 

Изменения к Закону № 3038

Предлагаем рассмотреть некоторые нормы, которые были изменены или нашли свое закрепление в Законе № 3038.

 

№ п/п

Содержание изменений

Примечание

1

2

3

1

Часть 1 ст. 31 Закона № 3038 дополнена после абз. 1 новым абзацем

Утверждение проектной документации на строительство объектов, сооружаемых с привлечением государственных средств, осуществляется в порядке, определенном КМУ

Так, по общим правилам, предусмотренным в ст. 31 Закона № 3038,проектная документация на строительство утверждается заказчиком. Следует также отметить, что в п. 4 постановления № 560 приводится перечень органов, утверждающих реализуемые проекты строительства, в том числе и с привлечением средств государственного бюджета.

Так, в частности, КМУ утверждает проектную документацию по объектам общей сметной стоимостью 100 млн грн. и более.

По решению КМУ право утверждать проекты строительства объектов общей сметной стоимостью 100 млн грн. и более может быть предоставлено в том числе и центральным органам исполнительной власти.

Теперь же правовая норма по утверждению проектной документации на объекты строительства, сооружаемые с привлечением государственных средств, нашла свое закрепление и в Законе № 3038. Остается только дождаться принятия соответствующего порядка

2

Часть 2 ст. 31 Закона № 3038 дополнена абз. 2

Экспертиза проектов строительства объектов IV и V категорий сложности, сооружаемых за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, осуществляется экспертной организацией государственной формы собственности

По общим правилам ст. 31 экспертиза проектов строительства проводится в установленном КМУ порядке экспертными организациями независимо от формы собственности, соответствующими критериям, определенным центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства, градостроительства и архитектуры. На сегодняшний день требования проведения экспертизы закреплены в постановлении № 560. При этом в п. 10 указанного выше постановления отмечено, что обязательной экспертизе подлежат в том числе и проекты строительства объектов, которые:

— относятся к IV и V категориям сложности;

— сооружаются с привлечением средств государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов.

Отныне Закон № 3038 еще и уточняет, что экспертиза проектов строительства объектов, которые относятся к IV и V категориям сложности и сооружаются за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, осуществляется только экспертной организацией государственной формы собственности

3

Внесены изменения в абз. 2 и 3 ч. 4 ст. 31 Закона № 3038

— в абз. 2 слова «и необходимости долговечности» заменены словами «долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения»;

— абз. 3 дополнен словами «зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения»

Обязательная экспертиза проектов строительства отныне также осуществляется на предмет эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения

4

Статья 34 Закона № 3038 дополнена ч. 6

Информация о документе, дающем право на выполнение строительных работ, а также сведения о категории сложности объекта строительства, заказчика и подрядчиков размещаются на соответствующем стенде, устанавливаемом на строительной площадке

Итак, начиная с 19.01.12 г., уважаемые застройщики, вы обязаны устанавливать на строительной площадке стенд «по-новому», на котором должна быть размещена информация, указанная в новой норме ст. 34 Закона № 3038. Правда, законодатель в данной статье Закона не упоминает об ответственности застройщиков за несоблюдение указанного требования. Хотя весьма возможно, что к «нарушителю» может быть применена ч. 1 ст. 96 КоАП. Так, в частности, этой статьей предусмотрена административная ответственность и за нарушения требований законодательства в том числе. Совершение такого нарушения влечет за собой наложение штрафа на граждан от 10 до 50 ннмдг1 и на должностных лиц — от 50 до 100 ннмдг.

 

в доступном для обзора месте (кроме индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним

Кроме того, следует иметь в виду, что стенд должен быть размещен не «где-нибудь», а в доступном для обзора месте, т. е. «стенд для галочки» в расчет приниматься не будет

5

Часть 9 ст. 37 Закона № 3038 изложена в новой редакции

Выполнение строительных работ без соответствующего документа, дающего право выполнять такие работы, считается самовольным строительством и влечет за собой ответственность согласно закону

Напомним: ранее ч. 9 ст. 37 Закона № 3038 содержала оговорку лишь об отсутствии разрешения на выполнение строительных работ на объектах строительства, относящихся к IV и V категориям сложности. Так, в частности, проведение строительных работ на таких объектах без соответствующего разрешения, а также выполнение не указанных в разрешении строительных работ считалось самовольным строительством и, как следствие, предусматривало наступление ответственности согласно закону.

Отныне, как видите, независимо от того, какой объект строится, если выполнение строительных работ предусматривает наличие соответствующего документа, дающего право на их выполнение, он должен быть. Иначе ваш объект будет приравнен к самострою с соответствующими последствиями (мы уже неоднократно освещали этот вопрос на страницах нашего издания)

Также соответствующие изменения были внесены в ч. 1 ст. 376 «Самовольное строительство» ГК, в которой слова «без надлежащего разрешения» были заменены словами «без соответствующего документа, дающего право выполнять строительные работы». Отныне ч. 1 указанной статьи имеет следующее содержание: «Жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены либо строятся на земельном участке, который не был отведен для этой цели, или без соответствующего документа, дающего право выполнять строительные работы, или надлежащим образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил».

6

В ч. 1 ст. 41 Закона № 3038 исключены слова

«при выполнении подготовительных и строительных работ»

Приведем полную предыдущую редакцию ч. 1 ст. 41 Закона № 3038: «Государственный архитектурно-строительный контроль — совокупность мероприятий, направленных на соблюдение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил при выполнении подготовительных и строительных работ».

То есть, как видите, наличие в приведенном выше определении слов «при выполнении подготовительных и строительных работ» ограничивало должностных лиц Государственной архитектурно-строительной инспекции и ее территориальных органов во «временном пространстве» по осуществлению соответствующего контроля (только при выполнении подготовительных и строительных работ). Теперь это ограничение официально снято

1 Ннмдг — не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

 

Изменения к Закону об архитектурной деятельности

В частности, были внесены изменения в абз. 5 ст. 19 Закона об архитектурной деятельности. Отныне выполнение проектных работ по созданию объектов архитектуры не требует наличия у специалистов соответствующего квалификационного сертификата, в том числе и при проектировании объектов, которые в соответствии с законодательством не требуют регистрации декларации о начале выполнения строительных работ или получения разрешения на их выполнение. Раньше не требовалось наличие у специалистов соответствующего квалификационного сертификата в случае проектирования объектов, которые в соответствии с законодательством не требуют разрешения на строительство. Напомним, что к другим случаям (они остались неизменными), когда специалисты не должны иметь квалификационных сертификатов, ст. 19 Закона об архитектурной деятельности относит:

 

1

осуществление специалистами проектных работ под руководством архитектора или другого специалиста, имеющего квалификационный сертификат на выполнение работ соответствующего профиля

2

разработку проектных материалов, не предусмотренных для реализации (эскизные, поисковые, концептуальные и т. п.), предложений о возможности и условиях застройки какого-либо земельного участка

3

выполнение работ, которые связаны с участием в градостроительных и архитектурных конкурсах, если их условиями не предусмотрено иное

Изменения к Закону о госзакупках

Изменения претерпел и Закон о госзакупках. Напомним, этим нормативно-правовым актом предусмотрено, что он применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), а работ — 1 млн грн. При этом раньше для товаров и услуг предусматривалась сумма 100 тыс. грн. (без исключений для строительства), а для работ — 300 тыс. грн.

Законом № 4220 введены исключения, не подпадающие под действие закупочного закона (кроме ранее установленных). Так, в частности, предусмотрены следующие случаи, когда предметом закупки являются:

 

1

работы по сносу самовольно построенных объектов в соответствии со ст. 38 Закона № 3038

2

услуги по нормированию и стандартизации в строительстве

Кроме того, Законом № 4220 введен случай, при котором заказчик может в виде исключения применять процедуру закупки у одного участника. Это возможно при необходимости проведения дополнительных строительных работ, не включенных в начальный проект, но которые стали в силу непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта, при условии, что договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ, если такие работы технически либо экономически связаны с главным договором (п. 8 ч. 2 ст. 39 Закона № 2289).

Более подробный комментарий к изменениям по госзакупкам приведен в статье «Тендерные новости в строительстве» // «Строительная бухгалтерия», 2012, № 5, с. 38.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)