835 0

Пришел государственный инспектор Госпожарнадзора: что должен знать предприниматель

Частный предприниматель получил письменное уведомление от органов Государственного пожарного надзора о намерении проведения плановой проверки объекта субъекта хозяйствования по соответствию последнего требованиям действующего законодательства по пожарной безопасности. Как говорил Платон: «Красивое начало — половина дела». Тот, кто владеет знаниями, в состоянии преодолеть множество преград. Вашему вниманию предлагается статья, с помощью которой вы на равных сможете общаться с пожарным инспектором. О правах и обязанностях инспектора Государственного пожарного надзора, видах проверок, сроках и периодичности их осуществления, порядке проведения и другой полезной информации, которая пригодится субъекту хозяйствования, пойдет дальше речь.
Материал подготовил Кость Бондаренко, специалист по пожарной безопасности и охране труда
Документы статьи

Инструкция № 59 — Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 06.02.2006 г. № 59.

Инструкция № 130 — Инструкции о порядке и условиях применения органами государственного пожарного надзора предупредительных мер, утвержденная приказом МЧС от 21.10.2004 г. № 130.

Порядок № 150 — Порядок выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02. 2001 г. № 150.

Постановление № 502 — постановление КМУ «О временных ограничениях по осуществлению мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» от 21.05.2009 г. № 502.

Порядок № 1324 — Порядок распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения, окружающей природной среды относительно пожарной безопасности, утвержденной постановлением КМУ от 14.11.2007 г. № 1324.

Мораторий на проверки

Сразу же напомним, что согласно постановлению № 502 до 2011 года введен мораторий на проверки субъектов предпринимательства (см. «СД», 2009, № 12, с. 2). Среди контролирующих органов, которые должны соблюдать этот мораторий, также и органы Госпожарнадзора. В виде исключения органы Госпожарнадзора имеют право планово проверять субъектов хозяйствования с высокой степенью риска и внепланово в случае получения обращений граждан и юридических лиц с жалобой на нарушение проверяемым субъектом хозяйствования требований законодательства (в нашем случае пожарного). Но если к предпринимателю все же пришли органы Госпожарнадзора с проверкой, постановление № 502 не является достаточно весомой причиной, чтобы отказать им в проверке (при наличии других веских оснований, например если его проверяют планово или имеются причины для внеплановой проверки).

Права и обязанности проверяющих

Порядок организации и осуществления инспекторами пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности предприятиями всех организационно-правовых форм и форм собственности определяется Инструкцией № 59.

Лица органов Госпожарнадзора имеют, в частности, следующие права:

1. Проводить плановую или внеплановую проверки только в рабочее время и в присутствии руководителя или его заместителя либо уполномоченного им лица, получать от них необходимые объяснения, сведения, справки, документы, материалы.

2. Привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по согласованию с их руководителями к проведению плановых и внеплановых проверок, а также независимой экспертизы.

3. Предоставлять (направлять) обязательные для выполнения предписания, постановления, распоряжения, экспертные заключения (по вопросам проведения экспертизы проектной документации) об устранении нарушений и недостатков в работе, связанной с обеспечением пожарной безопасности и проведением мероприятий по предотвращению пожаров, осуществлять контроль за их выполнением.

4. Получать бесплатно сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности на объектах, данные о пожарах, техническую документацию на разработку и изготовление пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов, соответствующие статистические данные, дислокацию объектов, технические паспорта и другую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Госпожарнадзора.

5. Привлекать к административной ответственности должностных лиц объектов и граждан согласно действующему законодательству.

6. Проводить предварительные проверки обстоятельств и причин возникновения пожаров, гибели и травмирования людей, уничтожения или повреждения материальных ценностей.

7. Применять к субъектам хозяйствования санкции в виде предупредительных мер (запрета осуществления деятельности) за нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности, которое создает угрозу возникновения пожара или препятствует его тушению и эвакуации людей (Инструкция № 130).

8. Аннулировать разрешение на начало работы, выданное органом Госпожарнадзора, в случае невыполнения условий обеспечения пожарной безопасности (пункт 131 Порядка № 150).

9. Проверять наличие документов, дающих право на выполнение пожароопасных работ.

10. Проводить практическую отработку планов эвакуации людей или действий работников объекта в случае пожара.

11. Требовать от субъекта хозяйствования устранения выявленных нарушений требований законодательства в сфере пожарной безопасности и прекращения действий, препятствующих осуществлению проверок Госпожарнадзора.

12. Фиксировать процесс осуществления проверок противопожарного состояния субъектов хозяйствования на средства аудио- и видеотехники.

Должностные лица органов Госпожарнадзора при выполнении функций государственного пожарного надзора обязаны:

1. Соблюдать деловую этику во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования.

2. Не вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности при осуществлении плановых и внеплановых проверок, если это не угрожает жизни и здоровью людей, не влечет опасности возникновения пожаров и препятствий для их тушения.

3. Обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйствования, которая становится доступной должностным лицам во время осуществления Госпожарнадзора.

4. Ознакомить руководителя субъекта хозяйствования (его заместителя или уполномоченного им лица) с результатами проверок.

5. По обращению субъекта хозяйствования предоставлять консультационную помощь по вопросам пожарной безопасности.

Как проводятся плановые проверки

Плановые проверки. В ходе проведения плановых проверок осуществляется осмотр (обследование) территорий, зданий, сооружений и помещений, а также любых документов или предметов, касающихся обеспечения пожарной безопасности.

Плановые проверки объектов, относящихся к сфере управления (собственности, владения, пользования) субъектов хозяйствования, осуществляются в соответствии с квартальными планами-графиками, которые утверждаются руководителями соответствующих органов Госпожарнадзора до 20 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому.

Кстати,в случае взятия на учет новых объектов со средней или незначительной степенью приемлемого риска планирование проверок таких объектов начинается с I квартала 2011 года (в соответствии с пунктом 1 постановления № 502).

Срок осуществления плановой проверки объектов, относящихся к сфере управления субъектов хозяйствования, для субъектов малого предпринимательства (частных предпринимателей) не может превышать 5 рабочих дней. Продление срока осуществления плановой проверки не допускается.

Периодичность проведения плановых проверок объектов субъектов хозяйствования устанавливается с учетом степени риска их хозяйственной деятельности, который определяется в соответствии с Порядком № 1324.

Субъекты хозяйствования с высокой степенью приемлемого риска проверяются ежегодно.

Субъекты хозяйствования со средней степенью приемлемого риска — один раз в три года начиная с I квартала 2011 года.

Субъекты хозяйствования с незначительной степенью приемлемого риска — один раз в пять лет начиная с I квартала 2011 года.

Полезная информация: соответствующие органы Госпожарнадзора обнародуют критерии и периодичность проведения плановых проверок противопожарного состояния объектов субъектов хозяйствования путем размещения информации в сети Интернет или на собственных веб-сайтах.

Плановые проверки проводятся при условии письменного уведомления о проверке (далее — уведомление) не позднее чем за десять дней до дня их осуществления, которое направляется заказным письмом или телефонограммой либо вручается лично руководителю объекта или уполномоченному им лицу под роспись.

В случае наличия на объектах помещений, участков и т. п., сдаваемых в аренду, орган Госпожарнадзора обязан ознакомить арендаторов о дате и времени осуществления плановой проверки и обеспечить их присутствие во время проверки.

Следует помнить, что удостоверение на проведение плановой или внеплановой проверки (далее — удостоверение) должно быть подписано руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа Госпожарнадзора (с указанием фамилии, имени и отчества лица, осуществляющего проверку) и заверено печатью. Перед началом осуществления проверки удостоверение вместе со служебным удостоверением предъявляется руководителю объекта или уполномоченному им лицу. Копия удостоверения на проведение проверки предоставляется субъекту хозяйствования. Удостоверение действует только в течение указанного в нем срока осуществления проверки. Должностное лицо органа Госпожарнадзора без удостоверения на проведение проверки и служебного удостоверения не имеет права на осуществление проверки.

Перед началом осуществления проверки должностное лицо органа Госпожарнадзора вносит запись в соответствующий журнал субъекта хозяйствования (при его наличии).

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки объектов субъектов хозяйствования со средней и незначительной степенями приемлемого риска не проводятся при условии заключения договоров добровольного страхования ответственности перед третьими лицами, за исключением осуществления проверок объектов строительства, а также условий выполнения постановлений о применении предупредительных мер и проверок выполнения предписаний, выданных по результатам проведения плановой проверки.

При проведении внеплановых проверок уведомление не направляется. В ходе проведения внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость которых стала основанием для осуществления указанного мероприятия, с обязательным их указанием в удостоверении. Руководитель объекта или уполномоченное им лицо имеет право ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки и получить копии соответствующих документов.

Срок осуществления внеплановой проверки для субъектов малого предпринимательства (частных предпринимателей) не может превышать двух рабочих дней. Продление срока осуществления внеплановой проверки не допускается.

Полезная информация:внеплановые проверки объектов субъектов хозяйствования, проводимые с целью контроля за выполнением предписаний и постановлений, до 1 января 2011 года могут не проводиться при условии, что руководитель субъекта хозяйствования самостоятельно уведомит орган Госпожарнадзора о выполнении соответствующего распорядительного документа (предписание, постановление) и устранении выявленных по результатам проверки нарушений требований пожарной безопасности с предоставлением материалов (проектно-сметная документация, договоры на выполнение противопожарных работ, расчеты по оплате за выполнение работ и т. п.), которые это подтверждают. В таком случае проверка достоверности предоставленных руководителем субъекта хозяйствования данных проводится во время следующей плановой проверки.

Акт проверки соблюдения (выполнения) субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере пожарной безопасности (далее — акт) составляется в случае, если по результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности.

В акте указывается состояние выполнения требований пожарной безопасности, а в случае невыполнения — детальное описание выявленных нарушений со ссылкой на соответствующие требования законодательства и нормы в сфере пожарной безопасности. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается в последний день проверки. Если руководитель объекта (или уполномоченное им лицо) делает замечания по поводу проведения проверки, то они являются неотъемлемой частью акта, который подписывается с замечаниями. В случае отказа руководителя объекта от подписания акта или получения его второго экземпляра должностное лицо органа Госпожарнадзора вносит в него соответствующую запись и направляет его заказным письмом с уведомлением по местонахождению субъекта хозяйствования.

На основании акта, составленного по результатам плановой проверки, в ходе проведения которой выявлено нарушение противопожарных требований, в течение 5 рабочих дней после ее завершения составляется предписание на устранение нарушений требований пожарной безопасности (далее — предписание), в котором также отражаются мероприятия по устранению недостатков в деятельности администрации по обеспечению пожарной безопасности проверяемых объектов.

Предложенные предписаниями мероприятия должны обосновываться требованиями нормативно-правовых актов по вопросам пожарной безопасности и обсуждаться с руководителями объектов или уполномоченными ими лицами с установлением сроков их выполнения, которые до 1 января 2011 года должны составлять 30 суток.

Предписание имеет два раздела. В первый раздел включаются невыполненные мероприятия предыдущего предписания с указанием прошлых сроков их выполнения и предлагаются новые сроки, а во второй — новые предложенные мероприятия и сроки их выполнения.

Полезная информация:предписание хранится в надзорном деле до полного его выполнения, но не менее 5 лет.

При проведении проверок в предыдущем предписании инспектор обязан сделать отметки о выполнении или невыполнении мероприятий, предложенных во время предыдущей проверки. При выполнении противопожарных мероприятий напротив каждого из них делается отметка «Выполнено», ставятся дата проверки и подпись соответствующего инспектора, а при невыполнении — в конце предписания указываются порядковые номера невыполненных пунктов, указываются меры, примененные к виновным лицам, а также предупредительные меры, с чем знакомится руководитель объекта.

В завершение заметим, что за невыполнение мер предписания и в случае выявления новых нарушений установленных законодательством требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору может принять меры по привлечению виновных лиц к ответственности и (или) применению предупредительных мер в соответствии с законодательством.




Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)